Научная статья на тему 'Топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил России в системе военно-экономических потребностей государства. '

Топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил России в системе военно-экономических потребностей государства. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3703
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ / ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ГЕОДЕЗИЯ / КАРТОГРАФИЯ / ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ / ЦИФРОВОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ / RUSSIAN ARMED FORCES / TOPOGRAPHIC SERVICE / MILITARY AND ECONOMIC NEEDS / GEODESY / CARTOGRAPHY / TOPOGEODESIC SOFTWARE / TOPOGRAPHIC MAPS / DIGITAL MAPPING / INFORMATION SYSTEM TECHNOLOGY / MATERIAL AND TECHNICAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Геннадий Васильевич

В статье показана возрастающая роль топогеодезического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях. Раскрываются сущность и содержание данного вида обеспечения. Автор рассматривает его как составную часть системы военно-экономических потребностей государства. Выявлены и названы факторы, определяющие необходимость дальнейшего развития органов топографического обеспечения и совершенствования их материально-технического оснащения. Обозначены проблемы, которые необходимо решить Топографической службе Вооруженных Сил РФ в ближайшей перспективе. Первоочередные из них цифровое картографирование территорий для нужд Министерства обороны РФ и топогеодезическое обеспечение приграничной полосы. Для их эффективного решения, по мнению автора, необходимы разработка и внедрение высокопроизводительных технических средств и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титов Геннадий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Surveying the Armed Forces of Russia in the system of military-economic needs of the state

The article shows the increasing role of topogeodesic of the Armed Forces of the Russian Federation today. Discloses the nature and content of this type of software. The author considers it as an integral part of military and economic needs of the state. Identified and named the factors determining the need for further development of topographic support and improve their material and technical equipment. The problems to be solved Topographic Service of the Armed Forces in the near future. Priority one digital mapping areas for the needs of the Ministry of Defense and the provision of topographic and geodetic border strip. To address them effectively, in my opinion, is necessary to develop and implement high-performance hardware and technology.

Текст научной работы на тему «Топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил России в системе военно-экономических потребностей государства. »

Титов Г.В.

ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА

В научной литературе экономические потребности классифицируются по различным основаниям: по сфере действия; в зависимости от субъекта или объекта потребностей; по функциональному предназначению; по степени их удовлетворения и т.д. Военно-экономические потребности, в свою очередь, подразделяются на производственные и непроизводственные. К последним относится то-погеодезическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, обладающее особой спецификой и представляющее собой отдельный вид в системе удовлетворения военно-экономических потребностей.

В этой связи актуальными представляются научное осмысление и дальнейшая разработка проблем геодезической и картографической деятельности в целях поиска и обоснования направлений совершенствования топогеодезическо-го обеспечения национальной безопасности России, отвечающих современным реалиям.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: территория России; финансовое регулирование; федеральный бюджет; оборона; геодезия и картография; наименования географических объектов [2, с. 48].

Законодательно определена и структура национальных потребностей в геодезической и картографической деятельности. К ее основным элементам относятся:

- дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности, проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ для обеспечения безопасности и обороны Российской Федерации;

- геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государ-

ственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;

- обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации.

Объектами изучения в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, материки земного шара, мировой океан, острова, космическое пространство, в том числе естественные небесные тела [3, ст. 14].

«Геодезическая и картографическая деятельность, исходя из назначения выполняемых работ, включает в себя: общегосударственный, межотраслевой, и региональный уровни» [3, ст. 2].

К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся:

- определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля;

- создание и обновление государственных топографических карт и пла-нов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;

- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических - фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач.

Финансирование геодезической и картографической деятельности, осуществляемой для федеральных нужд, законодательно выполняется за счет средств федерального бюджета.

Ответственным органом за геодезическую и картографическую деятельность в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, определяется Министерство обороны РФ, компетенция которого в области геодезической и картографической деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации [3, ст. 14].

Основным содержанием топогеодезического обеспечения войск, еще с петровских времен, было и остается удовлетворение потребностей Вооруженных

Сил в создании точных топографических карт, геодезических данных и своевременное доведение их до частей и подразделений. Опыт войн с привлечением многомиллионных армий и увеличение размаха вооруженной борьбы в XX в. подтвердил значимость потребностей армии и флота в топографическом обеспечении.

Автор предлагает рассматривать топогеодезическое обеспечение ВС РФ как один из основных видов оперативного (боевого) обеспечения, направленный на удовлетворение военно-экономических потребностей. Под этим термином принято понимать «комплекс мероприятий по подготовке и доведению до штабов и войск топогеодезической информации, необходимой для изучения и оценки местности при планировании и ведении боевых действий, а также эффективного использования вооружения и военной техники» [1, с. 321].

Политическому и военному руководству России (СССР) на разных этапах развития государства создание военно-топографической службы1 дало возможность планировать и выполнять крупномасштабные топографические съемки и астрономо-геодезические работы на обширных территориях.

С развитием вооружения, непосредственно влияющего на формы и методы ведения боевых действий, меняются и требования к военным топографам. В современных условиях удовлетворение потребностей топогеодезического обеспечения по подготовке и доведению до войск требуемых топогеодезических данных в первую очередь связано с созданием аналоговых и цифровых (электронных) топографических карт, каталогов координат геодезических и гравиметрических пунктов. [5, с. 6].

В современной российской армии за данный вид деятельности отвечает Топографическая служба Вооружённых Сил Российской Федерации (с 1991 по 2010 г. - Военно-топографическая служба Вооружённых Сил России). Основным ее элементом является Военно-топографическое управление Генерального штаба, предназначенное для планирования и организации топогеодезического обеспечения ВС РФ, подготовки территории стратегических континентальных районов в топогеодезическом отношении, обеспечения топографической техникой и имуществом по закрепленной номенклатуре [5, с. 6 ].

1 Топографическая служба военного ведомства на разных этапах своего существования имела различные наименования. Например: Его императорского величества Депо карт; Военнотопографическое депо; Военно-топографическое управление; Военно-топографическая служба. - Г.Т.

Необходимость развития органов топографического обеспечения и совершенствования их материально-технического оснащения в настоящее время, по мнению автора, определяется рядом факторов. К ним следует относить: размеры территории, используемой для ведения боевых действий; продолжительность ведения боевых действий; характер местности; развитие средств ведения войн; количество привлекаемых сил (войск) к ведению боевых действий.

Содержание, объем и условия выполнения задач топогеодезического обеспечения и мероприятия, проводимые при принятии решении, зависят от боевого состава войск, оперативно-тактической обстановки, физико-географических условий и топогеодезической обеспеченности полосы боевых действий, а также от наличия времени, сил и средств.

Опыт топогеодезического обеспечения боевых действий войск на Северном Кавказе, показал, что традиционные топографические карты, изготовленные на бумажной основе, по-прежнему являются и будут являться основными информационным документом командира части и подразделения, а также оперативнотактического штаба, в этой связи актуальными остаются задачи Топографической службы по их созданию, хранению и доведению.

В тоже время военно-экономические потребности Вооруженных Сил РФ, к составным компонентам которых автор относит топогеодезическое обеспечение, необходимо рассматривать как совокупность экономических нужд, требующих удовлетворения не только в материальном, но и информационном обеспечении вооруженной защиты государства.

Информация в области топогеодезического обеспечения по утверждению В.В. Хвостова «...как картографирование территорий - элемент национальной политики. Система обеспечения геопространственной информацией должна отвечать требованиям всех органов, определяющих и реализующих национальную политику. Общегосударственный характер системы, влияние на эффективность принимаемых глобальных решений определяют ее как элемент национальной безопасности» [6].

В настоящее время существует ряд проблем, в которых необходима информационная поддержка системы космическими средствами разведки местности - картографическими, геодезическим и разведывательными комплексами.

Так, опыт участия Вооруженных Сил РФ в военных конфликтах показал, что эффективность применения войск напрямую зависит от информационного обеспечения, в частности топогеодезического. Успех США и их союзников в

Персидском заливе во многом объясняется тщательной топогеодезической подготовкой всех операций, в первую очередь на основе цифровой информации о местности. Опыт операции «Буря в пустыне» по использованию КНС GPS в процессе подготовки и в ходе боевых действий стал основой для принятия решения о расширении закупок приемоиндикаторов КНС для ВС США. Расходы на закупки составили примерно 170 млн. долл. в год [4].

Опыт США в Сомали в 1992 г. и наш собственный в Чечне выявил и очевидность того, что в перспективе повышение боевых возможностей войск наряду с совершенствованием систем управления высшего звена потребует усиления тактических структур вплоть до отдельного экипажа, солдата. Возникает потребность в усилении информационных возможностей тактических структур.

Еще одна значимая проблема связана с необходимостью топогеодезического обеспечения приграничной полосы. Для этого требуется определить десятки тысяч геодезических пунктов. При нынешних возможностях Минобороны России на это уйдет не одно десятилетие. При удовлетворении потребности в масштабных топогеодезических работах, данный срок возможно несущественно сократить, даже используя материально-технические ресурсы Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Возникает потребность в разработке серийных спутниковых и инерциальных средств геодезических определений. Это позволит получить эффект в сокращении сроков от 10 до 4-5 лет и даст возможность подготовить новую приграничную полосу Российской Федерации в геодезическом отношении. Для удовлетворения потребности Вооруженных Сил РФ в сокращении сроков подготовки новой приграничной полосы требуется развитие и поддержка космической навигационной системы «ГЛОНАСС» [6].

Необходимо отметить, что освоение рынка топографических данных для России зависит от конкурентоспособности ее космических средств, технологических возможностей по картографированию труднодоступных территорий, уровня международной кооперации в создании географических информационных систем и координации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм нашей страны [6].

В первую очередь необходима разработка высокопроизводительных технических средств и технологий. К высоким технологиям относят получение данных на труднодоступные территории земного шара. Для этого требуются средства производства приборного обеспечения на создание космических снимков и сред-

ства обработки космических снимков. Также необходимо оснащение системы обеспечения войск цифровой информацией о местности современными средствами хранения и передачи по каналам связи больших объёмов цифровых данных. В целом реализация программы цифрового картографирования территорий вероятных боевых действий должна основываться на принципах заблаговременности топогеодезического обеспечения и опережения по срокам разработок новых систем управления.

Таким образом, автор полагает, что топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил России - это составная часть системы военно-экономических потребностей, являющаяся самостоятельной в комплексе материального и информационного обеспечения Вооружённых Сил в условиях современной войны. Оно предполагает осуществление комплекса мероприятий по созданию, накоплению, хранению, доведению до потребителей и использованию топогеодезической информации, необходимой для планирования подготовки и осуществления боевых действий войск, обеспечения эффективного использования вооружения и военной техники.

* * *

1. Военная топография: учебник для высших воен.-учеб. завед. / под. общ. ред. В.Н. Филатова. М.: Воениздат, 2008.

2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Изд-во "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, 2010. 64 с.

3. О геодезии и картографии: федер. закон от 22 ноября 1995 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 3 июня 2005 г.) // Сборник Законов РФ. 1996. № 2.

4. Современное вооружение в войне / под редакцией В.В. Панова. М.: Изд-во «Вооружение. Политика. Конверсия», 1994.

5. Филатов В.Н. От плана военной диспозиции к цифровой карте местности // Геодезист. 2004. № 1.

6. Хвостов В.В. Топографическая служба ВС РФ в условиях конверсии и реформирова-

ния экономики страны // Пятый всероссийский форум ГИС- Ассоциации «Геоинфор-мационные технологии. Управление. Природопользование. Бизнес» (Москва, 1-5 июня 1998) [Электронный ресурс] // ГИС-Ассоциация: [сайт]. URL:

http://www.gisa.ru/801 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.