Научная статья на тему 'ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882-1945). “Повесть о многих превосходных вещах: (Детство Никиты)”'

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882-1945). “Повесть о многих превосходных вещах: (Детство Никиты)” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
407
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882-1945). “Повесть о многих превосходных вещах: (Детство Никиты)”»

По возвращении в СССР А.Толстой дважды (1925, 1943) перерабатывал берлинскую редакцию романа. Наиболее существенной правке подверглось изображение революции (устранено пародийное представление партийных вожаков, сняты компрометирующие их намеки, изъяты образы Гвоздева, Фильки, проведено размежевание с убийцей и грабителем Жадовым, неприязнь к восставшему народу, деяния которого больше не ассоциировались с разрухой, сведена к обличению буржуазного строя критика современной цивилизации). Внесенные коррективы отразили смену идеологических ориентиров писателя, обусловившую резкое охлаждение к нему эмигрантской критики. Итоговым здесь можно считать мнение Г.Струве, который утверждал, что "историку с этим романом делать нечего": "Не говоря уже о том, что в дальнейших частях Толстой явно приспособлялся к требованиям своих новых господ, и в первой части "Хождения по мукам" картина дореволюционной России не отличается ни объективностью, ни глубиной" (Струве. С. 109). В исправленном виде берлинская редакция "Хождения по мукам" стала первой частью трилогии. Под названием "Сестры" она появилась в 1928 (Толстой А.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.; Л., 1928. Т. 6.).

Т.Н.Фоминых

"Повесть о многих превосходных вещах: (Детство Никиты)" (М.; Берлин: Геликон, 1922; Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 3). Начальные 13 глав впервые в журнале "Зеленая палочка" в 1920 (№ 2 — главы "Солнечное утро", "Аркадий Иванович", "Сугробы", "Таинственное письмо"; № 3 — главы "Сон Никиты", "Старый дом", "У колодца", "Битва"; № 4 — главы "Чем окончился скучный вечер", "Виктор и Лиля", "Елочная коробочка"; № 5/6 — главы "Лодка", "Елка", "Что было в вазочке на стенных часах"). Глава "Ярмарка в Пестравке" напечатана в газете "Последние новости" (1921. 1 мая). Главы "Разлука", "Будни", "Грачи", "Домик на колесах", "Необыкновенное появление Василия Никитьевича", "Как я то-

нул" — в журнале "Сполохи" (1922. № 5 (март)). Глава "Стрелка барометра" с подзаголовком "Глава из ненаписанного романа "Повесть о многих превосходных вещах" опубликована в Лит. приложении № 1 к "Накануне" (1922. 26 марта). Последние главы, начиная с главы "Страстная неделя", опубликованы впервые лишь в отдельном издании повести. После первых публикаций в журнальных вариантах А.Толстой

-вб.

вносил некоторые композиционные и стилистические изменения в главы. Автор меняет состав глав. Так, в главе "Что было в вазочке на стенных часах" писатель устранил подробности, создававшие атмосферу таинственности и загадочности (непонятные совпадения сна Никиты с явью, сходство Лили и дамы со старинного портрета). Значительной стилистической правке подверглась последняя глава "Отъезд", в конце главы стояла заключительная фраза: "Этим событием кончается его детство".

Повесть написана в 1920, когда писатель находился в эмиграции, этим в значительной мере объясняется ностальгически грустная интонация повествования, проходящая через все произведение, которая в первоначальном варианте была сильнее выражена, чем в переизданиях. События носят автобиографичный характер. Действие происходит в обстановке усадьбы отчима А.Толстого, А.А.Бострома — на хуторе Сосновка. В отце и матери Никиты угадываются черты реальной матери писателя и его отчима. Есть прототипы и у других персонажей. Повесть представляет собой воспоминания детства, облеченные в форму спокойного, выдержанного в нежных и мягких тонах, часто чуть юмористического повествования. Мир маленького мальчика, живущего в деревне с матерью Александрой Леонтьевной, домашним учителем Аркадием Ивановичем и главным деревенским приятелем Мишкой Коряшонком, при всем его однообразии был постоянно наполнен важными для детского сознания событиями: то на Рождество приезжает мамина подруга Анна Аполлосовна Бабкина с детьми Виктором и Лилей, то кончанские ребята устраивают драку, из которой Никита выходит победителем, то отец присылает из города лодку в подарок, то в доме появляется скворец Желтухин.

Задолго до написания "Детства Никиты", в 1902 писатель обращался к воспоминаниям, предполагая участвовать в журнале "Юный читатель". От этого замысла сохранился только фрагмент, который в переработанном виде вошел в повесть. В 1912 Толстой написал рассказ "Логутка", в котором также узнаются некоторые сюжетные линии "Детства Никиты". Непосредственным поводом к написанию произведения, по свидетельству автора, было его увлечение организацией детского журнала "Зеленая палочка" для детей русских эмигрантов.

И.Соколов-Микитов отметил: "Есть видимые признаки, что грядущая литература будет здорова и свежа по-утреннему. Один из таких

-ВТ-

признаков — книга Толстого, которой суждено жить очень долго! Главное качество повести: прекрасная простота и большая любовность. Вся книга земная и пахучая, как после дождя луг. История маленького Никиты, растущего и слушающего землю. Этого чувства Силы Земли (грешной) у Толстого необыкновенно много" (Новая русская книга. 1922. № 5. С. 5). В анонимной рецензии говорится: "По сравнению с исповедью Л.Толстого "Детство Никиты" представляется изящной и красивой игрушкой. Повесть А.Н.Толстого не волнует и не захватывает глубоко; он не захватывает в ней художественной нови, как это делает Л.Толстой, она читается с неослабевающим интересом, и все описываемое живо проходит перед взором читателя. А.Н.Толстой обладает несомненно крупным и оригинальным изобразительным дарованием. Но он сам, как его юный Никита, как бы теряется в толпе своих образов. У него нет ни одной черты, по которой, встретясь с ним в жизни, можно было бы узнать его, как мы узнаем, например, типы Л.Толстого, Достоевского, Тургенева, неизменно повторяющиеся в самых разнообразных и все же по существу схожих вариациях. Как бытописатель А.Толстой интересен и красочен, но он не любит очень присматриваться к описываемым вещам. Он упоминает о них обыкновенно лишь в связи с изображаемым эпизодом, часто несколькими словами" (Руль. 1922. 18 июня).

В.В.Сорокина

"Аэлита" (М.; Берлин: Ладыжников, 1923; Собр. соч.: В 10 т. М., 1982. Т. 3). Впервые — в журнале "Красная новь". 1922. № 6(10); 1923. № 1(11); № 2(12) под заглавием "Аэлита (Закат Марса)". Роман задуман летом 1922 и был написан в Берлине. В печати появились сообщения о великом противостоянии Марса, которое ожидалось в 1924. В работе над романом А.Толстой использовал книгу профессора И.Боле, изданную в Петербурге в 1902 "Звездные миры и их обитатели", а также работу К.Э.Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1903). Научно-фантастический сюжет "Аэлиты" развивается параллельно с размышлениями автора о проблемах современной жизни, в ней угадывается полемический подтекст, направленный против пессимистических взглядов Г.Уэллса. Роман повествует о фантастическом полете инженера Мстислава Сергеевича Лося и солдата Алексея Ивановича Гусева на Марс, где они встречают марсиан. Инженер Лось влюбляется в дочь "властелина всеми странами Тумы" (Марса) Аэлиту; Гусев, подружившись с племянницей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.