УДК 413.13
ТОПОНИМЫ ШПИКУЛОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА КАРТЕ 1940 г.
© Анастасия Александровна КАЗАНКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры русского языка, e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению названий географических объектов на карте Тамбовской области 1940 г. Рассмотрению подвергаются названия поселений и коллективных хозяйств, что позволяет выявить тенденции в образовании тамбовских топонимов.
Ключевые слова: региональный микротопоним; комоним; административный хороним.
В настоящее время нельзя говорить о полноте исследования лексической системы языка, не учитывая довольно многочисленный и особый по своей природе разряд имен существительных - класс собственных географических названий. В топонимах (микротопонимах, ойконимах, комонимах) в большей степени, нежели в апеллятивах, отражаются и сохраняются диалектные черты.
Данный факт позволяет говорить о том, что региональные топонимы гораздо больше, чем другие разряды имен собственных, связаны с историей региона, его экономикой и культурой, с этнографией народа. Таким образом, топонимы несут в себе, кроме чисто
лингвистической информации, еще и сведения культурно-исторического характера.
Под топонимической лексикой понимается вид ономастической лексики, совокупность ономастических слов как структурных элементов языка, выполняющих роль онима -единицы языка, служащей для выделения именуемого им объекта среди других объектов [1].
В центре внимания нашего рассмотрения находится топонимическая лексика Жердев-ского района, существующая в настоящее время, и вышедшая из употребления. Как известно, с 1935 по 1956 г. большую часть территории современной Тамбовской облас-
ти занимал Шпикуловский район (ныне Жердевский район).
Среди работ, посвященных изучению жердевских топонимов следует назвать работы К.А. Гибшман, занимавшейся историей села Туголуково Жердевского района, краеведа Н.В. Муравьева, описавшего 510 сельских населенных пунктов, расположенных на территории Тамбовской области [2], Л.Ф. Тюленеву, написавшую документальную повесть об истории Жердевского края.
За время существования Шпикуловского района на его территории было основано множество поселений - деревень, поселков и хуторов, в годы коллективизации 19201930-х гг. колхозы появлялись один за другим. Названия этих административных единиц не носили официального характера, бытуя лишь в записках председателей колхозов и глав сельсоветов, а также в устном употреблении, поскольку в то время не были еще обозначены правила и законы ведения отчетной документации, как, впрочем, не были четко определены и границы этих единиц, но еще чаще путались и искажались их названия.
Нам выдалась уникальная возможность -поработать с единственной сохранившейся подробной картой Шпикуловского района, составленной в 1940 г., спустя пять лет после создания района. Эта карта называется так: «Карта Шпикуловского района Тамбовской области с нанесением населенных пунктов, оврагов, рек, границ сельсоветов и границ колхозов». Она составлена старшим землеустроителем Гончаренко, человеком, который занимался организацией эффективного использования земель. Следовательно, в его ведении находились все административные единицы района.
На этой карте отмечено месторасположение 69 населенных пунктов, среди которых численность населения в одном поселении порой не достигала и 10 человек. На карте зафиксировано общее количество коллективных хозяйств на эти 69 поселений - 58. Некоторые колхозы были объединены в совхозы, но по карте неясно, были ли это совхозы или какие другие коммунистические или сельскохозяйственные организации. Их названия выделены красным цветом: имени Калинина, Победа, Путь к Коммунизму, имени Чапаева.
Возможно, что это были названия колхозов, а написаны красным оттого, что у составителя - старшего землеустроителя района, не оказалось под рукой карандаша другого цвета. Так, по легкой воле этого землеустроителя колхозы превращались в совхозы, а деревни в поселки. Обращает на себя внимание сосуществование названий: деревня
Шпикуловка и село Шпикулово в земельной шнуровой книге района. Ясно, что речь идет об одном и том же поселении, но, по сути, названия у него разные, образованные при помощи разных топоформантов.
Топонимические форманты, отмечает А.С. Щербак, отражают тип населенного пункта: «села (конечный формант -ово, -ино), города и поселки городского типа (конечный формант -ов, -ин, -ск), деревни (конечный формант -ка, -овка). Словообразовательная структура названия населенного пункта отражает различные знания о типах поселений, и грамматическая оформленность рода топонима строго совпадает с грамматическим родом существительного-апеллятива. Иными словами, если происходит преобразование села в деревню или поселок городского типа, то при наименовании учитывается род апел-лятива. Топоним по форме мужского рода -это город, поселок: г. Котовск, п. Первомайский, п. Зеленый; топоним в форме среднего рода - село: Котовское, Петровское, Никольское; название женского рода -деревня, слобода: Петровская, Никольская, Заворонежская Слобода, Покровская Слобода» [3, с. 39].
Используя данные, полученные в результате изучения истории возникновения этого топонима, уточним, что он увековечил в себе имя своего первого владельца и основателя -барина по фамилии Шпикулов. Изначально поселение так и называлось: Шпикулово село или с. Шпикулово. Между тем, для устной речи сельских жителей, как известно, свойственно практически повсеместное использование суффикса -к-, поэтому в народе село Шпикулово стало Шпикуловкой. Вариант названия, образованный при помощи топо-форманта -к-, используется и в настоящее время в устной речи, тогда как второй - официальное название населенного пункта.
Из сказанного следует, что составитель карты обозначил на ней поселение с названием, которое бытовало в устной речи. Напра-
шивается вывод о сосуществовании одновременно официального, письменного, и устного названия местности, т. е. те слова, которые были употребительны в устной речи, отмечены и на бумаге.
Как известно, под микротопонимами понимаются единицы, которые имеют ограниченную сферу употребления, неофициаль-ность, узкий диапазон функционирования, малую степень известности. Они обслуживают небольшой говорящий коллектив на конкретной территории в условиях непосредственной устной коммуникации. Иными словами, имя собственное небольшого географического объекта, которое имеет узкую сферу применения и употребления, и есть микротопоним. Получая широкую известность, он переходит из разряда микротопонимов в топонимы.
Многие населенные пункты Жердевско-го района были основаны в период становления района, как раз во время политических волнений, трудной экономической обстановки в стране, в преддверии войны. Поэтому их названия отражают дух того времени.
Из 69 названий сельских поселений (в ономастической литературе для их обозначения используется термин комоним [1, с. 66], 43 созданы путем трансонимизации, т. е. в результате перехода онима одного разряда в другой [1, с. 152], в нашем случае переход антропонима в топоним.
Как известно, названия многих поселений восходят к фамилии человека, т. е. антропониму. В этом случае появляются отан-тропонимические топонимы. Антропоним в единственном числе и именительном падеже становился топонимом (комонимом), например, Калинин Михаил Иванович, советский государственный и партийный деятель - поселок Калинин, поселение, названное в честь М.И. Калинина. Как показывает материал, из 43 географических названий 28 испытывают на себе явное влияние духа революции, они образованы из антропонимов - имен выдающихся людей, политических деятелей, важных для советской власти (поселок Максим Горький).
Практически антропонимы остаются неизменными в звучании и написании при переходе в топонимы, однако комонимы могут изменяться по падежам, как и антропонимы, к которым они восходят. Между тем отме-
чаются комонимы, представляющие собой антропоним в родительном падеже (поселок Ворошилова).
Относительно истории возникновения остальных 15 комонимов имеется информация в архивных документах, достоверно доказывающая, что они увековечили в себе имена своих бывших владельцев. Приведем несколько примеров.
В 70-80-х гг. XVIII в. надворным советником М.В. Лихаревым была образована деревня Лихаревка Примерно в эти же годы генерал-майор граф Григорий Григорьевич Кушелев перевел своих крестьян из села Малые Алабухи на свободные территории, которые потом стали частью Шпикуловского района, и основал названную в свою честь деревню Григорьевку.
О селе Шпикулово в архивных документах сказано, что дворяне, мелкие помещики поручик Иван Миронович и прапорщик Тимофей Миронович Шпикуловы со своими семьями в 1763 г. поселились по холмистым берегам истоков реки Малый Карачан, где она формируется из родников, в деревню (сельцо) Липешки, или Липяжки. Тимофей Миронович перевел в 1771 г. в это поселение крепостных крестьян и дворовых людей из крупного помещичьего села Успенского, Оржевка Кирсановской округи, однако свидетельство на владение сельцом Липешки он получил только в ноябре 1807 г., тогда и было переименовано поселение из сельца Ли-пешки в Шпикулово по фамилии владельца.
Таким образом, относительно комони-мов, образованных от антропонимов, можно сделать вывод, что их этимология в большинстве случаев довольно легко восстановима при тщательном изучении исторических документов.
Важным образующим элементом для некоторых комонимов является топооснова -красн- (Красная Грибановка, Красный Куст, Красный Чигорак, Красный). Как известно, красный цвет - цвет революции. Революционными идеями был пропитан воздух первой трети XX в. Умы людей были направлены на политическое реформирование, на преобразование условий жизни и труда, уклада, одним словом, на достижение всеобщего блага. Все это нашло отражение в топонимах, в основе которых лежит основа -красн-.
бб
Помимо населенных пунктов на карту также нанесены колхозы. Старожилы говорят, что названия колхозам и появившимся поселениям давались либо на народном собрании, либо единолично председателем колхоза или сельсовета. Приняв к сведению настроения народных масс того времени, можно предположить, что названия будут, по крайней мере, однотипными или же образованы при помощи одних и тех же топооснов и топоформантов. Чтобы сделать выводы, достаточно расклассифицировать названия географических объектов по разным критериям.
Обращает на себя внимание вид топонимов (хоронимы) [1, с. 44-46], собственные имена колхозов и совхозов. Из имеющихся 58 административных хоронимов, названий колхозов, 19 хоронимов созданы путем тран-сонимизации. Эти колхозы названы в честь имени или фамилии. Причем лидирующее место занимают названия, в основу которых легло имя В.И. Ленина: колхоз «Память Ильича», колхоз «Путь Ильича», три колхоза «Завет Ильича». Отмечается четыре колхоза имени Ворошилова и два колхоза имени Кирова.
Были созданы колхозы в честь Жданова, Красина, Молотова, Калинина, Буденного, Куйбышева, Сталина, Фрунзе и Стаханова. Если названия поселений, образованные путем трансонимизации, всегда восходят к имени владельца или основателя и призваны увековечивать в себе его имя, то названия колхозов, образованные таким же способом, однозначно носят идеологический характер. Название такого плана говорит нам о том, что люди, которые его создали, согласны с идеологией человека, в честь которого это название возникло, более того, они, являясь преемниками его идеологии, обязаны «проповедовать» ее. Об этом свидетельствуют находящиеся в музее рукописи председателей колхозов, в которых составлены конспекты выступлений перед работниками колхозов с выдержками из трудов коммунистических деятелей.
Следует отметить, что практически не было нейтральных названий, все они несли в себе четкую смысловую нагрузку с политической идеологией.
Следующая группа колхозов носит названия в честь коммунистических событий,
организаций, достижений: колхоз имени
К.И.М. (коммунистический интернационал молодежи), колхоз имени Красной Армии, колхоз имени 18-го Партсъезда, Красный Флот, имени 14-го Октября, Радио, имени ЦКВКП(б).
Последняя группа административных хоронимов самая большая: больше половины от общего количества названий колхозов составляют названия идеологического характера, поднимающие рабочий настрой и внушающие веру в светлое будущее. Такие названия были необходимы сельскому жителю - строителю коммунистического государства. Ведь, как известно, коллективные хозяйства были основаны лишь силами крестьян. С каждого дома в колхоз приводили по определенному числу голов скота, приносили какие-либо вещи, т. е. свое название колхоз оправдывал полностью: от и до в нем было все коллективным, общим. Но людям приходилось трудно в те годы, приходилось буквально выживать, а тут еще и последнее из дома надо было отдавать в колхоз. И тут-то на помощь приходили идеологические названия, лозунги, рассказы и легенды, чтобы хоть как-то вселить в крестьян веру в светлое будущее.
Так появились названия следующих коллективных хозяйств: колхоз Зачатки 2-й пятилетки, колхоз Подъем 2-й Пятилетки, колхоз Третий решающий год Пятилетки, колхоз Искра революции, колхоз Серп и Молот, колхоз Труд, колхоз Новый Строй и др. Именно такие названия были призваны формировать мировоззрение работника сельского хозяйства и закалять в нем рабочий дух.
Таким образом, административные хоронимы условно можно разбить на три подгруппы: образованные от антропонимов, образованные от советских реалий и ассоциативные. Третья подгруппа несет на себе, пожалуй, наибольший отпечаток советского времени, ведь она выражает именно настроения и восприятие мира и окружающей обстановки людьми. И если названия, образованные от имени выдающегося человека, будут актуальными и понятными человеку, который хотя бы имеет представление о той эпохе, в которой он жил, то названия из третьей группы будут актуальны всегда.
Например, сегодня в Рассказовском районе Тамбовской области существует и функ-
ционирует крестьянское фермерское хозяйство под названием <Благие намерения». Это хозяйство было организовано в постсоветский период, но все же его название отражает идейное настроение. В Жердевском районе есть поселок Доброе Начало, образованный в советское время, но сохранившийся до сих пор и не изменивший своего названия, более того, колхоз, существовавший ранее в этом поселении, носил одноименное с ним название. Это свидетельствует о том, что подобного рода названия, ассоциативные, созданные путем перенесения ассоциаций, аналогий, либо желаний из реальности в название, как были актуальны, так и остаются актуальными и понятными и в настоящее время. И если учитывать опыт нашего советского прошлого, то такие названия создаются с целью «кодирования», т. е. передачи сути и смысла возникшей ассоциации тому объекту, который получает название.
Топонимы из этой категории, на наш взгляд, представляют наибольший интерес не только для тех, кто занимается ономастикой, а также для специалистов других дисциплин, поскольку такого рода названия - это < говорящий» документ, повествующий о настроении людей того времени, когда эти названия возникали.
В ходе изучения географических названий на карте Шпикуловского района Тамбовской области можно сделать выводы о закономерностях относительно названий административных единиц, Прежде всего, следует отметить факт повторяемости названий, а также использования однотипных топо-формантов и одинаковых способов образова-
ния топонимов. Этими факторами обусловлена однотипность всех комонимов и административных хоронимов внутри подгрупп.
Можно говорить и о том, что четко прослеживается тенденция называния поселений и административных объектов несколькими способами: в честь важного авторитетного деятеля или известного героя, в честь символов коммунизма, реалий коммунистической идеологии, о чем свидетельствую многочисленные топонимы с формантом -красн-.
Таким образом, региональная ономастика являет собой особую подсистему национального ономастикона, существующую в относительно замкнутом пространстве. Это пространство ограничено административными границами, однако данная система существует как бы в расширенном историческом времени.
1. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии I отв. ред. А.В. Супер-анская. М., 1978.
2. Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж, 1988.
3. Щербак А. С. Региональная ономастика в когнитивном аспекте: монография. Тамбов,
2008.
4. Казанкова А.А. Административные хоронимы советской эпохи Жердевского района Тамбовской области II Традиции русской словесности и современность. Тамбов, 2010.
Поступила в редакцию 19.02.2012 г.
UDC 413.13
TOPONYMES OF SPIKULYOVO DISTRICT OF TAMBOV REGION ON MAP OF 1940
Anastasia Aleksandrovna KAZANKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Russian Language Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of names of geographical objects on map of Tambov region of 1940. The names of settlements and collective economies are scrutinized, this in turn help revealing the tendencies in development of Tambov toponymes.
Key words: regional microtoponym; komonim; administrative khoronim.