Научная статья на тему 'Военно-топографическая служба СССР в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г. )'

Военно-топографическая служба СССР в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

593
68
Поделиться

Текст научной работы на тему «Военно-топографическая служба СССР в первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г. )»

УДК 94:355/359 А.А. Алексеев СГГ А, Новосибирск

ВОЕННО-ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СССР В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ 1941 Г. - 18 НОЯБРЯ 1942 Г.)

Нарушив договор о ненападении, под утро 22 июня 1941 г. фашистская Германия совершила агрессию на СССР. Началась Великая Отечественная война. Удар наносился по трём основным направлениям: на Ленинград, Москву и Киев.

Фронтовая карта с первых и до последних дней войны была отражением не только состояния фронта. Она, для тех, кто умел её читать, выражала и положение страны. В начальный период войны она отражала трагедию армии и советского народа, и сразу же стала главным зрительным объектом высшего политического и военного руководства страны.

В результате военно-политических просчетов высшего руководства страны, в начале войны в войсках не хватало, и даже не было необходимых карт.

Причиной крайней нехватки карт было расположение складов их почти на границе. В первые дни войны они были захвачены, либо уничтожены противником первыми бомбардировками. Бывший начальник ВТС М.К. Кудрявцев констатировал уничтожение советскими войсками в Прибалтийском, Западном, Киевском военных округах около двухсот вагонов топографических карт по причине невозможности вывоза. Лишь небольшое количество карт с рижского и киевского складов было отправлено в тыл. На территории, захваченной врагом, оказались картографические части в Риге, Минске, оптико-механическая мастерская во Львове, картографическая фабрика в Киеве. В первые дни войны части ВТС РККА, дислоцировавшиеся в приграничной полосе на территории Литвы, Латвии, Западной Белоруссии, Западной Украины, оказались в зоне военных действий не готовыми к выполнению новых боевых задач. Потери личного состава полевых частей ВТС в первые месяцы войны, по неполным данным, составили 148 офицеров, 1127 солдат и сержантов, 15 служащих.

В таких труднейших условиях Военно-Топографическое Управление (ВТУ) Генерального штаба вынуждено было в кротчайший срок перестраивать ВТС на условия военного времени. Были доукомплектованы понесшие большие потери топографические части, сформированы топографические отделы штабов Северного, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного, Южного, Закавказского фронтов и штабов входивших в них армий. Одновременно создавались две военно-картографические фабрики (в Свердловске и Саратове), 11 полевых отрядов ВТС. К середине июля 1941 г. совместными усилиями Военно-Топографической службы, Главного управления геодезии и картографии и других организаций была создана карта масштаба 1:100 000 до линии Череповец, Москва, Харьков, а к концу года -до Волги включительно. На важнейшие оперативные направления создавалась карта масштаба 1:50 000, она сразу же поступала в войска. За

первый год войны топографическими службами всех фронтов было доведено до войск 73 млн. экземпляров топографических карт, определено около 62 тыс. геодезических и артиллерийских пунктов, произведена привязка более 20 тыс. элементов боевых порядков артиллерии, осуществлена засечка более 5 тыс. целей и ориентиров, изготовлено 4,5 тыс. фотосхем и фотопанорам.

Учитывая значимость топографических карт в войнах ХХ-го века, и в Великой Отечественной в особенности, считаем необходимым отметить: катастрофическое состояние картографического обеспечения Красной Армии в начале войны явилось одной из главных причин (если не самой главной) трагического для СССР начала войны. Войска, не обеспеченные картами, не могли вести успешные оборонительные и наступательные действия. Красная Армия отступала с большими потерями.

В середине ноября враг приблизился к Москве на 25-30 км. Топографическое обеспечение битвы под Москвой осуществляли топографические службы Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов. Начальниками служб были полковник Г.Ф. Гапочко, подполковники В.А. Васильев, Г.А. Зевакин, военинженер 1 ранга Д.С. Граменицкий. Здесь войска обеспечивались не только топографическими картами разных масштабов, но и планами городов, бланковыми, списками координат геодезических и артиллерийских пунктов. Были развиты геодезические сети на рубежах рек Днепр, Угра, Десна, в районах городов Ярцево, Ельня. Моторизованный топографический отряд под командованием подполковника Д.Д. Соседова впервые осуществил геодезическое обеспечение огневых позиций «Катюш». С помощью разведывательных карт командование войсками фронта, армий, соединений тщательно изучало построение обороны войск противника на всю ее глубину, планировало неожиданные удары по ее слабым местам, авиация и артиллерия надежно подавляли огневые средства врага.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой имел поворотное значение в ходе войны. Опыт топогеодезического обеспечения битвы за Москву был использован частями ВТС в обеспечении последующих операций.

Велика была роль военных топографов, геодезистов, частей ВТС в защите Ленинграда. В условиях начинавшихся артиллерийских обстрелов города применялись необычные способы топографо-геодезического обеспечения войск. В частности, оперативные. В соединения и части направлялись работники оперативного отдела с картами обстановки и рубежей обороны. Они определяли местонахождения командных пунктов, на месте уточняли задачи командиров. Это имело особое значение и в связи с тем, что использовалась артиллерия некоторых кораблей Балтфлота. В обеспечении геодезическими данными морской артиллерии Кронштадта, кроме привязки огневых позиций, определялись координаты целей в районах Териоки и Белоострова.

Необычным для топогеодезистов было и такое задание. Надо было осуществить топогеодезическое обеспечение части, занимавшей оборону по бывшей «линии Маннергейма». Линия была оборудована в свое время финнами фронтом на Ленинград. Но «развернуть» сохранившиеся доты в сторону немецко-фашистских войск было невозможно. Поэтому артиллерийские орудия устанавливались на специальные конусообразные тумбы. Нужно было определить координаты таких необычных огневых точек, засечь необходимое для них количество ориентиров и составить для артиллеристов огневые планшеты.

Более эффективной контрбатарейная борьба стала при использовании аэрофотоснимков. По ним изготавливались точные фотопланы в масштабе 1 : 10 000, на которых дешифрировались объекты противника и от нанесенной на фотоплан координатной сетки отсчитывались их координаты.

В сентябре 1941 г. вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось. Обезвреживание действий вражеской артиллерии могло быть достигнуто только точным ответным огнем, за счет наличия координат целей. Для определения координат топографы применяли фототеодолитную съемку вспышек выстрелов орудий в ночное время, в дневное - дымков выстрелов. Геодезисты 61-го отряда подполковника М.Н. Лопатина предложили и осуществили новый способ быстрого и надежного определения координат вражеских орудий. Были созданы специальные системы засечки целей, в которые входили геодезические наблюдательные посты. Теодолиты расположенных в районах торгового морского порта и Выборгского моста наблюдательных постов были сориентированы на шпиль Петропавловской крепости. В момент вспышки от выстрела в ночное время, а дымка днем на всех постах одновременно определялись направления на стрелявшее орудие. Результаты засечек сразу же передавались в вычислительные группы. При решении этих засечек получались координаты стрелявших орудий. При сильных морозах и слабости от систематического недоедания выделялся расчет из 3-х геодезистов: один в течение получаса-часа производил засечки выстрелов, второй - с ближайшего пункта связи передавал по телефону значения дирекционных направлений и время их измерений, а третий в это время отдыхал. Приемы засечек были отработаны до автоматизма. Так, 12 декабря 1941 г. была засечена и после 3-х выстрелов уничтожена сверхтяжелая 420-миллиметровая мортира «Большая Берта».

Располагавшийся на Петроградской стороне топографический отряд под командованием Е.П. Зданчука в блокадных условиях продолжал выполнять боевые задания. В рабочих помещениях, которые были и жилыми, была почти уличная температура. Блокадный паек состоял из 300 граммов хлеба (с малосъедобными примесями), супа из щепотки пшена, нескольких капель жира и ложки пшенной каши. Люди от голода и холода слабели, опухшие ноги не входили в сапоги. Чтобы выжить и выполнять боевые задания было принято решение переместиться в другую часть города, где можно было использовать на дрова не сгоревшие от бомбежек части строений. При перемещении изможденные до предела люди толкали машины через снежные

сугробы. Топографы умирали от истощения, трупы свозили на санках в специальные пункты. Случайно было обнаружено три мешка овса, но самовольно его использовать в условиях блокады было нельзя. По разрешению Военного совета фронта шифровальщики стали получать по стакану в сутки такого «доппайка». В апреле 1942 г. отряд по приказу командования был вывезен из Ленинграда по «Дороге жизни» (Ладожскому озеру). Некоторое время отряд выполнял съемки на территории Ярославской и других областей, а позднее - переброшен в Забайкалье. Но блокадная зима в Ленинграде долго давала о себе знать. На полевых работах, отстояв у инструмента час-полтора, топограф ложился на землю и только после 20-30минутного отдыха мог продолжать работу.

За время блокады Ленинграда (сентябрь 1941 г. - 18 января 1943 г.) топографами Ленинградского фронта было составлено и издано 319 номенклатурных листов карты масштаба 1:10 000, отпечатанных общим тиражом 790 000 экземпляров. Вся эта работа геодезистов, топографов Ленинградского фронта обеспечила повышение эффективности стрельбы артиллерии и вынудила противника прекратить массовые обстрелы Ленинграда.

Топографы Ленинградских частей ТС выполняли и многие другие задачи. Зимой 1941 - 1942 гг., когда морозы сковали Неву и Финский залив, возросла опасность прорыва немцев в город по льду залива. Для обеспечения надежной системы огня на этом направлении военные топографы установили на льду реперы и определили их координаты, а также координаты всех полузатонувших в заливе кораблей и барж, на которых находились посты боевого охранения. В обеспечении победы над врагом военные топографы, геодезисты проявляли творчество, изобретательность. Так, мастер по ремонту геодезических инструментов 61 -го геодезического отряда воентехник М.А. Сарана для отсчета в ночное время выстрелов по Ленинграду вражеских батарей изготовил светящиеся насадки на карандаши.

Топографы и картографы Северо-Западного фронта зимой 1941-1942 гг. работали в лесах Валдая. Это были офицеры и солдаты 21-го топографического отряда и бывшей Рижской картографической части. В сложных условиях, проявляя мастерство и находчивость, они составили и издали сводный лист карты 1:200 000 на всю территорию фронта.

Офицеры топографических отделов проводили занятия с офицерами армий, штабов дивизий по военной топографии. Причиной было недостаточно умелое пользование топографическими картами офицеров, призванных из запаса. Особенно трудно было таким офицерам в лесистоболотистой местности (Волховский фронт).

В годы войны встали новые задачи картографического обеспечения Военно-Морского флота, особенно на Северном, Балтийском, Черных морях. В первые же дни войны перед гидрографической службой Северного флота (СФ) в Заполярье встала задача геодезического обеспечения стрельб морской артиллерии по берегу. В начале войны гидрографическая служба Северного флота имела в своём составе аэрофотосъемочный отряд. Для

дешифрирования материалов аэрофоторазведки и составления на их основе графических и описательных документов 1О июля 1941 г. при штабе Воєнно -Воздушных Сил флота был создан фотограмметрический центр.

Геодезическое обеспечение стрельб корабельной артиллерии по берегу осложнялось тем, что триангуляционная сеть на побережье была развита слабо, а имевшиеся в прифронтовой полосе знаки триангуляционных пунктов были уничтожены в ходе боевых действий. Кроме того, топографическими работами до войны был охвачен участок побережья шириной лишь в три километра. Это соответствовало требованиям навигации, но не обеспечивало стрельбы по целям, удаленным от берега на 25-3О км. Гидрография СФ располагала в основном мелкомасштабными навигационными и топографическими картами. Топогеодезисты, совместно с другими службами флота, определяли координаты огневых позиций батарей, командных и наблюдательных пунктов, пунктов наземной, фото- и звуковой разведки, дальномерных постов, вспомогательных точек наводки орудий и других объектов противника; производили топографические съемки районов батарей, составляли и монтировали артиллерийские планшеты; определяли точные координаты мест ведущих стрельбы кораблей и корректировочных постов. Топографические службы, вместе с другими службами Северного флота, обеспечивали боевые задачи флота по прикрытию Мурманского направления Карельского фронта, внутренних и внешних морских сообщений.

Нередко топографы, геодезисты принимали непосредственное участие в боях с оружием в руках.

В самый трудный и трагический период войны Воєнно -топографическая служба в невероятно трудных условиях в кротчайшие сроки сумела перестроить свою работу. Военные топографы, геодезисты, проявляя изобретательность, мужество и героизм, наладили топогеодезическое обеспечение войск и Военно-Морского флота.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кудрявцев М. Топографическое обеспечение войск в Великой Отечественной войне / М. Кудрявцев // Воєнно - исторический журнал. - 1970. - № 12. - С. 22.

2. О военно-топографической службе и топографическом обеспечении войск. - М.: ВТУ Генштаба. - 19S0. - 131, 171с.

3. Роль Петербургского - Петроградского- Ленинградского военного округа в обеспечении безопасности Северо- Запада России: материалы воєнно- истор. конф. 15 дек. 1999 г. - СПб, 1999. - 9О, 92с.

4. Шатров Н.И. Геодезисты в контрбатарейной борьбе / Н.И. Шатров // Военные топографы в Великой Отечественной войне. - М.: ВТУ Генштаба. - 19S5. - 40-42с.

5. Аристов А.П. Навигационно - гидрографическое обеспечение сил флота в Арктическом бассейне / А.П. Аристов // Воєнно - исторический журнал . - 19S7. - № 4.44, 47с.

© А.А. Алексеев, 2007