Научная статья на тему 'Влияние толерантности на состояние межнационального взаимодействия в поликультурной среде'

Влияние толерантности на состояние межнационального взаимодействия в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
256
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Валиуллин В. Р.

Рассмотрено значение этнической толерантности в решении межнациональных проблем в обществе в период глобализации и трансформации различных общественных процессов, происходящих в мире, для мирного, стабильного, планомерного развития всех сфер человеческой жизнедеятельности в целом. Выявлены факторы, влияющие на формирование толерантного поведения и сознания, приводятся методики и рекомендации по его внедрению в общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TOLERANCE ON THE CONDITION OF INTERNATIONAL INTERACTION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT

In the materials of the given work the thought on value of ethnic tolerance in the decision of international problems in the society in globalization and transformation of the various public processes occurring in the world, for peaceful, stable, systematic development of all spheres of human ability to live as a whole is stated. In this connection, the factors influencing formation of tolerant behavior and consciousness come to light; techniques and recommendations about its introduction in public consciousness are resulted.

Текст научной работы на тему «Влияние толерантности на состояние межнационального взаимодействия в поликультурной среде»

социология

УДК 316.3

В.Р. Валиуллин*

ВЛИЯНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Рассмотрено значение этнической толерантности в решении межнациональных проблем в обществе в период глобализации и трансформации различных общественных процессов, происходящих в мире, для мирного, стабильного, планомерного развития всех сфер человеческой жизнедеятельности в целом. Выявлены факторы, влияющие на формирование толерантного поведения и сознания, приводятся методики и рекомендации по его внедрению в общественное сознание.

Ключевые слова: национальность, глобализация, толерантность, миграция, обычаи, традиции, культура, политика, конфликты, цивилизация, терпимость.

Нынешняя современность отличается многообразием культур различных народов, направлений отдельных групп, взглядов каждого из индивидов, так трепетно поддерживающих и продвигающих свои мировоззренческие идеалы. При таких обстоятельствах непременно возникает проблема нетерпимости, которая сводится к исключению дифференциации между различными народами и отдельными людьми. Результатом этой нетерпимости становится конфликт в различных его проявлениях. Выходом из этого критического положения является инструмент, созданный самим общественным процессом, название которому дали ученые, оно звучит как «толерантность». Наиболее полно определение толерантности будет звучать как нравственная черта человеческой сущности, направленная на принятие интересов, взглядов, убеждений, привычек, верований любой социальной группы, а также каждого отдельного индивида. Толерантность как явление общественной жизни использует инструменты диалога, сотрудничества, мирного выяснения отношений с целью достичь взаимного понимания.

На сегодняшний день, несмотря на довольно стабильное положение в мире, существует борьба в скрытой, иногда в открытой форме между различными государствами и этносами за повышение значимости своей культуры.

* © Валиуллин В.Р., 2011

Валиуллин Вадим Римович (vadimvr-ufa@yandex.ru), кафедра прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета, 450074, Российская Федерация, г. Уфа, ул. 3. Валиди, 32.

Глобализационные процессы, нахлынувшие на цивилизацию, охватили все самые важные сферы жизнедеятельности. Возросший уровень количества актов открытой этнической нетерпимости по всему миру свидетельствует о существенном влиянии глобализации на этот сектор жизни и выносит вопрос толерантности в ряд основных и безотлагательных. Что касается конкретно России, то в постсоветском периоде большинство конфликтов имели именно этническую окраску. Все это вызывало серьезную обеспокоенность у мирового сообщества, и Организацией Объединенных Наций 1995 год был объявлен Международным годом примирения и терпимости, представляющим возможность индивидам развивать в себе культуру мира, а организациям и различным институтам — руководствоваться ею в своей философии и действиях [1, с. 5]. Генеральный директор ЮНЕСКО в 1995 году отметил, что толерантность является обязательным и ключевым условием для реализации прав человека и обеспечения мира [2, с. 10—14]. С этого же года началось десятилетие знаний о правах человека, предложенное ООН. В настоящее время существуют некоторые проблемы по урегулированию возникающих этнических конфликтов в связи с отсутствием детальной научной разработанности данной проблемы.

Качество толерантности должно представлять собой социальную норму любого гражданского общества; отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; готовность принять другого таким, какой он есть; доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к взаимодействию на основе согласия, но без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы и т. п.

Этническая толерантность в современных условиях ставится основной частью этнического менталитета личности. Он включает в себя систему ценностей, взглядов, стереотипов, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия [3, с. 54].

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Она может дать основание для уважения других групп и готовность к совместной деятельности. Позитивный автостереотип, как правило, соседствует у человека с наличием позитивных этнических гетеростереотипов, т. е. положительным отношением к инокультурным группам.

Бесспорно, самыми жестокими, опасными и длительными являются межнациональные конфликты, и они зачастую вырастают из накопленного в обществе конфликтного потенциала [4, с. 136].

К.Г. Гусаева объясняет конфликтность в России существованием противоречий в социально-экономической, политической, правовой, духовной, религиозной и социально-территориальных сферах [5, с. 26—27].

По ее мнению, основными причинами в развязывании конфликта и роста социальной напряженности являются политические и экономические интересы, где первые представляют стремление к власти, а вторые — улучшение материального положения. Наряду с этими причинами идут разногласия по поводу языковой и национально-религиозной различности [5, с. 27—28].

Естественно глобализация не прошла мимо этнического и религиозного сознания. При этом возросло этническое самосознание, происходит процесс регионализации и локализации, а также заметно стало расширение религиозного сознания у людей, которое, в том числе, проявляется в усилении религиозной замкнутости. Наихудшим

Влияние толерантности на состояние межнационального взаимодействия в поликультурной среде

результатом этих явлений являются национализм, религиозный фанатизм, экстремизм, этнический сепаратизм.

Развитие, стабильность в многонациональном регионе напрямую зависят от сохранения толерантности и культуры мира. И поэтому любая система, находящаяся во взаимодействиями с другими системами, направленная на формирование и сохранение человеческой общности, будет признана, какой бы специфичной она ни была. Признавая эту специфичность, мы будем выражать толерантность. Лишь взаимопонимание и взаимопризнание исключительности каждого могут служить основой мирного существования. Но это не должно превращаться в идею, а быть самостоятельным, желательным процессом, когда стороны, признавая особенности каждого, в процессе диалога корректируют свои нормы и создают общие модели, правила поведения. И снова здесь не обходится без толерантности как инструмента, препятствующему проявлению этнической или конфессиональной нетерпимости, или инто-лерантности.

Важнейшей основой этнической толерантности является социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а региональному признаку.

Этническая толерантность подразумевает под собой наличие у субъектов этнического сознания, как одного из подвидов всего социального сознания, а его базисом является «... все, что относится к образу "Мы", а именно этническое самосознание [7, с. 3]. Специфика в изучения проблемы этнической толерантности заключается в ее этнической окраске, когда исследуются «... взаимодействия народов в разных сферах — политике, культуре и т. д. ... межличностные отношения людей, которые тоже происходят в разных сферах общения — трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и др..» [7, с. 185].

Культурное различие заключается в разнообразие жизненных стилей, и оно не должно существенно определять место человека в обществе. Поэтому культурный плюрализм состоит во взаимодействии этнических культур и преобразовании через диалог этносов в едином коммуникационном пространстве, которое по своей природе интернационально.

М.А. Магомедова считает, что становление добрососедских отношений и взаимное сотрудничество, разрешение конфликтов при помощи накопленных и применяемых народами на протяжении длительного периода традиций урегулирования конфликтов и народной дипломатии будут способствовать формированию гражданского общества [8, с. 139].

Для привития человеку толерантности можно использовать потребность человека жить в мире и согласии с собой и с другими, вырабатывая определенные социальные навыки. Они позволят сформировать социальную адекватность, способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии, поиску решения для предотвращения конфликтных ситуаций, уважение по отношению к действиям и поступкам других, нормальную самооценку через познание своего «Я». Человеку необходимо познать толерантность посредством личного опыта сотрудничества в группе, и в этом случае она будет существовать как жизненная необходимость индивида, прочувствованная на себе. Важно научить человека понимать ситуацию с точки зрения члена иной этнической или культурной группы, понять его менталитет и видение мира [9, с. 234].

Тем самым для того чтобы успешно реализовать задачу по формированию толерантного поведения в обществе, необходимо включить в учебный процесс программу по формированию толерантности, которая подразумевает преподавание гуманитарных предметов, пропущенных через призму толерантности, введение специальных практических курсов, подключение к этой деятельности родителей посредством индивидуальных бесед с ними, проведение тематических собраний, круглых столов,

подготовка новых кадров с толерантными взглядами в различных сферах жизнедеятельности. Должным образом важно воплощать эти рекомендации в практическом плане уже сегодня.

Анализируя состояние общественной системы в условиях глобализации, становится очевидным тот факт, что сегодня превалируют взаимоотношения людей на принципе господства и подчинения, что стимулирует рост недопонимания и интолерант-ного поведения. Для достижения качественно нового построения общественных отношений, основанных на толерантности, необходимо пересмотреть существующую систему.

Существенный толчок развития толерантности в общественном сознании может дать только значительная часть социума, способная особым образом адаптироваться в современном сложном и многообразном мире, при этом не теряя своего позитивного настроя.

На сегодняшний день происходит смена, если это так можно назвать, устоявшихся направлений, взглядов, ценностей. Этот процесс необратим и является следствием глобализации и интеграции. В общественном сознании, благодаря смешению множества течений и культур, начинает формироваться качественно новое мировоззрение. Поэтому для того чтобы не потеряться среди множества различных направлений дальнейшего развития, необходимо выдвинуть проблему толерантности во всех социальных сферах жизнедеятельности в качестве главенствующей.

Процесс взаимопроникновения культур неизбежен. В существующих непростых условиях взаимоотношений между странами с различными ценностными системами и уровнями общественного развития необходимо создание новых принципов международного диалога, в котором все представители коммуникации равны и не склонны к доминированию.

Библиографический список

1. Консультирование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1996. № 1; 1997. Т. 21. № 2.

2. Фэлзон М. Воспитание и толерантность / Высшее образование в Европе. 1998. Т. 21. № 3.

3. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.

4. Тагиров Э.А., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, 1996.

5. Гусаева КГ. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликта к стабильности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Махачкала, 2007.

6. Титов Т.А. Этническое самосознание в национально смешанных семьях. Казань, 1999.

7. Арутюнян В.Ю., Дробижева М.Л., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

8. Магомедова М.А. Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе (на примере Республики Дагестан): дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2005.

9. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004.

Влияние толерантности на состояние межнационального взаимодействия в поликультурной среде

V.R. ValrnUm*

THE INFLUENCE OF TOLERANCE ON THE CONDITION OF INTERNATIONAL INTERACTION IN THE POLYCULTURAL ENVIRONMENT

In the materials of the given work the thought on value of ethnic tolerance in the decision of international problems in the society in globalization and transformation of the various public processes occurring in the world, for peaceful, stable, systematic development of all spheres of human ability to live as a whole is stated. In this connection, the factors influencing formation of tolerant behavior and consciousness come to light; techniques and recommendations about its introduction in public consciousness are resulted.

Key words: nationality, globalization, tolerance, migration, customs, traditions, culture, policy, conflicts, civilization, tolerance.

* Valiullin Vadim Rimovich (vadimir-ufa@yandex.ru), the Dept. of Applied and Sectoral Sociology, Bashkir State University, Ufa, 450074, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.