Научная статья на тему 'Толерантность в социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов'

Толерантность в социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мамонтова Светлана Валерьевна

Tolerance is an objective factor of peace coexistence and collaboration between different societies and groups (ethnical, social, aged and etc.), and also an important condition for creation, keeping and passing cultural values including calendar celebrations and rites. At the same time tolerance develops at collaboration of the processes «creation communication study» in socio-cultural space of calendar celebrations and rites.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance in socio-cultural space of calendar celebrations and rites

Tolerance is an objective factor of peace coexistence and collaboration between different societies and groups (ethnical, social, aged and etc.), and also an important condition for creation, keeping and passing cultural values including calendar celebrations and rites. At the same time tolerance develops at collaboration of the processes «creation communication study» in socio-cultural space of calendar celebrations and rites.

Текст научной работы на тему «Толерантность в социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ

С.В. Мамонтова

Mamontova S.V. Tolerance in socio-cultural space of calendar celebrations and rites. Tolerance is an objective factor of peace coexistence and collaboration between different societies and groups (ethnical, social, aged and etc.), and also an important condition for creation, keeping and passing cultural values including calendar celebrations and rites. At the same time tolerance develops at collaboration of the processes «creation - communication - study» in socio-cultural space of calendar celebrations and rites.

В настоящее время быстрое развитие тотальной коммуникации, интеграционные процессы, урбанизация и глобализация экономики делают любое проявление нетерпимости (этнической, религиозной, социальной, возрастной) потенциально опасным для всего мирового сообщества. Осознание этой угрозы политиками, учеными и всемирной общественностью привело к пониманию выдвинутой ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) идеи о необходимости развития всеобщей толерантности как «активной нравственной позиции и психологической готовности акторов к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды» [1].

В Декларации принципов толерантности (подписанной 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию) толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [2]. Год 50-летия ООН и

ЮНЕСКО (1995 г.) был объявлен Международным годом терпимости.

Принципы толерантности являются основополагающими в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным

или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В России основные задачи в этом направлении определены следующими государственными и международными документами:

- Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. 2001-2005 гг.», включающей научную разработку вопросов формирования толерантного сознания; разработку государственной политики формирования установок толерантного поведения; внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, разработку и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Реализация программы осуществляется на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

- Федеральной целевой программой «Культура России. 2001-2005 гг.», ориентированной на создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны; обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей различных социальных групп;

- Пилотным проектом ЮНЕСКО «Культура мира в России. 2000 г.», проходившим в рамках объявленных ООН Международного года культуры мира (2000 г.) и

Международного десятилетия культуры мира и ненасилия (2000-2010 гг.);

- Международной программой «Образование XXI века»;

- Международной программой «Культура XXI века».

Идея выживания человечества как вида с древних времен тесно связывалась с идеей диалога и полилога как одного из главных факторов развития человеческой цивилизации. Особую роль играют диалог и полилог культур с акцентом на приоритете духовных, общечеловеческих ценностей. Культура указывает на особенности образа жизни, свойственные какому-либо обществу, но в последнее время на межгосударственном, межэтническом и межличностном уровнях доминирует интерес к культуре как «творчеству понимания и связи между людьми» [3].

Человек как вид существует в двух измерениях - в пространственном и временном. Соответственно диалог и полилог культур проходят в двух измерениях: в пространственном - реализуясь между культурами и субкультурами различных стран, народов, этносов, социальных и возрастных групп, и во временном - уходя вглубь веков и обогащаясь духовными и культурными ценностями, знаниями, традициями множества предшествующих поколений. Исчезновение разнообразных слоев культуры, вековых традиций, положительного наследия прошлого приводит к духовному кризису человеческого общества. Наоборот, в приобщении к культурным ценностям в процессе инкульту-рации и аккультурации происходит чувственное восприятие опыта предшествующих поколений, а также других культур и субкультур, эстетическое и эмоциональное удовлетворение, сохранение и защита культурного наследия, освоение и передача в будущее традиций и обычаев.

В современной социокультурной среде развивать толерантность можно различными способами: призывами к терпимости с использованием средств массовой информации, внедрением новых социокультурных и образовательных программ (в таких областях, как культурология, социология, педагогика, конфликтология, политология, история), расширением кругозора и мировосприятия как отдельной личности, так и общества в целом,

запрещением проявления интолерантного поведения в той или иной форме и т. п.

Многолетний опыт работы автора статьи в социокультурной и педагогической сферах дает основание для вывода об эффективности использования календарных праздников и обрядов как социокультурного пространства для развития толерантности.

Каждая культура определяет себя во времени, создавая свой календарь, являющийся организатором общественного сознания и хранителем народной памяти. П.Я. Чаадаев отмечал: «Для души, точно также как и для тела существует режим: праздники и обряды являются таким режимом» [4].

Важной функцией календарных систем является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в общественную жизнь. Так, «Календари памятных дат ООН и ЮНЕСКО», отмечающие знаменательные даты в области образования, науки, культуры, прав человека и охраны окружающей среды, являются эффективной системой организации плодотворного сотрудничества, объединяющего различные (социальные, этнические, возрастные и пр.) группы акторов социокультурной деятельности, ведущей к развитию толерантности.

Календарные праздники и обряды являются социокультурным пространством для социализации и инкультурации (включающих формирование мировоззрения и развитие духовных качеств, отсутствие конфликтов субкультур поколений, сохранение, передачу и восприятие традиционных культурных ценностей) последующих поколений акторов индивидуального и коллективного жизнетворчества и для аккультурации (включающих позитивное отношение к элементам других культур и субкультур, обмен культурными ценностями и добровольное введение их в свою культуру, отсутствие конфликтов субкультур различных этносов и социальных слоев) нынешних поколений. Позитивные инкультурация и аккультурация способствуют расширению опыта сотрудничества, формированию эмоционально-положительного отношения к процессам познания, коммуникации и творчества, ведущим к развитию толерантности в процессе социо-

культурных контактов, взаимодействия и сотрудничества.

Календарные праздники и обряды, представляющие собой олицетворение народной мудрости и мировоззрения, становятся основой как для воплощения феноменов творчества, познания и коммуникации, так и для реализации процессов сохранения, изучения и передачи культурных ценностей. В то же время взаимодействие данных феноменов (творчества, познания и коммуникации) является эффективным способом формирования толерантности, а совокупность процессов создания духовных ценностей, сохранения, изучения и передачи культурного наследия является важным свидетельством проявления толерантности в прошлом и фактором ее развития в дальнейшем. Следует учитывать, что все связи являются как прямыми, так и обратными.

Реализация творческого потенциала личности и общества в целом является одним из факторов возникновения, развития и совершенствования календарных праздников и обрядов как части объема исторически накопленных культурных ценностей. В то же время изучение проблем развития толерантности показывает, что процесс творчества играет важнейшую роль в становлении разносторонней личности, в формировании мировоззрения, в развитии потребностей и мотивов поведения человека.

Тесно связаны между собой культуротворческий и коммуникативный процессы. Нередко именно в процессе коммуникации у человека как актора социокультурной деятельности зарождается желание заниматься тем или иным видом творчества, происходит непроизвольное «подталкивание» к деятельности, и наоборот - творческая деятельность вызывает потребность в общении. Вместе с тем человек вырабатывает в себе толерантность в контакте с носителями субкультур различных этнических и социальных сообществ, поэтому толерантное поведение отдельного индивида - это не только продукт его собственного развития, но в большей мере это результат коммуникации. «Сам процесс коммуникации обусловлен всем предыдущим культурно-историческим развитием и вырос на определенных ценностях культуры, которая сама по себе и есть великая коммуникация» [5].

Традиции, осуществляя связь между прошлым и настоящим, образуют пространственно-временной мост, связывающий поколения и помогающий воспринять и сохранить все лучшее, созданное народом. Основополагающим элементом традиционности является естественный отбор наиболее значимого и ценного, сформировавшегося в процессе развития народного сознания.

Велико значение творческой деятельности и коммуникативных процессов как факторов, стимулирующих личную инициативу и потребность в получении знаний. Н.К. Рерих подчеркивал, что «культура не выносит злоречия и злонамеренности, а зло есть грубейшая форма невежества. Борьба с невежеством должна быть явлением мировым» [6]. Приобретение знаний является важным средством формирования в сознании людей идеалов взаимодействия, взаимоуважения, ненасилия, а также основой формирования, развития и углубления толерантности. Э. Фромм отмечал: «Если цивилизованным народам удастся пробудить в своей молодежи ориентирование на познание как основополагающую установку, мы уже много выиграем в борьбе против нарциссизма как источника вражды и непримиримости» [7].

Национальное самосознание не может существовать в замкнутом пространстве собственной культуры, оно должно соотносить и сравнивать себя с другими культурами, поэтому познание различных культур обладает важным смысловым измерением - оно помогает лучше понять свою собственную культуру.

В социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов происходит приобретение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида и несущего в себе философско-социальный смысл (например, в виде календарных систем, традиций, праздников и обрядов), индивидуального знания и развитие культуры личности (восприятие, представление и пр.).

При подготовке и проведении календарных праздников и обрядов феномен познания реализуется как при косвенном, так и непосредственном общении. При косвенном общении (литература, аудио- и видеоинформация и т. п.) происходит познание основных идей, нравственных понятий, исторических этапов развития и общих внешних атрибутов календарных праздников и обрядов. При не-

посредственном общении человеком познаются, усваиваются и поддерживаются традиции и обычаи: этнической, социальной или возрастной групп - в процессе инкультура-ции; разноэтничного и многоконфессионального региона, где он проживает - в процессе аккультурации.

Основные принципы, заложенные в календарных праздниках и обрядах, такие как традиционность и преемственность, единство индивидуального и коллективного творчества, синкретичность художественных жанров и эстетизация материальных составляющих праздника, помогают более эффективному восприятию и усвоению знаний в процессе познавательной деятельности.

В процессе коммуникации и взаимодействия с представителями других культур и субкультур возможно познание новых праздников и обрядов, а также их полное или частичное заимствование в процессе аккультурации и мультикультурации. Заимствование уже само по себе предполагает проявление некоторых важнейших элементов толерантности: признание существования и лояльное отношение к «чужой культуре», оценка главных ценностей и элементов «чужой» культуры, возможность их включения в свою культуру.

В социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов устойчиво проявляется триада «познание - коммуникация - творчество - познание».

В то же время действует непрерывный процесс «создание культурных ценностей -передача культурного наследия - его сохранение и изучение» в процессе инкультурации и аккультурации личностными и коллектив-

ными акторами, т. к. календарные праздники и обряды являются материально-овеществленными и социально-организационными результатами воплощения духовного и творческого потенциалов человека и общества.

Празднично-обрядовая культура, являясь важной частью любой культуры и отражая движение исторического социального процесса, помогает вырабатывать осмысленный план поведения человека в обществе. Календарные праздники и обряды несут в своей основе элементы идеологии и нравственности, социальных норм и этических воззрений, народной педагогики и опыта поколений и в силу своей красочности и одухотворенности могут стать эффективным средством воздействия на умы и души, способствующим развитию эстетических чувств, и, как следствие, положительного, толерантного сознания.

1. Погодина А. А. // История. 2002. № 11. С. 32.

2. Всеобщая декларация принципов терпимости. М., 1995. С. 1.

3. Медведко Е.А. Межконфессиональные отношения как диалог культур: дис. ... канд. фи-лос. наук. М., 1997. С. 5.

4. Чаадаев П.Я. Философские письма. М., 1991. С. 33.

5. Саранин В.П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека: дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2003. С. 106.

6. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994. С. 133.

7. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 59.

Поступила в редакцию 27.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.