Научная статья на тему 'Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития'

Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДЕКС ОБЪЕКТИВНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ / PRIORITY DEVELOPMENT / AREA / ECONOMIC SYSTEMS / FINANCIAL SUSTAINABILITY / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спирина С. Г.

Предмет. Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития в первую очередь связана с формированием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). В последние два года особенно актуальными стали проблемы обеспечения финансово-экономической безопасности этих территорий, анализ эффективности их финансовой устойчивости, формирование методологии оценки компонент финансовой безопасности экономических систем опережающего развития (ЭСОР). Цели. Разработка методологии анализа и оценки финансовой безопасности экономических систем опережающего развития. Методология. Исследование проведено с помощью экономико-математических методов, а также вероятностных методов экспертных оценок. В работе проанализированы основные критерии и факторы, необходимые для эффективной реализации финансовой безопасности ЭСОР. Среди них: оценка рисков финансово-экономической безопасности, оценка конкурентных преимуществ ТОР, эконометрическое моделирование и анализ индексов показателей экономической деятельности предприятия. Оценку моделирования системы показателей финансово-экономической безопасности предложено дополнить новым индексом объективной достоверности. Результаты. Предложена методика оценки финансово-экономической безопасности, позволяющая на этапе обеспечения экономической безопасности по эффективному внедрению инновационных бизнес-процессов ТОР и сохранению коммерческой тайны оценить риски финансово-экономической безопасности системы моделей и ограничений полученных угроз. Полученные результаты можно применить как в оценке финансовой устойчивости предприятий, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития, так и на региональном и национальном уровне. Выводы. Для более эффективной финансово-экономической безопасности предприятий, которые зарегистрированы и функционируют на территориях опережающего социально-экономического развития, необходимо проводить мониторинг предложенного индекса объективной достоверности и способности предприятий реагировать на экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на их финансово-экономическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial security of priority development economic systems

Importance Financial security of priority development economic systems is primarily related to the formation of areas of priority social and economic development in the Russian Federation. During the recent two years, the problems of financial and economic security of these areas, analysis of the efficiency of their financial sustainability, creating a methodology to assess the components of financial security have become extremely urgent. Objectives The aim of the research is to develop a methodology to analyze and assess the financial security of economic systems of priority development. Methods The study employs logical, economic and statistical, economic and mathematical analyses, and probabilistic methods of expert estimates. Results The paper analyzes major criteria and factors that are necessary for the efficient realization of financial security of priority development territories. They include an assessment of risks of financial and economic security, competitive advantages of priority development territories, econometric modeling, etc. I propose a technique enabling to assess risks at the stage of financial planning of innovative business processes of the priority development area. The results can be applied in the assessment of financial sustainability of enterprises located in priority development territories at both the regional and national levels. Conclusions To enhance the financial and economic security of enterprises operating in priority development territories, it is important to monitor financial risks and the ability of these enterprises to react to internal and external factors impacting their financial and economic security.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Устойчивое развитие экономики

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ Стелла Георгиевна СПИРИНА

кандидат юридических наук, доцент кафедры теоретической экономики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 28.03.2016 Принята в доработанном виде 30.04.2016 Одобрена 16.05.2016

УДК 336.1; 336.011; 336.6 JEL: G17, G32

Ключевые слова:

экономические системы опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития, финансовая устойчивость, финансово-экономическая безопасность, индекс объективной достоверности

Аннотация

Предмет. Финансовая безопасность экономических систем опережающего развития в первую очередь связана с формированием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). В последние два года особенно актуальными стали проблемы обеспечения финансово-экономической безопасности этих территорий, анализ эффективности их финансовой устойчивости, формирование методологии оценки компонент финансовой безопасности экономических систем опережающего развития (ЭСОР).

Цели. Разработка методологии анализа и оценки финансовой безопасности экономических систем опережающего развития.

Методология. Исследование проведено с помощью экономико-математических методов, а также вероятностных методов экспертных оценок. В работе проанализированы основные критерии и факторы, необходимые для эффективной реализации финансовой безопасности ЭСОР. Среди них: оценка рисков финансово-экономической безопасности, оценка конкурентных преимуществ ТОР, эконометрическое моделирование и анализ индексов показателей экономической деятельности предприятия. Оценку моделирования системы показателей финансово-экономической безопасности предложено дополнить новым индексом объективной достоверности.

Результаты. Предложена методика оценки финансово-экономической безопасности, позволяющая на этапе обеспечения экономической безопасности по эффективному внедрению инновационных бизнес-процессов ТОР и сохранению коммерческой тайны оценить риски финансово-экономической безопасности системы моделей и ограничений полученных угроз. Полученные результаты можно применить как в оценке финансовой устойчивости предприятий, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития, так и на региональном и национальном уровне. Выводы. Для более эффективной финансово-экономической безопасности предприятий, которые зарегистрированы и функционируют на территориях опережающего социально-экономического развития, необходимо проводить мониторинг предложенного индекса объективной достоверности и способности предприятий реагировать на экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на их финансово-экономическую безопасность.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Под информационным обществом и высокотехнологической цивилизацией стали все чаще понимать определенный тип экономики, в которой решающую роль играет сектор знаний, а производство знаний становится источником роста экономики1. В связи с этим финансово-экономическая безопасность высокотехнологической цивилизации в период непростой политической и миграционной обстановки в Европе и наличия вторичных волн финансового кризиса по-прежнему остается серьезным фактором национальной безопасности.

Анализом мониторинга индикаторов

экономической безопасности, становлением механизмов финансовой устойчивости

предприятий и свободных экономических зон занимались такие экономисты, как Л.И. Абалкин,

1 Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Россия и мир в новом веке. 2004. № 1. С. 5-24.

Г.И. Хотинская [1], Л.П. Чижова [2], Н.А. Адамов, А. Амутинов [3], К.Н. Мингалиев,

М.А. Батьковский2, Л.П. Дашков [4],

Е.Б. Тютюкина [5], Т.А. Худякова [6], С.М. Ергин3 и др. Исследования современных зарубежных специалистов в области финансово-экономической безопасности затрагивают следующие научные сферы: риски обеспечения финансово-экономической безопасности в Китае до 2050 г., анализ финансовой устойчивости банковской сферы в секторе кредитования хозяйствующих субъектов, моделирование оптимальных режимов управления [7, 8]. При этом исследования

2 Батьковский М.А., Мингалиев К.Н., Фомина А.В. Анализ финансовой устойчивости предприятий базовых высокотехнологичных отраслей // Вопросы радиоэлектроники. 2015. № 2. С. 219-238.

3 Ергин С.М. Альтернатива стратегического развития регионов, не связанная с международной конкуренцией // Бизнес Информ. 2013. № 9. С. 132-136.

зарубежных ученых не полностью охватывают актуальную сферу анализа финансово-экономических систем опережающего развития.

Исследования в сфере финансово-экономической безопасности показали, что многие теоретики и практики считают необходимым оценивать уровень угрозы (безопасности) национальной экономики и ее регионов с помощью индикаторов экономической безопасности. Последние должны быть чувствительны к изменчивости финансово-экономической ситуации в стране, регионе, на предприятии, в экономических системах опережающего развития, в свободных экономических зонах.

Индикаторами считают пороговые значения экономической безопасности государства, количественно отражающие предельно допустимые значения экономической

деятельности, выход за пределы которых угрожает экономической безопасности страны. Естественно, для каждого уровня иерархии индикаторы могут быть разными и должны иметь различные пороговые значения. Необходимым условием эффективного использования таких индикаторов становится системный эффект [9].

Для осуществления мониторинга угроз экономической безопасности необходимо определить критические значения индикаторов, в пределах которых может быть обеспечена экономическая безопасность [10, 11]. Перечень пороговых значений может включать в себя значительное число количественных индикаторов, существенно различающихся между собой по содержанию и методам расчетов [12]. При этом, однако, необходимо отобрать оптимальное количество пороговых значений, способных достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности.

В Государственной стратегии экономической безопасности определены критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, а также утвержден Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров. Указанные параметры определены как способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, ее зависимость от импорта, уровень внешнего и внутреннего долга,

56 №р:/Лп-^й.г

обеспеченность экономики страны

стратегическими ресурсами и др.

При выборе основных путей реализации экономической политики в целях обеспечения экономической безопасности государства можно использовать сопоставление данных показателей со среднемировыми значениями4 [13, 14]. Причем усиление активности государства, как правило, ведет к снижению темпов экономического роста, а следовательно, и к снижению уровня экономической безопасности страны. При сокращении масштабов вмешательства

государства в экономическую жизнь обеспечивается более высокий уровень экономической безопасности [15]. Естественно предположить, что преодоление экономического кризиса возможно лишь последовательной либерализацией экономической жизни.

Проведенный нами анализ группы финансово-экономических индикаторов экономической безопасности позволяет представить их в виде четырех групп пороговых значений:

1) макроэкономические показатели, отражающие основные черты национальных интересов и утвержденных Правительством РФ;

2) пороговые значения экономической безопасности регионов;

3) пороговые значения финансовой безопасности экономических систем опережающего развития с выделением в них территорий опережающего социально-экономического развития и свободных экономических зон;

4) пороговые значения отраслевого уровня и уровня предприятий [16].

Анализ предлагаемых вариантов перечня пороговых значений индикаторов позволяет сформулировать следующие выводы:

• необходимо сформировать индикаторы -ориентиры развития для определения границ негативных процессов и возможных сфер экономического неблагополучия. Однако многовариантность перечня пороговых значений индикаторов мешает реально оценить угрозы и придает анализу характер произвольности;

• в силу отсутствия единой общепризнанной методологии и субъективизма оценок

4 Сидоров В.А. Социалистическая система хозяйствования: экономическая аномалия или прорывной способ производства // Современная экономическая мысль. 2013. № 2. С 5-21.

определение пороговых значений индикаторов на сегодняшний день далеко от объективности (так, в качестве пороговых значений индикаторов используются, например, данные по России в лучшие для нее времена, фактические данные по отдельным или группе развитых стран);

• Россия переживает период преобразований государственного устройства, политической системы, социально-экономических отношений, что, соответственно, сказывается на уровне экономической безопасности [17, 18];

• эмпирический подход, на котором базируются все предложенные методики, делает упор на статические взаимосвязи в ущерб причинно-следственным зависимостям в экономике5;

• уровни пороговых значений статичны и оценивают достигнутые результаты, но не тенденции. Между тем с позиций оценки безопасности более информативной является динамика политико-экономических и социальных процессов.

Управление финансовой безопасностью и оценка финансовой устойчивости деятельности хозяйствующих субъектов и экономических систем более 20 лет формируется как институционально направленный самостоятельный вид

профессиональной деятельности6 [19].

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015 № 213-Ф3), под территорией опережающего развития (ТОР) понимают часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности: льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и т.д. Причиной создания ТОР стала необходимость в стимулировании потенциалов региона (его части), моногородов к активизации хозяйственно-экономической деятельности, существенному положительному рывку в финансово-экономических показателях экономических систем.

5 Мандрощенко О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 45. С. 62-68.

6Мингалиев К.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А.

и др. Финансовое оздоровление предприятий в условиях рецессии и посткризисного развития российской экономики // Теория инструментария. М., 2010.

Теоретическими предпосылками формирования экономических систем опережающего развития на базе ТОР становятся наличие территории, градообразующего предприятия либо

определенной сферы деятельности [20], наличие либо формирование коммуникаций [21, 22] (табл. 1).

По нашему мнению, под экономическими системами опережающего развития следует понимать такие системы, в которых государственные интересы и интересы частных инвесторов определяют производство,

распределение, обмен и потребление основных материальных благ на отведенных государством территориях с выделенными государством преференциями в целях оптимизации совокупного экономического эффекта и социально-экономических показателей этих территорий [23].

Определенным образом такое представление экономической системы опережающего развития можно отнести к смешанной экономической системе [24], однако следует обратить внимание на неоклассический подход к исследованию поведения людей, максимизирующих свою полезность в системе ограниченных ресурсов [25] и с некоторыми ограничениями на потребности7 [26]. Основными элементами систем опережающего развития являются государство, частные инвесторы, предприятия, на которых будут реализовываться инвестиционные проекты ТОР [27], предприятия различных форм собственности свободных экономических зон и лица, реализующие собственные потребности, потребности государства и частных инвесторов. [28, 29].

Именно поэтому необходимо определить оптимальный набор индикаторов состояния экономической безопасности (на уровне государства, регионов, отраслей, ТОР и т. д.) с учетом их целевого использования [30]. Количество индикаторов должно варьироваться в зависимости от сферы использования и структуры привлеченного капитала. Так, для ТОР их можно определить как:

— 7-8 пороговых значений ключевых индикаторов для принятия решений при выработке стратегии экономического развития ТОР;

7 Калайдин Е.Н., Литвинский К.О. Методология построения моделей управления субъектами природопользования // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 25. С. 40-47.

— 10-15 пороговых значений ключевых индикаторов для использования в аналогичных целях при разработке прогнозов развития экономики страны.

Динамика прямых инвестиций зарубежных и российских инвесторов в зарубежные экономики, расчитанная по методологии платежного баланса Российской Федерации за 2011 и 2014 гг., представлена в табл. 2.

По данным Росстата, из девяти федеральных округов за 9 мес. 2015 г. в четырех из них средства на депозитах юридических лиц возросли в среднем на 33,3%, а в пяти - сократились в среднем на 29,5%. Лидерами роста средств на депозитах стали Крымский (на 73%), Северокавказский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа; наибольшее снижение произошло в Южном (на 49,5%) и Дальневосточном округах.

Проблемы финансовой устойчивости

и финансовых рисков, присущие многим хозяйствующим субъектам, автоматически не снимаются при переходе региона в ТОР. Анализ природы и структуры финансовых рисков ТОР требует учета преемственности в исследовании финансовых рисков предприятия [31, 32], сталкивающегося с внутренними и внешними воздействиями8 [33, 34].

Для оценки финансовых рисков предприятий и корпораций, расположенных на территории опережающего развития, очень важен объект финансово-экономической безопасности [35]. Объектом финансовой безопасности

экономических систем опережающего развития становятся финансовые риски предприятий и корпораций, вошедших в состав таких территорий, собственные и привлеченные финансовые средства предприятий, используемые для хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Так, например, ТОР «Надеждинская» создано на территории Надеждинского района Приморского края на земельных участках площадью 806 га. Ее специализацией, в соответствии с интересами инвесторов, будет развитие транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. На данной ТОР

8 Осипян В.О., Мирзоян А.В., КарпенкоЮ.А., Жук А.С., Арутюнян А.Х. Математическая модель системы защиты информации на основе диофантова множества // Чебышевский сборник. 2014. Т. 15. № 1. С. 146-154.

58 №р:/Лп-^а!|

устанавливается режим осуществления

предпринимательской и иной деятельности с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Кроме того, на ТОР устанавливается особый налоговый режим, способствующий привлечению инвестиций, формированию ускоренного социально-экономического развития. Ключевыми принципами благоприятного инвестиционного климата являются следующие:

- начисления на ФОТ 7,6% (ПФР - 6%, ФОСС -1,5%, ФОМС - 0,1%) в течение 10 лет;

- ускоренная процедура возмещения НДС (в течение 10 дней);

- освобождение или снижение ставки налогов на имущество, землю в соответствии с законодательством субъекта РФ;

— понижающий коэффициент НДПИ (0-0,8) в течение 10 лет, далее применяется коэффициент 1;

— налог на прибыль в первые 5 лет после получения первой прибыли от 0 до 5%, в последующие 5 лет - от 10%;

— земельный налог 0% в течение 3 лет и др.

Однако наличие административных преимуществ, а также исследования, проводимые методами интегральной оценки риска, оценка эффективности защитных мероприятий методами комплексной оценки экономического потенциала предприятий, использование SWOT-анализа, использование методов построения

многовекторной ресурсно-функциональной

модели экономической безопасности и риска банкротства для обеспечения финансовой безопасности экономических систем

опережающего социально-экономического

развития являются недостаточными [36]. Существенным для повышения

производительности труда сотрудников предприятий ТОР становятся факторы повышения качества жизни [37, 38].

Предлагаем дополнить перечень индексов, по которым традиционно проводят анализ конкурентоспособности предприятия (фирмы), индексом объективной достоверности ЮD, который представляет отношение доли заемных средств фирмы в заемных средствах

конкурирующих субъектов (отрасли) к доле собственных средств фирмы к собственным средствам предприятий данной отрасли либо предприятий нескольких ЭСОР:

z,

IOD =

n n

z Ic

i = 1 Zi i = 1

I

I

i=1

I

где zi - заемные средства 7-го конкурирующего предприятия;

с{ - собственные средства 7-го конкурирующего предприятия.

Индекс объективной достоверности показывает отношение объема заемных средств к собственным средствам в конкретном предприятии, умноженное на отношение суммы вложенных собственных средств к заемным в целом в отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Геометрически удобно представить коэффициент ЮD в виде площади прямоугольника, одна из сторон которого для всех предприятий будет фиксированна, а другая колеблется от 0 (для предприятий, работающих на собственных средствах), до (предприятие работает только на

заемных средствах, то есть с{ = 1 ) [39].

На примере многочисленных оценок инвестиционных проектов и выявления финансовых возможностей федерального бюджета и бюджетов Приморского, Хабаровского и Камчатского краев рассмотрим аспекты финансовой безопасности формирования нескольких ТОР.

В 2014 г. объем инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе составил 820 млрд руб., превысив показатель 2013 г. (814 млрд руб.), что не могло не отразиться на отношении к власти в регионе [40]. На примере пяти предприятий Дальнего Востока, расположенных в экономических системах опережающего развития и будущих ТОР (проекты которых находятся в завершающей стадии согласований), рассмотрим динамику

предложенного нами индекса, полученного по прогнозным значениям Минэкономразвития Дальнего Востока (табл. 3).

Для более детального изучения влияния предложенного индекса на оценку финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития,

использовались вероятностные методы

экспертных оценок, в частности апробированный нами на протяжении 15 лет метод анкетирования и интервьюирования. Анализируются от 3 до 5 групп, объединенных отраслевой

и территориальной принадлежностью

(экономисты-теоретики, экономисты-практики, юристы, практикующие в решении спорных вопросов между хозяйствующими субъектами, студенты, обучающиеся на разных факультетах учреждений высшего образования и колледжей; пенсионеры с высшим образованием, работавшие в сфере государственного управления, прокуратуре, в силовых структурах, и другие категории граждан). Экспертные оценки применялись для получения взвешенных долей по компетентности в исследуемом вопросе каждой опрашиваемой группы [41].

В частности, можно представить совокупный финансовый риск экономических систем опережающего развития как взвешенную линейную модель четырех компонент, выраженных долями: индекса объективной достоверности, отношения совокупной чистой прибыли к совокупной сумме собственных средств хозяйствующих субъектов исследуемой

экономической системы опережающего развития, политического риска и риска непреодолимых обстоятельств:

а

I ЧП]

IODi, j

" k

I CKj

ар, ап.о

j=1

= а 1-IODi + а

I ЧП]

j= 1 '2 " k

I CKj

j=1

+ аз-а р + а4-а п.о + е

где а

I 4nj

IOD

X=L

2' k

I CKj

ар, ап.о

j=1

функция,

представляющая агрегированный риск

экономических систем опережающего развития либо ТОР;

С ci

z

С

= 1

I ЧП j

j=i

- - отношение совокупной чистои

£ ск,

]=1

прибыли к совокупной сумме собственных средств хозяйствующих субъектов ТОР (либо ЭСОР);

Ор - коэффициент политического риска;

оп о - коэффициент риска непреодолимых обстоятельств;

а, - вероятность (достоверность) значимости

компонент модели, полученная с применением экспертных оценок.

Проведенные нами исследования показали, что наиболее компетентно в качестве экспертов могут выступать сотрудники аппаратов управления министерств областей, на территории которых находятся исследуемые ЭСОР

(Минэкономразвития Дальнего Востока и др.), предприниматели - инвесторы хозяйствующих субъектов и представители банковских структур. Проведенный опрос части этих экспертов показал, что наименьшую долю значимости они определяют риску непреодолимых обстоятельств (средняя величина а4 составила 0,06, или 6%);

к следующей по возрастанию была отнесена вероятность влияния политического риска а = 0,18 (11%) и, наконец, максимальное значение

экспертами было отдано отношению совокупной чистой прибыли к совокупной сумме собственных средств хозяйствующих субъектов ТОР (либо ЭСОР): а2 = 0,63.

Также экспертами было отмечено, что в среднем 2% они оставляют за неучтенными в модели компонентами. Использование приведенной модели в практических целях в настоящее время затруднено в связи с недоступностью информации, позволяющей более точно рассчитать индекс объективной достоверности и отношение

совокупной чистой прибыли к совокупной сумме собственных средств хозяйствующих субъектов ТОР. Причиной этого является продолжающийся процесс формирования ТОР и отсутствие в настоящее время положительной прибыли.

Теоретические исследования показывают, что использования нового индекса для анализа финансовой устойчивости предприятий и корпораций может помочь структурировать рынок заемных средств, которые занимают ТОР в структуре заемных средств других предприятий отрасли и региона. Для более глубокого исследования фактической информации можно использовать корреляционно-регрессионный

анализ, то есть выявлять связи между экономическими показателями, строить многофакторные линейные и нелинейные модели [42].

По нашему мнению, необходимо выделить следующие основные критерии принятия управленческих решений по структуре капитала предприятий и корпораций, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития в целях оптимизации их финансовых потоков и увеличения их финансовой безопасности:

• внешние условия финансово-экономической безопасности ТОР;

• стоимость основного, дополнительного и резервного капиталов предприятий ТОР;

• рентабельность деятельности предприятий;

• платежеспособность предприятий ТОР.

При этом проведение структурных реформ в аппарате топ-менеджмента позволит в максимально короткие сроки развернуть государственно-чиновничий аппарат в сторону реализации программ ТОР, а в целях эффективного его развития - страховать риски внешних факторов и их финансовых последствий для ТОР.

Таблица 1

Предпосылки создания экономических систем опережающего развития Table 1

Prerequisites for creating the economic systems of priority development

Предпосылки Условия реализации

Наличие территории Реализация ФЗ от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Наличие инфраструктуры Постановления Правительства РФ, направленные на реализацию ФЗ от 29.12.2014 № 473-ФЗ

Наличие источника финансирования Привлечение зарубежных и российских инвесторов в ТОР

Финансовый результат Ускоренная окупаемость вложений

Источник: составлено автором Source: Authoring

Таблица 2

Динамика прямых инвестиций в экономику РФ и российских инвесторов в экономики зарубежных стран в 2011 и 2014 гг., млн долл. США

Table 2

Dynamics of direct investment in the economy of the Russian Federation and Russian investors in the economy of foreign countries in 2011 and 2014, Mio USD

Прямые инвестиции 2011 2014

Из России В Россию Из России В Россию

Всего 66 851 55 084 56 389 22 857

Кипр 22 930 12 999 23 430 5 874

Швейцария 3 719 741 6 927 2 472

Бермуды 1 072 594 2 997 535

Нидерланды 9 901 7 383 2 255 1 239

Соединенное Королевство (Великобритания) 1 474 н/д* 1926 н/д

Франция н/д 1107 н/д 2 082

Испания 812 н/д 1 879 н/д

США 1 625 276 1 654 708

Турция 1 685 н/д 1 183 н/д

Австрия 512 1 563 1 135 840

Гонконг / (Китай) 26 (126) 1 095 (1 271)

Багамы н/д 1 829 н/д 3 764

Британские Виргинские о-ва н/д 7 225 н/д 2 542

* Официальная информация об инвестициях отсутствует. Источник: данные Росстата

* No official information on investment. Source: Rosstat

Таблица 3

Индекс объективной достоверности по инвестициям ТОР

Table 3

Index of objective certainty of investment in PDA

Предприятие zi , млрд руб. ci , млрд руб. h1 ci IOD. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОР «Надеждинский» 7,35 3,972 1,85 0,427

ТОР «Михайловский» 45 4,4 10,227 2,360

Проект ТОР «Камчатка» 34 5,7 5,965 1,377

ТОР «Звезда» 89,9 26,701 3,367 0,777

ТОР «Заречье» 13 2,9 4,483 1,034

Средние значения 189,25 43,673 25,892 1,195

Источник: информационно-аналитическое агентство «Восток России». Приморский край. URL: http://eastrussia.ru/region/primorskiy-kray

Source: Information-analytical agency East Russia. Primorsky Krai. Available at: http://eastrussia.ru/region/primorskiy-kray

Список литературы

1. Хотинская Г.И. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости компании // Финансовый менеджмент. 2006. № 4. С. 26-30.

2. Чижова Л.П., Адамов Н.А. Финансовые источники инвестиционно-строительной деятельности инвестора (застройщика) // Российский экономический интернет-журнал. 2012. № 3. С. 308-316. URL: http://e-rej .ru/Articles/2012/Chizhova_Adamov.pdf.

3. Адамов Н., Амутинов А., Еремин И. Влияние учетной политики на учет основных средств // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 2. С. 346-348.

4. Дашков Л.П., Тютюкина Е.Б. Как преуспеть в бизнесе. М.: Маркетинг, 1993. 133 с.

5. Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б. Три «И» в развитии экономики России: инвестиции, индустриализация, инновации // Инновации. 2014. № 12. С. 51-58.

6. Худякова Т.А., Шмидт А.В. Основные подходы к оценке экономической устойчивости предприятия в условиях вариабельной среды функционирования // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 15. № 1-2. С. 281-286.

7. Dadao Lu, Jie Fan. Regional Development Research in China: A Roadmap to 2050. Beijing, Science Press, 2011.

8. Baodong Ren. Financial Crisis and the Cyclical Changes of Financial Supervision // International Journal of Financial Research. 2011. Vol. 2. № 2.

9. Rastaturin A., Kalaidin E., Demekhin E. Optimal Regimes of Heat Mass Transfer in a Falling Film // Journal of Non Equilibrium Thermodynamics. 2006. Vol. 31. № 1. P. 1-10.

10. Худякова Т.А. Роль контроллинга при управлении устойчивостью промышленного предприятия: материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». Уфа, 2014. С. 293-295.

11. Пансков В.Г. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов федерации и муниципальных образований // Российский экономический журнал. 2005. № 9-10. С. 26-32.

12. Ергин С.М. Сравнительный анализ эффектов монополизации отраслевого рынка // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. С. 13.

13. Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. № 11. С. 55-59.

14. Гончаренко Л.И., Архипцева Л.М., Башкирова Н.Н., Борисов О.И. и др. Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века: монография. М.: Изд-во Финансового ун-та, 2011. 315 с.

15. Богдашев И.В., Адаменко А.А., Симоненко Л.И. Совершенствование муниципальных программ социально-экономического развития Краснодарского края // Экономика и предпринимательство.

2014. № 11-2. С. 216-222.

16. Виноградова О.С., Здор Е.В., Марцева Т.Г. Электронные деньги: материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в научной среде». Уфа, 2014. С. 62-64.

17. Мингалиев К., Синицина В. Анализ инструментария оценки финансовой устойчивости компаний // Финансовая жизнь. 2015. № 2. С. 63-70.

18. Помазан С.В. Уголовно-правовая ответственность за организованные формы преступлений (экстремистской, террористической) деятельности // Теория и практика общественного развития.

2015. № 10. С. 99-101.

19. Халафян А.А., Красовский А.А. Некоторые алгоритмы к общей задаче Беллмана - Джонсона // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Технические науки. 1983. № 1. С. 52-54.

20. Марцева Т.Г. Управление конкурентными преимуществами организации: материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспекты». Краснодар: Изд-во Краснодарского ун-та МВД России, 2014. С. 162-166.

21. Спирина С.Г., Калайдин Е.Н. Проблемы финансовой устойчивости в туристическом бизнесе. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. С.174-181.

22. Козырь Н.С., Толстое Н.С. Интернет-банкинг в РФ: состояние и перспективы развития // Экономика: теория и практика. 2013. № 4. С. 37-44.

23. Спирина С.Г. Влияние автоматизации технологии применения формирования web-документов продукции организаций на их финансовую устойчивость // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 3-1. С. 86-90.

24. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Гончаренко Л.И. Реформирование налоговых систем: новое качество обсуждения // Налоги и финансовое право. 2012. № 7. С. 180-189.

25. Морозко Н.И. Адаптивные решения в антикризисном управлении малыми организациями // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2. C. 58-67.

26. Каменева Е.А., Федорова Е.А., Хотинская Г.И. и др. Финансовая устойчивость организаций: теория и подходы к оценке (на примере ЖКХ России). М.: Научные технологии, 2013. 191 с.

27. Нагучев М.М., Плаван Т.К. Модернизация организационной структуры предприятий малого бизнеса в сфере туризма с использованием средств ARIS EXPRESS // Молодой ученый. 2015. № 24. С.513-517.

28. Попова А.С. Особенности организации малыми и средними формами предпринимательской деятельности: материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». Тамбов, 2013. С. 98-100.

29. Сайбель Н.Ю., Видякина Н.А. Оценка продовольственной безопасности России // TERRA ECONOMICUS. 2008. T. 6. № 4-2. С. 107-109.

30. Сайбель Н.Ю. Перспективы развития инновационного предпринимательства в России: материалы II Международной научно-практической конференции «Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней». Сочи, 2014. С. 433-444.

31. Ариничев И.В. Математическая модель накопления прибыли малого предприятия с учетом реинвестирования в основной капитал. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. С. 144-150.

32. Пантелеева О.Б., Пантелеева М.А. Анализ информационного обеспечения привлечения инвестиций в России. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. С. 76-83.

33. Авдеева Е.А. Приоритеты инновационного развития России. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. С. 50-57.

34. Солянникова С.П. Проблемы финансового обеспечения российских вузов в условиях бюджетной реформы // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 47-66.

35. Сидоров В.А., Ампар Л.Г. Категория производственных отношений как базис теории общественного производства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 455-458.

36. Гуслякова К.А. Малый бизнес в России: проблемы и пути решения: материалы Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества». Уфа, 2015. С. 62-65.

37. Забашта Н.Н., Кульпина Н.В., Авдиенко В.В. Влияние свинца на безопасность мяса кроликов // Сборник научных трудов Северо-Кавказского научно-исследовательского института животноводства. 2015. Т. 4. С. 61-70.

38. Геворкян С.М., Фощан Г.И., Спирина В.А. Качество здоровья населения как фактор финансовой устойчивости организаций. В кн.: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Краснодар: Изд-во КГУ, 2014. С. 122-129.

39. Калайдин Е.Н., Калайдина Г.В. Природа неустойчивости рыночных механизмов. Материалы III международной научно-практической конференции «Феномен рыночного хозяйства: от источников до наших дней». Краснодар, 2015. C. 198-202.

40. Воробьева М. Федерализм и «вертикаль» власти в современной России // Власть. 2008. № 6.

41. Константиниди Х.А., Спирина С.Г. Национальные интересы и финансовая устойчивость хозяйствующих субъектов: материалы II Международной научной конференции «Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания». М.: Финансовый университет, 2015. С. 1361-1368.

42. Петровская А.В. Классификация рисков малых промышленных предприятий. В кн.: Основные направления повышения эффективности экономики. Краснодар: Изд-во КГТУ, 2005. С. 78-81.

С.48-52.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 8 (2016) 55-68 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Sustainable Development of Economy

ISSN 2073-2872 (Print)

FINANCIAL SECURITY OF PRIORITY DEVELOPMENT ECONOMIC SYSTEMS Stella G. SPIRINA

Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 28 March 2016 Received in revised form 30 April 2016 Accepted 16 May 2016

JEL classification: G17, G32

Keywords: priority development, area, economic systems, financial sustainability, economic security

Abstract

Importance Financial security of priority development economic systems is primarily related to the formation of areas of priority social and economic development in the Russian Federation. During the recent two years, the problems of financial and economic security of these areas, analysis of the efficiency of their financial sustainability, creating a methodology to assess the components of financial security have become extremely urgent.

Objectives The aim of the research is to develop a methodology to analyze and assess the financial security of economic systems of priority development.

Methods The study employs logical, economic and statistical, economic and mathematical analyses, and probabilistic methods of expert estimates.

Results The paper analyzes major criteria and factors that are necessary for the efficient realization of financial security of priority development territories. They include an assessment of risks of financial and economic security, competitive advantages of priority development territories, econometric modeling, etc. I propose a technique enabling to assess risks at the stage of financial planning of innovative business processes of the priority development area. The results can be applied in the assessment of financial sustainability of enterprises located in priority development territories at both the regional and national levels.

Conclusions To enhance the financial and economic security of enterprises operating in priority development territories, it is important to monitor financial risks and the ability of these enterprises to react to internal and external factors impacting their financial and economic security.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Khotinskaya G.I. [Capitalization as a factor of strengthening the company's financial stability]. Finansovyi menedzhment = Financial Management, 2006, no. 4, pp. 26-30. (In Russ.)

2. Chizhova L.P., Adamov N.A. [Financial sources of investment and construction activities of the investor (developer)]. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal, 2012, no. 3. (In Russ.) Available at:http://e-rej .ru/Articles/2012/Chizhova_Adamov.pdf.

3. Adamov N., Amutinov A., Eremin I. [The impact of accounting policy on asset accounting]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2012, no. 2, pp. 346-348. (In Russ.)

4. Dashkov L.P., Tyutyukina E.B. Kakpreuspet' v biznese [How to succeed in business]. Moscow, Marketing Publ., 1993, 133 p.

5. Sedash T.N., Tyutyukina E.B. [Three 'I' letters in the development of the Russian economy: Investments, Industrialization, Innovation]. Innovatsii = Innovation, 2014, no. 12, pp. 51-58. (In Russ.)

6. Khudyakova T.A., Shmidt A.V. [The main approaches to the evaluation of economic stability of enterprises in variable business environment]. Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya = Economy and Management of Control Systems, 2015, vol. 15, no. 1-2, pp. 281-286. (In Russ.)

7. Dadao Lu, Jie Fan. Regional Development Research in China: A Roadmap to 2050. Beijing, Science Press, 2011.

8. Baodong Ren. Financial Crisis and the Cyclical Changes of Financial Supervision. International Journal of Financial Research, 2011, vol. 2, iss. 2.

9. Rastaturin A., Kalaidin E., Demekhin E. Optimal Regimes of Heat Mass Transfer in a Falling Film. Journal of Non Equilibrium Thermodynamics, 2006, vol. 31, iss. 1, pp. 1-10.

10. Khudyakova T.A. [A role of controlling in managing the sustainability of industrial enterprise]. Innovatsionnoe razvitie sovremennoi nauki: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Innovative Development of Modern Science]. Ufa, 2014, pp. 293-295.

11. Panskov V.G. [The budget reform: Outstanding tax issues to ensure financial needs of subjects and municipalities of the Russian Federation]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2005, no. 9-10, pp. 26-32. (In Russ.)

12. Ergin S.M. [A comparative analysis of the effects of industrial market monopolization]. Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRUITMO. Ser. Economics and Environmental Management, 2013, no. 2, p. 13. (In Russ.)

13. Goncharenko L.I., Osetrova N.I. [On the new discipline: current trends in the tax culture formation]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2007, no. 11, pp. 55-59. (In Russ.)

14. Goncharenko L.I., Arkhiptseva L.M., Bashkirova N.N., Borisov O.I. et al. Aktual'nye problemy razvitiya nalogovoi sistemy Rossii v pervom desyatiletii XXI veka: monografiya [Topical issues of the Russian tax system's development in the first decade of the 21st century: a monograph]. Moscow, Financial University Publ., 2011, 315 p.

15. Bogdashev I.V., Adamenko A.A., Simonenko L.I. [Improving the municipal programs for socio-economic development of the Krasnodar Krai]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2, pp. 216-222. (In Russ.)

16. Vinogradova O.S., Zdor E.V., Martseva T.G. [Electronic money]. Innovatsionnye protsessy v nauchnoi srede: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Innovative Processes in the Scientific Community]. Ufa, 2014, pp. 62-64.

17. Mingaliev K., Sinitsina V. [Analysis of tools for company financial stability evaluation] Finansovaya zhizn' = Financial Life, 2015, no. 2, pp. 63-70. (In Russ.)

18. Pomazan S.V. [Criminal liability for organized forms of crime (extremist, terrorist activities)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2015, no. 10, pp. 99-101. (In Russ.)

19. Khalafyan A.A., Krasovskii A.A. [Some algorithms to the general problem of Bellman-Johnson]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Ser. Tekhnicheskie nauki = Proceedings of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Ser. Engineering, 1983, no. 1, pp. 52-54. (In Russ.)

20. Martseva T.G. [Management of organization's competitive advantages]. Problemy, protivorechiya i perspektivy razvitiya Rossii v sovremennom mire: ekonomiko-pravovye aspekty: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Problems, Contradictions and Development Prospects for Russia in the Contemporary World: Economic and Legal Aspects]. Krasnodar, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation Publ., 2014, pp. 162-166.

21. Spirina S.G., Kalaidin E.N. Problemy finansovoi ustoichivosti v turisticheskom bisnese. V kn.: Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii i praktiki [Financial stability issues in the tourism business. In: Topical issues of economic theory and practice]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2014, pp. 174-181.

22. Kozyr' N.S., Tolstov N.S. [Internet Banking in Russia: Status and the development prospects]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2013, no. 4, pp. 37-44. (In Russ.)

23. Spirina S.G. [Effects of technology automation for generating the web-documents of production of organizations on their financial stability]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2012, no. 3-1, pp. 86-90. (In Russ.)

24. Maiburov I.A., Ivanov Yu.B., Goncharenko L.I. [Reforming the tax systems: new quality of discussion].

Nalogi i fmansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2012, no. 7, pp. 180-189. (In Russ.)

25. Morozko N.I. [Adaptive solutions in crisis management of small organizations]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2007, no. 2, pp. 58-67. (In Russ.)

26. Kameneva E.A., Fedorova E.A., Khotinskaya G.I. et al. Finansovaya ustoichivost' organizatsii: teoriya i podkhody k otsenke (na primere ZhKKh Rossii) [Financial stability of organizations: A theory and approaches to the evaluation (the Russian housing and utility sector case)]. Moscow, Nauchnye tekhnologii Publ., 2013, 191 p.

27. Naguchev M.M., Plavan T.K. [Modernizing the organizational structure of small businesses in the tourism sphere using ARIS EXPRESS]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 24, pp. 513-517. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Popova A.S. [Specifics of small and medium-sized forms of business activity]. Nauka i obrazovanie v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Science and Education in the 21st Century]. Tambov, 2013, pp. 98-100.

29. Saibel' N.Yu., Vidyakina N.A. [Assessment of food security of Russia]. TERRA ECONOMICUS, 2008, vol. 6, no. 4-2, pp. 107-109. (In Russ.)

30. Saibel' N.Yu. [Prospects for innovative ventures' development in Russia]. Fenomen rynochnogo khozyaistva: ot istokov do nashikh dnei: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. The Phenomenon of Market Economy: From the Onset to Present Days]. Sochi, 2014, pp.433-444.

31.Arinichev I.V. Matematicheskaya model' nakopleniya pribyli malogo predpriyatiya s uchetom reinvestirovaniya v osnovnoi capital. V kn.: Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii i praktiki [A mathematical model of profit accumulation by a small business, taking into account the reinvestment in fixed assets. In: Topical issues of economic theory and practice]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2014, pp. 144-150.

32. Panteleeva O.B., Panteleeva M.A. Analiz informatsionnogo obespecheniya privlecheniya investitsii v Rossii. Vkn.: Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii ipraktiki [An analysis of information support to attracting investment in Russia. In: Topical issues of economic theory and practice]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2014, pp. 76-83.

33. Avdeeva E.A. Prioritety innovatsionnogo razvitiya Rossii. V kn.: Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii i praktiki [Priorities of innovative development of Russia. In: Topical issues of economic theory and practice]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2014, pp. 50-57.

34. Solyannikova S.P. [Problems of financial security of Russian higher schools under budget reforms].

Voprosy obrazovaniya = Educational Studies, 2006, no. 1, pp. 47-66. (In Russ.)

35. Sidorov V.A., Ampar L.G. [A category of industrial relations as a basis of the theory of social production].

Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 11, pp. 455-458. (In Russ.)

36. Guslyakova K.A. [Small business in Russia: Problems and solutions]. Rol' nauki v razvitii obshchestva: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. The Role of Science in the Society's Development]. Ufa, 2015, pp. 62-65.

37. Zabashta N.N., Kul'pina N.V., Avdienko V.V. [The impact of lead on the safety of meat of rabbits]. Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta zhivotnovodstva = Proceedings of North Caucasus Research Institute of Animal Production, 2015, vol. 4, pp. 61-70. (In Russ.)

38. Gevorkyan S.M., Foshchan G.I., Spirina V.A. Kachestvo zdoroviya naseleniya kak factor finansovoi ustoichivosti organizatsii. V kn.: Aktual'nye problemy ekonomicheskoi teorii i praktiki [The quality of

people's health as a factor of financial stability of organizations. In: Topical issues of economic theory and practice]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2014, pp. 122-129.

39. Kalaidin E.N., Kalaidina G.V. [The nature of market mechanisms' instability]. Fenomen rynochnogo khozyaistva: ot istokov do nashikh dnei: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. The Phenomenon of Market Economy: From the Onset to Present Days]. Krasnodar, 2015, pp. 198-202.

40. Vorob'eva M. [Federalism and the vertical power structure in today's Russia]. Vlast' = The Power, 2008, no. 6, pp. 48-52. (In Russ.)

41. Konstantinidi Kh.A., Spirina S.G. [National interests and financial sustainability of economic entities]. Razvitie sovremennoi Rossii: problemy vosproizvodstva i sozidaniya: materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. Development of Modern Russia: Problems of Reproduction and Creativity]. Moscow, Financial University Publ., 2015, pp. 1361-1368.

42. Petrovskaya A.V. Klassifikatsiya riskov malykh promyshlennykh predpriyatii. V kn.: Osnovnye napravleniya povysheniya effektivnosti ekonomiki [Classification of risks of small industrial enterprises. In: Basic trends in enhancing the economic efficiency]. Krasnodar, KSTU Publ., 2005, pp. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.