Научная статья на тему 'Тор как средство развития экономики в условиях ее нестабильности'

Тор как средство развития экономики в условиях ее нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT / ECONOMIC POLICY / REGION DEVELOPMENT / POPULATION WELFARE / INVESTMENT ATTRACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квиткина Ю.А., Окунь А.С.

В статье рассмотрено понятие «территория опережающего развития», исследована его сущность, раскрыты основные принципы, содержание и изучена эффективность функционирования территории за рубежом. В результате проведенного анализа была определена целесообразность ее внедрения в Краснодарском крае и предложена возможная модель ТОР. Также были выявлены следующие результаты внедрения: создание ТОР или специальных территорий для ведения экономической деятельности играет немаловажную роль в общей экономической политике государства. Оно не только обеспечивает развитие субъекта, в котором данная территория была создана, но и в дальнейшем положительно влияет на все государство, стимулируя его экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH IN CONDITIONS OF INSTABILITY

The concept of “territory of advanced development” and its essence are considered in the article taking into account the performance of such territories abroad. As a result of the lead analysis the feasibility of its implementation in the Krasnodar region was determined and a possible model of TAD was proposed. Furthermore, the following results of its implementation was also revealed: the creation of TAD or special territories for business plays a great role in the overall economic policy of the country. It not only ensures the development of the state, in which the TAD had been created, but also positively influences in the future on the entire states, encouraging their economic development.

Текст научной работы на тему «Тор как средство развития экономики в условиях ее нестабильности»

230

ТОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ THE TERRITORY OF ADVANCED DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH IN CONDITIONS OF INSTABILITY

fl

Ассистент кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета

J.A. KVITKINA

Assistant of the Department of world economy and management of the Kuban state University

Ю.А. КВИТКИНА

А.С. ОКУНЬ

Доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

A.S. OKUN'

Associate Professor of the Department of economic analysis, statistics and finance of the Kuban state University, PhD in economics, associate Professor

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено понятие «территория опережающего развития», исследована его сущность, раскрыты основные принципы, содержание и изучена эффективность функционирования территории за рубежом. В результате проведенного анализа была определена целесообразность ее внедрения в Краснодарском крае и предложена возможная модель ТОР Также были выявлены следующие результаты внедрения: создание ТОР или специальных территорий для ведения экономической деятельности играет немаловажную роль в общей экономической политике государства. Оно не только обеспечивает развитие субъекта, в котором данная территория была создана, но и в дальнейшем положительно влияет на все государство, стимулируя его экономическое развитие. ABSTRACT

The concept of "territory of advanced development" and its essence are considered in the article taking into account the performance of such territories abroad. As a result of the lead analysis the feasibility of its implementation in the Krasnodar region was determined and a possible model of TAD was proposed. Furthermore, the following results of its implementation was also revealed: the creation of TAD or special territories for business plays a great role in the overall economic policy of the country. It not only ensures the development of the state, in which the TAD had been created, but also positively influences in the future on the entire states, encouraging their economic development.

232

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Территория опережающего развития, экономическая политика, развитие региона, благосостояние населения, привлечение инвестиций. KEYWORDS

Territory of advanced development, economic policy, region development, population welfare, investment attraction.

Определение направления внутренней экономической политики государства является важнейшей составляющей общей экономической политики, от которой в значительной степени зависит не только финансовая стабильность страны, но и решение важнейших социальных и государственно-политических задач. Более того, несмотря на осуществляемый на протяжении более тридцати лет процесс экономико-регионального реформирования, проблема ярко выраженной разницы социально-экономического развития регионов и диспропорция их показателей в Российской Федерации сохраняют актуальность и остроту. Широкий спектр мер, предпринятых для улучшения экономической ситуации и возобновления утратившей мощность производственной деятельности, на основе создания специальных территорий с коротким периодом деятельности в 5-10 лет, обеспечивающего одновременно стабильность и эффективность экономической деятельности, не дал радикального улучшения. Представляя собой элемент эффективного развития регионов, созданные территории характеризуются присущими им недостатками, противоречиями и незавершенностью.

В этой связи особую актуальность имеют вопросы социально-экономического развития регионов для улучшения экономической ситуации в стране в целом. Подтвержде-

нием этому может служить зарубежный опыт — тех стран, внутренняя экономическая политика которых направлена не на одну отдельную приоритетную отрасль, а на широкий спектр отраслей при наличии в них высокой конкуренции. Так, во многих государствах (например, США, Япония, Китай и др.) были созданы особые зоны для ведения экономической деятельности при предоставлении со стороны государства особых льгот. Данные зоны увеличили социально-экономическое развитие государств и в долгосрочной перспективе вывели их на мировой рынок, предоставив лидерство в определенных сферах.

В России понятие «Территория опережающего развития» (далее — ТОР) впервые прозвучало в ежегодном послании президента Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию 12 декабря 2013 года. Глава государства внес предложение о создании сети специальных территорий и экономических зон на территории Дальнего Востока и Сибири. Обеспечение особых условий на этих территориях направлено на несырьевые производства, которые были бы ориентированы не только на конечного национального потребителя, но и на экспорт. Создание таких территорий с установленной системой экономических преференций для резидентов предполагает, что ТОРы будут выступать в качестве специальных точек роста социально-экономической сферы региона, а также стимулировать развитие соседних территорий и регионов.

Понятие ТОР в полной мере раскрывается в Федеральном Законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Под ТОР РФ понимается часть территории субъекта РФ, на которой Правительством РФ установлен правовой режим осу-

234

ществления предпринимательской деятельности с целью формирования благоприятных условий развития экономики и социальной сферы региона, привлечения инвестиций, а также с целью создания благоприятных условий проживания населения. Так, данным законом предусмотрены льготное налогообложение, упрощенные административные процедуры и т.д.1

С позиции целесообразности создания ТОР в России необходимо проанализировать определенный набор показателей аналогичных зон в зарубежных странах. Так, для анализа можно использовать действующую систему ЗСТ в США, учитывая тот факт, что в современных условиях данное государство является одним из лидеров на мировой экономической арене. Исходя из полученных данных, наглядно отображенных на рисунке 1, можно наблюдать значительный прирост и положительную динамику полученного продукта и констатировать тот факт, что производство и распределение увеличилось в 6,5 раз за исследуемый период 1993-2016 гг. При этом на рисунке отмечаются несколько спадов, которые обуславливаются мировыми экономическими кризисами.

Рисунок 1 также наглядно демонстрирует положительную динамику показателя экспорта продукции ЗСТ в США за исследуемый период, что предполагает увеличение наполнения бюджета государства и, как следствие, рост благосостояния в целом. При этом необходимо отметить, что ЗСТ на территории США начали развиваться с 1934 г. и достигли высокого уровня только в XXI веке, что свидетельствует об их достаточно долгосрочной окупаемости.

1 Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3.

И И 11111111

■ Готовый продукт и Затраты нац-го статуса

□ Затраты ин-го статуса -Экспорт (по себестоимости)

Рис. 1. Оценка показателей ЗСТ США за период 1993-2016 гг. в млн дол. (составлено автором на основе источника [6]).

Разработка мероприятий, направленных на решение проблем в системе поддержки экономики государства в целом и региона, в частности, в современных кризисных условиях, приобретает особую актуальность и наделяется первостепенной важностью в системе отраслевой экономики каждого отдельно взятого субъекта РФ. Предложение по созданию ТОР на территории Краснодарского края еще не вносилось органами государственной власти на рассмотрение Государственной думой и Правительством РФ. Тем не менее, создание ТОР является перспективным направлением для Краснодарского края и подтверждается результатами проведенной оценки показателей текущего социально-экономического положения региона.

Так, оценивая состояние развития различных сфер экономической деятельности в Краснодарском крае по данным Федеральной службы государственной статистики [7], можно наблюдать явные колебания индексов промышленного производства, что указывает на неустойчивое развитие сферы тяжелой промышленности в регионе. Основываясь

23

на значениях индексов факторов социально-экономического развития края за исследуемый период в течение нескольких лет, можно проследить максимальные значения. В частности, в июле 2015 г. показатель достиг уровня 179,7%. При этом минимальное значение было отмечено в январе и ноябре месяце этого же года и составило в среднем 50,5%. Однако добыча полезных ископаемых в крае осуществляется более равномерно и на относительно одинаковом уровне. Наравне с добычей природного сырья, в крае развиты такие сферы экономической деятельности, как отгрузка товаров собственного производства и сельское хозяйство. В крае наблюдаются стабильные цены на товары различного производства и стабильный уровень заработной платы, что также положительно сказывается на социально-экономических показателях региона. Индекс инвестиций в основной капитал тоже имеет стабильный тренд к понижению. Так, в 2015 г. произошло значительное снижение индекса привлеченного объема инвестиций до уровня почти 65%. При этом в 2016 г. значение индекса незначительно возросло и достигло 72%, что наглядно демонстрирует снижение потока инвестиций в экономику края.

Тем не менее, имеются и отрицательно влияющие факторы. Так, в крае недостаточно развивается обрабатывающая промышленность. По данным Росстата, индексы обрабатывающего производства за последние 3 года колеблются от 50% до 190%, что указывает на нестабильное развитие данного сектора экономики при отмеченном низком уровне показателей [7].

Таким образом, Краснодарский край обладает достаточно высоким потенциалом, что предопределяет благоприятный социально-экономический климат и делает регион

инвестиционно привлекательным. Реализуя государственную концепцию экономического развития государства, направленную на экономический рост, необходимо модернизировать предприятия реального сектора, реформировать структуру производства, создать необходимые условия для реализации инновационных проектов в приоритетных отраслях.

При создании ТОР на выбранной территории необходимо учитывать те сферы экономики, которые недостаточно развиты и обладают определенным потенциалом. Такими в Краснодарском крае выступают: обрабатывающая промышленность, промышленное производство и рыбная промышленность, согласно ранее проведенному автором анализу [8, с. 34-37]. Ранжирование факторов размещения2 по возможным отраслям специализации ТОР в Краснодарском крае представлено в таблице 1, показатели которой наглядно демонстрируют влияние определенных факторов на уровень развития и привлекательности инвесторов.

В отличие от прочих сфер экономики, обрабатывающая промышленность располагает значительными преимуществами. Данные таблицы 1 указывают на низкий уровень ее развития при условии нестабильности в масштабах отраслевой экономики региона. Краснодарский край является «житницей России» и имеет благоприятные климатические условия для стабильно и эффективно функционирующей

2 Данный метод заключается в оценке факторов, влияющих на анализируемые предметы, посредством присвоения каждому определенного числового значения, максимальное из которых не может быть больше количества всех исследуемых предметов. Наибольшее числовое значение ставится при оказании сильнейшего из всех влияния на анализируемый предмет, если фактор является стимулятором. А наименьшее при данном факторе ставится тому предмету, на который фактор-стимулятор (max) оказывает наименьшее влияние. И наоборот поступают с факторами-дестимуляторами (min): наибольшая оценка тому предмету, на который фактор оказывает наименьшее влияние; наименьшая оценка — фактор оказывает наибольшее влияние.

238

Таблица 1

Ранжирование факторов размещения по возможным отраслям специализации ТОР в Краснодарском крае за 2016 г. (составлено автором на основе источника [9])

Показатели Рыбная промышленностью Нефтегазовая промышленностью Химическая и металлургическая промышленностью Лесопосадочная промышленностью Обрабатывающая промышленностью

Издержки на заработную плату (min) 3 2 4 1 5

Наличие телекоммуникаций (max) 4 3 1 2 5

Наличие квалифицированной рабочей силы (max) 4 2 1 3 5

Стабильность политического положения (min) 2 1 4 5 3

Надежность энергоснабжения (max) 2 3 1 4 5

Налоговая нагрузка у конкурентов (max) 1 4 3 2 5

Наличие сырья (max) 1 3 2 4 5

Близость рынков (max) 4 1 2 3 5

Возможность посменной работы (max) 1 3 4 2 5

Близость к сети магистральных автодорог (max) 1 2 4 3 5

Экологичность производства (max) 3 2 1 4 5

Итого 26 26 27 33 53

сферы сельского хозяйства. С целью одновременного снижения расходов потребителей и увеличения поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней, а также

развития социального направления в экономике, представляется целесообразным поддержать данную сферу посредством создания на ее основе ТОР. При этом возможно акцентировать внимание на такой отраслевой направленности, как консервирование и переработка выращенных местных фруктов и овощей, что будет способствовать развитию собственной консервной промышленности, включая и производство консервной упаковки.

Создавая ТОР, инвесторы определяют сумму привлекаемых инвестиций, основной вид деятельности и число создаваемых рабочих мест. Таким образом можно задать данные параметры и посчитать прогнозное значение выручки, которая может быть получена в дальнейшем. Для этого необходимо провести корреляционно-регрессионный анализ данных таблицы 2.

По проведенному ранее авторами корреляционному анализу [8, с. 39] можно судить о том, что количество рабочих, находящихся в отрасли, и привлеченные инвестиции имеют очень тесную соответственно обратную и прямую связи с показателем выручки, что означает наличие сильной зависимости выручки от показателей Х1 и Х2.

Следующим этапом является проведение регрессионного анализа. По проведенному авторами регрессионному анализу [8, с. 40] можно сделать следующие выводы:

• Так как R-квадрат > 0,75, то наблюдается тесная связь результативного признака со всеми факторными;

• Значимость F < 0,05, Р-значение < 0,05, следовательно, необходимо включать все факторные признаки в уравнение регрессии.

Таким образом, прогнозирование необходимо проводить по выявленному авторами следующему уравнению: Y = 831,61 + (-2,98) • Х1 + 23,67 • Х2.

Для прогнозирования выручки, которая может быть получена в будущем, необходимо определить примерные количественные значения факторных признаков. Так, за Х1 следует взять значения 275,1 и 280,1, так как при создании ТОР примерное количество создаваемых рабочих мест может колебаться от 15 до 20 тыс. Следовательно, прибавляем необходимые создаваемые места к последнему наблюдению. За Х2 необходимо взять 150 и 200 млрд руб. В итоге получаем диапазон возможной выручки от 3 562,7 до 4 731,4 млрд руб., представленный в таблице 2.

В итоге проведенное исследование позволило сделать определенные выводы и определить основные результаты предлагаемых решений проблем:

• снижение безработицы в крае (способствует росту квалифицированного населения) и увеличение общего благосостояния населения;

• стимулирование развития местного сбытового рынка и развитие региона в долгосрочной перспективе;

• укрепление национальной обрабатывающей промышленности;

• снижение зависимости России от импортных готовых продуктов;

• возможность экспорта собственного готового продукта за рубеж;

• дальнейшее привлечение инвестиций;

• цепная реакция развития прилежащих субъектов РФ.

В заключение хотелось бы добавить, что предлагаемое внедрение ТОР на территории Краснодарского края, по мнению автора, наиболее эффективно реализует потенциал региона, стимулирует социально-экономического развитие периферийных областей края, повысит товарооборот и уменьшит зависимость края от зарубежных товаров.

Таблица 2

Динамика выручки в млрд руб. (У), количества рабочих тыс.

чел. (Х1) и объема привлеченных инвестиций в млрд руб. (Х2) по обрабатывающим производствам в Краснодарском крае (составлено автором на основе источника [10])

Год Период № У XI Х2

2006 I полугодие 1 89,1 287,9 4,0

год 2 92,7 278,9 4,2

2007 I полугодие 3 96,7 270,4 4,4

год 4 101,5 273,3 4,2

2008 I полугодие 5 105,3 275,2 4,5

год 6 109,8 280,6 4,9

2009 I полугодие 7 113,9 281,0 4,7

год 8 122,6 279,5 5,2

2010 I полугодие 9 127,2 277,3 5,0

год 10 131,8 280,4 5,4

2011 I полугодие 11 144,8 277,8 5,5

год 12 152,7 276,1 5,9

2012 I полугодие 13 165,3 272,5 6,0

год 14 176,9 268,9 5,8

2013 I полугодие 15 183,6 268,9 6,5

год 16 196,7 268,4 8,4

2014 I полугодие 17 200,8 265,5 7,6

год 18 208,6 262,4 8,1

2015 I полугодие 19 224,7 260,4 7,1

год 20 242,5 260,2 6,3

2016 I полугодие 21 281,9 260,8 7,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

год 22 305,1 260,1 10,0

Прогноз 1 3 562,7 275,1 150,0

Прогноз 2 4 731,4 280,1 200,0

Библиографический список

1. Perroux F. L'Europe sans rivages. — Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 1954. 859 pp.

2. Jacques Raoul Boudeville. L'espace et les Poles de Croissance, 1968, Puf, Paris.

3. Myrdal G. An international economy, problems and prospects, 1956

4. Hirschman A.O. The strategy of economic development, 1958.

5. Hagerstrand.T, 1953, Innovationsforloppet ur korologisk synpunkt, C.W.K Gleerup, Lund, Sweden, translated & reprinted as 'Innovation diffusion as a spatial process', 1967.

6. Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/annual-report.html (от 14.01.2018).

7. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1246601078438 (от 14.01.2018).

8. Квиткина Ю.А. ТОР как средство развития экономики в условиях ее нестабильности. Научная конференция «Галактика науки», Краснодар, 2017. URL: https://drive.google.com/file/d/1jq_78pHOnpo WP2qZSsRzRuSi9KEIW1sa/view?usp=sharing.

9. Гаврилов А.И. Региональная Экономика и Управление. Для студентов высших учебных заведений. Юнити. UNITY: Москва, 2002.

10. Федеральная служба государственной статистики по Краснодарскому краю. Официальная статистика URL: http:// krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ ru/statistics/krsndStat/ (от 14.01.2018).

Bibliographical list

1. Perroux F. L'Europe sans rivages. — Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 1954. 859 pp.

2. Jacques Raoul Boudeville. L'espace et les Poles de Croissance, 1968, Puf, Paris.

3. Myrdal G. An international economy, problems and prospects, 1956.

4. Hirschman A.O. The strategy of economic development, 1958.

5. Hagerstrand T., 1953, Innovationsforloppet ur korologisk synpunkt, C.W.K Gleerup, Lund, Sweden, translated & reprinted as 'Innovation diffusion as a spatial process', 1967.

6. Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/annual-report.html (from 14.01.2018).

7. Informacija dlja vedenija monitoringa social'no-jekonomicheskogo polozhenija sub#ektov Rossijskoj Federacii URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1246601078438 (from 14.01.2018).

8. Kvitkina Ju.A. TOR kak sredstvo razvitija jekonomiki v uslovijah ee nestabil'nosti. Nauchnaja konferencija «Galaktika nauki», Krasnodar, 2017. URL: https://drive.google.com/file/d/1jq_78pHO npoWP2qZSsRzRuSi9KEIW1sa/view?usp=sharing.

9. Gavrilov A.I. Regional'naja Jekonomika i Upravlenie. Dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Juniti. UNITY: Moskva, 2002.

10. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu kraju. Oficial'naja statistika URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/ (from 14.01.2018).

Контактная информация:

Квиткина Ю.А.

350040, Россия, Краснодарский кр., г. Краснодар, ул. Ставропольская,

149, +7 (861) 219-95-02, rector@kubsu.ru

Тел.: +7 (918) 138-88-68

E-mail: kvitkina.j@gmail.com

244

Окунь А.С.

350040, Россия, Краснодарский кр., г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, +7 (861) 219-95-02, rector@kubsu.ru Тел.: +7 (961) 580-00-17 E-mail: n121ha@rambler.ru

Contact links:

J.A. Kvitkina

Kuban state University: 350040, Russia, Krasnodar state, Krasnodar, Stavropol str., 149, +7 (861) 219-95-02, rector@kubsu.ru Tel: +7 (918) 138-88-68 E-mail: kvitkina.j@gmail.com

A.S. Okun'

Kuban state University: 350040, Russia, Krasnodar state, Krasnodar, Stavropol str., 149, +7 (861) 219-95-02, rector@kubsu.ru Tel: +7 (961) 580-00-17 E-mail: n121ha@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.