Научная статья на тему 'Толерантность как условие самореализации личности'

Толерантность как условие самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / UNIVERSAL AND NATIONAL VALUES / PEDAGOGY OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Н. А.

В статье рассматриваются толерантность как форма самореализации личности и проявления человеческой индивидуальности. Установлено, что в структуре толерантности выделяются устойчивость, терпение, допустимые отклонения. Отмечено, что толерантность функционирует на основе принципов научности, уникальности, продуктивного взаимодействия, оптимизма, рефлексивности и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with tolerance as a form self-realization of a personality and manifestation of human individuality. It is concluded that steadiness, patience, standard deviations make up the structure of tolerance. It is pointed out, that tolerance functions on the basis of the principles of scientific character, uniqueness, constructive cooperation, optimism, reflexivity, and others.

Текст научной работы на тему «Толерантность как условие самореализации личности»

УДК 370.153

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

H.A. Асташова

В статье рассматриваются толерантность как форма самореализации личности и проявления человеческой индивидуальности. Установлено, что в структуре толерантности выделяются устойчивость, терпение, допустимые отклонения. Отмечено, что толерантность функционирует на основе принципов научности, уникальности, продуктивного взаимодействия, оптимизма, рефлексивности и других.

Ключевые слова: толерантность, общечеловеческие и национальные ценности, педагогика толерантности.

Толерантность приобретает все большее значение в условиях современного существования человечества, ее роль в развитии личности и социального устройства в значительной степени возрастает с учетом актуализации форм самовыражения человеческой индивидуальности и умения выстраивать отношения с окружающим миром. Углубляются планетарные кризисные процессы, растет агрессия и жестокость, проявляются тенденции усиления терроризма, уничтожения инакомыслящих и иноверцев. Все это и многое другое не только настораживает, но и заставляет искать пути решения глобальных проблем человечества, среди которых выживание человека -одна из приоритетных.

В современной системе образования для реализации инновационных идей в контексте оригинальных мировых и отечественных подходов к развитию личности намечается и реализуется целый комплекс преобразований в содержании, формах и методах работы. При этом многие исследователи связывают совершенствование образовательной системы с внедрением идей развития толерантности личности, предполагающих кардинальные изменения в отношении личности к себе и окружающему миру, осуществление поиска нестандартных решений в процессе построения модели толерантной личности и реализации программы этико-толерантного воспитания с использованием соответствующих технологий.

В этих условиях считаем важным исследовать категорию толерантности, ее теоретическое и практическое понимание и принятие. Тем более, что в новых стандартах высшего профессионального образования среди общекультурных компетенций, которыми должен овладеть выпускник, выделяется, в частности, готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Несмотря на фундаментальность и исключительность толерантности личности в гносеологическом, социальном, поведенческом и других отношениях, эта категория требует исследования с тем, чтобы актуализация идей толерантности, ее научно-прикладное рассмотрение позволяли решать проблемы, от которых зависит будущее России и мира. Последнее обстоятельство опирается на идею о том, что выживание соотечественников зависит от содержания и структуры отношений к себе и окружающей действительности.

Обозначим исходные позиции изучения толерантности. Это позволит создать теоретические подходы к определению педагогической парадигмы толерантности, претендующей на фундаментальность в решении социальных, культурных, образовательных, личностных проблем.

Толерантность в медицине трактуется как устойчивость организма к воздействиям внешней среды. Это важнейшая личностная характеристика, предусматривающая концентрацию внутренних сил человека в ответ на физическое, интеллектуальное или другое воздействие. Устойчивость позволяет сохранить индивидуальность и развивать формы самовыражения человека. Между тем толерантность проявляется и в принятии и правильном понимании мыслей и действий другого человека, групп, культур. Видимо, обосновано многие исследователи предлагают в качестве классической формулы толерантности суждение Вольтера: я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.

Нет сомнения и в том, что толерантность основывается на критериях прогресса: человекосохранение, человекоразвитие, приоритет духовности и общечеловеческих ценностей, признание основных свобод человека и других. Толерантность определяется общечеловеческими интересами в решении глобальных проблем и базируется на конструировании такой модели человека, который смог бы справиться с этими проблемами в XXI веке.

На этой основе выделим ведущие идеи педагогики толерантности. Прежде всего отметим, что толерантность имеет направленность на самого себя и других людей, это одна из имплицитных детерминант социально-психического бытия человека, что дает возможность изначально получить представление о себе и окружающих и обосновать развитие системы отношений, восприятие, оценка и налаживание которых находится в плоскости толерантности: межвозрастные, межполовые, межэтнические, межклассовые, межпартийные, межконфессиональные и другие. Толерантность увеличивает вероятность устойчивого существования и совершенствования отношений, поскольку функционирует на основе таких принципов, как научность, систематичность, уникальность, равноправное партнерство, продуктивное взаимодействие, плюрализм, коллективизм, оптимизм, рефлексивность и других.

Вполне естественно, что принцип научности реализуется через исследовательские поиски, решение проблем толерантности в разных условиях и с учетом имеющихся обстоятельств. Принцип систематичности предполагает наличие компонентов, образующих целостное единство пространства толерантности. Принцип уникальности отражает специфику личности, группы, культуры, признание свободы и выражения определенных личных или социальных интересов. Равноправное партнерство строится на основе взаимодействия участников локальных или глобальных событий на паритетных началах. При этом подразумевается организация продуктивного процесса, имеющего позитивный результат и обладающего оптимистическим потенциалом. Толерантность предполагает плюрализм как гармонию разнообразия мнений, людей, культур. Одним из важнейших принципов является коллективизм, который, с одной стороны, обуславливает сохранение индивидуальности, а с другой - актуальное взаимодействие, объединение людей для установления мира.

Толерантность является одной из категорий нравственной системы и, как часть этой системы, непосредственно связывает смысл понятия с необходимостью раскрыть сущность человека, его предназначение. Уникальность личности заключается в том, что человек - это душа, духовность, а не сумма биологического и социального. Поэтому он в принципе не может быть объяснен с точки зрения внешних условий и даже внутренних законов своего существования, несмотря на то, что его жизнь зависит от множества факторов и обстоятельств, начиная от идеологических постулатов и заканчивая состоянием погоды. Конечно, формально, эти факторы и обстоятельства значительно детерминируют его поведение, но внутренне он остается свободным, потому что в конце концов подчиняется не законам природы и общества, а духовным понятиям и правилам.

Важно помнить и о том, что человек - это тайна, значительность и глубина которой напрямую зависит от уровня его духовного развития. Любая попытка постичь эту тайну будет порождать новые, и так - до бесконечности. Из этих характеристик человека видно, что его существование регулируется не материально-предметной стороной жизни, не утилитарнопрактическими соображениями, а духовными ориентирами, изначально толерантными и жизнеутверждающими.

Формируя у личности национальные основы духовного бытия, мы в тоже время должны показать ей, что современная цивилизация достигла такого уровня, который требует от человека осознания себя не только в рамках национально-территориального существования, но и в рамках планетарного единства. В этой связи следует аргументировать тезис: принятие толерантности как общечеловеческой позиции - это сознательный выбор, представляющий собой вклад в общее дело сохранения и землян, и самой Земли. Поэтому в современных условиях проблема формирования толерантности в рамках нравственного воспитания россиян - это проблема выживания русского народа. Оно обусловлено необходимостью, с одной стороны, сохранения им своего менталитета (духовного уклада), с другой - цивилизованной кооперации с другими народами ради собственного благополучия и планетарного существования человечества.

Важнейшим признаком толерантности, без которого не решить глобальных проблем, является дальнейшая интеграция интересов личности и общества, доходящая до объединения личных, групповых, культурных, национальных и общечеловеческих позиций. Человек, воспринимающий общечеловеческое как условие своего личного выживания и развития, это более совершенный человек, владеющий социальной, коллективной, коммуникативной культурой. Это человек исторически масштабный, глобального мышления, имеющий больше шансов в процессе человекосохранения.

Следующим важным признаком толерантности является коллективный характер деятельности людей, человечества, особенно в наиболее жизненно важных сферах жизнедеятельности: в решении

глобальных экологических проблем, в глобализации экономики, преодолении планетарных кризисов, организации досуга. Все это требует выхода из «круга» индивидуализма, эгоизма в направлении толерантности.

Этот путь обеспечивается человеческой социализацией, развитием коллективистских отношений. В условиях подлинного коллектива рождается взаимодействие, признающее основные свободы человека, его право на собственное мнение, уважение личности, готовность людей нести ответственность за выполнение своих обязанностей.

Есть мнение, что толерантность чисто коммуникативное понятие, и его реализация возможна только через общение. Если учитывать, что идеальной целью общения является принятие друг друга как безусловной ценности, а прагматическими задачами - обмен информацией, чувствами, действиями, образцами поведения на основе взаимного интереса и душевного расположения между участниками, то личностное общение можно рассматривать как фактор, оптимизирующий педагогический процесс и тем самым позволяющий качественно решать разнообразные образовательные задачи.

Многими исследователями толерантность рассматривается как система, предотвращающая конфликт вообще, что достигается в ситуации устойчивости личности и организации взаимодействия на основе уважения к другому мнению, принятия другого человека, учитывающих допустимые отклонения в процессе реализации разнообразных социальных, культурных и личностных проблем. Именно толерантность обеспечивает независимость, справедливость, безопасность личности. Кроме того, инструментами толерантного взаимодействия являются переговоры, диалог, компромиссы, приспособление, умение договариваться, что обуславливает конфликтную компетентность и повышает интеллектуальные, эмоциональные возможности человека.

В процессе разработки модели толерантной личности мы выделили ее качества, которые в совокупности дают представление о соответствующем типе личности и наиболее часто отмечены респондентами: воспитанность, терпение, коммуникативность, тактичность, сдержанность,

великодушие, ответственность, сочувствие. Как видно из перечисленных личностных признаков, в основном это нравственные характеристики человека. Иными словами, толерантная личность - это высоконравственная личность, поддерживающая многообразие и объединяющая разрозненные силы в процессе достижения гармонии в отношениях между людьми, культурами, государствами.

Между тем следует отметить и антипод толерантности - резистентность, которая чаще всего рассматривается как сопротивление, нетерпимость и провоцирует настроение тревожности и недоверия. Надо сказать, что резистентность, интолерантность не столь редкое явление в современных условиях, насыщенных стрессами, конфликтами, недопониманием, грубостью, силовыми методами решения проблем. Очевидно, что все вышеперечисленное на уровне вариантов решения вопросов - тупиковый путь, хотя и имеющий внутреннюю пружину.

Представляется, что толерантность - наиболее привлекательная альтернатива, в структуре которой еще раз выделим важнейшие компоненты:

Т

О

л

Е

Р

А

Н

Т

н

о

с

т

ь

устойчивость внутренняя собранность, возможность противостоять внешним воздействиям

терпение способность держаться в рамках дозволенного, переносить нагрузки, быть сильным и выносливым, понимать другие убеждения, иные мнения, нестандартные поступки

допустимые отклоним в пределах культуры полемики, самоуважения, сохранения индивидуальности, свободы высказываний, отсутствия выражений в оскорбительной форме

Таким образом, толерантность имеет моральные истоки и может рассматриваться как свойство личности, реализующееся в умении воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения личности или группы, этнические, ментальные, культурные проявления при сохранении собственной уникальности (непохожести) и движении к достижению мира, понимания и сотрудничества.

Толерантность воспринимается как социально-психологическая особенность взаимодействия личностей и групп, характеризующаяся адекватностью восприятия субъектов, признанием свобод человека, богатством разнообразия отношений, культурой диалога.

Толерантность соответствует таким качествам диалога, как разнообразие мнений в условиях субъектно-смыслового общения, «другодоминантность» и строится на основе уважения чужой точки зрения, компетентности, информированности, аргументации и ценности личного достоинства на фоне благоприятного психологического климата.

Исследовательские подходы ведущих ученых-педагогов и практиков системы образования обосновывают построение новой педагогической парадигмы, в которой толерантность может являться уникальным связующим звеном между теоретическими и практическими составляющими науки. Толерантность позволят содержательно наполнить образовательную сферу. Разработка основ формирования толерантности как имплицитной детерминанты социально-психического бытия человека подразумевает выявление природы и источников личностного развития, закономерностей их функционирования, диалектики общечеловеческого и национального.

Отмеченные характеристики толерантности свидетельствуют об уникальном потенциале этой личностной, групповой, культурной составляющей. Опора на толерантность позволит решить проблемы выживания человечества, преодоления глобальных кризисов, поскольку многоаспектность проявления соответствующих личностных поведенческих репертуаров в контексте толерантности - гарантия развития форм самореализации и проявления человеческой индивидуальности.

The article deals with tolerance as a form self-realization of a personality and manifestation of human individuality. It is concluded that steadiness, patience, standard deviations make up the structure of tolerance. It is pointed out, that tolerance functions on the basis of the principles of scientific character, uniqueness, constructive cooperation, optimism, reflexivity, and others.

The key words: tolerance, universal and national values, pedagogy of tolerance.

Об авторе

Асташова H. А. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.