Научная статья на тему 'Музыкально-просветительская деятельность профессора Н. А. Александрова (1858-1936) в Томске'

Музыкально-просветительская деятельность профессора Н. А. Александрова (1858-1936) в Томске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСК / ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОНЦЕРТ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАРОДНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЦЕНЗИЯ / TOMSK / TOMSK STATE UNIVERSITY / CONCERT / EDUCATION / PEOPLE''S CONSERVATORY / MUSIC SOCIETY / BOOK REVIEW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович, Ткаленко Ярослав Владимирович

В статье представлены материалы о музыкально-просветительской деятельности профессора Томского государственного университета Н.А. Александрова (1858-1936). Анализируется деятельность Н.А. Александрова в качестве лектора-музыковеда, музыкального рецензента и популяризатора музыкального искусства. Н.А. Александров являлся одной из ключевых фигур в музыкальной жизни Томска начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович, Ткаленко Ярослав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Musical-enlightenment activity of professor N.A. Aleksandrov (1858-1936) in Tomsk

Presentation of musical education professor of Tomsk State University N.A. Alexandrova (1858-1936). Assesses N.A. Alexandrov as a lecturer-musicologist, music reviewer and promoter of the art of music. Professor Nikolay Aleksandrovich Aleksandrov, who for over thirty years, one of the most respected professors of Tomsk State University, belongs to the well-known Russian scientists in the field of pharmaceutics. Alexandrov's family arrived in Tomsk in mid-1900 years. Together with Nikolai Alexandrovich came the wife of A.Ya. Alexandrova-Levenson, great pianist, graduate of the Moscow Conservatory. The wife of the Professor a few months began to take part in concerts and writing reviews in Tomsk newspaper. Natural musical talent, huge efficiency and perseverance allowed Nikolay Aleksandrovichu acquire extensive knowledge in the field of music. Natural musical talent, huge efficiency and perseverance allowed Nikolay Aleksandrovichu acquire extensive knowledge in the field of music. It is magnificently played violin and piano. In Moscow, he took lessons in composition from the Moscow Conservatory Professor A.S. Arensky. In 1908-1909 years Aleksandrov elected to the Directorate of the Tomsk branch of the Russian music society and remained an active participant in all activities of society until the termination of the activities of the Office. No major musical venture in Tomsk did not without participation of N. Alexandrov. In 1913, he became a member of the Board of regent course, open in the city at the initiative of the merchant P.I. Makushin. N. Alexandrov in various editions in Moscow, St. Petersburg and Tomsk published about 500 notes, articles, reviews on musical themes. Unfortunately, this huge interesting material of musical culture has not yet disclosed fully and not fully understood. Enthusiastically Alexandrov belonged not only to the concerts of symphonic music, but also showed interest in music of Siberian peoples. Aleksandrov went with a group of enthusiasts to the Museum of local lore and actively participated in the Organization of events. In the year 1922 was a great evening, on which stood the representatives of indigenous peoples of the Altai. Activity of Aleksandrov was so high that he managed to take part not only in the activities of the Music Department of the Imperial Russian musical society, but also participated in the Organization of concerts of sacred music, opera performances. In early August 1936 Nikolay Alexandrovich became seriously ill and died on September 6, 1936. Musical outreach N.A. Alexandrova became a shining example of the participation of representatives of the professor's Corps in the remarkable development of musical culture of the University of Tomsk.

Текст научной работы на тему «Музыкально-просветительская деятельность профессора Н. А. Александрова (1858-1936) в Томске»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 3 (23)

УДК 78.072.

DOI: 10.17223/22220836/23/3

С.П. Вавилов. Я.В. Ткаленко

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА H.A. АЛЕКСАНДРОВА (1858-1936) В ТОМСКЕ

В статье представлены материалы о музыкально-просветительской деятельности профессора Томского государственного университета H.A. Александрова (1858-1936). Анализируется деятельность H.A. Александрова в качестве лектора-музыковеда, музыкального рецензента и популяризатора музыкального искусства. H.A. Александров являлся одной из ключевых фигур в музыкальной жизни Томска начала XX в. Ключевые слова: Томск, Томский государственный университет, концерт, просвещение, народная консерватория, музыкальное общество, рецензия.

Николай Александрович Александров (1858-1936), являвшийся более тридцати лет профессором Томского государственного университета, принадлежит к числу известных русских ученых в области химии и фармацевтики.

Жизненный и научный путь H.A. Александрова получил освещение в работах [1-2], однако деятельность Александрова на музыкальном поприще известна в меньшей степени. А между тем в 1900-1920-х гг. его имя было одним из самых известных и уважаемых в культурной среде Томска. В этой статье на основе новых архивных и документальных материалов сделана попытка осветить эту сторону жизни H.A. Александрова.

Начальное образование Александров получил в гимназиях Орла и Москвы. Уже в зрелом возрасте он был зачислен вольнослушателем в Московский университет и после защиты магистерской степени начал трудовую деятельность: Москва, Дерпт (ныне Тарту) и, наконец, Томск. Семья Александровых приехала в Томск в середине 1900 г. Вместе с Николаем Александровичем приехали его супруга Анна Яковлевна Александрова-Левенсон, великолепная пианистка, выпускница Московской консерватории и двое сыновей - Анатолий и Владимир. Супруга профессора после недолгой адаптации стала знакомиться с представителями городского музыкального мира и уже через несколько месяцев начала давать частные уроки, а также принимать участие в концертах и писать рецензии в томские газеты [3, 4].

В Томске Александров занял должность экстраординарного профессора, а с 1907 г. должность ординарного профессора по кафедре фармации и фармакогнозии, а затем по кафедре общей химии. К слову сказать, Николай Александрович на посту заведующего сменил крупного ученого Э. Лемана, который заложил на кафедре основы научной и педагогической работы.

Музыкальное образование Александрова не было систематическим. Ранняя женитьба, рождение первого сына, который вскоре трагически погиб, рождение в 1888 г. второго сына - все это не оставляло времени на музыку. И тем не менее природная музыкальная одаренность, огромная работоспо-

собность и упорство позволили Николаю Александровичу приобрести обширные познания в области музыки. Он великолепно играл на скрипке (учился частным образом у знаменитого скрипача и педагога В. Безекирско-го) и фортепиано. В Москве он брал уроки по композиции у профессора Московской консерватории композитора A.C. Аренского. Во время командировок в Германию Александрову посчастливилось получать консультации по различным вопросам музыкальной науки у корифея европейского музыковедения Г. Римана, с которым он общался в консерваториях Лейпцига и Висбадена. Занимался Александров также с профессором Г. Беллерманом из Берлинского университета, в котором была кафедра музыки.

На профессиональный рост Александрова большое влияние оказало общение с выдающимися немецкими химиками О. Валлахом и В. Нернстом. Университетская среда немецких университетов отличалась широтой не только научного общения, но была и средой культурного общения. В минуты отдыха ученые горячо обсуждали новинки литературы, посещали концерты и художественные салоны. О. Баллах и В. Нернст любили литературу, искусство, а их профессиональные успехи ознаменовались получением Нобелевских премий по химии, которыми они были удостоены в начале XX в.

Молодой ученый с интересом впитывал атмосферу этого общества. Стремление к энциклопедичное™ знаний зародилось у Александрова именно в те годы. Процесс активного вхождения Александрова в музыкальную жизнь Томска был более продолжительным в сравнении с деятельностью супруги. Первые годы профессорства были заняты подготовкой лекций, проведением занятий, рутинной хозяйственной работой на кафедре, и только по вечерам в кругу семьи Александров мог отдаться музыке. Это были занятия со старшим сыном Анатолием, который проявил недюжинные музыкальные способности как пианист. В 1906 г. сын закончил Томскую гимназию и готовился к поступлению в Московскую консерваторию.

Вот как вспоминает Анатолий о музыкальных занятиях отца в те годы: «Он играл на скрипке (ученик Безекирского), обладал безукоризненным абсолютным слухом, тонкостью превосходящим даже слух моей матери. Я вспоминаю, как в свободные от служебных занятий часы он садился за рояль и импровизировал аккордовые последовательности. Впоследствии скрипка была почти заброшена за недостатком времени, но я еще видел и слышал, как он музицировал по вечерам вместе с матерью» [5, 6].

У супругов была неплохая семейная нотная библиотека, кроме того, для музицирования часто использовались ноты из прекрасной библиотеки Марии Леонидовны Шиловской, владелицы частной музыкальной школы. Александровы быстро подружились и с Шиловской, и со скрипачом Яковом Медлиным, который также стал одним из музыкальных наставников старшего сына.

Пополнение библиотеки происходило за счет выписываемых из Москвы и Петербурга нот. Состав их был обширным. Здесь фортепианные и вокальные произведения, инструментальные ансамбли, которые использовались при преподавании уроков. Были клавиры опер, переложения оркестровых сочинений для исполнения на фортепиано в четыре руки.

С трудом, но все же Николаю Александровичу удавалось выкроить время для музыки. В архиве его сына хранятся две объемистые тетради с лек-

циями по музыке, написанные в 1900 г. Первые музыкальные рецензии Александрова, написанные в Томске, датированы 1902 г. Организаторские способности Николая Александровича ярко раскрылись в начале 1908 г., когда группа томских музыкантов выступила с инициативой открытия в городе музыкально-певческого общества, и Александров вместе с супругой стали активными поборниками этого нового общественного начинания.

К сожалению, довольно скудная информация имеется об участии H.A. Александрова в подготовке и издании журнала «Томский театрал». Журнал издавался в 1905-1906 гг. небольшим тиражом. Вышли всего четыре номера, являющиеся сейчас библиографической редкостью. Это был первый подобный журнал не только в Томске, но и во всей Сибири. В числе его организаторов были А.Я. Александрова-Левенсон, H.A. Александров, а также молодые гимназисты друзья Валентин Булгаков (позднее работал секретарем Л.Н. Толстого в «Ясной Поляне» ) и Анатолий Александров, сын профессора. Издавался журнал на средства Т. Булгаковой, матери В. Булгакова.

В журналах были опубликованы воспоминания Александровой-Левенсон о П.И. Чайковском [7], несколько заметок ее супруга и сына Анатолия, который писал под псевдонимом Anax. С большим воодушевлением Александров относился не только к организации концертов симфонической музыки, но и проявлял интерес к музыке сибирских народностей. Следует отметить, что интерес к музыке коренных народов Сибири возрос в первое десятилетие XX в. особенно после экспедиций музыканта-этнографа Андрея Викторовича Анохина из Томска на Алтай. Александров сблизился с группой энтузиастов краеведческого музея и участвовал в организации вечеров-концертов для томской общественности. Например, в 1922 г. был устроен большой вечер, на котором выступали представители коренных народностей Алтая.

В ноябре 1913 г. общественность Томска отметила 25-летие педагогической деятельности Николая Александровича. «Сибирская жизнь» [8] опубликовала описание жизненного пути профессора. Большое внимание было уделено и его музыкальной деятельности. Закончив работу в качестве заведующего кафедрой, Александров продолжал вести занятия, готовить лабораторные работы. И для музыки стало оставаться гораздо больше времени. В 1924 г. Александров становится одним из организаторов кружка по изучению художественного творчества при краеведческом музее. Членами кружка организовывались музыкальные вечера, главными исполнителями на которых были Николай Александрович и Анна Яковлевна. Большое количество слушателей, например, привлек вечер из произведений А.Н. Скрябина в Доме работников просвещения, который состоялся в феврале 1925 г.

Вопросы взаимосвязи музыкального и научного творчества интересовали Александрова с юношеских лет, и ему хотелось приобрести разносторонние музыкальные познания. Безусловно, у H.A. Александрова был незаурядный музыкальный талант. И этот талант он с блеском применял в своих музыкальных пристрастиях, среди которых порой трудно выделить что-либо одно.

Активность Александрова была настолько высокой, что он успевал принимать участие не только в мероприятиях Томского отделения Императорского Русского музыкального общества, но и в организации многочисленных концертов духовной музыки, оперных спектаклей. В 1913 г. Александров

прочел реферат о творчестве композиторов Кастальского и Гречанинова, показав глубокое знание материала. Концерт был организован музыкальной секцией Общества попечения о народном образовании. В концерте приняли участие лучшие певцы и хоры города. В этом же году супруги Александровы и скрипач Я. С. Медлин организовали исполнение цикла из десяти сонат Л. Бетховена. Сонаты были сыграны Александровой-Левенсон и Медлиным в продолжение трех вечеров. Концерты предваряла большая статья Николая Александровича, опубликованная в газете «Сибирская жизнь» [9]. Статья содержала не только высокопрофессиональный музыковедческий обзор сонат. Александров не преминул сослаться на мнение о сонатах критика О. Левенсона, тонко подчеркнув семейную «музыкальность» супруги: О.Я. Левенсон был братом Анны Яковлевны.

В конце 1913 г. Александров вновь готовит большой концерт из произведений скандинавских композиторов силами преподавателей и учеников частной музыкальной школы пианистки Ф.Н. Тютрюмовой. В программу концерта были включены произведения не только известных в России Э. Грига и К. Синдинга, но и малоизвестного композитора Э. Меллартина. Можно только удивляться, какие силы устроителям концерта нужно было приложить, чтобы разыскать ноты произведений этого автора.

В школе Ф. Тютрюмовой профессор Александров некоторое время работал и в качестве преподавателя: он вел очень интересный предмет «Класс энциклопедии и истории музыки». Название предмета как бы подчеркивало широту интересов преподавателя.

Популярными среди городских любителей музыки стали лекции-концерты, которые регулярно организовывали супруги Александровы. Эти концерты часто носили характер мемориальных, отмечая годовщину рождения или смерти какого-либо композитора. В 1904 г. Александров выступил организатором концерта памяти композитора А. Дворжака.

С первых же концертов авторитет H.A. Александрова как лектора-музыковеда стал непререкаемым в городе. Не случайно практически все мемориальные концерты предваряло выступление Александрова. Так, 9 мая 1915 г. Александров читал в первом отделении концерта реферат «О жизни и творчестве композитора А.Н. Скрябина», а во втором отделении концерта директор музыкального училища пианист-виртуоз Павел Виноградов исполнял произведения композитора. Этот концерт памяти скончавшегося в начале 1915 г. Скрябина вызвал большой интерес у слушателей.

В феврале 1916 г. Александров вместе с супругой подготовили еще один мемориальный концерт, на этот раз памяти композитора С.И. Танеева, с которым супруги были знакомы лично. К концерту памяти Танеева жители Томска проявили интерес еще и потому, что Александров опубликовал в газете «Сибирская жизнь» план реферата с настолько широкой программой, что общественность города не могла не заинтересоваться предлагаемыми сведениями [10]. Александров рассказывает не только о личных встречах с выдающимся композитором, но и уделяет внимание в своем рассказе няне Танеева Пелагее Васильевне Чижовой. План реферата, который готовился прочесть профессор, свидетельствовал не только об его огромной осведом-ленности, но в первую очередь о том, что он старался не упустить ни малей-

шей детали, которая могла бы играть роль в творчестве Танеева. Концерт прошел с большим успехом, что было отмечено в прессе.

Летом 1919 г. лекция-концерт о творчестве М. Мусоргского прошла в городском саду. К участию в музыкальных иллюстрациях для этих лекциий приглашались лучшие музыканты города. Кроме пианисток К.И. Тома-шинской и А.Я. Александровой-Левенсон часто выступали певцы И.И. Бе-резнеговский и О.М. Соболевская.

В 1908-1909 гг. Александров был выбран в состав дирекции Томского отделения Русского музыкального общества и оставался активным участником всех мероприятий отделения вплоть до прекращения деятельности отделения в 1917 г. Ни одно крупное музыкальное начинание в Томске не обходилось без его участия. В 1911-1912 гг. Александров избирается председателем еще одного коллектива. Это музыкальный кружок при железнодорожном собрании Томска. И здесь Александров с увлечением организует концерты и вечера для семей железнодорожных служащих. В 1913 г. он становится членом правления регентских курсов, открытых в городе по инициативе купца П.И. Макушина. На эти курсы съезжались регенты и хористы со всей губернии, число слушателей превышало 100 человек.

С большим удовольствием супруги Александровы откликнулись на приглашение преподавать в музыкальном училище в 1922-1923 гг. Николай Александрович вел музыкально-теоретические предметы, а Анна Яковлевна - класс специального фортепиано. Но сказывался возраст (супругам уже было за шестьдесят лет), и вскоре они отказались от преподавания. А.Я. Александрова-Левенсон продолжала выступать в качестве хроникера и рецензента городской газеты «Красное знамя», оставаясь в гуще событий музыкальной жизни Томска.

Февральская революция 1917 г. стала катализатором многих новых форм общественных организаций и обществ. Не обошли новые веяния и музыкальную культуру. Среди вопросов, которые в первой половине 1917 г. обсуждались в Томске, можно назвать учреждение Народной консерватории и создание автономного для Западной Сибири отделения Русского музыкального общества. В эти же дни в Томске создается Союз оркестрантов. В этот союз приглашались музыканты из всех видов оркестров: из симфонического, военного, театрального, кинематографического.

Для разработки устава новых учреждений была создана комиссия, куда вошел и H.A. Александров. Он был избран в правление Союза оркестрантов наряду с видными томскими музыкантами-профессионалами М.И. Мало-метом, скрипачами Я.С. Медлиным и A.B. Буздыхановым, виолончелистом Н.К. Александриди. Избрание Александрова в состав правления еще раз подчеркнуло глубокое уважение к нему музыкантов.

В августе 1920 г. в Томске состоялась губернская конференция работников искусств, в которой приняли участие делегаты Томска, Новониколаевска (ныне Новосибирск), Барнаула, Боготола. Представители музыкальной общественности Томска задавали тон на этой конференции. H.A. Александров выступал с предложениями по организации музыкально-массовой работы и был избран в состав ревизионной комиссии.

Кроме того, в правление губернского обкома работников искусств были избраны томские музыканты директор музыкального училища певец К.А. Ардатов и дирижер М.И. Маломет. Все это свидетельствовало об авторитете томских музыкантов и значительности их вклада в организацию и развитие музыкального искусства не только в Томске, но ив Сибири в целом.

Революции 1917 г. и последовавшие события Гражданской войны явились для супругов страшными и необъяснимыми по своей сути для них, людей эпохи П.И. Чайковского и Л.Н. Толстого. Музыкальная деятельность для них в эти годы практически исчезла: концертов симфонической музыки не было, частные музыкальные школы переживали период распада.

Однако и в эти неспокойные годы Александрова интересуют вопросы музыкальной культуры, проблемы музыкального воспитания и образования. В 1919 г. Николай Александрович публикует свои рассуждения на тему «Импровизация на концертной эстраде». Эта большая статья была опубликована в четырех(!) номерах «Народной газеты» [11-14]. Автор не только демонстрировал обширные познания в музыкальной науке, ноис подлинно научным тактом и уважительностью критиковал воззрения одного из авторитетов музыкальной науки профессора Гуго Римана, с которым когда-то общался в Германии.

Александрова всегда интересовали общие вопросы музыкальной науки, особенности воздействия музыки на людей, роль музыки в обществе. Например, в 1919 г. им был прочитан спецкурс «Рихард Вагнер и его предшественники в деле коренной реформы оперы» для студентов университета. Восторженно был принят студентами историко-филологического факультета цикл лекций по истории и теории музыки, который на протяжении трех учебных лет (1918/19, 1920/21, 1921/22) вел H.A. Александров. Это было ярким свидетельством того, что «музы» профессора не могли молчать ив то неспокойное время.

В феврале 1922 г. «профессорский дуэт» вновь воспрянул духом. В томских газетах появляется объявление, что «после длительного перерыва возобновились лекции по музыке проф. Александрова с иллюстрациями преп. Александровой-Левенсон». Лекции читались по пятницам с 18 до 20 часов в актовом зале университета. Первой возобновленной лекцией стал рассказ о творчестве Бетховена. Вход на лекции был свободным.

По свидетельству сына Анатолия, H.A. Александровым в различных изданиях Москвы, Петербурга и Томска опубликовано около 500 (!) заметок, статей, рецензий на музыкальные темы. Многие из них опубликованы под псевдонимом. К сожалению, этот огромный интересный пласт музыкальной культуры пока не выявлен в полной мере и не изучен. В архиве Александровых, находящемся в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, хранятся объемистая рукопись Александрова, содержащая тезисы лекций по музыке, а также несколько десятков рецензий [15-16]. И это лишь небольшая доля музыкального наследия профессора-химика.

Особой популярностью у Александрова пользовались выступления оперных коллективов, гостивших в Томске иногда на протяжении двух-трех месяцев. Газеты Томска 1910-1920-х гг. охотно помещали рецензии Александрова на оперные спектакли. В январе 1914 г. Александров опубликовал рецензии на оперы «Кармен» Ж Бизе, «Дни нашей жизни» А. Глуховцева, «Аида» Д. Вер-

ди, которые были исполнены артистами труппы Г.О. Шумского. Многие оперные певцы были хорошо знакомы супругам Александровым. Среди них известные российские певцы Л. Донской, С. Друзякина.

«Всеядность» Александрова не была синонимом дилетантства или поверхностности суждений. Он прекрасно разбирался не только в классической музыке, но был сведущ и в вопросах музыкальной педагогики и музыкального воспитания.

Примером может служить рецензия на несколько книг по музыкальной педагогике, появившихся в продаже в томских магазинах. В сентябре 1924 г. Александров публикует рецензию в газете «Красное знамя», а через неделю с подачи профессора газета опубликовала полностью передовую московского журнала «Музыкальная культура». Подобный факт перепечатки статьи о музыке из центрального журнала явился уникальным для городской газеты тех лет. Рецензируя книги, Александров подчеркивает, что большинство из них написаны с надлежащей обстоятельностью во всем, что касается методологических взглядов и педагогических приемов. И вместе с этим он критикует некоторых авторов за «невнятность, отрывочность и даже неясность изложения».

Талант популяризатора позволил Александрову быть, возможно, единственным в Томске автором, чьи статьи томские газетчики печатали, несмотря на их большой объем, в двух-трех номерах подряд. Например, статьи о фортепианных сонатах публиковались в 1903 г. в «Сибирском вестнике», а через 10 лет Александров вернулся к любимой теме в газете «Сибирская жизнь».

Финальным аккордом музыкальной жизни H.A. Александрова явилось участие в организации и открытии в 1917 г. так называемой Народной консерватории Томска, объединившей несколько музыкальных школ. Он стал первым и последним директором этого учебного заведения, проработавшего, к сожалению, всего около трех лет и «растворившегося» в эпоху революционных событий.

В 1926 г. общественность города отметила очередной юбилей: 25 лет H.A. Александров прослужил профессором Томского государственного уни-верситета. Было проведено заседание ученого совета университета, опубликована статья о жизни и деятельности профессора [17].

В конце декабря 1930 г. скончалась Анна Яковлевна. Ее смерть тяжело отозвалась в сердце Николая Александровича. Он остался один, поскольку все дети, став взрослыми, покинули Томск. После похорон супруги профессор уехал из Томска к сыну Анатолию в Москву. В начале августа 1936 г. он серьезно заболел и скончался на руках у сына 6 сентября 1936 г. Кончина Александрова в Москве не прошла незамеченной в Томске. Газета «Красное знамя» сообщила 8 сентября о его кончине [18], особо подчеркнув роль Александрова в организации первого в Сибири фармацевтического техникума.

Музыкально-просветительская деятельность H.A. Александрова стала ярким примером участия замечательных представителей томского профессорского корпуса в развитии музыкальной культуры университетского Томска первой трети XX в.

Литература

1. Профессора Томского университета : биогр. словарь / отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. Вып. 1. С. 21-24.

2. Некрылов С.А. Фармация, химия, музыка - три страсти томского ученого Н.А. Александрова (1858-1936) / Н.А. Некрылов, С.Ф. Фоминых // Сибирский медицинский журнал. 2013. Т. 28, № 3. С. 85-86.

3. Вавилов С.П. Ученица Чайковского // Томский вестник. 1993. 13 нояб. № 222 (638).

4. Вавилов С.П. Ученица Чайковского // Ковчег: Очерки и документы по истории томской культуры: еврейский аспект. Томск, 2011. С. 18-22.

5. А.Н. Александров. Страницы жизни и творчества. М. : Сов. композитор, 1990. 343 с.

6. Александров А.Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М. : Сов композитор, 1979. 360 с.

7. Александрова-Левенсон А.Я. Мои воспоминания о П.И.Чайковском // Томский театрал. 1906. № 3-4.

8. 25-летие профессораН.А. Александрова // Сибирская жизнь. 1913. 8 нояб. № 246.

9. Александров Н.А. Десять сонат Бетховена // Сибирская жизнь. 1913. 28 нояб. № 262.

10. Александров Н.А. С.И. Танеев // Сибирская жизнь. 1916. 10 февр. № 32.

11. Александров Н.А. «Импровизация на концертной эстраде» // Народная газета. 1919. № 18.

12. Александров Н.А. «Импровизация наконцертной эстраде» // Народная газета. 1919. № 31.

13. Александров Н.А. «Импровизация на концертной эстраде» // Народная газета. 1919. № 35.

14. Александров Н.А. «Импровизация на концертной эстраде» // Народная газета. 1919. № 43.

15. Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Ф. 98.

д. 121.

16. Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Ф. 98. Д. 132.

17. Килль В. От аптекарского ученика до профессора химии: к 25-летию профессорской деятельностиприТГУ Н.А. Александрова // Красное знамя. 1926. 18 апр.

18. Александров Н.А. Некролог // Красное знамя. 1936. 8 сент. № 165.

Vavilov Stanislav P. National Research Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation); Tkalenko Yaroslav V. Tomsk Symphony Orchestra (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: baron@tpu.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (3) 23. p. 24-32.

DOI: 10.17223/22220836/23/3

THE MUSICAL-ENLIGHTENMENT ACTIVITY OF PROFESSOR N.A. ALEK-SANDROV (1858-1936) IN TOMSK

Key words: Tomsk, Tomsk State University, concert, education, people's Conservatory, music society, book review.

Presentation of musical education professor of Tomsk State University N.A. Alexandrova (1858-1936). Assesses N.A. Alexandrov as a lecturer-musicologist, music reviewer and promoter of the art of music.

Professor Nikolay Aleksandrovich Aleksandrov, who for over thirty years, one of the most respected professors of Tomsk State University, belongs to the well-known Russian scientists in the field of pharmaceutics.

Alexandrov's family arrived in Tomsk in mid-1900 years. Together with Nikolai Alexandrovich came the wife of A.Ya. Alexandrova-Levenson, great pianist, graduate of the Moscow Conservatory. The wife of the Professor a few months began to take part in concerts and writing reviews in Tomsk newspaper.

Natural musical talent, huge efficiency and perseverance allowed Nikolay Aleksandrovichu acquire extensive knowledge in the field of music. Natural musical talent, huge efficiency and perseverance allowed Nikolay Aleksandrovichu acquire extensive knowledge in the field of music. It is magnificently played violin and piano. In Moscow, he took lessons in composition from the Moscow Conservatory Professor A.S. Arensky.

In 1908-1909 years Aleksandrov elected to the Directorate of the Tomsk branch of the Russian music society and remained an active participant in all activities of society until the termination of the activities of the Office. No major musical venture in Tomsk did not without participation of N. Alexandrov. In 1913, he became a member of the Board of regent course, open in the city at the initiative of the merchant P.I. Makushin. N. Alexandrov in various editions in Moscow, St. Petersburg and Tomsk

published about 500 notes, articles, reviews on musical themes. Unfortunately, this huge interesting material of musical culture has not yet disclosed fully and not fully understood.

Enthusiastically Alexandrov belonged not only to the concerts of symphonic music, but also showed interest in music of Siberian peoples. Aleksandrov went with a group of enthusiasts to the Museum of local lore and actively participated in the Organization of events. In the year 1922 was a great evening, on which stood the representatives of indigenous peoples of the Altai.

Activity of Aleksandrov was so high that he managed to take part not only in the activities of the Music Department of the Imperial Russian musical society, but also participated in the Organization of concerts of sacred music, opera performances.

In early August 1936 Nikolay Alexandrovich became seriously ill and died on September 6, 1936. Musical outreach N.A. Alexandrova became a shining example of the participation of representatives of the professor's Corps in the remarkable development of musical culture of the University of Tomsk.

References

1. Fominykh, S.F. (ed.) (1996) Professora Tomskogo universiteta: biogr. slovar' [Professor of Tomsk University: A Biographical Dictionary]. Vol. 1. Tomsk: Tomsk State University. pp. 21-24.

2. Nekrylov, S.A. & Fominykh, S.F. (2013) Farmatsiya, khimiya, muzyka - tri strasti tomskogo uchenogo N.A. Aleksandrova (1858-1936) [Pharmacy, chemistry, music - the three passions of a Tomsk scientists N.A. Alexandrov (1858-1936)]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal - Siberian Medical Journal. 28(3). pp. 85-86.

3. Vavilov, S.P. (1993) Uchenitsa Chaykovskogo [A Tchaikovsky's pupil]. Tomskiy vestnik. 13th November.

4. Vavilov, S.P. (2011) Uchenitsa Chaykovskogo [A Tchaikovsky's pupil]. In: Yushkovsky, V. (ed.) Kovcheg: Ocherki i dokumenty po istorii tomskoy kul'tury: evreyskiy aspect [The Ark: Essays and documents on the history of Tomsk culture: The Jewish aspect]. Tomsk: Toyan. pp. 18-22.

5. Blok, V.M. & Polenova, E.A. (eds) A.N. Aleksandrov. Stranitsy zhizni i tvorchestva [A.N. Aleksandrov. Pages of life and creativity]. Moscow: Sovetskiy kompozitor.

6. Aleksandrov, A.N. (1979) Vospominaniya. Stat'i. Pis'ma [Memories. Articles. Letters]. Moscow: Sovetskiy kompozitor.

7. Aleksandrova-Levenson, A.Ya. (1906) Moi vospominaniya o P.I.Chaykovskom [My memories of P.I. Tchaikovsky]. Tomskiy teatral. 3-4.

8. Sibirskaya zhizn'. (1913) 25-letie professora N.A. Aleksandrova [The 25th anniversary of Professor N.A. Aleksxandrov]. 8th November.

9. Aleksandrov, N.A. (1913) Desyat' sonat Betkhovena [Ten Sonatas by Beethoven]. Sibirskaya zhizn'. 28th November.

10. Aleksandrov, N.A. (1916) S.I. Taneev. Sibirskaya zhizn'. 10th February.

11. Aleksandrov, N.A. (1919a) Improvizatsiya na kontsertnoy estrade [Improvisation on the concert stage]. Narodnayagazeta. 18.

12. Aleksandrov, N.A. (1919b) Improvizatsiya na kontsertnoy estrade [Improvisation on the concert stage]. Narodnaya gazeta. 31.

13. Aleksandrov, N.A. (1919c) Improvizatsiya na kontsertnoy estrade [Improvisation on the concert stage]. Narodnaya gazeta. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Aleksandrov, N.A. (1919d) Improvizatsiya na kontsertnoy estrade [Improvisation on the concert stage]. Narodnaya gazeta. 43.

15. The State Central Museum ofMusical Culture named after M.I. Glinka. Fund 98. File 121.

16. The State Central Museum ofMusical Culture named after M.I. Glinka. Fund 98. File 132.

17. Kill, V. (1926) Ot aptekarskogo uchenika do professora khimii: k 25-letiyu professorskoy deyatel'nosti pri TGU N.A. Aleksandrova [From apothecary student to professor of chemistry: The 25th anniversary of N.A. Aleksandrov's professorship in TSU]. Krasnoe znamya. 18th April.

18. Krasnoe znamya. (1936) Aleksandrov N.A. Nekrolog [Aleksandrov N.A. Obituary]. 8th September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.