Научная статья на тему 'Томские музыканты Соболевские: католик и лютеранка'

Томские музыканты Соболевские: католик и лютеранка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
католик / лютеранка / конфессия / Томск / концерт / вокалистка / пианист / Catholic / Lutheran / confession / Tomsk / concert / singer / pianist

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович

В статье рассмотрена деятельность семьи Соболевских, живших и работавших в Томске в первой трети XX века. Проанализирован вклад профессора Томского технологического института П. Соболевского и его супруги певицы О. Соболевской в развитие музыкальной культуры Томска, приведены интересные сведения о музыкальной жизни Томска. Супруги Соболевские были в числе организаторов первого Сибирского хорового общества, сыгравшего большую роль в оживлении музыкальной жизни Томска во втором десятилетии XX века. Автор статьи подчеркивает, что различные религиозные взгляды супругов не были препятствием для активной общественной и семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sobolevsky family, musicians form Tomsk: a Catholic and a Lutheran

The article deals with activities of the Sobolevsky family, who lived and worked in Tomsk in the first third of the 20th century. The contribution into the development of the town’s musical culture by P. Sobolevsky, the professor of the Tomsk Technological Institute, and his wife O. Sobolevskaya was reviewed. The article contains some interesting information about the musical life of the town. The Sobolevsky family were among the founders of the first Siberian Choral Society. The Society played a large role in reviving the town’s musical life in the 1920s. The author stresses that the spouses’ different religious views were not an obstacle for an active social and family life.

Текст научной работы на тему «Томские музыканты Соболевские: католик и лютеранка»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 78.072.2

С. П. Вавилов

ТОМСКИЕ МУЗЫКАНТЫ СОБОЛЕВСКИЕ: КАТОЛИК И ЛЮТЕРАНКА

ериод конца XIX - начала XX века характеризуется ростом общественной активности представителей римско-католической конфессии практически во всех крупных городах Сибири. Эта активность затронула самые различные стороны жизни: религиозную, просветительскую, культурную и, в том числе, музыкальную. Томск являет собой один из центров зарождения музыкального образования Сибири. Становление и развитие этого процесса связано с именами многих представителей польской диаспоры. Данная работа дополняет опубликованные ранее материалы [5, с. 533] новыми фактами из жизни семьи Соболевских, внесших значительный вклад в музыкальную культуру Томска в начале века.

Глава семейства Соболевский был уроженцем местечка Бялый под Варшавой. Он родился в 1868 году и по католическому обряду получил длинное «составное» имя Станислав-Петр-Константин. С детских лет мечтал стать исследователем недр - горным инженером.

Соболевский поступил в Петербургский горный институт, однако, окончив два курса, принял решение уйти для того, чтобы получить более серьезную математическую подготовку. Но, начав учебу заново на механико-математичес-ком факультете Петербургского императорского университета, не выдержал и через два года возвратился в Горный институт. Уже в те годы Соболевский заинтересовался созданием и применением математических расчетов в горнорудном деле. Позднее его исследования в этом направлении стали основой новой науки - геометрии недр.

© С. П. Вавилов, 2015 110

Другой его страстью была музыка. Оторванный от дома, не имевший собственного угла, Соболевский вынужден был зарабатывать на жизнь музыкой. Он таперствует на балах, свадьбах, да и на похоронах играет. Поразительно, но у него хватает еще сил, энергии и неиссякаемой любознательности. Он стал брать уроки композиции у выдающихся композиторов А. К. Лядова и Н. А. Римско-го-Корсакова.

Горный институт был закончен Соболевским лишь в 1898 году. Тридцатилетний студент получил диплом, имея к этому времени семью — жену и маленького сына. Соболевский женился на дочери специалиста, работавшего в Пулковской обсерватории. Однако этот брак не принес счастья. Однажды при странных и запутанных обстоятельствах жена Соболевского исчезла. Сам Соболевский не любил говорить об этом периоде своей жизни, хотя несколько раз и пытался выяснить судьбу первой жены. По слухам, она уехала с другим человеком в Америку.

Сын Соболевского и его первой супруги Юрий, крещенный как католик, остался жить в семье отца. Юрий окончил Томский технологический институт, когда грянула гражданская война. Он погиб в годы гражданской войны, сражаясь на стороне белой гвардии.

Второй женой молодого горного инженера становится Ольга Мартыновна Гибшман. Ольга Мартыновна происходила из обедневшей немецкой семьи и родилась в городе Вильно, где у семьи было небольшое имение. В семье хранились воспоминания о том, что когда-то предки носили «знатную» приставку к своей фамилии и были «фон-Гибшманы». Получив начальное воспитание дома, Ольга

поступила в Институт благородных девиц в своем городе, где ярко проявились ее вокально-музыкальные данные. Музыка занимала все мысли молодой лютеранки, и она решила посвятить свою жизнь музыке. Любовь к пению была настолько велика, что однажды, под предлогом отъезда в гости к соседям по имению, она бежала в Петербург и самостоятельно поступила в консерваторию. Этот поступок своенравной девушки вызвал гнев ее отца, который отказался помогать дочери. Только спустя несколько лет взаимоотношения с семьей были установлены. Ольга Мартыновна осталась дружна с братьями отца Анатолием и Владимиром. Последний в годы гражданской войны жил в Томске.

Вступительные экзамены в консерваторию были сданы настолько успешно, что Ольгу Соболевскую зачислили в класс одной из лучших вокальных педагогов консерватории Ирецкой. Профессор Наталия Александровна Ирецкая принадлежала к славной плеяде русских вокалисток, чьими голосами и педагогическим мастерством создавалась слава русской вокальной школы не только дореволюционной, но и послеоктябрьской России. Ирецкая была выдающейся камерной исполнительницей. В числе ее друзей и знакомых были композиторы А. Рубинштейн, Гуно, Визе, Делиб, Сен-Санс, писатели Флобер, Мопассан, Тургенев.

На уроках у Ирецкой Соболевская получила прекрасное образование и развила свой природный талант. Ирецкая особое внимание уделяла развитию ровности и гибкости голоса, подвижности его во всех регистрах. Много сил педагог тратила на воспитание у учеников самостоятельного творческого мышления. Особенно полюбила Соболевская исполнять романсы, и впоследствии в Томске она с большим удовольствием готовила камерные программы. Соболевская обладала красивым меццо-сопрано с уверенным нижним регистром, позволявшим ей исполнять и партии контральто, например партию Вани из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (илл. 1)

На одном из публичных балов в Петербурге Петр Соболевский и Ольга Гиб-шман познакомились и сразу понравились друг другу. Петр рассказал своей молодой подруге о семейных проблемах. Петр Константинович не умолчал и о том, что был женат. Для Ольги же пути назад не было, и так возник их «гражданский брак» (илл. 2).

После окончания Горного института Соболевскому было предложено место инженера французско-бельгийской ком-

Илл. 2. Супруги О. М. и П. К. Соболевские

Илл. 1. О. М. Соболевская в костюме Вани

Л я.

ЯШ

• * /1

г * ■ ■■ ^

Илл. 3. О. М. Соболевская с сыном Петром и дочерью Ольгой

пании, владевшей шахтами в городе Юзовка (ныне Донецк). Молодой супруге переезд в промышленный район России не очень пришелся по душе. Ведь театров и концертных залов там не было.

И тут Соболевскому приходит предложение занять кафедру геодезии и маркшейдерского искусства в технологическом институте в Томске. Сибирь поманила чету Соболевских своей давней либеральной настроенностью, показалась «землей обетованной», без социальных условностей. Увы!.. Общество и здесь не сразу приняло молодых.

Едва устроившись, Соболевские, как это принято, отправились нанести визиты ряду официальных лиц - директору института, декану, ряду профессоров. И что же? Горничные встречали обоих, помогали раздеться, провожали в гостиную, но... В гостиную принять нового преподавателя выходил только глава семьи. Жены местных профессоров не

стремились познакомиться с Ольгой Мартыновной.

После исчезновения первой жены Петр Константинович не мог оформить свой брак с Ольгой. По бракоразводным законам того времени на розыск пропавшего без вести супруга отводилось 10 лет. При этом надо было еще давать ежегодно объявления в «Консисторских ведомостях» о розыске. Преступить закон - пойти на двоеженство - было для Петра Константиновича равносильно преступлению. Трагизм гражданского брака Соболевских заключался в том, что муж принимался везде и всеми, а невенчанная жена - нигде и никем.

Конфессиональные проблемы, которые принес им союз, ощущались более десяти лет. Суть проблем заключалась в том, что Ольга Мартыновна была лютеранкой, а Петр Константинович — католик. Лишь в 1913 году Ольга Мартыновна и Петр Константинович оформили свой брак. Венчание состоялось в костеле города Томска, и на свадьбе присутствовали два священника: пастор кирхи и ксендз костела.

В Томске у супругов родился первый ребенок - сын Константин, которому была уготована нелегкая судьба. Константин был крещен по католическому обряду. Среди свидетелей при крещении присутствовали и представители музыкального Томска. Одной из близких подруг молодой Ольги Мартыновны стала Ж6НЭ. профессора Томского технологического института Софья Корнеевна Турба-ба, которая преподавала игру на фортепиано в домах состоятельных томичей.

Константин с детства обнаружил хорошие задатки художника и поступил после переезда семьи в Москву в Московский полиграфический институт. Чей-то недобрый оговор привел Костю со студенческой скамьи в лагерь заключенных, работавших на строительстве канала Москва-Волга. Отсидел он в лагере три года и затем остался вольнонаемным рабочим на строительстве. Тяжелый труд привел к ранней смерти Константина Соболевского. Позднее он был реабилитирован. Несколько картин-зарисовок ла-

^Г' 4 ■■ ™Г .и

да V !

/ / -

л иш« ■;

Г-

Аг \ -

'-г' Л-ЛГи^Х -■ .. -

^ -Т-гУЧ ^

/ / /

мм тг > I

ф ^ 1 1Г -Г-.,

___¿гущпт 0 ш т ЩЛА0Л & лушт

л,■ ■ -г л*- ' ЧГ.Л.Г . ¿'¿.гт*.-

1-43

х I » I -I ► Аыр- ■ * • ■

л-*

Ь А

Рукописный вариант программы музыкального вечера, подготовленного П. К. Соболевским

герного быта, сделанных несостоявшимся специалистом, остались храниться в семье.

В Томске же в 1900 году родилась дочь, которую также как и мать назвали Ольгой, а в 1904 году родился сын Петр (илл. 3). И Ольга и Петр был крещены по евангелическому обряду как лютеране, по желанию матери.

Супруги Соболевские как-то естественно влились в музыкально-обще-ственную жизнь Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. Первые концерты принесли успех Ольге Мартыновне, завязались новые знакомства с педагогами музыкальных школ. В доме Соболевских по четвергам стали собираться музыканты и кое-кто из музицирующих профессоров университета и технологического института.

Петр Константинович готовил программы музыкальных вечеров (илл. 4),

часто аккомпанировал певицам и инструменталистам.

В архиве О. С. Соболевской сохранились черновые листки бумаги с программой камерных и симфонических вечеров, которые готовили супруги. Среди пожелтевших страниц списки томичей, которым нужно было рассылать приглашения в первую очередь. Здесь и члены городской думы, профессора первых в Сибири высших учебных заведений: университета и технологического института. Все это свидетельствует о большом авторитете семьи Соболевских, их роли в общественной жизни Томска.

Музыкальная карьера Ольги Мартыновны сложилась так, что ей не пришлось стать оперной артисткой. Всю школу пения от Н. А. Ирецкой, свой вокальный дар Соболевская отдала своей камерной деятельности и работе в качестве вокального педагога. Она принадлежала к плеяде самых уважаемых препо-

ЛЯ г*

■ ■ | г|- . . Н V |-|ГРЧЧ>-1 -.1I

■У > 'I ДП ■ 44 1-><н1 г Тн<ы

" —--г

город-тои садъ.

1У1Й 1ГЕЕ1Ь Ч^"!!1 _ПСЕЛ"Ь Г.Ни иI-

*

КОНЦЕРТЪ

виимвипшги

|зрсл иг. 11 К |1ин<[тъ.

ТТ1'1Т у шв л

О. М-. ОоЛллмгьтЛ 1|и .

I I. В. ГйГ.П^'лЪ

13 Л Не, наЧОСИ. I та:;.

кМКПНШР Г" '

{-щгшзяп ¡^т^г; ........

1и11к'

п-^-и ПЧШЬЧМ|| Р. г- -г

ч^

Илл. 5. Программа симфонического концерта с участием О. М. Соболевской

давателей пения в Томске и с удовольствием выступала в концертах (илл. 5).

♦ Большую художественную ценность», как отмечали рецензенты томских газет, представляли три вокальных вечера «История романса», которые подготовили и исполнили лютеранка Ольга Мартыновна Соболевская и еврей преподаватель музыкальных классов Борис Маркович Вядро.

Несколько лет Ольга Соболевская проработала в частной музыкальной школе М. И. Шиловской. Школа Шилов-ской принадлежала к самому уважаемому музыкальному заведению города. Шиловская приглашала в свою школу

профессионалов высочайшего класса, людей с консерваторским образованием. У нее в школе преподавал выпускник класса У. Мазетти оперный певец И. И. Березнеговский, несколько лет работавший в Томске. О. М. Соболевская очень любила, когда ее ученики выступали в концертах перед жителями города.

Петр Константинович Соболевский и его супруга Ольга Мартыновна скончались в Москве и были похоронены на Введенском кладбище. Рядом с ними покоится тело сына Петра.

Дочь Ольга Станиславовна (илл. 6) первые музыкальные навыки получила от своей матери, выступала с ней вместе в концертах. В программах была обозначена как «Соболевская 2-я». После переезда семьи Соболевских в Москву Ольга Станиславовна стала солисткой музыкальной оперной студии К. С. Станиславского.

Среди ее оперных партий Татьяна («Евгений Онегин»), Мими («Богема» Д. Пуччини), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе). Ольга Станиславовна стала одной из первых исполнительниц партии Лилихон в опере Л. Б. Степанова «Дар-вазское ущелье» («Пограничники»). Любопытно отметить, что с автором музыки

Илл. 6. Ольга Станиславовна Соболевская

этой оперы Львом Борисовичем Степановым Ольга была знакома еще в Томске с детских лет. Лев был сыном профессора Томского технологического института Б. М. Степанова, друга и приятеля отца Ольги Станиславовны. Ольга Станиславовна умерла в 1994 году, оставив интересные воспоминания о работе в оперной студии [4].

Ольга и Петр стали носить отчество по одному из имен отца: Станислав. Оба они продолжили развитие семейных генов искусства. Петр Станиславович Соболевский стал известным киноактером, сыграв множество ролей. Его артистическая карьера охватила период немого и звукового кино. Один из первых фильмов Петра был фильм «Новый Вавилон» (илл. 7).

В заключение приведем еще один штрих из творческой биографии этой семьи, который подчеркивает важное значение межконфессиональной роли музыкального искусства даже в годы войн и революций.

Супруги Соболевские использовали любую возможность, чтобы силами музыки вести просветительскую работу. Это и организация концертов, проведение бесед и лекций. Показателен, нам кажется, следующий пример. В начале 1918 года ветры революции забросили в Томск братьев Александра и Игнация Гиллерсбергов, скрипача и пианиста. Супруги были знакомы с семьей Гиллерсбергов еще в Петербурге.

Встретившись в Томске, Соболевские не преминули упустить такой случай и устроили концерт. Это было сделано под эгидой нового, возникшего в 1917 году музыкального учреждения в городе - Сибирской народной консерватории. Братья Гиллерсберги исполнили несколько скрипичных сонат Бетховена. Концерт прошел с большим успехом. Далее Гиллерсберги проследовали на Даль-

Илл. 7. Обложка журнала «Кинофронт» с фотографией П. С. Соболевского (1929)

ний Восток и впоследствии эмигрировали в Соединенные Штаты Америки.

Современное написание фамилии братьев Хилсберги отличается от приведенного нами написания - Гиллерсберги. Имеющиеся в Интернете сведения о педагогической деятельности братьев в Томске в январе 1918 года пока не подтверждены документально. Но, вполне вероятно, что даже небольшой срок пребывания их в Томске, около месяца, был использован братьями для организации нескольких частных уроков.

Жизнь и творчество прекрасной семьи Соболевских явили собой одну из интереснейших страниц музыкальной жизни города Томска в первой трети XX века.

Литература

1. Вавилов С. П. Семья Соболевских //Сибир- 2. Вавилов С. П. Жить по Станиславскому // екая старина. (Томск). № 12(17). - 1997. - Томский зритель. № 1(8). - 1990. - С. 6. С. 20-21.

3. Вавилов С. П. Семья Соболевских //В сб.: «Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее». Материалы Международной научно-практической конференции, Томск, 20-23 мая 1999. - Томск, 1999. - С. 132-134.

4. Соболевская О. С. К. С. Станиславский работает, беседует, отдыхает //М., Союз театральных деятелей РСФСР. - 1988. - 368 с.

5. Ханевич В. А. Поляки в Томске (Х1Х-ХХ в.): биографии // Автор-составитель В. А. Ханевич. - Томск: Изд. Томского государственного педагогического университета, 2012. - 686 с.

References

1. Vavilov S. P. Sem'ja Sobolevskih [The Sobolevsky Family] Sibirskaja starina [Siberian olden time]. Tomsk, 1997, no. 12 (17), pp. 20-21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vavilov S. P. Zhit po Stanislavskomu [Live according to Stanislavsky] Tomskij zritel [Tomsk Viewer]. 1990, no. 1 (8), p. 6.

3. Vavilov S. P. Semja Sobolevskih [The Sobolevsky Family] "Sibirskaja polonija: proshloe, nastojashhee, budushhee". Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tomsk, 20-23 Maja 1999 [«Siberian Polonia: past, present, future.» the materials of

the International Scientifically-Practical Conference, Tomsk, 20-23 May 1999]. Tomsk, 1999, pp. 132-134.

4. Sobolevskaja 0. S. K. S. Stanislavskij rabotaet, beseduet, otdyhaet. [K. S. Stanislavsky works, talks, rests]. Moscow, The theatre Union of RUSSIAN FEDERATION, 1988, 368 p.

5. Hanevich V. A. Poljaki v Tomske (XIX-XX v.): biografii. [Poles in Tomsk (19th-20th c.): biographies]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University, 2012, 686 p.

Томские музыканты Соболевские: католик и лютеранка

В статье рассмотрена деятельность семьи Соболевских, живших и работавших в Томске в первой трети XX века. Проанализирован вклад профессора Томского технологического института П. Соболевского и его супруги певицы О. Соболевской в развитие музыкальной культуры Томска, приведены интересные сведения о музыкальной жизни Томска.

Супруги Соболевские были в числе организаторов первого Сибирского хорового общества, сыгравшего большую роль в оживлении музыкальной жизни Томска во втором десятилетии XX века.

Автор статьи подчеркивает, что различные религиозные взгляды супругов не были препятствием для активной общественной и семейной жизни.

Ключевые слова: католик, лютеранка, конфессия, Томск, концерт, вокалистка, пианист.

The Sobolevsky family, musicians form Tomsk: a Catholic and a Lutheran

The article deals with activities of the Sobolevsky family, who lived and worked in Tomsk in the first third of the 20th century. The contribution into the development of the town's musical culture by P. Sobolevsky, the professor of the Tomsk Technological Institute, and his wife O. Sobolevskaya was reviewed. The article contains some interesting information about the musical life of the town. The Sobolevsky family were among the founders of the first Siberian Choral Society. The Society played a large role in reviving the town's musical life in the 1920s. The author stresses that the spouses' different religious views were not an obstacle for an active social and family life.

Keywords: Catholic, Lutheran, confession, Tomsk, concert, singer, pianist.

Вавилов Станислав Платонович - кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

E-mail: baron@tpu.ru

Stanislav Vavilov - PhD in Technology, Associate Professor at the Management Systems Optimization Dept. of the Computer Science Institute of the Tomsk National Polytechnic University.

E-mail: baron@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.