Научная статья на тему 'Толерантность в профессиональной деятельности сотрудника полиции'

Толерантность в профессиональной деятельности сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANCE / COMMUNICATIVE INSTALLATION OF THE PERSONALITY / SELF-ASSESSMENT OF THE PERSONALITY / PROFESSIONAL QUALITY / POLICE OFFICER / A SERVICE LENGTH IN DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS / ACTIVITIES OF STAFF OF DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СТАЖ СЛУЖБЫ В ОВД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Сударик Александр Николаевич, Дзензель Юлия Владимировна

В статье приводятся результаты научного исследования толерантности, проявляющейся в профессиональной деятельности сотрудников полиции, на примере подразделения МВД РФ, анализируются уровни ее развития у разных групп сотрудников полиции, а также психологические факторы в структуре личности, взаимосвязанные с толерантностью и определяющие взаимосогласованные ее изменения, даются практические рекомендации по возможным направлениям развития толерантности у сотрудников полиции в процессе психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федотов Сергей Николаевич, Сударик Александр Николаевич, Дзензель Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance in professional activity of a police officer

The article presents the results of a scientific study of tolerance, manifested in the professional activities of police officers, on the example of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, analyzes the levels of its development in different groups of police officers, as well as psychological factors in the structure of the individual, interlinked with tolerance and determining its mutually agreed changes, gives practical recommendations on possible directions of development of tolerance among police officers in the process of psychological support of their operational activities.

Текст научной работы на тему «Толерантность в профессиональной деятельности сотрудника полиции»

@ Федотов C.H., Сударик A.H., Дзензель Ю.В. 2018

TOLERANCE IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF A POLICE OFFICER

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Sergey Nikolaevich FEDOTOV,

head of educational-scientific complex

psychology of service activity

of the Kikot Moscow University

of the MIA of Russia,

doctor of psychological sciences, professor

Email: [email protected]

Сергей Николаевич ФЕДОТОВ,

начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор Email: [email protected]

Alexander Nikolaevich SUDARIK,

deputy chief of department of psychology UNK of psychology of office activity of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, candidate of psychological sciences, associate professor Email: [email protected]

Yulia Vladimirovna DZENZEL,

inspector of service of the 1st company of the 1st battalion The 2nd OPP HD Ministry of Internal Affairs of Russia across Moscow Email: [email protected]

Александр Николаевич СУДАРИК,

заместитель начальника кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент Email: [email protected]

Юлия Владимировна ДЗЕНЗЕЛЬ,

инспектор службы 1-ой роты 1-го батальона 2-го ОПП ГУ МВД по г. Москве Email: [email protected]

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика. Для цитирования: Федотов С.Н., Сударик А.Н., Дзензель Ю.В. Толерантность в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 80—83.

Annotation. The article presents the results of a scientific study of tolerance, manifested in the professional activities of police officers, on the example of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, analyzes the levels of its development in different groups of police officers, as well as psychological factors in the structure of the individual, interlinked with tolerance and determining its mutually agreed changes, gives practical recommendations on possible directions of development of tolerance among police officers in the process of psychological support of their operational activities.

Key words: tolerance, communicative installation of the personality, a self-assessment of the personality, professional quality, the police officer, a service length in department of internal affairs, activities of staff of department of internal affairs

Аннотация. В статье приводятся результаты научного исследования толерантности, проявляющейся в профессиональной деятельности сотрудников полиции, на примере подразделения МВД РФ, анализируются уровни ее развития у разных групп сотрудников полиции, а также психологические факторы в структуре личности, взаимосвязанные с толерантностью и определяющие взаимосогласованные ее изменения, даются практические рекомендации по возможным направлениям развития толерантности у сотрудников полиции в процессе психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная установка личности, самооценка личности, профессиональное качество, сотрудник полиции, стаж службы в ОВД, деятельность сотрудников ОВД

В России служба в полиции является разновидностью государственной службы1. Соответственно, для выполнения своих профессиональных обязанностей сотрудник полиции должен не только обладать профессиональными знаниями, но и иметь определенный набор умений и навы-

ков, а также поведенческих черт и личностных качеств, необходимых ему для успешного решения оперативно-служебных задач2.

Как отмечал Сударик А.Н.3, повышение профессионализма сотрудников ОВД и эффективности их деятельности предусматривает не только

совершенствование нормативно-правовой базы, организации и тактических приемов, но и активизацию «человеческого фактора», постоянное совершенствование профессиональной компетентности, в том числе и коммуникативного потенциала личности сотрудников ОВД. Подходы к формированию психологических составляющих профессиональной компетентности, в том числе коммуникативного потенциала личности сотрудника ОВД, в образовательных организациях МВД России были рассмотрены рядом авторов4.

Эффективное межличностное общение в профессиональной деятельности сотрудников полиции основывается на толерантности, входящей в группу профессионально-важных качеств сотрудника полиции, обеспечивающих его профессиональный успех. Именно толерантность позволяет сотрудникам ОВД взаимодействовать с другими людьми с позиции равенства и в полной мере реализовать субъектно-субъектные отношения5.

Экспериментальное исследование уровня развития толерантности сотрудников полиции проводилось в период с марта по апрель 2015 года. В исследовании приняло участие 60 сотрудников полиции 2 ОПП ГУ МВД России по г. Москве, из них 30 сотрудников (50%) имели на момент обследования стаж службы в полиции менее 5 лет и 30 сотрудников полиции (50%) имели стаж службы в полиции более 5 лет.

Целью исследования явилось изучение особенностей проявления толерантности как профессионально-важного качества у сотрудников полиции в зависимости от их стажа службы и коммуникативных установок личности.

В своем исследовании мы исходили из предположения, что толерантность сотрудников полиции положительно взаимосвязана со стажем их службы, отрицательно — с негативной коммуникативной установкой.

В исследовании были использованы такие методики, как экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хух-лаев, Л.А. Шайгерова6), методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко7, методика исследования самооценки С.А. Будасси8.

Анализ первичных данных психодиагностического обследования уровня толерантности сотрудников полиции с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» показал, что из всей выборки испытуемых низкий индекс толерантности имеют 7 сотрудников (11,7 процента), средний — 45 сотрудников (75 процентов), высокий — 8 сотрудников (13,3 процента).

Среди сотрудников со стажем до 5 лет службы в ОВД низкий индекс толерантности имеют 4 сотрудника (13,3 процента), средний — 24 сотрудника (80 процентов), высокий — 2 сотрудника (6,6 процента). Среди сотрудников, имеющих более 5 лет выслуги, низкий индекс толерантности выявлен у 3 сотрудников (10 процентов), средний — 21 сотрудник (70 процентов), высокий — 6 сотрудников (20 процентов).

Распределение испытуемых в двух сравниваемых группах по уровням выраженности индекса толерантности приведено на рис. 1.

Низкий уровень толерантности у испытуемых (7 сотрудников полиции) свидетельствует о высокой интолерантности, т.е. наличии у них выраженных интолерантных установок по от-

9

ношению к окружающему миру и людям .

Для испытуемых со средним уровнем толерантности характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. По результатам проведенного исследования — это наиболее многочисленная часть выборки, которая составляет 45 сотрудников полиции.

Испытуемые с высоким уровнем толерантности обладают выраженными чертами толерантной личности (8 сотрудников полиции). В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию10. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно, если они имеют представление о взглядах исследователя или целях исследования).

Также в ходе последующей статистической обработки эмпирических данных по ¿-критерию Стьюдента11 выявлены различия в уровнях выраженности индекса толерантности в группах с различным стажем службы сотрудников полиции ^ = 2,8; р < 0,01). Было установлено, что в группе сотрудников полиции с большим стажем службы уровень индекса толерантности выше.

Анализ эмпирических данных, полученных по методике диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, показал, что уровни показателей по параметрам негативной коммуникативной установки в группах испытуемых с различным стажем службы имеют некоторые различия (табл. 1).

30

25

20

15

10

5

Высокий

Средний

Низкий

0

| | Сотрудники со стажем менее 5 лет | | Сотрудники со стажем более 5 лет

Рис. 1. Сравнительный анализ двух групп испытуемых по уровню выраженности индекса толерантности

Таблица 1. Средние значения показателей по параметрам негативной коммуникативной установки, в баллах (при №=60)

Завуалированная жестокость Открытая жестокость Обоснованный негативизм Брюзжание Негативный личный опыт общения Общий уровень негативных коммуникативных установок

Стаж службы до 5 лет 15,74 21,21 1,21 3,68 8,21 44,27

Стаж службы от 5 лет 11,64 21,25 1,25 2,27 3,71 29,67

Негативные коммуникативные установки личности по отношению к другим людям могут проявляться в: завуалированной жестокости в отношениях к людям, в суждениях о них; открытой жестокости в отношениях к людям (личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих — выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.); брюзжании, т.е. склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью; обоснованном негативизме в суждениях о людях, т.е. в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия; негативном личном опыте общения с окружающими (приобретение такого опыта зависит от того, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности)12.

В нашем исследовании по показателям негативной коммуникативной установки «открытая

жесткость» (? = 1,89; р < 0,05) и «обоснованный негативизм» ^ = 1,93; р < 0,05) различия не выявлены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стаж службы сотрудников полиции не взаимосвязан с указанными параметрами. По показателям «завуалированная жесткость», «негативный личный опыт общения» и «брюзжание» видно, что у сотрудников с меньшим опытом работы показатели выше (табл. 1).

В тоже время выявлены различия в уровнях выраженности «завуалированной жесткости» ^ = 2,65; р < 0,01), «негативного личного опыта общения» ^ = 2,73; р < 0,01) и «брюзжания» (I = = 2,68; р < 0,01) в группах сотрудников полиции с различным стажем службы. В группе сотрудников полиции с небольшим стажем службы уровень «завуалированной жесткости», «негативного личного опыта общения» и «брюзжания» выше. Этот результат частично подтверждает наше предположение о том, что уровни параметров негативной коммуникативной установки с увеличением стажа службы обследуемых сотрудников полиции уменьшаются.

Кроме того, был осуществлен корреляционный анализ (по Пирсону) полученных эмпирических данных13, который позволил выявить высокую отрицательную корреляционную взаимосвязь (r = 0,76; p < 0.01). Для установления степени и вида взаимосвязи толерантности с коммуникативной установкой личности мы использовали, в рамках которого. Рассчитав коэффициент корреляции между уровнем толерантности сотрудников полиции и коммуникативной установкой. Такая взаимосвязь говорит о том, что с повышением уровня негативной коммуникативной установки, т.е. нетерпимости к окружающим и высокой конфликтности, уровень толерантности сотрудников полиции снижается.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что толерантность сотрудников полиции положительно взаимосвязана со стажем их службы и отрицательно с коммуникативной установкой личности. Результаты проведенного исследования могут быть учтены при организации и проведении практических занятий, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков обучающих-ся14. С этой целью требует дальнейшей проработки и апробации соответствующая развивающая программа социально-психологического тренинга, направленная на формирование толерантности сотрудников полиции и снижение побочных негативных влияний взаимосвязанных с ней психологических характеристик.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Федотов С.Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников ОВД. Тверь: ЧуДо, 2000. 152с.

3 Сударик АН. Профессиональная компетентность сотрудников ОВД и некоторые ее психологические составляющие в свете подготовки специалистов в педагогической системе МВД //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С.104—105.

4 Здорова С.В. Адаптация курсантов образовательных учреждений МВД к учебно-служебной деятельности и их личностный адаптационный потенциал //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 4. С. 78—79; Здорова С.В. Исследование психологических факторов, влияющих на формирование компонентов коммуникативного потенциала курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 25—31; Здорова С.В. Результаты применения тренинговой программы для развития коммуникативных способностей у студентов-психологов с учетом индивидуально-психологических особенностей их личности // Психология обучения. 2018. № 4. С. 25—40; Здорова С.В., Сударик А.Н. Формирование коммуникативных способностей обучающихся при проведении практических занятий по дисциплине «Общий психологический практикум»: технологический подход // Человеческий фактор: проблемы

психологии и эргономики. 2016. № 1 (77). С. 80—81; Костина Л.Н. Видеопортфолио как технология формирования у курсантов профессиональных компетенций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 4(63). С. 80—83; Федотов С.Н., Кравченко A.B. Психологическая работа с курсантами образовательных организаций МВД России в интересах повышения показателей надежности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 299—303; Федотов С.Н., Еременко Т.Е. , Кравченко A.B. О психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 70—75; Носс И.Н., Кравченко A.B., Федотов А.Ю. К вопросу о моделировании личностно-профессиональной пригодности курсантов вузов МВД России //Инновации в образовании. 2017. № 2. С. 94—106.

5 Федотов С.Н., Простяков B.B. Социальный интеллект как детерминанта профессиональной пригодности сотрудников-выпускников образовательных учреждений МВД России // Юридическая психология. 2013. № 4. С. 31—35.

6 Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова O.A. Психодиагностика толерантности личности М.: Смысл, 2008. 172 с.

7 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

8 Будасси С.А. Методика исследования самооценки [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.studfiles.ru/ preview/4031226/ (дата обращения: 26.06.2016).

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова O.A. Психодиагностика толерантности личности М.: Смысл, 2008. 172 с.

10 Там же.

11 Богаевский B.A., Паршутин И.А., Сударик А.Н. Матема-тико-статистические методы обработки данных психологических исследований: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2013. 80 с.; Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 5-е изд. М.: НОУ ВПО «МПСИ»: Флинта, 2011. 336 с.

12 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

13 Богаевский B.A., Паршутин И.А., Сударик А.Н. Матема-тико-статистические методы обработки данных психологических исследований: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2013. 80 с.; Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 5-е изд. М.: НОУ ВПО «МПСИ»: Флинта, 2011. 336 с.

14 Здорова С.B., Сударик А.Н. Формирование коммуникативных способностей обучающихся при проведении практических занятий по дисциплине «Общий психологический практикум»: технологический подход //Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2016. № 1 (77). С. 80—81; Сударик А.Н., Здорова С.B. Технология формирования коммуникативных способностей обучающихся при проведении практических занятий по дисциплине «Общий психологический практикум» // В сборнике: Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С.162—164; Сударик А.Н., Здорова С.B. Вербальная коммуникация и использование ее закономерностей в деятельности психолога: опыт проведения практических занятий по дисциплине «Общая психология» // В сборнике: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы 21 Всероссийской научно-методической конференции. 2016. С.220—224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.