Научная статья на тему 'Топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил России в системе военноэкономических потребностей государства'

Топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил России в системе военноэкономических потребностей государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил России в системе военноэкономических потребностей государства»

Титов Г.В.

ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА

В научной литературе экономические потребности классифицируются по различным основаниям: по сфере действия; в зависимости от субъекта или объекта потребностей; по функциональному предназначению; по степени их удовлетворения и т.д. Военно-экономические потребности, в свою очередь, подразделяются на производственные и непроизводственные. К последним относится то-погеодезическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, обладающее особой спецификой и представляющее собой отдельный вид в системе удовлетворения военно-экономических потребностей.

В этой связи актуальными представляются научное осмысление и дальнейшая разработка проблем геодезической и картографической деятельности в целях поиска и обоснования направлений совершенствования топогеодезическо-го обеспечения национальной безопасности России, отвечающих современным реалиям.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: территория России; финансовое регулирование; федеральный бюджет; оборона; геодезия и картография; наименования географических объектов [2, с. 48].

Законодательно определена и структура национальных потребностей в геодезической и картографической деятельности. К ее основным элементам относятся:

- дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности, проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ для обеспечения безопасности и обороны Российской Федерации;

- геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государ-

ственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;

- обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации.

Объектами изучения в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, материки земного шара, мировой океан, острова, космическое пространство, в том числе естественные небесные тела [3, ст. 14].

«Геодезическая и картографическая деятельность, исходя из назначения выполняемых работ, включает в себя: общегосударственный, межотраслевой, и региональный уровни» [3, ст. 2].

К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:

- определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля;

- создание и обновление государственных топографических карт и пла-нов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических - фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач.

Финансирование геодезической и картографической деятельности, осуществляемой для федеральных нужд, законодательно выполняется за счет средств федерального бюджета.

Ответственным органом за геодезическую и картографическую деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, определяется Министерство обороны РФ, компетенция которого в области геодезической и картографической деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации [3, ст. 14].

Основным содержанием топогеодезического обеспечения войск, еще с петровских времен, было и остается удовлетворение потребностей Вооруженных

Сил в создании точных топографических карт, геодезических данных и своевременное доведение их до частей и подразделений. Опыт войн с привлечением многомиллионных армий и увеличение размаха вооруженной борьбы в XX в. подтвердил значимость потребностей армии и флота в топографическом обеспечении.

Автор предлагает рассматривать топогеодезическое обеспечение ВС РФ как один из основных видов оперативного (боевого) обеспечения, направленный на удовлетворение военно-экономических потребностей. Под этим термином принято понимать «комплекс мероприятий по подготовке и доведению до штабов и войск топогеодезической информации, необходимой для изучения и оценки местности при планировании и ведении боевых действий, а также эффективного использования вооружения и военной техники» [1, с. 321].

Политическому и военному руководству России (СССР) на разных этапах развития государства создание военно-топографической службы1 дало возможность планировать и выполнять крупномасштабные топографические съемки и астрономо-геодезические работы на обширных территориях.

С развитием вооружения, непосредственно влияющего на формы и методы ведения боевых действий, меняются и требования к военным топографам. В современных условиях удовлетворение потребностей топогеодезического обеспечения по подготовке и доведению до войск требуемых топогеодезических данных в первую очередь связано с созданием аналоговых и цифровых (электронных) топографических карт, каталогов координат геодезических и гравиметрических пунктов. [5, с. 6].

В современной российской армии за данный вид деятельности отвечает Топографическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации (с 1991 по 2010 г. - Военно-топографическая служба Вооружённых Сил России). Основным ее элементом является Военно-топографическое управление Генерального штаба, предназначенное для планирования и организации топогеодезического обеспечения ВС РФ, подготовки территории стратегических континентальных районов в топогеодезическом отношении, обеспечения топографической техникой и имуществом по закрепленной номенклатуре [5, с. 6 ].

1 Топографическая служба военного ведомства на разных этапах своего существования имела различные наименования. Например: Его императорского величества Депо карт; Военнотопографическое депо; Военно-топографическое управление; Военно-топографическая служба. - Г.Т.

Необходимость развития органов топографического обеспечения и совершенствования их материально-технического оснащения в настоящее время, по мнению автора, определяется рядом факторов. К ним следует относить: размеры территории, используемой для ведения боевых действий; продолжительность ведения боевых действий; характер местности; развитие средств ведения войн; количество привлекаемых сил (войск) к ведению боевых действий.

Содержание, объем и условия выполнения задач топогеодезического обеспечения и мероприятия, проводимые при принятии решении, зависят от боевого состава войск, оперативно-тактической обстановки, физико-географических условий и топогеодезической обеспеченности полосы боевых действий, а также от наличия времени, сил и средств.

Опыт топогеодезического обеспечения боевых действий войск на Северном Кавказе, показал, что традиционные топографические карты, изготовленные на бумажной основе, по-прежнему являются и будут являться основными информационным документом командира части и подразделения, а также оперативнотактического штаба, в этой связи актуальными остаются задачи Топографической службы по их созданию, хранению и доведению.

В тоже время военно-экономические потребности Вооруженных Сил РФ, к составным компонентам которых автор относит топогеодезическое обеспечение, необходимо рассматривать как совокупность экономических нужд, требующих удовлетворения не только в материальном, но и информационном обеспечении вооруженной защиты государства.

Информация в области топогеодезического обеспечения по утверждению В.В. Хвостова «...как картографирование территорий - элемент национальной политики. Система обеспечения геопространственной информацией должна отвечать требованиям всех органов, определяющих и реализующих национальную политику. Общегосударственный характер системы, влияние на эффективность принимаемых глобальных решений определяют ее как элемент национальной безопасности» [6].

В настоящее время существует ряд проблем, в которых необходима информационная поддержка системы космическими средствами разведки местности - картографическими, геодезическим и разведывательными комплексами.

Так, опыт участия Вооруженных Сил РФ в военных конфликтах показал, что эффективность применения войск напрямую зависит от информационного обеспечения, в частности топогеодезического. Успех США и их союзников в

Персидском заливе во многом объясняется тщательной топогеодезической подготовкой всех операций, в первую очередь на основе цифровой информации о местности. Опыт операции «Буря в пустыне» по использованию КНС GPS в процессе подготовки и в ходе боевых действий стал основой для принятия решения о расширении закупок приемоиндикаторов КНС для ВС США. Расходы на закупки составили примерно 170 млн. долл. в год [4].

Опыт США в Сомали в 1992 г. и наш собственный в Чечне выявил и очевидность того, что в перспективе повышение боевых возможностей войск наряду с совершенствованием систем управления высшего звена потребует усиления тактических структур вплоть до отдельного экипажа, солдата. Возникает потребность в усилении информационных возможностей тактических структур.

Еще одна значимая проблема связана с необходимостью топогеодезического обеспечения приграничной полосы. Для этого требуется определить десятки тысяч геодезических пунктов. При нынешних возможностях Минобороны России на это уйдет не одно десятилетие. При удовлетворении потребности в масштабных топогеодезических работах, данный срок возможно несущественно сократить, даже используя материально-технические ресурсы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Возникает потребность в разработке серийных спутниковых и инерциальных средств геодезических определений. Это позволит получить эффект в сокращении сроков от 10 до 4-5 лет и даст возможность подготовить новую приграничную полосу Российской Федерации в геодезическом отношении. Для удовлетворения потребности Вооруженных Сил РФ в сокращении сроков подготовки новой приграничной полосы требуется развитие и поддержка космической навигационной системы «ГЛОНАСС» [6].

Необходимо отметить, что освоение рынка топографических данных для России зависит от конкурентоспособности ее космических средств, технологических возможностей по картографированию труднодоступных территорий, уровня международной кооперации в создании географических информационных систем и координации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм нашей страны [6].

В первую очередь необходима разработка высокопроизводительных технических средств и технологий. К высоким технологиям относят получение данных на труднодоступные территории земного шара. Для этого требуются средства производства приборного обеспечения на создание космических снимков и сред-

ства обработки космических снимков. Также необходимо оснащение системы обеспечения войск цифровой информацией о местности современными средствами хранения и передачи по каналам связи больших объёмов цифровых данных. В целом реализация программы цифрового картографирования территорий вероятных боевых действий должна основываться на принципах заблаговременности топогеодезического обеспечения и опережения по срокам разработок новых систем управления.

Таким образом, автор полагает, что топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил России - это составная часть системы военно-экономических потребностей, являющаяся самостоятельной в комплексе материального и информационного обеспечения Вооружённых Сил в условиях современной войны. Оно предполагает осуществление комплекса мероприятий по созданию, накоплению, хранению, доведению до потребителей и использованию топогеодезической информации, необходимой для планирования подготовки и осуществления боевых действий войск, обеспечения эффективного использования вооружения и военной техники.

* * *

1. Военная топография: учебник для высших воен.-учеб. завед. / под. общ. ред. В.Н. Филатова. М.: Воениздат, 2008.

2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Изд-во "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, 2010. 64 с.

3. О геодезии и картографии: федер. закон от 22 ноября 1995 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 3 июня 2005 г.) // Сборник Законов РФ. 1996. № 2.

4. Современное вооружение в войне / под редакцией В.В. Панова. М.: Изд-во «Вооружение. Политика. Конверсия», 1994.

5. Филатов В.Н. От плана военной диспозиции к цифровой карте местности // Геодезист. 2004. № 1.

6. Хвостов В.В. Топографическая служба ВС РФ в условиях конверсии и реформирова-

ния экономики страны // Пятый всероссийский форум ГИС- Ассоциации «Геоинфор-мационные технологии. Управление. Природопользование. Бизнес» (Москва, 1-5 июня 1998) [Электронный ресурс] // ГИС-Ассоциация: [сайт]. URL:

http://www.gisa.ru/801 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.