Научная статья на тему 'Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX-XX века'

Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX-XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
denomination / confession / Catholic / Tomsk / touring musician / Catholic Church / pianist

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович

Статья посвящена музыкальной деятельности представителей римско-католической конфессии в Томске. Особенностью Томска на рубеже XIX-XX века было активное участие польских католиков в развитии музыкального образования в городе. Проанализирована деятельность польских музыкантов, приведены сведения о концертной жизни Томска с участием польских музыкантов-гастролеров. Приведены ранее не публиковавшиеся сведения о представителях польских семей Томашинских, Соболевских, Залеских, внесших существенный вклад в музыкальную культуру Томска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical education by the Roman Catholic denomination in Tomsk at the turn of the XIX-XX century

The article is devoted to the music of the Roman Catholic Church in Tomsk. Participation of Polish Catholics in the development of musical education in the city was a feature of the city at the turn of the XIX century. The author examines the activities of Polish musicians and provides information about the concert life of Tomsk featuring Polish touring musicians. The article provides previously unpublished information about representatives of Polish families of TomaDinskih, Sobolevskih, Zaleskih, who made a significant contribution to the musical culture of the city.

Текст научной работы на тему «Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX-XX века»

УДК 78. 072. 2

С. П. Вавилов

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ КОНФЕССИИ ТОМСКА НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКА

клад представителей римско-като-лической конфессии в развитие культуры Сибири прекрасно освещен в современной литературе, неоднократно обсуждался на представительных симпозиумах и конференциях. Значительную роль в этих культурных процессах принадлежит полякам. Томская губерния и сам город Томск были одними из самых крупных мест пребывания поляков в Западной Сибири.

В настоящей работе, дополняющей публикации [6, 8] приведены новые материалы о деятельности римско-католичес-кой конфессии Томска и ее вкладе в развитие музыкальной культуры Сибири.

Одним из первых центров музыкального просветительства еще в первой трети XIX века стал католический костел (илл. 1), разрешение на постройку которого томские католики получили в 1833 году.

В 1863 году в костел был привезен из Варшавы и установлен небольшой духовой орган. Сведений о первых богослужениях и концертах в костеле практически не сохранилось. И только после создания Римско-католического благотворительного общества (1895 год) в томских газетах можно найти сведения о музыкальной деятельности костела и его прихожан.

Первый орган находился в костеле вплоть до начала XX века. В 1902 году польская община доставляет в Томск стационарный орган и устанавливает его для прихожан. Интересно отметить, что факт доставки инструмента в город и его установка были предметом широкого обсуждения в томских газетах, что, бесспорно свидетельствует о большой значи-

© С. П. Вавилов, 2015

мости этого музыкального инструмента для культурной жизни города. Отметим, что католическая община в начале XX века в Томске насчитывала более 1000 человек, что составляло солидную часть представителей конфессий всего Томска, насчитывавшего в те годы около 30 000 жителей.

Приведем интересный факт тех лет, который свидетельствует о месте, которое занимала мультиконфессиональность в обыденной жизни общества. В конце XIX - начале XX века почти во всех губернских городах Сибири издавались Адресные, либо Памятные книги. В них публиковались даты религиозных праздников на весь год. Первым шел список, естественно, православных праздников, затем следовали католические праздники и лютеранские праздничные дни.

Революционный подъем 1917 года активизировал деятельность национальных обществ, устраиваются разнообразные мероприятия, основной целью которых было объединение людей на конфессиональной основе. Например, осенью 1917 года Литовское культурно-просве-тительское общество устроило вечер с танцами и декламацией. Латышское культурное общество в эти же дни проводило латышский вечер в здании Лютеранской кирхи (илл. 2).

Ветер революций и гражданской войны в России всколыхнул огромные массы людей, которые перемещались в самых разных направлениях. Преимущественным был поток беженцев и эмигрантов с запада России на восток, в Китай и Японию. В те дни через Ново-николаевск (ныне Новосибирск) и Томск проезжали многие представители Польши. Уезжает в длительное турне пианистка Ядвига Залеская. На гастролях

В

/■■ЧГА.А. Г'Н^пЖ ■ V I.

в Томске оказываются воспитанники Варшавской балетной школы Мечислав и Янина Куровские, которые показывают томичам модные европейские танцы: матчиш, испанский вальс.

В 1918 году в Томске выступают польские евреи братья Гиллерсберги. Это Александр, пианист, и Игнаций, скрипач. Братья Гиллерсберги были близки с членами польской общины Томска супругами П. К. и О. М. Соболевскими. Был выпущен небольшой буклет с программой концерта (илл. 3).

Томские газеты пристально следили за явлениями культурной жизни в польских городах, всегда подчеркивая связь Томска и городов Польши, если таковые имели место. Иногда, даже малозначительные факты становились достоянием страниц томских изданий. Так, в 1904 году газета «Сибирская жизнь» публикует небольшую заметку о женитьбе известного польского писателя Генрика Сенкевича на монахине одного из католических орденов Елене Бабской.

История Сибири, история развития сибирских городов неотделимы от истории жизни и деятельности представителей польского народа, уроженцев

гь гй

ишми^ь Ы1Ы1

Илл. 2. Лютеранская кирха г. Томска (конец XIX века)

ЫЦ(И1 Нушн^ц П1№№ Сп-мг.

. I л.I■ Ё.1 ^.ча.I исмсстиЛфайп

ли йЕшсит --^чги Кйгяжя № ■■■■■■:■ р-1- р,

К№ЕРНЫЙ ОЕЧЕГ

-ьетхозЕин.*

■ II Ч П-»

И. а ГИЛЕГ^БЕГГ

я. а. гилерсбегг

Илл. 3. Программа концерта братьев Гиллерсбергов

Польши, которые разными путями оказались в Сибири. Не до конца еще оценен вклад поляков в развитие музыкальной культуры сибирских городов.

Известные факты развития музыкальной культуры Сибири охватывают в большей степени музыкальную жизнь зауральских городов Сибири: Тобольска, Омска, Ялуторовска. Освещена в литературе и музыкально-просветительская деятельность декабристов, попавших на длительное поселение в Восточную Сибирь.

Гораздо менее освещена музыкальная жизнь Томска, хотя именно Томск с середины XIX и до середины XX веков был средоточием основной музыкальной жизни Западной Сибири. В Томске возникли первые музыкальные заведения, появились первые частные музыкальные школы, были созданы первые хоровые общества. В Томске работали видные столичные педагоги и музыканты.

Попавшие в Сибирь польские политические заключенные и у себя на родине составляли наиболее передовую часть общества. В Сибири, где царила поголовная неграмотность, эти ее невольные обитатели становились проводниками культуры и просвещения. Первыми ссыльными в Сибири явились польские повстанцы восстания 1830-х годов и жертвы репрессий 1833 года. Позднее, в 1839 году в Сибири появляются поляки, сосланные по делу «товарищеской организации польского народа». Большинство невольников этого периода являлись дворянами, а воспитание дворян предполагало безусловное приобщение к основам искусства и культуры. В дворянских семьях Польши уделялось достаточное внимание развитию у молодых дворян художественного и музыкального вкуса.

С 1863 года в Сибирь высылаются поляки, участники второго восстания, среди которых были представители низших слоев польского общества.

В Томской губернии часть повстанцев оказалась в Нарыме, куда прибыли несколько десятков повстанцев. Нарым был населенным пунктом на севере края, расположенным среди болот и мелких речек. Многие из поселенцев умерли, не выдержав тяжелых условий, другие бежали или уехали после отбытия срока ссылки, небольшая часть повстанцев попала под амнистию 1883 года, некоторые же, из числа наиболее предприимчивых и деятельных, остались в Нарыме, переехав затем и в губернский Томск.

И, тем не менее, вопреки этим тяжелым условиям, гнету и притеснениям властей, даже в этих местах поляки становились созидателями культурных очагов.

Известны сведения о том, что в Нарыме ссыльные поляки сочинили песню, в которой «злословили на государя». Эта песня, по-видимому, исполнялась «а саре11а», поскольку сведений о наличии каких-либо музыкальных инструментов в середине 60-х годов XIX века в Нарыме пока не имеется. Там же в Нарыме ссыльные поляки устраивали дра-

матические спектакли, к участию в которых привлекали и местных жителей.

Ссыльные не имели права давать уроки, вести знакомство с учителями и учениками всех видов учебных заведений, не могли заниматься журналистской деятельностью. И все же местное начальство иногда разрешало ссыльным принимать участие в общественной жизни. Ссыльные поляки выступали корреспондентами некоторых сибирских газет, участвовали в организации музеев в сибирских городах, преподавали в музыкальных школах. Местные купцы и промышленники учили своих детей в гимназиях и нуждались в репетиторах. В томские семьи охотно приглашались учителя и репетиторы из числа поляков.

Например, дед композитора Дмитрия Шостаковича Болеслав Шостакович, будучи избранным в томскую городскую думу, выдвинул предложение основать в Томске Сибирский музей с тем, чтобы после открытия в городе университета музей использовался этим учебным заведением и был также доступен для бесплатного посещения публики.

Интересно отметить, что среди томских музыкантов царила своеобразная «свобода совести»: православные музыканты часто выступали в костеле и в кирхе. Временами в костеле создавался небольшой хор, который принимал участие и в общегородских концертах. Хоры в костеле существовали до 1920-х годов.

Активисты этого общества регулярно проводили вечера, на которых выступали с песнями, танцами, чтением стихов самодеятельные артисты — поляки, литовцы. Нередко ставились отрывки из польских пьес. В книжном магазине томского купца П. Макушина продавались книги на польском языке, а также ноты польских композиторов. Можно было найти и ноты знаменитого гимна «Марш Домбровского»: «Еще Польша не погибла».

В годы первой мировой войны в Томске появились военнопленные, среди которых были и поляки. Часть из них участвовала в работе польского клуба, в по-

мещении которого давались благотворительные вечера. Например, в ноябре 1919 года в таком концерте приняли участие артисты Екатеринбургского театра оперы и драмы, а также поляки - жители Томска.

Огромной популярностью в Томске, да и во всей Сибири, пользовался юный польский вундеркинд пианист Рауль Ко-чальский, который начал гастролировать с восьми лет. Приведем эпизод, который характеризует авторитет и самого юного пианиста, а также авторитет католической конфессии города. В 1898 году Ко-чальский предложил сыграть несколько «шопеновских» вечеров. Специально томские поляки заказали в Лейпциге на фабрике Ю. Блютнера рояль. Этот рояль был доставлен в Томск по вновь открытой железной дороге. Польщенный таким приемом Р. Кочальский дал для жителей Томска семь (!) концертов.

Поляки стояли у истоков профессиональной подготовки танцоров в Томске. Еще в середине XIX века к директору томской мужской гимназии (женской гимназии тогда в Томске не было) обратился коллежский регистратор Дионисий Флеровский и просил дозволения давать «уроки танцев пансионерам в часы их отдохновения». И за пять месяцев питомцы были обучены танцам, причем Флеровский вел занятия бесплатно. После кратковременного прекращения занятий они были возобновлены в 1847 году польским поселенцем Терлецким.

Полвека спустя, в 1897 году, «артист Императорского Варшавского балета», как гордо было написано в газетах, Антон Иванович Шадковский также давал на дому уроки танцев.

В 1903 году волею судеб в городе оказываются брат и сестра А. В. и С. В Лю-зинские. В Томске они представились как «артисты Императорского Варшавского театра». Люзинские сняли квартиру в центре города, недалеко от рынка, и дали объявления в томских газетах. Основной репертуар подготовки составляли бальные танцы, модные в те годы. Среди этих танцев были па-де-катр, па-де-патинер, краковяк. Желающих на-

учиться танцевать было так много, что вскоре брат и сестра стали преподавать раздельно, посещая дома состоятельных томских купцов, чиновников и квартиры томской интеллигенции. Деятельность Люзинских длилась около пятнадцати лет. К сожалению, причины, заставившие балетных артистов покинуть Польшу, и их дальнейшая судьба после томского периода их жизни не выявлены.

В 1888 году Томск посетил пианист и композитор Антон Контский, поляк по рождению, проживший значительную часть жизни в России, где был очень популярен. В зрелые годы Контский много концертировал. Объехал почти все крупнейшие музыкальные столицы мира. В Сибирь Контский попал, возвращаясь из кругосветного турне через Дальний Восток. В Томске Антон Контский дал три концерта, которые прошли с громадным успехом. Гвоздем программы явилась знаменитая пьеса пианиста «Пробуждение льва», во время исполнения которой Контский извлекал из рояля весьма громкие звуки, а сам рояль раскачивался под мощными ударами рук пианиста.

Интересно отметить, что Контский был одним из первых поляков-музыкан-тов, побывавших с концертами в таких, экзотических в те времена, краях как Китай и Индонезия. Через 20 лет после него подобным маршрутом проедет с гастролями великолепная польская пианистка Ядвига Залеская [7].

Имя этой женщины должно быть названо одним из первых среди наиболее известных поляков, внесших существенный вклад в развитие музыкальной культуры Томска. И, несмотря на достаточно небольшой срок ее пребывания в Томске, трудно переоценить ее заслуги перед томичами.

Ядвига Феликсовна Залеская (илл. 4) была одной из первых пианисток города с дипломом высшего музыкального образования. Она была молода, обаятельна и элегантна, обладала неплохими организаторскими способностями. Залеская с первых дней приезда в Томск со своим мужем профессором Томского универси-

тета С. И. Залеским стала активной участницей концертной жизни Томска.

Уже после первого ее концерта томские газеты написали о ней как о выдающейся пианистке. В рецензии были даже такие слова: «На сцене царила Ядвига Залеская». Одной из первых она стала аккомпанировать заезжим гастролерам: певцам, музыкантам-инструменталистам. Залеская избиралась председателем правления Томского отделения Императорского Русского музыкального общества и зарекомендовала себя инициативным организатором всей концертной жизни в Томске.

После отъезда в Петербург в 1894 году Я. Залеская возвращалась на гастроли в Томск вместе со своей сестрой-скрипач-кой, также закончившей Варшавскую консерваторию. Концертные программы Залеской неизменно включали произведения Ф. Шопена: баллады, вальсы, этюды. Очень часто Ядвига Феликсовна аккомпанировала скрипачам, исполнявшим произведения Г. Венявского.

Звучала музыка польских композиторов и в симфонических концертах. В Томске с конца XIX века существовал симфонический оркестр, который часто включал в свой репертуар фортепианный концерт Ф. Шопена. Солистами в этом концерте выступали известные томские пианисты.

Открытие Томского университета, а позднее Томского технологического института, привлекло в сибирские края большое количество преподавателей, среди которых были и музыкально подготовленные люди. Прекрасными музыкантами были профессора П. К. Соболевский, Н. В. Гутовский, преподаватель С. А. Жбиковский.

Активное участие в концертах, которые организовывались Томским отделением Русского музыкального общества, привлекали и других представителей томских вузов. Например, профессор Н. Гутовский, бывший некоторое время директором Томского технологического института, был великолепным скрипачом.

Музыка польских композиторов, по имеющимся газетным источникам

)

Илл. 4. Ядвига Феликсовна Залеская

(«Томские губернские ведомости» стали выходить в 1858 году), начала исполняться во второй половине XIX века. Это были фортепианные произведения Ф. Шопена и скрипичные пьесы Г. Ве-нявского.

Музыкальные магазины Томска купца П. И. Макушина и фортепианного мастера В. Шмидта успешно торговали нотными изданиями этих авторов. Особенно популярными среди преподавателей музыки были фортепианные переложения для 4-х и 8-и ручного исполнения концерта Ф. Шопена для фортепиано и оркестра, позволявшие в отсутствие симфонического оркестра знакомиться с этим шедевром музыки.

В начале века популярными среди учащихся музыкальных школ были красивые нотные издания издательства С. Я. Ямбор. Они были небольшого формата, с фотографией композитора или известных исполнителей. Часто среди этих изданий можно было встретить опусы Ф. Шопена (илл. 5).

Оперный шедевр Станислава Монюш-ко «Галька» стал популярен в Томске

в конце XIX века. Сначала в сезоне 1890-1891 годов труппой известного в Сибири антрепренера А. Кравченко были поставлены сцены из этой оперы. Спустя три года опера звучит полностью в постановке труппы под руководством С. Братина. Дирижирует оперой томский музыкант А. Вивьен. Вплоть до начала XX века «Галька» исполнялась на томской сцене почти в каждом оперном сезоне. Особенно запомнилось томичам исполнение партии Гальки известной в России певицей М. А. Дубровской, у которой эта партия была одной из лучших в репертуаре.

К сожалению, эта опера С. Монюшко осталась единственной польской оперой, исполнявшейся в Томске и спустя несколько десятилетий.

Значительный вклад в музыкальную жизнь города в конце XIX века внесли представители польской общины Томска Г. Р. Перковский, К. И. и Г. С. Томашин-ские, Я. Ф. Залеская, С. А. Жбиковский. Некоторые из них не имели профессиональной музыкальной подготовки, однако уровень дарования позволял им на се-

Пошяяпшшш

1л1 фпртт'Шш

Зонта1Г □ имь ! ЛПС Г: 1

Р1Г

Илл. 5. Обложка издания произведения Ф. Шопена

рьезном качественном уровне принимать деятельное участие в музыкальной жизни города. Многие из них занимались не только просветительской и организаторской деятельностью, но и были исполнителями музыкальных номеров в концертах и представлениях.

Все они практически были членами созданного в конце XIX века римско-ка-толического благотворительного общества. Первым его председателем стал Станислав Антонович Жбиковский.

Родился он в 1861 году в Минске в семье учителя гимназии. Через три года после рождения сына его отец, дворянин Люблинской губернии Антон Кса-верьевич Жбиковский, перевелся служить в Казань и стал преподавать математику и физику в гимназии. После окончания Казанской гимназии Ста-

нислав Жбиковский в 1878 году поступил в Санкт-Петербургский университет, но через год был вынужден уйти по болезни. Университет все-таки был окончен позднее в Казани, а затем С. Жбиковский получает второе высшее образование, определившее трудовую деятельность. В 1884 году Жбиковский поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, окончил его с отличием в 1888 году, и начал служить в системе Министерства путей сообщения. В 1895 году С. А. Жбиковский был назначен начальником Обь-Енисейского участка Томского округа путей сообщения.

В Томске Жбиковский начет преподавательскую деятельность и был принят преподавателем Томского технологического института. В годы работы в институте он вел практические занятия по теоретической механике и математике, а также читал лекционный курс «Гидротехнические сооружения». Принимал активное участие в общественной жизни города Томска и томской полонии.

Музыкальное воспитание было неотъемлемой частью домашнего воспитания даже в обедневшей дворянской семье, из которой вышел Жбиковский. Судя по томской прессе, он был одаренным пианистом. Жбиковский не очень охотно выступал с сольными исполнениями, а вот аккомпанировать певцам и инструменталистам любил. Его квартира была открыта для любителей музыки и искусства, часто здесь устраивались музыкальные вечера, которые посещали преподаватели и студенты города. В последующие годы С. Жбиковский активно занимался устройством благотворительных концертов и вечеров в пользу созданного общества, сбором средств на создание при обществе приютов для престарелых жителей и детей. В сезоне 1898—1899 года в Бесплатной библиотеке и в театре купца Королева под руководством Жбиковского были устроены музыкальные утренники и вечера, в которых принимали участие он сам в качестве пианиста, оперная певица Е. Я. Снегурская и другие. Сообщалось,

что также «был дан спектакль в память известного малороссийского поэта Тараса Григорьевича Шевченко и спектакль на польском языке в пользу существующего в Томске благотворительного рим-ско-католического общества» (илл. 6).

После 1914 года Станислав Жбиков-ский был назначен на должность начальника Обь-Енисейского участка Томского округа путей сообщения и выехал к месту своего нового назначения в город Красноярск.

В 1893 году в Томске открывается первое музыкальное учебное заведение в Сибири - музыкальные классы. Первыми двумя классами стали классы скрипки и фортепиано. Среди первых преподавателей был скрипач Григорий Робертович Перковский, ученик московского педагога И. Гржимали. Прибыл Перковский в Томск в конце января 1893 года, а классы были открыты уже в начете февраля 1893 года. На занятия по классу скрипки под руководством Перковского записались 12 человек. Занятия проходили в здании Бесплатной библиотеки.

По уставу Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) доступ к обучению был открыт без ограничения возраста лицам всех сословий обоего пола. Возрастной состав учащихся был широким: от 8 до 25 лет. Программы преподавания в классах были составлены в соответствии с программами Московской консерватории. Уже в конце 1893 года состоялись первые публичные концерты учащихся классов, подготовленные с участием Перковского. Пресса так отреагировала на этот концерт: «Подобные вечера, кроме чисто педагогической цели для учащихся, имеют в виду также дать возможность обществу в лице родителей и родственников учащихся и вообще всех, интересующихся развитием у нас музыкального образования, ознакомиться с методами музыкального образования в классах специальных музыкальных предметов и с результатами такового». В прессе также отмечалось: «судя по числу лиц, посетивших ученический музыкальный вечер 22 января, несомненно, что музыкальнее классы

ПРШСНкЙ ВЕЧЕРЪ

п шшшп Т. Г. ШПЧЕКЧР.

1кг»>сп1шэ«1 Ч- + ИРИ?. .ВАЩРНЙ 1«И"

|Т}Ш1|!ЬЫР р-. врш. Ллн. шы. I.:. Л-в+мы-фг-м с ц:1 прч ома г-1 . г

* т Ч Ы Л т ,. I -

21 .'И ■! ж ны-'-нч 1ИРГ* . . игуи; 4 №.1 Ч <иН11'И!!1НИ РЧ-""'И' кРПМЮТ! 3| Г|..Ы| и!1 . . . .

И .1» шп1 I л—и '.Д I ,1т ■ » -.--г • ■ •.рГ -п.

Г»- ■ . -1

I ! I

я. шкиЬ ¡11 ¿4 -.т. 41 йш п>ЧН1

ш я Л-Ж'й .1 r-J.hr- I

||ГИ Дш. Я<|РЙВ

I. А] !И„-Ь

■ . и Ирть' . . Нпнп /ЧИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ■ г-"И к Ш! М1

II ^ 1| ЬЬ шл 11 ■ «I -

! пшитгш I Г>1 1 ■ I

ЧЙг»" -«.иНкг УшЛ

У* - ^ ОД

Илл. в. Программа украинского вечера

Томского отделения Императорского музыкального общества успели уже завоевать внимание общества, а судя по результатам, показанным нам на этом вечере, видно, что дело преподавания поставлено в классах хорошо и серьезно».

О высоком уровне его преподавания можно судить по программам концертов. Учащиеся класса скрипки уже в первый год своего обучения исполняли 1-ю часть концерта для скрипки П. Ж. Роде, Каватину Раффа, Вариации для скрипки А. Вьетана, часть концерта Виотти, часть сонаты В. А. Моцарта и другие, достаточно сложные произведения. На вторую годовщину музыкальных классов газеты писали: «Мы видим зародыш будущего музыкального училища, а может быть, и консерватории, в которой наша отдаленная окраина, несомненно, будет нуж-

7 /

I

даться с поднятием общей культуры страны...». Во многом высказанные прогнозы относительно перспектив томских музыкальных классов сбылись, но уже без участия Перковского. В конце

1895 года он заболел и в январе

1896 года скончался, оставив о себе добрую память учеников и музыкальной общественности Томска.

В 1885 году в Томск приехали молодые супруги Томашинские, внесшие большой вклад в развитие музыкальной культуры города на рубеже XIX-XX века. Григорий Северинович Тома-шинский и его совсем молодая супруга Камилла Ивановна (илл. 7) вышли из довольно «высокородных», если можно так сказать, по происхождению семей.

Томашинский был по происхождению дворянином и являлся уроженцем столичной губернии. В 1881 году он закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1885 году начал свою службу в Сибири в должности правителя канцелярии попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Позднее Томашинский работал чиновником по крестьянским делам Томского округа.

Помимо служебной деятельности, Григорий Томашинский уделял много внимания и общественной деятельности, он состоял членом почти всех томских благотворительных обществ. Особенно близкое участие он принимал в деятельности Томского отделения Императорского русского музыкального общества. По его же инициативе были учреждены в 1893 году в Томске и музыкальные классы - предтеча современного музыкального учреждения.

Томашинский был прекрасным пианистом, нередко вставал и за капельмейстерский пульт. Камилла Томашинская выступала как пианистка и как вокалис-тка, обладательница небольшого, но красивого сопрано. Томашинский был неутомимым организатором всевозможных концертов, автором многих музыкальных рецензий, одним словом, «не жалел ни времени, ни сил и даже своей служебной карьеры ради любимого им музыкального дела».

В конце 1893 года Григорий Северинович стал едва не единственным представителем Томска, присутствовавшим на церемонии похорон великого русского композитора П. И. Чайковского в Петербурге. Томашинский возложил венок от благодарных томичей к гробу композитора.

К сожалению, жизненный путь этого прекрасного человека оказался коротким. В январе 1901 году Томашинский заболел воспалением легких, лечение не помогало, и 21 апреля 1901 года Томашинский скончался. Местные газеты, откликнувшиеся на смерть Томашинского, отмечали его огромную роль в становлении и развитии в Томске музыкальной жизни, указывая, что в течение ряда лет он был во главе Томского отделения Императорского русского музыкального общества, которое под его руководством «проявляло особенную жизненность и стояло на такой высоте процветания, какой ныне только можно желать».

Камилла Ивановна и ее муж постоянно избирались в состав дирекции Томского отделения ИРМО. Об авторитете К. И. Томашинской говорит тот факт,

Илл. 7. Камилла Ивановна Томашинская

Илл. 8. Первое здание музыкальной школы К. И. Томашинской (современная фотография В. Кондратьева)

что за 40 лет существования Томского отделения ИРМО она единственная (включая мужчин-председателей) избиралась председателем дирекции трижды: в 1886-1889, 1890-1894 и 1917-1919 годах, находясь на этом посту в общей сложности 9 лет.

В 1895-1897 годах Томашинская работала преподавателем фортепиано в музыкальных классах. Прекратив преподавание в музыкальных классах, Томашинская в первой половине 1900 года подала прошение в Министерство внутренних дел об открытии в Томске частной музыкальной школы и утверждении ее устава. За образец взяла устав музыкальной школы Иркутска. Устав школы Томашинской был утвержден 18 мая 1901 года, а открытие школы состоялось в январе 1902 года в составе 53 учащихся и трех преподавателей. Располагалась школа в красивом деревянном особняке по ул. Черепичной в тихом уголке Томска. Дом этот сохранился до наших дней (илл. 8).

Школа К. И. Томашинской была первой частной музыкальной школой Томс-

ка, проложившей дорогу другим подобным заведениям. Заметим, что в Томске к 1920-м годам работали несколько музыкальных школ. Ученики музыкальной школы Камиллы Томашинской вместе со своими преподавателя ми устраивали великолепные концерты, о которых благожелательно отзывалась местная пресса. О качестве обучения в ее школе говорило то, что почти ежегодно выпускники школы выдерживали экзамены и поступали в Петербургскую или Московскую консерватории. Спустя несколько лет права на школу были переданы Марии Шилов-ской, ученице самой Томашинской. Расставшись со своей музыкальной школой, Камилла Томашинская участвовала в организации и работе первого Сибирского хорового певческого общества [5]. В хоровом обществе Камилла Томашинская заведовала хоровыми классами, неоднократно избиралась председательницей нового общества и постоянно, на протяжении многих лет, входила в состав его правления. Популярности Томашинской среди жителей Томска способ-

ствовали жизнерадостность, приветливость, мягкий характер и огромная работоспособность.

В своих воспоминаниях первый директор музыкальных классов Андрей Андреевич Ауэрбах вскользь коснулся проблем, которые возникали по религиозным мотивам. Он писал о том, что и ему и супругам Томашинским приходилось переживать неприятные моменты клеветы, сплетен. Вот как он комментирует свою работу с оркестром. «Я принял на себя устройство и руководительство оркестром, с которым дело шло гораздо упорнее, так как он собран был, что называется, "с борку да сосенки" и состоявший исключительно из евреев самоучек. Добиться с ним исполнения мало-маль-ски порядочного и сносного было очень трудно» [1].

На рубеже XIX и XX века Томск стал притягательным местом для музыкантов из обеих столиц Петербурга и Москвы. Молодые музыканты с удовольствием ехали на преподавательскую работу в университетский город, а более опытные и умудренные жизненным опытом видели в Сибири источник заработка. Так появилась в городе и задержалась на несколько лет прекрасная пианистка Ма-рионилла Андржеевская.

Марионилла Ивановна родилась в семье уфимского врача И. И. Андржеев-ского. В конце XIX века окончила Московскую консерваторию с большой серебряной медалью по классу профессора

А. Зилоти. Дружила с Сергеем Рахманиновым, Александром Гольденвейзером, Константином Игумновым. Блестяще образованная, владевшая шестью иностранными языками, она была истинным знатоком музыкального искусства и вкладывала все силы и душу в развитие фортепианного образования. До приезда в Томск работала в родной Уфе, где впоследствии учредила свою частную музыкальную школу.

С 1908 года Андржеевская стала работать в Томске в качестве преподавателя музыкальных классов. В 1912 году при преобразовании музыкальных классов в музыкальное училище была в первом составе преподавателей училища. В 1914 году она возвратилась в Уфу и стала одним из организаторов национального музыкального образования в Башкирии. В 1920 году на базе частной школы М. И. Андржеевской была открыта первая государственная музыкальная школа в Башкирии. Директором школы была назначена М. И. Андржеевская. Умерла Андржеевская в преклонном возрасте девяноста лет.

Представленные в работе материалы, на наш взгляд, красноречиво свидетельствуют о значительном вкладе членов римско-католической общины Томска в формирование самобытного музыкального облика города. Немалую роль в этом играли представители польской диаспоры, сохранявшие свою национальную культуру.

Литература

1. Ауэрбах А. А. Воспоминания // Исторический вестник, 1906. - № 8-12.

2. Вавилов С. Певица, пианистка, педагог // Томский вестник. - 1995. - 7 окт.;

3. Вавилов С. Консерватория в Томске? // Томский вестник. - 1991. - 4 июня;

4. Вавилов С. Салон на Черепичной // Томский молодежный экспресс. - 1991. - 6 дек.

5. Вавилов С. П. Первое Сибирское хоровое общество // Сибирский музыкальный альманах. -Новосибирск, 2009. - № 7. - С. 96-103.

6.Вавилов С. П. Польская музыка и польские музыканты в Томске // Польская интеллигенция в Сибири Х1Х-ХХ вв. - Красноярск, 2007. - С. 173-179.

7. Вавилов С. П. Пианистка Ядвига Залеская // Поляки в Сибири. Поляки о Сибири: Материалы 1-й Международной научной конференции. - Томск: изд-во Томского педагогического университета, 2012. - С. 178-187.

8. Вавилов С. П., Ханевич В. А. Поляки в истории музыкальной культуры Томска конца XIX - начала XX веков // Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Томск. 20-23 мая 1999. - Томск, 1999. - С. 90-92.

9. Воробьева Н. Пианисты Томского музыкального училища. - Томск, 1993.

References

1.Aujerbah A.A. Vospominanija [Memories] Istoricheskii vestnik. 1905. № 8-12. [History almanac. 1905. № 8-12].

2.Vavilov S. Pevica, pianistka, pedagog [Singer, pianist, teacher] Tomskij vestnik. 1995. 7 okt. [Tomsk Bulletin. 1995. Oct. 7].

3.Vavilov S. Konservatorija v Tomske? [Conservatory in Tomsk?] Tomskij vestnik. 1991. 4 ijunja. [Tomsk Bulletin. 1991. June 4].

4.Vavilov S. Salon na Cherepichnoj [Salon on Cherepichnaya Street] Tomskij molodezhnyj jekspress. 1991. 6 dek. [Tomsk Youth Express. 1991. Dec. 6].

5.Vavilov S.P. Pervoe Sibirskoe horovoe obshhestvo [First Siberian Choral Society] Sibirskij muzykal'nyj al'manah [Siberian musical almanac]. Novosibirsk, 2009, no. 7, pp. 96-103.

6.Vavilov S.P. Pol'skaja muzyka i pol'skie muzykanty v Tomske [Polish music and Polish musicians in Tomsk] Pol'skaja intelligencija v Sibiri XIX-XX w. [The Polish intelligentsia in Siberia of the 19th-20th centuries]. Krasnoyarsk, 2007, pp. 173-179.

7. Vavilov S.P. Pianistka Jadviga Zaleskaja [The piano teacher Jadwiga Zaleskaya] Poljaki v Sibiri. Poljaki o Sibiri: Materialy 1-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. [Poles in Siberia. Poles about Siberia: Collected papers of the 1st international scientific conference]. Publishing House of the Tomsk Pedagogical University, Tomsk, 2012, pp. 178-187.

8. Vavilov S.P., Hanevich V.A. Poljaki v istorii muzykal'noj kul'tury Tomska konca XIX -nachala XX vekov [Poles in the history of musical culture of Tomsk in late XIX - early XX centuries]. Sibirskaja polonija: proshloe, nastojashhee, budushhee. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk. 20-23 maja 1999. [Siberian Polonia: past, present, future. The materials of the international scientific-practical conference, Tomsk, 20-23 May 1999] Tomsk, pp. 90-92.

9. Vorobeva N. Pianisty Tomskogo muzykal'nogo uchilishha [Pianists of the Tomsk musical college]. Tomsk, 1993.

Музыкально-просветительская деятельность римско-католической конфессии Томска на рубеже XIX—XX века

Статья посвящена музыкальной деятельности представителей римско-католической конфессии в Томске. Особенностью Томска на рубеже Х1Х-ХХ века было активное участие польских католиков в развитии музыкального образования в городе.

Проанализирована деятельность польских музыкантов, приведены сведения о концертной жизни Томска с участием польских музы-кантов-гастролеров. Приведены ранее не публиковавшиеся сведения о представителях польских семей Томашинских, Соболевских, Залеских, внесших существенный вклад в музыкальную культуру Томска.

Musical education by the Roman Catholic denomination in Tomsk at the turn of the XIX—XX century

The article is devoted to the music of the Roman Catholic Church in Tomsk. Participation of Polish Catholics in the development of musical education in the city was a feature of the city at the turn of the XIX century.

The author examines the activities of Polish musicians and provides information about the concert life of Tomsk featuring Polish touring musicians. The article provides previously unpublished information about representatives of Polish families of TomaDinskih, Sobolevskih, Zaleskih, who made a significant contribution to the musical culture of the city.

Key words: denomination, confession, Catholic, Tomsk, touring musician, Catholic Church, pianist.

Вавилов Станислав Платонович - кандидат технических наук, доцент кафедры оптимизации систем управления Института кибернетики Томского Национального политехнического университета.

E-mail: baron@tpu.ru

Stanislav Vavilov - PhD in Technology, Associate Professor at the Management Systems Optimization Dept. of the Computer Science Institute of the Tomsk National Polytechnic University.

E-mail: baron@tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.