УДК 78.071.1
С. П. Вавилов
«РУССКИЙ СОЛОВЕЙ» ИЗ ТОМСКА
удьбы многих славных представителей русского музыкального искусства первой половины XX в. были связаны с Томском. Имена этих деятелей отечественной культуры, к сожалению, слабо освещены в литературе. Среди них имена певца Ивана Березнеговского [4, 5], пианиста Павла Виноградова [3]. Входит в этот список и оперная певица Мария Михайловна Куренкова, снискавшая славу в далекой Америке, и получившая в зарубежной прессе титул «русский соловей».
Биографические сведения о певице, ее начальном периоде жизни, опубликованные в некоторых работах, содержат ряд ошибок и неточностей. Краткая биография М. М. Куренко приведена в капитальном труде Аркадия Пружанского [11]. Жизненный путь певицы после отъезда из России описан В. Руденко [12].
В нашей работе приведены сведения о томском периоде жизни М. Куренко, об учебе в Московской консерватории, основанные на изучении архивных материалов и публикаций в местных изданиях. Все это позволяет более полно воссоздать облик одной из лучших певиц первой половины ушедшего века. Музыкальный талант, ее оперная и концертная деятельность получили признание таких выдающихся музыкантов, как А. Т. Гречанинов и Н. К. Мет-нер. Дирижер Сергей Кусевицкий говорил, что в исполнении романсов Чайковского Куренко не имела соперниц.
Мария Михайловна Куренкова родилась в 1890 г. в семье томского купца Михаила Леонтьевича Куренкова. Еще в годы юности, начав выступать в гимназических концертах, Мария взяла себе сценическую фамилию Куренко, под которой она и осталась в истории вокальной музыки (рис. 1).
Семья Куренковых имела, по всей вероятности, татарские корни и принадлежала к так называемым «инородцам» Сибири. Это подтверждается некоторыми косвенными фактами. Так, в прошении на имя директора Московской консерватории, подан-
© С. П. Вавилов, 2018
ном летом 1909 г., Мария пишет о себе как об «инородке». Современные носители этой фамилии проживают в пригородных селах Томска, где сосредоточены в основном татарские семьи. Например, в с. Кафтанчико-во живут более десяти семей Куренковых, имеющих родственные связи между собой. Весьма вероятно, что Куренковы принадлежали к коренным жителям Сибири.
Усадьба Куренковых в Томске располагалась на ул. Береговой в непосредственной близости от речной пристани, куда летом по Томи пароходы доставляли в город самые разнообразные товары. Михаил Куренков не принадлежал к купцам состоятельным, и вся его работа сводилась к покупке и перепродаже некоторых продовольственных товаров. По масштабу товарооборота он входил в разряд купцов второй гильдии [8].
Деятельность купца Куренкова практически не освещалась в томских газетах, но, тем не менее, однажды его имя попало в разряд «скандальной хроники». В том-
С
Рис. 1. Мария Куренко
Рис. 2. Томская Мариинская гимназия
ской газете «Сибирский вестник» сообщалось о краже товара из усадьбы «господина Куренкова» [14]. Причиненный ущерб составил около 600 рублей, что было значительной суммой для того времени. Дом, который был приобретен купцом вблизи Томской пристани и рынка, обошелся в 2250 рублей «серебром». Парасковия Ивановна, жена купца, скончалась в 1910 г., оставив его с дочерями.
Пение было одной из главных форм досуга в довольно многочисленной семье. У Марии были еще три младшие сестры с неплохими музыкальными голосами. Семейные вечера превращались в большие концерты, на которые собирались и соседи Куренковых.
Вскоре и чистому голоску Марии нашлось место для «применения». Таким местом стал Троицкий кафедральный собор. В нем был один из лучших хоров певчих, привлекавший своим пением прихожан. Этому способствовало как центральное место, занимаемое храмом в церковной иерархии, так и деятельность регентов хора. В соборе хором в разные годы руководили опытные и высокопрофессиональные музыканты. В этом главном храме Томска и пела
в церковном хоре десятилетняя Маша Куренкова. Все ответственные дискантовые партии в праздничных богослужениях поручались именно ей.
Марии легко давалось не только пение, она отлично преуспевала и в гимназии. Томская Мариинская гимназия (рис. 2), в которой училась девушка, располагалась в центральной части города, где были рынки и многочисленные магазины. Путь от дома до гимназии занимал у Марии не так уж много времени.
Пение в гимназии было обязательным предметом, и музыкальные способности Марии были сразу же оценены учителями. В кратких воспоминаниях певицы [9] есть несколько строк, которые позволяют представить музыкальную атмосферу детских лет Куренко: «Был ли это первый дебют, когда я восьмилетним ребенком, провела соло "Травка зеленеет, солнышко блестит", стоя на стуле, на елке, будучи приготовишкой. Но овации хорошо помню, и мое волнение восьмилетнего ребенка тоже помню -были и тогда переживания артистки.
Следующий дебют пятнадцатилетней гимназисткой - "Что мне жить и тужить" Варламова пела на ученическом вечере,
казалось, в первый раз в жизни пред публикой».
Первым педагогом, обратившим внимание на музыкальную одаренность девочки, стал учитель пения в гимназии Василий Романович Литвинов. Это был молодой человек, достаточно сведущий в музыке. Он успел несколько лет поработать в одном из интереснейших вокальных коллективов России - «Славянской капелле», которой руководил популярный певец, педагог и собиратель народных песен Дмитрий Агре-нев-Славянский. Капелла к началу 1900-х гг. была широко известна не только в России, но и за ее пределами. Василий Литвинов после гастролей капеллы в Томске остался жить в городе. Он был учителем музыки, а в 1906 г. принял церковный сан и долгие годы служил регентом в соборах Томска [6].
Окончив гимназию в 1907 г., Мария пришла на занятия в музыкальные классы Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. Деятельность классов была хорошо известна по всей Западной Сибири. В Томск приезжали учиться из Барнаула, Бийска, Красноярска. Из числа педагогов в период обучения Марии большим уважением пользовались скрипач Яков Соломонович Медлин, пианистка Феофания Николаевна Тютрюмова, вокалист Борис Маркович Вядро.
В начале 1908 г. Мария начинает занятия в классе преподавателя Бориса Марковича Вядро, который был приглашен из Петербурга. С Томском у Вядро связан непродолжительный период жизни, однако музыкант оказал весьма существенное влияние на местную музыкальную жизнь. Он вел вокал в музыкальных классах, руководил хором, активно участвовал в концертной деятельности. Борис Вядро был приглашен в музыкальные классы в 1905 г. и с первых дней пребывания в городе принял деятельное участие в музыкальной жизни. Сохранились афиши, программы концертов, в которых участвовал музыкант. В камерном вечере 12 февраля 1905 г. Вядро исполнял романсы П. И. Чайковского и Р. Шумана, а на симфоническом вечере 3 апреля 1905 г. возглавил хор Томского отделения Музыкального общества (рис. 3). В исполнении хора прозвучали два крупных произведения: хор странников из оперы А. Н. Серова «Рогнеда» и хор поселян из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
В класс Б. Вядро были переведены ученики, с которыми работал покинувший музыкальные классы известный в России певец и педагог Иван Васильевич Матчинский [1]. Успехи Марии в обучении были столь несомненны, что из учащихся младшего класса Вядро переводит ее на обучение по программе среднего класса. Вядро с большим вниманием относился к занятиям с учениками. Он старался подбирать интересные произведения, не боялся разучивать серьезные оперные партии. Много сил у педагога отнимали занятия с хором. Участие в хоре было обязательным для всех учащихся вокалистов в классе Вядро, число которых превышало тридцать человек. В сезоне 1906/07 г. Борис Маркович вместе с другими томскими музыкантами организовал так называемые исторические вокальные вечера. На протяжении трех вечеров-концертов он и певица Ольга Мартыновна Соболевская исполнили значительное количество вокальных произведений - от музыки XVIII в. до произведений современных им композиторов А. Т. Гречанинова и М. М. Ипполитова-Иванова.
Юная Мария с большим вниманием слушала опытную певицу Соболевскую, восторгалась новыми для нее мелодиями романсов незнакомых ей композиторов и не предполагала, что пройдут какие-то 6-7 лет, и она будет встречаться в коридорах Московской консерватории с директором Михаилом Михайловичем Ипполитовым-Ивановым, а лет через двадцать будет петь на сценах прославленных залов Америки под аккомпанемент Александра Тихоновича Гречанинова.
15 мая 1908 г. Мария Куренко выступила на публичном ученическом вечере (рис. 4), исполнив арию Манон из оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини. Аплодисментов, правда, не последовало, так как на ученических концертах они были запрещены. Но, все же, зрители (а среди них находились и родственники восемнадцатилетней Марии) рады были услышать красивый, чистый голос певицы.
Из программы видно, что под номером шесть Мария Куренко исполнила, кроме арии, вокализ Маркези. Вероятно, это был номер из знаменитой «Школы пения» Матильды Маркези, по которой занимались многие отечественные певцы. Исполнение подобных вокальных упражнений делает честь Б. М. Вядро как педагогу, хорошо
ТОМСКОЕ ф ОТ ДЪ ЛЕН1Е
Императорскаго Русскаго Музыкальн. Общества.
Гор. Тодоскъ.
СЪ Д03В0ЛЕН1Я НАЧАЛЬСТВА
ВЪ ЗАЛ£ ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНЫ
Им'Ьетъ быть
8-И СЩ0ШНШ1
поевйщенный руеекой музыка,
Г.Ъ УЧАСГПЕМЪ: К. Ф. Родзевичъ (сопрано), хора Музыкальна го Общества подъ управлешемъ Б. М. Вядро и оркестра подъ уцравлен1емъ Я. С. Медли на.
Начало въ 8 2 час. вечера.
М4ста Г,г, дМствительн. членовъ 1-е 6 ряд. съ правой стороны.
Лечат, рая- йолиц. ЙикгйьрЙй. Тсмскъ, пэр. тип. Н. Й. Орловой'. Рис. 3. Афиша концерта с участием Б. М. Вядро
знакомому с педагогической литературой своего времени. Для занятий с учениками Вядро сам подготовил сборник упражнений и вокализов, который по имеющимся сведениям был даже издан в Томске. К сожалению, пока не удалось его разыскать.
Не по вине Марии занятия с педагогом оказались весьма непродолжительными. Разгоревшийся в музыкальных классах конфликт среди преподавателей привел к увольнению Б. М. Вядро и других учителей из музыкальных классов. Из числа учеников Б. Вядро многие избрали позднее артистический путь. Стали певцами Валериан Ложников, Нина Караулова, Виктор Ядрышников. После увольнения из музыкальных классов Борис Вядро вошел в педагогический совет созданного в Томске Сибирского хорового певческого общества [2], но через некоторое время уехал в Петербург, где продолжил педагогическую деятельность в частных музыкальных школах. Дальнейшая судьба Вядро нам неизвестна.
В июле 1908 г. в Томск с концертами приехал уроженец города скрипач К. М. Черемных, и Мария получила лестное для начинающей певицы предложение выступить в одном концерте со скрипачом. Это было ее одно из первых публичных выступлений. В газете «Сибирская жизнь» появилось пусть пока еще простое упоминание о певице, но оно предваряло время восторженных рецензий и отзывов о пении Марии Куренко.
Обучение Марии Куренко в музыкальных классах Томского отделения Русского музыкального общества продолжалось всего несколько месяцев. В конце 1908 г. девушка принимает решение ехать в Москву для поступления в консерваторию.
Мария расставалась с родным городом, вероятно, без особого сожаления: хотелось начать самостоятельную жизнь, столица манила возможностью продолжить вокальное образование. Однако приехав в столицу, Куренко подала заявление на юридический факультет Московского университе-
Рис. 4. Программа ученического концерта с участием М. Куренко
Публичный ученически вечеръ 15-го мая 1908 года.
0тдЪлен1е 1-е: 1. воиаЫпе, (Летели. Псп. Д'юхроптова. уч. 11 к. нреп-Р. Е. Шульфаикь. 2) Арш изь он. .Волшебный стр-Блокъ", Вебера. Осп. Владимфсглй, уч. ср. к. кл. пр. Б. М. Вядро. И) Тарантелла. Мериеля. Пса. Зеленевскпн. уч. II к. кл. пр. В. А. ПЪгушиыой. 4) Соната 1-я,
Роиберга. Итп. Коробченко, уч. I к. кл. пр Ар. С- Медлипа. Г>) Вальсъ Р)8-пю11. ЧаЛкопсклго. Наг. Сияй::ова, уч. 11 к. кл. пр. Ф. Н. Тт. трюиовии. (>) а) Е1ш1е <1е Му1е. МагсЬев»: Ь) а|Ля ить он. „Маноыъ Лес ко*. Пуччпьш. Псп. Куренко. уч. ср. к. г;л. пр. Б. М. Вндро. 7} Болеро, Рениеке, Исп. Арбу;ооь. уч. Ш к. кл. пр. В. А. ПЬгушнноп.
ОтдЬлеше 2-е: 8) Фниаль изь сояаги, Гушиеля. Пси. уч., Лоиопиц-кая VI к. кл. пр. Р. Е. IIIульфяйиъ, 9) »Не о томъ скорблю, нодру-жеиьки", арт нзт, оп. ,Жизнь за Царя", Глинхп. Исп. Альпергь, уч. ср. и. пр. Б. М. Вядро. 10) Фантами ор. 2?, Мендельсона. Исп. Тимофеева, уч. IV е. пл. пр. Ф. Н. Тютргомоной. 11) Баллада п полоиезъ, Вьетана. Псп. Золотаревл,, уч. к л. ор Я. С. Медлина. 12) Этюдь В-шо11, Мендельсона. Исп. Касимовт,- уч. IV и, кл. пр. В. А. ПЬгушиной. 13) Ар1я Вольфрана изь оп. „Та н гейзер ь-, Вагнера. Исп. Адрканопъ, уч. ср. к. кл. пр. Б. М. Вядро. 1}) Конаесгь ор. 2. пасть 1-ая, Лрен-с'-аго. Псп Лебедева, уч. VI к. ил. пр. Ф. Н. Тютрюмоиой. 13) Концергь Ю-<1иг, Паганини. Исп. Гольдвассеръ, окончи». но кл. скрипки
и С Л1_______
та и была принята. Все же любовь к музыке вновь напомнила о себе, и Мария решается учиться пению параллельно с занятиями в университете.
И вот в июле 1909 г. на стол директора Московской консерватории (им был тогда композитор М. М. Ипполитов-Иванов) ложится прошение М. Куренко: «Желая получить законченное музыкальное образование, покорнейше прошу зачислить меня в число учениц вверенного Вам учебного заведения, по классу пения» [7].
После предварительного начального прослушивания Мария Михайловна была зачислена в класс самого знаменитого в те годы вокального педагога Умберто Мазет-ти. Профессор сразу определил голос Марии как лирико-колоратурное сопрано. Впоследствии все оперные партии для этого голоса будут спеты Марией Михайловной в ведущих оперных театрах мира. Известно, что выбирая себе учеников в класс, Ма-зетти на первое место ставил уровень развития общей музыкальности ученика. В этом смысле у Мазетти к своей ученице не было вопросов.
Курс консерватории был освоен Марией Куренко за четыре года. В мае 1913 г. она сдает выпускные экзамены. Успехи М. Куренко были блестящими: большая серебряная медаль и отличные оценки по всем предметам. Среди них теория музыки, история музыки, научные предметы. Мария Михайловна Куренко получила звание «свободного художника», предоставлявшего огромные льготы артистам в устройстве на работу, преподавании в художественных учреждениях.
Диплом об окончании консерватории не был лично получен Марией, так как она вместе с мужем уехала в Киев по приглашению фирмы грамзаписи «Аристотипия» для записи пластинок. Так, Марией Михайловной были записаны несколько вокальных произведений, которые открыли имя певицы для любителей музыки. Диплом в Киев был выслан канцелярией консерватории только в феврале 1914 г.
Мужем Куренко стал Федор Тимофеевич Гонцов, нежные чувства к которому зародились еще в Томске. В обстоятельной работе В. Руденко [12] сообщается, что знакомство с Гонцовым произошло после учебы в консерватории, что не соответствует действительности. Знакомство Марии и Федора состоялось в Томске. Здесь они встретились
на занятиях в музыкальных классах. Гонцов был на пять лет старше Марии, и он также занимался в классе Вядро. Талант Гонцо-ва позволял ему выступать в концертах еще во время занятий в классах. Так, в феврале 1909 г. Федор был приглашен вместе с томскими музыкантами для участия в камерном концерте, где он был представлен как учащийся музыкальных классов. В небольшой заметке, опубликованной в томской газете, был даже отмечен его талант.
Не вполне верна информация работы [Там же] об отъезде Куренко с родителями в Москву в 1902 г. Обучение Марии Куренко в музыкальных классах продолжалось до лета 1908 г., о чем свидетельствуют программы концертов с участием певицы. Отъезд в Москву произошел, по всей вероятности, в конце 1908 г., либо в начале 1909 г.
После окончания занятий с Б. М. Вядро влюбленные решили вместе ехать в Москву. И Федор, и Мария долго выбирали: университет или консерватория? У Федора был прекрасный баритон и ему хотелось продолжить обучение пению. В конце концов ими был выбран юридический факультет Московского университета и, как и у Марии, консерватория. Гонцов закончил класс Мазетти в 1912 г. со званием «свободного художника» .
Интерес представляют две записи Куренко с певцом Петром Словцовым [10], также уроженцем Сибири. Певцы записали два дуэта: дуэт Фауста и Маргариты из оперы Ш. Гуно «Фауст» и дуэт Виолетты и Альфреда из оперы Дж. Верди «Травиата». Любопытно, что позднее Мария Куренко была названа в Америке «русским соловьем», а Петр Словцов в родной России также получил «титул» - «сибирский соловей». Заметим, что не только сибирские корни свели артистов. Они учились в консерватории в одно и то же время (Петр Словцов занимался в классе профессора И. Горди) и параллельно посещали лекции по юриспруденции в Московском университете. К сожалению, эта встреча двух «соловьев» осталась единственным эпизодом в жизни больших русских артистов.
Став обладателями двух дипломов, Куренко с мужем подумывали открыть частную юридическую практику, но... Чаша весов Фемиды качнулась в сторону музыки, и подтолкнул ее маэстро Умберто Мазетти. Он убедил Марию Михайловну посвятить себя пению, увидев в певице незаурядное
дарование и огромный творческий потенциал. И Мария делает свой следующий шаг -оперная сцена. В 1914 г. состоялось первое выступление Куренко в Харьковской опере. Вокальная партия русской девушки Анто-ниды из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» стала дебютной в долгом творческом полете «русского соловья».
В 1918 г. Куренко приглашают в Большой театр, в котором она прослужила до 1922 г. Эти несколько лет среди лучших певиц России, собравшихся под крышей Большого, говорят не только о голосе певицы, который нравился публике, но и о крепком характере сибирской девушки. Ведь ей пришлось петь на одной сцене с такими звездами русской оперной сцены, как Антонина Нежданова, Валерия Барсова.
Отметим, что репертуар лирико-колора-турного сопрано Куренко приходилось делить именно с Барсовой. В репертуаре пе-
виц были одни и те же партии: Розина («Се-вильский цирюльник» Дж. Россини), Джильда («Риголетто» Дж. Верди). Проведя в 1922/23 г. оперный сезон в Киеве, певица вместе с мужем и сыном Вадимом эмигрировала в Ригу, где они жили в течение двух лет, и где она с большим успехом выступала в опере. Затем Куренко с семьей отправилась в большое турне по Европе -Латвия, Польша, Чехословакия, Германия, Франция. Ее выступления в концертных залах и на оперной сцене всегда сопровождались бурными аплодисментами.
В 1925 г. Мария Куренко с семьей эмигрировала во Францию, а затем выехала в Соединенные Штаты Америки. Скончалась Мария Михайловна в Нью-Йорке в 1980 г. В 2015 г. музыкальная общественность Томска отметила 125-летие со дня рождения этой замечательной певицы, уроженки сибирского города Томска [13].
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавилов С. П. Профессор пения // Том. старина. - 1992. - № 3. - С. 14-15.
2. Вавилов С. П. Первое Сибирское хоровое певческое общество // Сиб. муз. альм. -2006. - 2009. - С. 96-103.
3. Вавилов С. Пианист Павел Виноградов // Современное музыкальное искусство: Традиции и новаторство, методы исследования, перспективы развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Томск, 22-23 апр. 2011 г.). - Томск, 2013. - С. 52-57.
4. Вавилов С. Русский бас Иван Березнеговс-кий // Вестн. муз. науки. - 2016. - № 2. -С. 93-101.
5. Вавилов С., Березнеговская Е. Бас Иван Бе-резнеговский // Персона. - 2008. - № 5. -С. 54-57.
6. Вавилов С., Киселева И. Томский тенор в «Славянской капелле» // Персона. -2000. - № 8. - С. 44-47.
7. Дело М. М. Куренко. - Архив Московской консерватории. Арх. № 959, св. 38, оп. 3.
8. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 1995. - Т. 2, кн. 2. - С. 152.
9. Куренко М. Мои воспоминания // Иллюстрированная Россия. - 1934. - № 8. - С. 9.
10. Петр Словцов. - URL: http:// intoclassics.net/news/2012-02-25-27266 (дата обращения: 20.12.2016).
11. Пружанский А. М. М. М. Куренко // Отечественные певцы. 1755-1917. - М., 1991. -Ч. 1. - С. 245.
12. Руденко В. Судьба Марии Куренко // Труды Гос. Центр, музея муз. культуры им. М. И. Глинки. - М.: Сов. композитор, 1991. - С. 237-244.
13. Русский соловей из Томска. - М., 1999. -Вып. 1. - С. 237-244. - URL: http:// www.lib.tomsk.ru/page/9149/ (дата обращения: 05.02.2017).
14. Сиб. вестн. - 1891. - № 123.
REFERENCES
1. Vavilov S. Professor of singing. Tomskaya starina [Tomsk old times]. 1992, (3): 14-15.
2. Vavilov S. The first Siberian choral singing society. Sibirskij muzykalnyj almanakh -2006 [Siberian musical almanac - 2006]. 2009: 96-103.
3. Vavilov S. Pianist Paul Vinogradov. Sovremennoe muzykalnoe iskusstvo [Modern musical art]. Tomsk, 2013, pp. 52-57.
4. Vavilov S. Russian bass Ivan Bereznegovsky. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2016, (2): 93-101.
5. Vavilov S., Bereznegovskaya E. Bass Ivan Bereznegovsky. Persona [Person]. 2008, (5): 54-57.
6. Vavilov S., Kiseleva I. Russian tenor in Slavic capell. Persona [Person]. 2000, (8): 44-47.
7. The Case of M. M. Kurenko. Arkhiv Moskovskoj konservatorii [The archive of the Moscow Conservatory]. № 959, sv. 38, op. 3.
8. Kratkaya entsiklopediya po istorii kupechestva i kommertsii v Sibiri [Brief encyclopedia on the history of Merchants and Commerce Siberia]. Novosibirsk, 1995, Vol. 2, P. 152.
9. Kurenko M. My memories. Illyustrirovannaya Rossiya [Illustrated Russia]. 1934, (8): p. 9.
10. Pyotr Slovtsov [Petr Slovcov]. Available at: http://intoclassics.net/news/2012-02-25-27266 (Accessed 20 December 2016).
11. Pruzhanskij A. M. M. M. Kurenko. Otechestvennye pevtsy 1755-1917 [Russian singers]. Moscow, 1991, Vol. 1, p. 245.
12. Rudenko V. The fate of Maria Kurenko. Trudy Gosudarstvennogo Tsentralnogo muzeya muzyhalnoj kultury im. M. I. Glinki [Proceedings of the State Central Museum of musical culture named after M. I. Glinka]. Moscow, 1991, pp. 237-244.
13. Russkij solovej iz Tomska [Russian Nightingale from Tomsk]. Available at: http:/ /www.lib.tomsk.ru/page/9149/ (Accessed 05 February 2017).
14. Sibirskij vestnik [Siberian Herald]. 1891, (123).
«Русский соловей» из Томска
Судьбы многих славных представителей российского музыкального искусства первой половины XX в. связаны с Томском. Среди незаслуженно забытых имен выделяется известная российская певица Мария Михайловна Куренко. Ее жизнь и творческий путь начинались в Сибири. М. М. Куренко получила начальное образование в вокальных классах Томского отделения Императорского Русского музыкального общества. С юношеских лет Мария Куренко принимала активное участие в концертах для томской публики. Значительный период жизни Куренко прошел в Соединенных Штатах Америки, где певица в прессе была названа «русским соловьем». Статья содержит сведения о томском периоде жизни М. Куренко и ее учебе в Московской консерватории, основанные на изучении архивных материалов, а также публикаций в местной прессе, некоторые из которых содержат ряд ошибок и неточностей. Ее учителями были признанные мастера: Я. С. Медлин, Ф. Н. Тютрюмо-ва, Б. М. Вядро, У. Мазетти. По приезде в Москву М. Куренко не сразу выбрала учебу в консерватории, поступив на юридический факультет Московского университета. Однако она все же решает учиться пению параллельно с курсами в университете. До 1922 г. М. Куренко пела на сцене Большого театра, что говорит и о силе ее голоса, и силе характера. В 1925 г. она эмигрировала в Америку.
Приведенные материалы позволяют более полно воссоздать облик одной из лучших
«Russian Nightingale» from Tomsk
The fate of the many glorious representatives of Russian musical art in the first half of the 20th century are connected with Tomsk. Among the undeservedly forgotten names stands out the name of the famous Russian singer Mary Mikhailovna Kurenko. Her life and creative path begins in the Siberia. M. M. Kurenko received his primary education in the vocal classes of the Tomsk branch of the Imperial Russian musical society. From the teenage years Mary Kurenko took an active part in concerts for the Tomsk public. A significant period in the life of Kurenko passed in the United States of America, where the singer in the press has been called «the Russian Nightingale». The article contains information about Tomsk period life M. Kurenko and her studies at the Moscow Conservatory, based on the examination of archival materials, as well as publications in local press some of which contain a number of errors and inaccuracies. Her teachers were the acknowledged masters: Ya. S. Medlin, F. N. Tuytruymova, B. M. Vyadro, U. Mazetti. On arrival In Moscow M. Kurenko did not immediately choose to study at the Conservatory, having entered the law faculty of Moscow University. However, she still decides to study singing along with courses at the University. Until 1922 M. Kurenko sang on the stage of the Bolshoi theater, which speaks about the power of her voice and strength of character. In 1925, she emigrated to America.
певиц первой половины XX в., великого патриота России.
Ключевые слова: Мария Куренко, Томск, музыкальные классы, опера, сопрано.
All this allows us to more fully recreate the look of one of the best singers of the first half of the XX century, great patriot of Russia.
Keywords: Mary Kurenko, Tomsk, musical classes, opera, soprano.
Вавилов Станислав Платонович, кандидат Vavilov Stanislav Platonovich, Candidate
технических наук, доцент Томского поли- of Technical Sciences, associate professor at
технического университета the Tomsk Polytechnic University
E-mail: baron@tpu.m E-mail: baron@tpu.m
Получено 31.10.2017