Научная статья на тему 'Толерантность в системе ценностей современного этапа глобализации'

Толерантность в системе ценностей современного этапа глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
540
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ / КОНФЛИКТ / КУЛЬТУРА / ПАРАДИГМА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИП / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / COMMUNICATION / CONFLICT / CULTURE / DIALOGUE / GLOBALIZATION / HUMAN RIGHTS / PARADIGM / PRINCIPLE / TOLERANCE / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилкина Татьяна Владимировна

Исследованы содержание и особенности проявления толерантности в ключевых сферах общественной жизни. Рассмотрена взаимосвязь глобализации и толерантности, толерантности и других ценностей современного этапа глобализации. Раскрыты основные направления и средства формирования толерантности в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content and features of the manifestation of tolerance in key areas of public life. The interrelation of globalization and tolerance, tolerance and other values of the current stage of globalization. It outlines the main directions and means of formation of tolerance in higher education.

Текст научной работы на тему «Толерантность в системе ценностей современного этапа глобализации»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 1:316.647.5:005.44

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Т.В. Данилкина

Исследованы содержание и особенности проявления толерантности в ключевых сферах общественной жизни. Рассмотрена взаимосвязь глобализации и толерантности, толерантности и других ценностей современного этапа глобализации. Раскрыты основные направления и средства формирования толерантности в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: глобализация, диалог, коммуникация, конфликт, культура, парадигма, права человека, принцип, толерантность, ценность.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков человечество вступило в эпоху тотальной глобализации. Глобализация преодолевает национальные границы, интегрирует национальные экономики, культуры, технологии и управление, генерирует сложные отношения и взаимосвязи, реализуемые через разнообразные потоки, включающие людей, капиталы, идеи.

В условиях существования множества различий и конфликтов интересов в глобализирующемся социальном пространстве одним из главных принципов политического, экономического, межгруппового и межличностного взаимодействия с необходимостью выступает толерантность. Толерантность на всех уровнях коммуникации включает как рациональные, так и эмоциональные компоненты, при этом соотношение между ними лабильно.

Первоначально проблема толерантности была осознана в связи с необходимостью предотвращения или смягчения межконфессиональных конфликтов. Идея толерантности разрабатывалась как средство примирения и взаимопризнания враждующих конфессий. С течением времени она превратилась в совокупность важнейших нравственных, политических и правовых принципов. В современном мире церковь отстаивает толерантность как ценность и образ действий во всех сферах общественной жизни. Толерантность реализуется с опорой на фундаментальные ценности - гуманизм, милосердие, готовность к взаимопониманию.

Теоретическую основу многих современных концепций толерантности образует философия коммуникативного действия Ю. Хабермаса и К.О. Апеля. Возрождение внимания к проблемам толерантности - контраргумент европейской культуры на возникновение и утверждение в первой половине XX века тоталитарных режимов в ряде европейских стран. Интенсификация глобальной интеграции во второй половине XX столетия сопровождалась нарастанием сопротивления социальных групп, политических и религиозных движений, уви-

девших в глобализации угрозу своему прежнему статусу, влиянию, материальному положению, образу жизни. Основные формы негативной реакции на глобализацию - ксенофобия, нетерпимость, терроризм, в том числе суицидальный.

Толерантность не должна оставаться абстрактной спекулятивной ценностью. Концепция толерантности только тогда приобретает социальное значение, когда она превращается в идеал, становится ценностным ориентиром деятельности, сначала социальным проектом, планом конкретных действий и взаимодействий, а затем и самой деятельностью, созидающей и творящей новую, более гуманную социокультурную реальность.

Ценности, в том числе и толерантность, выступают организующим началом всей нормативной системы социума. Происходит непростой процесс формирования совокупности правил, кодексов действий и высказываний, имеющих целью предотвращение страха, вражды, гонений. По мнению М.Б. Хомякова, требуется радикальное переосмысление этой ценности. Необходимо понять, что глобализация и многообразие культур делают невозможным отыскание одной «истинной» теории толерантности, годной для всякого существа, в достаточной мере обладающей разумом и здравым смыслом. Сама интерпретация рациональности нынешнем обществе вариативно, а потому новая теория толерантности должна также основываться на плюрализме парадигм её обоснования [1, с. 37-38].

Современное понимание толерантности должно устраниться от поисков одной, истинной во всех контекстах, абстрактной модели и вместе с этим от попыток конструирования однозначного определения толерантности. Плюрализм парадигм толерантности означает на деле множественность отношений, обозначаемых этим термином. Различным культурам и историческим периодам свойственны особые парадигмы толерантности. Даже в рамках одной культуры различные социальные группы могут иметь разноречивые представления о толерантности. Толерантность поэтому чаще описывается, нежели определяется.

Существует возможность и необходимость обнаружения отношений толерантности практически в любой культуре. В любой культуре имеются антикоммуникативные представления и тенденции, направленные на сохранение собственной культурной идентичности и пространственного ареала доминирования. При этом восприятие целостных культур (например, исламской), как тотально интолерантных, следует воспринимать как идеологический миф.

Толерантность предполагает готовность к постоянному конструктивному диалогу, активный поиск общих ценностей, на базе которых возможен плодотворный диалог. Толерантность не сводится к отстаиванию и консервации одной позиции в сочетании с терпимостью к другой. В утверждении толерантности в глобальном масштабе возрастающее значение приобретает рациональность. Требуется развитие искусства понимания иной, даже альтернативной позиции, выработка и трансформация ценностей, пронизывающих интегрируемые сферы социума, целенаправленное развитие ценностной и когнитивной логики. Диалог следует воспринимать только как первый шаг к взаимопониманию и взаимодействию. Требуется комплекс мер по формированию со-

циальной среды конструктивного сотрудничества социумов и индивидов. В противном случае возобновление конфликта неизбежно.

В коммуникативном пространственно-временном континууме глобализации особая роль принадлежит политической сфере. Не только принимаемые решения и предпринимаемые действия, но и грубость, вербальная дискредитация политических акторов, языковые обороты, воспринимаемые как оскорбительные, способствуют продуцированию и эскалации внутренних и внешних конфликтов, угрожающих жизни и благополучию общества. Агрессивность дискурса и коммуникации свидетельствует о неспособности принять и реализовать конструктивные решения. Внутренняя и внешняя интолерантность имманентны всем тоталитарным режимам и движениям XX-XXI вв. без исключения (например, Северная Корея). Тоталитаризм и толерантность абсолютно несовместимы как в теоретической, так и в практической плоскости. Толерантность возможна только в симбиозе с такими ценностями, как гуманизм, нравственность, демократия, свобода. Толерантность - неотъемлемое свойство социальных звеньев и систем, способных к прогрессивному развитию в условиях глобализации.

Толерантность из сферы должного динамично переходит в сферу сущего только в связке, «в комплекте» с реализацией других социальных ценностей: справедливость, взаимная польза, безопасность, предотвращение нанесения чрезмерного ущерба, экономическое развитие и рост благосостояния, лояльность к базисным политическим и правовым нормам, обмен ценностями художественной культуры.

Толерантность выгодна в экономическом отношении, поскольку обеспечивает экономику дополнительными, а во многих странах и незаменимыми, трудовыми ресурсами. Тем не менее, в условиях глобализации во многих развитых странах встал вопрос о пределах толерантности. Как правило, факторами ограничений в осуществлении принципов толерантности являются возрастание угроз безопасности, экспорта терроризма, конкуренции на рынке труда. Непростым является взаимодействие соперничающих ценностей - толерантности и сохранения культурной идентичности. Мультикультурное общество вынуждено на протяжении столетий вырабатывать курс, обеспечивающий благополучное прохождение между Сциллой и Харибдой конфликта и ассимиляции.

В толерантности следует видеть не только ценность, но и результат конфликтов ценностей. В процессе глобализации происходит конкуренция социальных парадигм, теоретических концепций и мифологем, открытое или скрытое навязывание альтернативных ценностей. Вне конфликтности широкого спектра социальных ценностей, генераторами и носителями которых являются социумы, социальные группы и индивиды, проблема толерантности утрачивает свою актуальность и остроту.

Толерантность благоприятствует порождению новых ценностей, сим-биотических значений и смыслов, новых целей. В её основаниях изначально заложена идея консенсуса как следствия общности интересов и целей, по крайней мере, жизненно важных. Именно совпадение интересов и целей определяет го-

товность субъектов взаимодействия к компромиссам и взаимным уступкам. Жизнеспособность идеи толерантности определяется вовсе не её методологическими основаниями и абстрактной теоретической изощрённостью, а необходимостью единой системы координат социального бытия, общих условий существования и развития, общностью ответственности. Когда в роли субъектов взаимодействия выступают целые культуры, зачастую речь может идти не только о развитии, но и о выживании как императивах, исполняемых исключительно в рамках толерантных подходов.

Толерантность не только инструмент сохранения многообразия культурных идентичностей. Одновременно она - свойство развивающегося общества, часть механизма выработки и утверждения новых стратегий, норм, ценностей в современную эпоху. Толерантность - инструмент изменения социальной реальности, а не самоцель. Толерантность диалога предполагает совпадение или близость содержания понятий. Возникает проблема формирования единой их системы, взаимодействия различных культурных, ментальных традиций, познавательных парадигм, концептуальной определённости, а также гибкости, готовности и способности к пониманию другого субъекта взаимодействия.

Толерантность предполагает взаимодействие, основанное на признании и сохранении идентичности сторон, но никоим образом трансформацию в конформизм. Подразумевая поиск компромиссов, она не предполагает готовность к любому компромиссу любой ценой [подробнее об этом см.: 2, с. 37-38]. Толерантность нельзя считать добродетелью, имеющей метафизическую первостепенную ценность, ее границы определены признанием того, что высшая цель и ценность есть человек и человечество.

Толерантность в межличностных отношениях - одна из высших нравственных ценностей. Как и прочие нравственные ценности, она имеет форму безусловного долженствования, представляется одним из главных направлений реализации категорического императива, будь то сфера межличностных отношений, либо экономическая, политическая, социальная области, где толерантность проявляется в форме обеспечения социальной справедливости. В сфере права нравственная толерантность находит отражение в нравственном содержании правовых норм.

Глобализация - объективный процесс. Однако каждая страна выбирает (по крайней мере должна выбирать) собственную траекторию движения в общем потоке цивилизации с учётом особенностей истории, экономики, географии, социальной структуры. Необходимо осознанно, своевременно и эффективно реагировать на вызовы, связанные с глобализацией. Страны, обладающие основными атрибутами прогрессивности в современной ее трактовке - конкурентная демократия, доминирование рыночной экономики, развитая информационно-коммуникативная сфера, - имеют более широкие возможности в реализации гуманистических целей глобализации. Однако глобализация может протекать в интересах человечества только при условии конструктивного участия всех стран на основе равноправия и толерантности. Толерантность, как и безопасность, может быть только взаимной.

В отечественной литературе последних лет наметилась тенденция привнесения геополитического аспекта в осмысление взаимосвязи глобализации и толерантности. Например, А.А. Мишучков утверждает о наличии двух форм толерантности в межцивилизационном диалоге — западной (либеральной) и альтернативной («незападного альянса цивилизаций»). Рассмотрение концептуальной и аксиологической специфики двух форм толерантности является важной теоретической и практической задачей. По мнению данного автора, ее решение позволит понять философско-методологические противоречия данных моделей, а также «...оптимизировать идеологическое их столкновение в практической плоскости реализации цивилизационного взаимодействия» [3, с. 9]. При этом предлагается следующее подразделение двух глобалитетов (идеологий глобализации): «традиционного» - основанного на идее нелиберального интернационализма, защите коллективных прав, политики цивилизационной идентичности, сохранения самобытных ценностей цивилизаций, и «нетрадиционного» - основанного на идее либерального интернационализма, защите индивидуальных прав и свобод личности, политике мультикультурализма [3. с. 14].

Права человека имеют приоритет в отношении принципов плюрализма и толерантности. Лишение фундаментальных прав человека несовместимо с содержанием толерантности как социальной ценности и принципа социальной деятельности. Все социальные ценности, кроме ценности жизни человека, относительны.

Было бы ошибкой воспринимать толерантность только как ценность и принцип взаимодействия личности или социальной группы с субъектами иных национальностей, культур, конфессий. Толерантность внутри взаимоотношений различных социальных групп может снижать уровень внутренней конфликтности, особенно в обществе с высоким уровнем социальной и этнической неоднородности.

Необходимо не только изучение генезиса, содержания и особенностей проявления толерантности в глобализирующемся мире. Не менее важная задача -выработка путей и средств формирования толерантности, в том числе в системе высшего образования. В условиях противоборства тенденций глобализации и локализации жизненно важным становится формирование толерантного мировоззрения и развитие коммуникативной компетентности, овладение толерантной культурой деятельности, поведения, общения, социального познания. В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО указано, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости [4].

Студенческая среда достаточно неоднородная, включает представителей различных этнических культур, политических движений, молодёжных субкультур и группировок. Преподаватель должен быть примером толерантности, в том числе педагогической. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения студентов тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Необходимо приобщать студентов к общечеловеческим ценностям, вскрывать культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, поощрять плюрализм мнений, гибкость мышления, отзывчивость, доб-

рожелательность, умение выслушать других людей и тактично отстаивать собственную точку зрения, стремление к защите основных прав человека.

Особое внимание должно уделяться вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования инфраструктуры учебно-воспитательного процесса, разработки новых образовательных технологий эффективного воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Толерантность - продукт и одновременно предпосылка эффективного социального взаимодействия. Укрепление позиций толерантности в системе ценностей современного этапа глобализации является единственным способом предотвращения внутренних и внешних конфликтов, стимулом к расширению сотрудничества государств и народов. Толерантность в условиях глобализации -одно из условий выживания и динамичного развития человечества.

Список литературы

1. Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность. [Электронный ресурс]. URL: www.old.jourssa.ru/2003/4/4aHomiakov.pdf (дата обращения: 25.10.1016).

2. Троегубов А.Г., Петракова И.Н. Философский анализ проблемы толерантности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2010. С. 33-42.

3. Мишучков А.А. Формы толерантности в диалоге цивилизаций // Вестник Оренбургского гос. ун-та. Вып. (176). Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. ун-та, 2015. С.9-17.

4. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. URL: www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.pyp (дата обращения: 28.102016).

Данилкина Татьяна Владимировна, канд. филос. наук, доц, tdanilkina@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

TOLERANCE IN THE SYSTEM OF VAL UES IN THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION

T. V. Danilkina

The content and features of the manifestation of tolerance in key areas of public life. The interrelation of globalization and tolerance, tolerance and other values of the current stage of globalization. It outlines the main directions and means of formation of tolerance in higher education.

Key words: communication, conflict, culture, dialogue, globalization, human rights, paradigm, principle, tolerance, values.

Danilkina Tatyana Vladimirovna, candidate of philosophyl science, docent, tdanilki-na@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.