Научная статья на тему 'Толерантность как объективный фактор и условие сосуществования мультикультурных групп'

Толерантность как объективный фактор и условие сосуществования мультикультурных групп Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
296
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ / MULTICULTURALISM / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ОБЩЕСТВА / MULTICULTURAL SOCIETY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INCULTURATION / ПРОЦЕССЫ ПОЗНАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / PROCESSES OF LEARNING AND INTERCULTURAL COMMUNICATION / MULTICULTURENESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Багновская Нела Михайловна

В статье рассматриваются обострившиеся в последние десятилетия проблемы сосуществования в современных обществах различных по социокультурной и этнокультурной принадлежности групп. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы и межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных проблем. Непонимание порождает неприятие иной культуры и, как следствие, отчужденность и взаимную нетерпимость. Поэтому в современном сообществе проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план, а изучение всего многообразия существующих культур, понимание их значимости в мультикультурном мире важная задача образовательного процесса. Знание способствует формированию толерантного отношения к представителям иных культур, а толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных групп (этнических, социальных, конфессиональных, возрастных), с другой как условие сохранения и передачи культурного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance as an Objective Factor and Provision of Multicultural Groups Coexistence

The article discusses the problem of coexistence in modern societies with different social, cultural and ethnic factors groups which has been escalated in recent decades. In recent time increasing migration and intercultural communication will inevitably lead to the emergence of new social, political, religious, economic and educational problems. Misunderstanding breeds rejection of other cultures and, as a consequence, estrangement and mutual intolerance. Therefore, in the modern community, the problem of understanding as leading standards of the intercultural communication comes to the foreground, and the study of the diversity of cultures, understanding of their importance in the multicultural world is an important task of the educational process. Knowledge contributes to the formation of a tolerant attitude to representatives of other cultures, and tolerance can be considered, on the one hand, as an objective factor and a necessary condition for the coexistence and interaction of different groups (ethnic, social, religious, age), as a condition of preservation and transmission of the cultural potential.

Текст научной работы на тему «Толерантность как объективный фактор и условие сосуществования мультикультурных групп»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

УДК 008.009:39

Н. М. Багновская

Толерантность как объективный фактор и условие сосуществования мультикультурных групп

В статье рассматриваются обострившиеся в последние десятилетия проблемы сосуществования в современных обществах различных по социокультурной и этнокультурной принадлежности групп. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы и межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных проблем. Непонимание порождает неприятие иной культуры и, как следствие, отчужденность и взаимную нетерпимость. Поэтому в современном сообществе проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план, а изучение всего многообразия существующих культур, понимание их значимости в мультикультурном мире - важная задача образовательного процесса. Знание способствует формированию толерантного отношения к представителям иных культур, а толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных групп (этнических, социальных, конфессиональных, возрастных), с другой - как условие сохранения и передачи культурного потенциала.

Ключевые слова: мультикультурность, мультикультурализм, мультикультурные общества, толерантность, инкультурация, процессы познания и межкультурной коммуникации.

THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES

N. M. Bagnovskaya

Tolerance as an Objective Factor and Provision of Multicultural Groups Coexistence

The article discusses the problem of coexistence in modern societies with different social, cultural and ethnic factors groups which has been escalated in recent decades. In recent time increasing migration and intercultural communication will inevitably lead to the emergence of new social, political, religious, economic and educational problems. Misunderstanding breeds rejection of other cultures and, as a consequence, estrangement and mutual intolerance. Therefore, in the modern community, the problem of understanding as leading standards of the intercultural communication comes to the foreground, and the study of the diversity of cultures, understanding of their importance in the multicultural world is an important task of the educational process. Knowledge contributes to the formation of a tolerant attitude to representatives of other cultures, and tolerance can be considered, on the one hand, as an objective factor and a necessary condition for the coexistence and interaction of different groups (ethnic, social, religious, age), as a condition of preservation and transmission of the cultural potential.

Keywords: multicultureness, multiculturalism, multicultural society, tolerance, inculturation, processes of learning and intercultural communication.

Напряженность и конфликты, то и дело возникающие в разных регионах мира (в том числе и в России) между социальными, этническими, религиозными группами, расширили миграционные потоки, которые, наряду с порождением

противоречивых и сложных коллизий, привели к дальнейшему развитию мультикультурности. Мировое сообщество столкнулось с тем, что взаимопониманию, основанному на взаимодей-

© Багновская Н. М., 2015

ствии и взаимопроникновении культур, надо учить.

Взаимная нетерпимость и так называемый «субкультурный эгоизм» негативно влияют на людей как акторов социокультурной деятельности. Непонимание порождает настороженность: в своих оценках индивидуумы и группы зачастую руководствуются ранее сформированными инто-лерантными стереотипами и отрицательными схемами. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы и межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных проблем.

Поскольку культура современного мира может носить диссипативный (динамично рассеянный) характер, в ней имеются предпосылки для коммуникации и условия для актуализации традиционных культурных ценностей в их взаимодействии с современными. Таким образом, изучение всего многообразия существующих культур, понимание их значимости в мультикультур-ном мире - важная задача образовательного процесса.

«Мультикультурный», «мультикультура-лизм», «мультикультурные общества», «мульти-культурность» - сравнительно недавно сложившиеся термины, но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности. Общества, которые сейчас называются мультикультурными, раньше именовались «мультинациональными», «мультиэтничными», «мультирелигиозными», «мультирасовыми», «сегментарными». Они рассматривались как проявления «культурного плюрализма», «культурных различий» и «мети-сизации» (Латинская Америка). Впервые термин «мультикультурализм» возник в Канаде в 1960-е гг. в ходе поисков путей разрешения ситуации и управления в то время бикультурной (англофранцузской) страной. В Австралии это понятие стало употребляться с 1970-х гг. Официальное политическое признание термин получил в 1971 г. [1].

Понятия «мультикультурность» и «мульти-культурализм» употребляются обычно в трех контекстах:

- политическом, в рамках которого приводятся аргументы «за» или «против» политики мультикультурализма и соответствующего способа управления. Именно в данном контексте в Канаде в 1960-е гг. и зародилось это понятие.

- аналитическом: он имеет место в научных трудах и в общественных дебатах, затрагиваю-

щих различные проявления культурной неоднородности общества, и наиболее тесно связан с появлением «мультикультурных обществ»;

- социальном: относится к вопросам социального и политического порядка и прав человека в условиях неоднородности культуры того или иного общества [1, 5].

Нынешний интерес к проблеме мультикуль-турализма связан с тем, что культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или не сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию.

Исторически сложилось четыре основных типа мультикультурных обществ: досовременные империи (Китайская Поднебесная Империя, Империя Великих Моголов, Персидские империи, Османская империя, империя Габсбургов, Российская империя и др.), поселения Нового Света (США, Канада, Аргентина и др.), бывшая колониальная зона (от Западной Африки через Индийский субконтинент и архипелаг Юго-Восточной Азии к Папуа Новая Гвинея) и постнациональная мультикультурность1 [5]. У каждого из них свое историческое происхождение и своя динамика.

Постнациональная мультикультурность возникла после успешного создания наций и разворачивается в границах современных национальных государств. Современный мультикультура-лизм возник во второй половине XX в. благодаря новому всплеску неоднородной по своему составу иммиграции, росту процессов самоутверждения и самосознания коренных народов бывших европейских колоний, а также в результате массового распространения высшего образования и новых форм массовой культуры. Канада и Австралия приняли мультикультурную политику и соответствующие институты открыто и безоговорочно, а США и Западная Европа лишь неявно и частично [3, 4]. Мультикультурализм и его эквиваленты всегда были и остаются политически противоречивыми и часто порождают направленные против них движения, ставящие своей целью защиту единой культуры.

В современном сообществе проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план, а среди всех видов сотрудничества: политического, экономического, научного - особую роль приобретает полилог культур, базирующийся на приоритете общечеловеческих духовных, в частности культурных, ценностей и направленный на

развитие поликультурного и мультикультурного мировоззрения.

Толерантность (от латинского 1о1егайа -'терпение, терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо')2 может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных групп (этнических, социальных, конфессиональных, возрастных), с другой - как условие сохранения и передачи культурного потенциала, при этом сама толерантность эффективно развивается при сочетании процессов познания, творчества, коммуникации.

Формирование толерантности - это формирование таких моральных качеств личности, которые предполагают терпимое отношение к представителям иной культурной принадлежности. А для этого, прежде всего, необходимо знать и понимать сущность иных культур. Одновременно толерантность - это активная позиция, направленная на позитивное взаимодействие между культурами, обогащение социокультурного и образовательного опыта, распространение элементов собственной культуры в различные слои общества (этнические, социальные, возрастные), восприятие других субкультур и расширение кругозора.

Говоря о необходимости формирования толерантного отношения к представителям иной культуры, важно понимать, что процесс должен быть двусторонним. Так, иностранцы, приезжая на постоянное место жительства в страну другой культуры, должны признавать ее конституционные и культурные принципы и уметь изъясняться на государственном языке, поскольку в противном случае станут невозможны коммуникация и интеграция в общество и экономику. И если кто-то, например, мусульманин-фундаменталист, не признает равноправие женщин и свободу вероисповедания, то ему нечего делать в демократической стране. Культурная свобода не означает условности ценностей. В мультикультурном обществе не должно быть терпимости к нетерпимым.

Таким образом, изучение и познание разных культур становится эффективной основой формирования толерантности. На основе активной познавательной деятельности по освоению культурных ценностей развивается потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, реализуясь в коммуникативном процессе творческой деятельностью.

Знание о возникновении, развитии культур является основанием таких взаимообусловленных процессов, как

- социализация и инкультурация акторов индивидуального и коллективного жизнетворчест-ва, направленного на формирование толерантного мировоззрения и духовных качеств нынешних поколений, на устранение возможных конфликтов между субкультурами, восприятие, сохранение и передачу традиционных культурных ценностей;

- аккультурация, включающая позитивное отношение к элементам других культур и субкультур, обмен культурными ценностями и добровольное введение их в свою культуру.

Если социализация - сложный многоуровневый процесс вхождения человека в социум, то инкультурация и аккультурация содействуют расширению сотрудничества, формированию эмоционально-положительного отношения к процессам познания, коммуникации и творчества, ведущим к развитию толерантности и муль-тикультуризации в процессе социокультурных контактов в поликультурном обществе.

Характер функционирования феномена толерантности в социокультурном пространстве можно представить в виде модели, основанной на триаде познание - коммуникация - творчество, при этом следует учитывать, что все связи в этом процессе являются как прямыми, так и обратными.

В косвенном общении усваивается общественное мнение или формируются знания посредством восприятия литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации. Здесь общение имеет познавательный модус и служит обогащению всей системы отношений личности с миром. Личный контакт обладает силой эмоционального воздействия и внушения и предполагает непосредственный отклик на мысли, чувства, состояния и поступки других людей. Человек вырабатывает в себе толерантность в контакте с другими, с носителями культуры различных этнических и социальных сообществ, поэтому дружелюбное поведение отдельного индивида -это не только продукт его собственного развития, но и, в значительно большей мере, результат межкультурной коммуникации.

Готовность к восприятию внешних импульсов свидетельствует о наличии интереса как стимула познания. Творческая деятельность и коммуникативные процессы стимулируют личную инициативу и потребность в расширении знаний.

Большинство специалистов отмечают специфическую роль знания как механизма сдерживания нетерпимости и распространения идей взаимодействия, развития миролюбивого образа мыслей и чувств.

Одним из эффективных способов развития толерантности стало знание как «своей», так и «чужой» культуры. Программа дисциплины «Культурология» более других из цикла социально-гуманитарных общеобразовательных дисциплин рассчитана на понимание через познание (изучение) своей культуры и всего многообразия существующих в мире культур. Ведь именно знание - самый надежный путь к межкультурному взаимодействию и толерантному отношению к представителям иной культуры.

Таким образом, взаимодействие процессов познания, общения и творчества становится эффективным способом развития толерантности, а совокупность изучения, сохранения и передачи культурных ценностей является важным свидетельством проявления толерантности в прошлом и фактором ее развития в дальнейшем.

Библиографический список

1. Терборн, Г. Мультикультурные общества [Текст] / Г. Терборн // Социологическое обозрение. Т. 1. - 2001. - № 1.

2. Multiculturalism. A critical reader / Ed by D. T. Goldberg. - Oxford: Blackwell, 1994.

3. Multiculturalism and the Canon of American Culture / Ed. by H. Bak. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 1993.

4. Taylor C. Multiculturalism and "The politics of recognition". - Princeton: Princeton University Press, l994.

Bibliograficheskij spisok

1. Terborn, G. Mul'tikul'turnye obshhestva [Tekst] / G. Terborn // Sociologicheskoe obozrenie. T. 1. - 2001. - № 1.

2. Multiculturalism. A critical reader / Ed by D. T. Goldberg. - Oxford: Blackwell, 1994.

3. Multiculturalism and the Canon of American Culture / Ed. by H. Bak. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 1993.

4. Taylor, C. Multiculturalism and "The politics of recognition". - Princeton: Princeton University Press, l994.

1 www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MULTIKULTURNOE OB SHCHESTVO.html

2 http://www.tolerance.ru/tolerance.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.