DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-38 УДК 37.035.6
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Аханов Б.Ф., Дайырбеков С.С., Исаева К.А., Аханова Г.Б.
Цель: рассмотреть сущность понятия толерантность, определить особенности организационно-педагогической деятельности по формированию толерантного поведения школьников.
Метод или методология проведения работы: системный, сравнительного анализа, этимологического анализа, общенаучные методы (анализ, синтез, аксиоматика, обобщение).
Результаты: статья посвящена рассмотрению сущности феномена «толерантность», «поликультурное образование». В статье обоснованы принципы организационно-педагогической деятельности по формированию у субъектов толерантного поведения, механизмы, обеспечивающие успешное формирование толерантного отношения и поведения, особенности реализации программ воспитания толерантности, инициированных учреждениями общего образования.
Область применения результатов. Результаты исследования и сформулированные выводы могут быть использованы в разработке программ внеурочной воспитательной деятельности для школ, включены в курс социально-гуманитарных дисциплин организаций профессионального образования.
Ключевые слова: толерантность; поликультурное образование; толерантное поведение; толерантное отношение.
TOLERANCE: SUBSTANTIAL MEANINGS AND MECHANISMS OF FORMATION Akhanov B.F., Dayyrbekov S.S., Isaeva K.A., Akhanova G.B.
Purpose: consider the essence of the concept of tolerance, identify features of organizational and pedagogical activity to form a tolerant behavior of students.
Method or methodology of work: systematic, comparative analysis, etymological analysis, scientific methods (analysis, synthesis, axiomatic, generalization).
Results: the article deals with consideration of essence of the phenomenon of«tolerance», «multicultural education». The article explains the principles of organizational-pedagogical activity on the formation of subjects of tolerant behavior, mechanisms providing the successful formation of tolerant attitude and behavior, the main peculiarity of the program of cultivation of tolerance, initiated by the institutions of General education.
Practical implications. The results of the research and formulated conclusions can be used in the development of programs extracurricular educational activities for schools and included in the course of socio-humanitarian disciplines of organizations ofprofessional education.
Keywords: tolerance; multicultural education; tolerant behavior; tolerant attitude.
Период крупномасштабных социальных потрясений и длительная нестабильность в международном сообществе предопределили потребность в демократизации общественных отношений, культурных обменах, развитии международных связей, основанных на взаимопонимании, соблюдении прав и свобод человека и стабильности путем развития межэтнического и межконфессионального диалога. В Республике Казахстан, государстве, располагающемся в центре Евразии, эти процессы имеют свою специфику. Казахстан является Родиной различных живущих здесь наций и народностей с единой исторической судьбой, для которых мир, понимание, межнациональное и межконфессиональное единение является важным фактором развития. Так, в современном Казахстане проживает свыше 40 конфессий и 140 этносов. Например, в Северном Казахстане проживает более 135 этносов, среди них: казахи - 198,3 тыс (33,3%), русские - 295,9 тыс. (50,2%), украинцы - 28,5 тыс. (4,8%), немцы - 20,8 тыс. (3,5%), поляки - 13,5 тыс. (2,3%), татары и башкиры - 12,9 тыс. (2,2%), другие национальности - 19,4 тыс. (3,3%). Программа подготовки подрастающего поколения ориентирована на развитие толерантных качеств молодых людей как общественной социальной нормы, ценности, проявляющейся в праве всех людей на индивидуальную самобытность, в установлении устойчивых взаимоотношений между разными этническими, политическими и другими группами, конфессиями, уважении к уникальности цивилизационного развития, развития мировых культур [7].
Образовательные учреждения Казахстана стремятся обеспечить постоянную адаптацию молодежи в культурном пространстве, развивать социальную идентичность, создающую внутренний «стержень», свой способ культурной детерминации в социуме на основе воспринима-
емых, принимаемых и формируемых ценностей, сохранять особенности этносов и народностей, казахского народа [10, с. 15].
Возникает мысль о необходимость воспитания толерантной культуры школьников и студентов, гуманистических, толерантных отношений между разнонациональными и межконфессиональными слоями социума. В реальной жизни ситуация осложняется многочисленными факторами: социальным расслоением населения, конфессиональной дифференциацией, аккультурацией, несхожестью традиций. Поэтому вопрос становления толерантного сознания очень давно является предметом исследования философии, права, психологии, педагогики, политологии, этносоциологии. Положения, раскрывающие сущность толерантности в социально-общественной жизни, содержатся в работах P.P. Валитовой [3], Б.С. Гершунского [5], В.А. Лекторского [8], М. Мчедлова, О.Хеффе. В фокусе внимания данных авторов - социальные, межкультурные и этнические характеристики этого феномена. Нередко междисциплинарные исследования касаются проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме толерантности, в частности проблемы межнационального общения, их изучали Байбаков А.М. [1], А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, М.И. Прокохина; формирование межнациональной толерантности (Г.Г.Абдулкаримов, Р.Т. Гарданов, Н.В. Мольденгауэр, З.Ф. Мубинова). Интересны работы Б.З. Вульфова [4], который раскрывает сущность толерантности «как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [4]. В работах Григорьева Д.В. [6] неоднократно отмечалось, что для данного качества характерен интереса к другому человеку, людям, группам, желание стремление понять им и конструктивно взаимодействовать с ними. В.А. Лекторский [8] отмечает, что «толерантность - особая установка человека на изменение собственной позиции по отношению к другому». В конце прошлого века феномен «этнической толерантности» начали специально рассматривать и зарубежные ученые Дж. Берри [11], Н. Миллер [15], М. Бревер [12], М. Хогг [14].
Таким образом, толерантность, представляя собой одно из ведущих понятий нравственной культуры, означает терпимость и понимание к отношениям, мыслям и чувствам оппонента, терпеливое уяснение его позиции, доводов и рассуждений. Оно исключает примитивно-демагогические рассуждения, несовместимо с некорректностью, бестактностью, агрессией, унижением другого человека, предполагает такт, умение слушать, доброжелательность, гуманное отношение.
Большинство ученых сходились во мнении, что толерантное отношение личности к иной культуре, выполняет основополагающую роль в структуре сознания и самосознания, является
многогранным личностным образованием, возникающим в результате понимания и присвоения основ культурной сущности различных сторон современного мира, понимания, принятия и признания личностью иных культур. В основе толерантного поведения - способность сохранять психологическую устойчивость и устойчивость в проблемных ситуациях и коммуникации, что позволяет нам рассматривать такое поведение как социально-психологическую компетенцию личности адекватно оценивать ситуацию и находить оптимальный выход из нее. Формирование толерантности предполагает такой процесс на уровнях: социальном, организационно-педагогическом и индивидуально-личностном. Вместе с этим, толерантное поведение служит отражением толерантного отношения, как отражение в сознании субъекта соответствия сложившейся идентификационной системы и сопровождается ориентацией на ценности уважения человеческого достоинства и культуры.
Продуктивной средой формирования толерантного поведения и толерантного отношения молодежи является поликультурное образование, поскольку именно оно ориентировано на становление, развитие личности путем вхождения в культуру, а также на обеспечение восприятия адекватных современных знаний о мире. Безусловно, потенциал поликультурного образования заключается в становлении самосознания, создании субъектом образа себя, мира, своего выбора в ситуации неопределенности. Именно оно задает конкретный социокультурный контекст, в котором развивается индивид с его внутренними свойствами личности, их природой. Кроме этого, поликультурное образование имеет этнические, региональные особенности, характеризующиеся многоязычием, смешением многообразных этнокультур, тесным контактом различных конфессий, что, однозначно, выступает условием формирования толерантности молодого человека.
В соответствии с данным пониманием, правомерным становится обоснование определенных принципов и подходов к воспитанию толерантности, к особенностям организационно-педагогической деятельности по формированию толерантного поведения школьников. Так, значимыми видятся принципы вариативности, средовой обусловленности, диалогового взаимодействия, гуманизации пространства, личностной ориентированности, открытости в построении системы организационно-педагогической деятельности в школе. Учет данных принципов позволит реализоваться толерантным качествам как системе внутренних ресурсов ребенка, отражающим его готовность и способность позитивно взаимодействовать с другими людьми, отличающимся по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению; проявляться в различных видах (межличностном, межэтническом, межкультурном) понимании и продуктивно решать задачи взаимодействия.
Составляющие толерантности - ценностные ориентации и опыт, а формирование толерантности - это начальный этап процесса ее становления в ходе специально организованной деятельности, направленной на расширение области выбора и понимания. Современные социальные и педагогические разработки демонстрируют, что это возможно в специально организованной среде и касается устойчивых стратегий работы с личностью ребенка в семье, социуме, образовательных и социальных организациях.
Организационно-педагогическая работа в школе содержит в себе возможность формирования у подростков и юношества толерантного поведения, его биологической и, главным образом, социальной детерминированности. При этом каждый ребенок осознает, что с одной стороны - до толерантное поведение личности носит причинно обусловленный характер, в с другой - регулируется обществом и самой личностью.
Это возможно в условиях коммуникативно-деятельностной организации обучения и воспитания, расширение среды. Рассуждая далее, можно предположить, что единицей организации школьников становится программа, диктующая определенные способы действия, пробы, модели поведения. Контуры реализации такой программы построены на идеях гуманизма, культурологического (В.С. Библер [2]) и интеркультурного подходов (М. Физерстоун [13]). Цель программы - оказание содействия школьникам в выстраивании перспектив деятельности в ситуации нового культурного и инкультурного образования, современных требований к образовательным и воспитательным результатам и их оценке. Основополагающие принципы программы - модульность, вариативность, преемственность, практикоориентированность, дифференциация содержания в зависимости от специфики состава детей, условий их обучения. Структура программы соответствует требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти и включает: введение, учебный план, учебно-тематический план и учебную программу, опорные конспекты, методические разработки занятий, материалы для входного, промежуточного, итогового диагностирования. В соответствии с методикой преподавания организация деятельности по программе предусматривает рациональное сочетание различных форм обучения: индивидуальных, групповых, демонстрационных, технологий проектирования и контекстного обучения. При этом в разработке такой программы формирования толерантности подростков будет важно единство нормативного, содержательного и диагностического компонентов. Нормативный компонент, включающий в себя образовательные документы международного, федерального, регионального и школьного уровней, определяет основные условия, положенные в основу обеспечения воспитания толерантности. Содержательный компонент программы обеспечивает, в одной стороны, реализацию инновационно-ориентирован-
ных целей, заданного комплекса компетенций ребенка в плане его поведенческих проявлений, с другой - организационно-технологическое обеспечение [9]. Так, основными организационными формами становятся: тьюториал, фокус-группы, кейс-метод; деловые игры; приемы ситуативного анализа, технология активного слушания. Также эффективны структурно-логические технологии, которые представляют собой поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающую логическую последовательность постановки и решения воспитательных задач на основе адекватного выбора; занимательное игровое проектирование; тренинговые технологии как система деятельности обучаемых по отработке определенных решений. Сюда можно отнести и психологические тренинги интеллектуального развития, тренинги деловой коммуникации, личностного развития; диалоговые технологии. Отбор технологий обусловлен присущим школьникам потребности в самостоятельности, самоопределении, активности, желанием проявлять независимость в суждениях, поступках, поиском смысла жизни. Диагностический компонент включает критерии и показатели, методы исследования толерантности, например, тест личностных конструктов Дж. Келли, тесты на ассертивность, интерперсональную диагностику Т. Лири, тест поведения в конфликте К. Томаса, методику диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. С целью обеспечения своевременной коррекции результатов возможно включенное наблюдение, анкетный опрос, выполнение минисочинений, рисуночных тестов. Надо учитывать, что критерии толерантности могут изменяться в зависимости от состава испытуемых, а ее уровни имеют постоянные характеристики.
Первичное освоение программы было проведено в формате публичной защиты проектов по толерантности, в ходе которой состоялось обсуждение, позволяющее оценить, с одной стороны, качество разработок школьников, с другой, способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на общекультурные темы. Это дало основание полагать, что программа по формированию толерантного отношения и поведения призвана развивать у подростков позитивные эмоции, формировать устойчивые ценностные ориентации, совершенствовать позитивный социальный опыт посредством организации проектной и практико-ориентированной деятельности. Вместе с этим, педагоги осваивают новые методики и технологии совместной работы, ориентированные на универсальные результаты, создают индивидуальные проектные разработки, решающие проблему формирования толерантности.
Список литературы
1. Байбаков A.M. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: ВГИПК РО, 2002.
2. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. 162 с.
3. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. 157 с.
4. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12-16.
5. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7. С. 3-9.
6. Григорьев Д.В. Воспитательное пространство как теоретический объект и социальный проект // Теоретические исследования в 2001 году: материалы научно-практической конференции ИТОП РАО / Под ред. В.А. Мясникова. - М.: ИТОП РАО, 2002. С. 234-240.
7. Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions. ru/view_base.php?id=633 (дата обращения 11.09.2015).
8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
9. Личность как субъект инноваций: сб. науч. тр. / Науч. ред. М.В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. 200 с.
10. Основные показатели развития системы поликультурного образования Республики Казахстан. - Астана: МОН РК, 2009. 120 с.
11. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. 255 с.
12. Brewer M.B. The Social Self: On Being the Same and Different // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. № 17. Pр. 475-487.
13. Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. - London: Sage Publications, 1991. Р. 124.
14. Hogg M., Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel hempstead: harvester Wheatsheaf, 1990. Pр. 28-47.
15. Miller N., Bugelski, R. Minor studies in aggression: The influence of frustrations imposed by the in-group on attitudes expressed by the out-group // Journal of Psychology. 1948. № 25. Pр. 437-442.
References
1. Baybakov A.M. Vvedenie vpedagogiku tolerantnosti: ucheb.-metod. posobie dlya pedagogov i
studentov. - Volgograd: VGIPK RO, 2002.
2. Bibler V.S. Dialog kul'tur i shkola XXI veka. Shkola dialoga kul'tur. Idei. Opyt. Problemy. - Kemerovo: ALEF, 1993. 162 p.
3. Valitova P.P. Tolerantnost'kak eticheskayaproblema: dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 1997. 157 p.
4. Vul'fov B.Z. Vospitanie tolerantnosti: sushchnost'i sredstva. Vneshkol'nik, № 6 (2002): 12-16.
5. Gershunskiy B.S. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya. Peda-gogika, № 7 (2002): 3-9.
6. Grigor'ev D.V. Vospitatel'noe prostranstvo kak teoreticheskiy ob»ekt i sotsial'nyy proekt. Teo-reticheskie issledovaniya v 2001 godu: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii ITOP RAO / Pod red. V. A. Myasnikova. - Moscow: ITOP RAO, 2002. Рр. 234-240.
7. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti. [Elektronnyy resurs]. http://www.conventions.ru/view_ base.php?id=633 (accessed 11.09.2015).
8. Lektorskiy V.A. O tolerantnosti, plyuralizme i krititsizme. Voprosy filosofii. № 11 (1997): 46-54.
9. Lichnost' kak sub»ekt innovatsiy: sb. nauch. tr. / Nauch. red. M.V. Volkova. - Cheboksary: NII pedagogiki i psikhologii, 2010. 200 p.
10. Osnovnye pokazateli razvitiya sistemy polikul'turnogo obrazovaniya Respubliki Kazakhstan. -Astana: MON RK, 2009. 120 p.
11. Shmeleva I.A. Vvedenie v professiyu. Psikhologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obu-chayushchikhsya po napravleniyu i spetsial'nostyam psikhologii. - Saint-Petersburg. [i dr.]: Piter, 2007. 255 p.
12. Brewer M.B. The Social Self: On Being the Same and Different // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. № 17. Pр. 475-487.
13. Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. - London: Sage Publications, 1991. Р. 124.
14. Hogg M., Abrams D. Social motivation, self-esteem and social identity / Social identity theory: Constructive and critical advances. Hemel hempstead: harvester Wheatsheaf, 1990. Pр. 28-47.
15. Miller N., Bugelski, R. Minor studies in aggression: The influence of frustrations imposed by the in-group on attitudes expressed by the out-group // Journal of Psychology.1948. № 25. Pр. 437442.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Аханов Бахтияр Файзуллаевич, к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики
Университет «Сырдария»
ул. М. Ауэзова, 11, г. Жетысай, ЮКО, 160500, Казахстан е-mail: [email protected]
Дайырбеков Серик Сансызбайулы, к.п.н., доцент, ректор Университет «Сырдария»
ул. М. Ауэзова, 11, г. Жетысай, ЮКО, 160500, Казахстан е-mail: [email protected]
Исаева Кулайна Алихуловна, старший преподаватель Университет «Сырдария»
ул. М. Ауэзова, 11, г. Жетысай, ЮКО, 160500, Казахстан
е-mail: [email protected]
Аханова Гульдана Бахтияровна, педагог
Средняя Школа №29 им. А. Молдагуловой
ул. Гагарина, г. Шымкент, Казахстан
е-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Akhanov Bakhtiyar Fayzullaevich, PhD, senior lecturer of the Department of pedagogy University «Sirdariya»
11, Auezov street, Zhetysai, 160500, Kazakhstan е-mail: [email protected]
Dayyrbekov Serik Sansyzbayuly, PhD, docent, rector University «Sirdariya»
11, Auezov street, Zhetysai, 160500, Kazakhstan е-mail: [email protected]
Isaeva Kulayna Alikhulovna, senior lecturer of the Department of pedagogy University «Sirdariya»
11, Auezov street, Zhetysai, 160500, Kazakhstan e-mail: [email protected]
Akhanova Gul'dana Bakhtiyarovna, secondary school teacher
Secondary School №29 named A. Moldagulovoy Gagarin street, Shymkent, Kazakhstan e-mail: [email protected]