Научная статья на тему 'Толерантность профессионально необходимое качество педагога'

Толерантность профессионально необходимое качество педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность профессионально необходимое качество педагога»

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что дистанционное образование это наиболее ранняя форма образования, на основе которой затем сформировалась более совершенная форма передачи информации - традиционная, которая просуществовала более 2000 лет. На современном этапе - дистанционное образование является лишь ступенькой к формированию новой еще более совершенной модели образования, которая будет учитывать недостатки и достоинства традиционного и дистанционного образования. Хочется надеяться, что этот период не заставит себя долго ждать. Ведь именно с образованием связываются современные задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, формирования ценностной системы - открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Библиографический список

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. - М.: Просвещение, 1997. - 123 с.

2. БабанскийЮ.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - С. 10.

3. ГершунскийБ.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

4. Грязнова Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен: Дис. ... канд. филос. наук / Ниже-гор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2001.

5. Зеленов Л.А. Антропономия (Общая теория человека): Нижегородский философский клуб. -Н. Новгород, 1991. - С. 36-48.

6. Золин П.М. Истоки высшей школы в России // Образование: исследовано в мире, 2003 г. // http://www.oim.ru/.

7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. -М.; СПб., 1905. - 235 с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1998. -С. 87-88, С. 7-10.

9. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности 1Х-ХУ вв.. - Л.: 1978. - 246 с.

10. МонтеньМ.Р. Опыты. - М.: Правда, 1991.

11. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс. - Сибай: СИ БГУ, 2000. - 136 с.

12. Толковый словарь русского языка. 22 изд. -М., 1949. - 356 с.

Д.В. Погодаева

ТОЛЕРАНТНОСТЬ -ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Принятая ООН в 1995 году, «Декларация принципов толерантности» провозгласила принципы человеческого единения в современном мире, указала пути их практической реализации. В документе указывается, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. В документе особо подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание и формирование менталитета толерантности.

Разработчики «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» полагают, что качество образования выражается

не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и в их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке. Возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке «педагогики толерантности», основное внимание которой следует сосредоточить на исследовании сущности толерантности и путях ее внедрения в общественную прак-

тику как социальной нормы, социальной ценности и принципа межличностного и межгруппо-вого взаимодействия. Именно сфера образования может и должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности.

Опираясь на стандартный перечень социально-демографических переменных, можно выделить следующие сферы толерантности: гендерная толерантность, возрастная толерантность, образовательная толерантность, межнациональная толерантность, расовая толерантность, религиозная толерантность, географическая толерантность, межклассовая толерантность, физиологическая толерантность, политическая толерантность, сексуально-ориентационная толерантность, маргинальная толерантность.

Как следует из утверждений исследователей, политиков, социологов, сегодня несформирован-ность у людей толерантного мышления и поведения приводит к многочисленных кризисам, конфликтам, и исторический опыт свидетельствует о сложности практической реализации толерантных установок в обществе: видимо, поэтому в мире все более и более господствует насилие. Примеры интолерантности можно встретить во всех сферах нашего общества.

Однако наибольший вред приносит проявление интолерантности учителя по отношению к ученику. Можно выделить следующие симптомы нетерпимости со стороны учителя: амбициозность, настороженность в общении, раздражение, повышенная чувствительность, резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение, тактика запугивания, негативная вербализация в адрес детей, агрессивная и враждебная позиция по отношению к ученику. Как следствие, разрушаются взаимоотношения учителя и ученика, происходит отчуждение школьника от учебного процесса, он теряет возможность свободно проявлять себя, боится, что его неправильно поймут, что, если он неосторожно выскажется, то потеряет репутацию в классе, боится высказать свою точку зрения, так как она может не совпадать с мнением учителя. Подобные факты не должны иметь место в работе педагога, так как его деятельность - это гуманный процесс, способствующий развитию личности. Специфика данной работы состоит в умении понимать и признавать ребенка как данность, принимая его мнение, а также в повседневном формировании такого же умения и у детей. Од-

нако педагогу нельзя мириться и с ошибочными воззрениями, нельзя проявлять толерантность к тому, что может нанести вред и самому ребенку, и обществу

Толерантный педагог спокойно (но не равнодушно!) реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Такой педагог способен принимать детей, их качества и поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит. Если же принимает решение о коррекции качеств, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба. Толерантный педагог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, черты личности, которые могут раздражать, но и понимает мотивы, факторы, условия, приводящие к этому. Если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение и не обвиняет ребенка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.

Гуманизация современного образования приоритетными ставит ценности толерантного отношения к участникам образовательного процесса. Толерантность мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитив-ности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертив-ность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль).

Проблема понимания - одна из значимых в педагогической деятельности является практической ценностью. Понятие взаимопонимания рассматривается как механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, взаимное личностное приятие, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.

Общение учителя с учениками - это не только обмен знаниями (вербального и невербально-

го характера), а, прежде всего, взаимодействие членов общества, позволяющее обеим сторонам реализоваться в совместной деятельности. В процессе взаимодействия учителя и ученика важное место занимает понимание друг друга, одинаковое понимание ситуации, стратегии и тактики партнера. От этого во многом зависит успех совместных действий.

Осуществление профессионально-педагогической деятельности часто связано с ситуациями напряженности, поэтому основа для реализации процесса понимания в образовательной сфере предметна с точки зрения практики. Понимание обусловлено образовательной ситуацией и тенденцией ее развития в каждом конкретном случае, исходя из коммуникативных установок, при которых устойчивость характеристик личности как субъекта взаимодействия, где адаптивной составляющей человеческой психики является толерантность, связана с ценностным измерением реальной ситуации.

Толерантность - профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности, и студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной педагогической деятельности, должны получить знания и умения в области толерантности.

Специфика образовательного процесса в педагогических вузах состоит в том, что за небольшой срок (5 лет) студенты получают необходимый объем знаний и умений, приобретают педагогические, методические и научно-исследовательские навыки, позволяющие им в дальнейшем стать полноценными педагогами. Однако государственные стандарты практически ни по одной специальности не включают в себя дисциплин психолого-педа-гогического, культурного и социального блока, определяющих основы толерантного общения. Такие пробелы учебное заведение имеет возможность восстановить за счет внеаудиторной работы, спецкурсов, спецсеминаров и воспитательной работы по данному направлению. Так или иначе, это - совсем небольшое количество учебных часов, вполне доступное для изыскания.

Между тем, проблема толерантного общения существует: студенты сталкиваются с ней на практике в период обучения в вузе и в дальнейшей самостоятельной педагогической деятельности.

Следует отметить, что и у самих студентов не всегда сформировано толерантное отношение к детям. Причем речь идет о нетерпимости будущих учителей к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребенка, в несфор-мированной чуткости, доброжелательности, терпеливости, в отсутствии педагогической направленности. Здесь решение проблемы видится в целенаправленной коррекции позиции будущего педагога.

Мы провели опрос студентов 1 и 3 курсов факультета иностранных языков Кузбасского областного педагогического института, английского отделения факультета романо-германской филологии филиала Кемеровского государственного университета в г. Прокопьевск, филологического факультета, исторического факультета и английского отделения факультета романо-германской филологии Кемеровского государственного университета (более 400 человек) с целью выяснения информированности студентов по вопросам толерантности: какое место занимает толерантность в их жизни и какой вид толерантности, с точки зрения студентов, наиболее важен.

Результаты изучения изучении уровня информированности студентов, свидетельствовали о недостаточном, а в некоторых случаях и крайне низком уровне знаний в этой области. В ответ на просьбу дать краткое определение понятия «толерантность» большинство студентов затруднились дать даже самое общее определение. Лишь 23% всех опрошенных данное понятие является знакомым, и они определяют толерантность как терпимость, исходя из этимологии этого слова (лат. tolerantia - терпение). Также мы предложили студентам несколько вариантов определения понятия толерантности. Результаты показали, что 45% студентов под толерантностью понимают терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнению. Наименее популярным стало утверждение, определяющее толерантность как уважение прав, свобод, культурных традиций каждого человека (13,4%). Остальные же (41, 6%) затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на вопрос, чем в большей степени является толерантность, большинство студентов определили для себя толерантность как личностную характеристику (40,5%). На втором месте по распространенности находится трактовка толерантности как психологической установки и только потом как принципа жизнедеятельности и ценности.

Полученные данные говорят о явно недостаточной информированности студентов о явлении толерантности, хотя результаты тестирования, а именно формулировок определения понятия «толерантность», оказались выше тех результатов, что мы ожидали получить, чему, по нашему мнению, способствовали сами условия тестирования. Сам факт участия в заполнении анкеты, посвященной толерантности, привлекает внимание студентов к этому явлению, а перечень возможных ответов на поставленные вопросы стимулирует умственную активность студентов, заставляет их анализировать до сих пор малознакомое явление, определять его возможные трактовки.

Для эмпирического анализа толерантности на уровне общества, институтов и групп мы произвели классификацию этого понятия и, опираясь на стандартный перечень социально-демографических переменных, выделили его основные сферы, в соответствии с которыми составили опросник «Тестовая карта самооценки качества толерантности», имеющий восемь диагностируемых показателей:

- коммуникативная толерантность - терпимое отношение к привычкам, поведению, манерам других людей;

- образовательная толерантность - терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием у высокообразованных людей и наоборот;

- возрастная толерантность - непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом;

- социальная толерантность - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым;

- национальная толерантность - терпимое отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей;

- физиологическая толерантность - терпимое отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.;

- географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

- религиозная толерантность - терпимое отношение к догматам различных конфессий, ре-

лигиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

Всего опросник содержал 80 утверждений (каждый из диагностических показателей представлен 10 утверждениями). Каждое из утверждений оценивалось студентами баллами от «0» до «5», где «0» соответствует уровню интолерант-ности, «1» - уровню индифферентности, «2» -низкому уровню, «3» - среднему уровню, «4» -достаточному уровню, «5» - высокому уровню, а также комментировалось. Обработка результатов осуществлялась с помощью матрицы ответов. Придерживаясь данной шкалы, мы вычислили среднюю оценку исходного уровня толерантности групп по каждому из восьми видов толерантности, а также средние показатели.

Анализ результатов опроса показал, что наиболее развитой у студентов всех групп является физиологическая толерантность. Нельзя сказать, что такой результат удивляет. После Афганской и Чеченской кампаний в СМИ много говорилось о проблеме занятости и трудоустройства воинов-инвалидов. «Обычно эти люди опускают руки, а те, кто, не смотря ни на что, не сломался, а смог жить (!), - герои».

Довольно хорошо развита коммуникативная толерантность у студентов, что, на наш взгляд, является вполне естественным, т.к. все респонденты являются студентами университета, чьи будущие профессии связаны непосредственно с общением. Однако большинство опрошенных в ситуации, когда придется иметь дело с грубостью и хамством, предпочтут ответить тем же. «Иногда на грубость стоит ответить грубостью, чтобы самому не оказаться втоптанным в грязь», «Нужно себя уважать».

На третьем месте находится географическая толерантность. Как правило, в студенческой группе наряду с жителями города обучаются и приезжие из деревень. Общение с ними многие находят интересным, однако большинство студентов, являясь жителями города, считают малограмотными деревенских жителей. Для них современная деревня ассоциируется с пьянством и безработицей. «Многие из них ленивы, впоследствии спиваются или идут по кривой дороге», «Их образ жизни слишком нерасторопен, они ни к чему не стремятся».

Как показали результаты опроса, в меньшей степени развиты следующие виды толерантнос-

ти: образовательная, национальная, религиозная и возрастная.

Большинство респондентов считают, что, так как они учатся в высшем учебном заведении, они принадлежат к кругу образованных и воспитанных людей, и четко отделяют себя от тех, кто, возможно, не так образован и грамотен. «Предпочитаю не общаться с недалекими людьми», «Я умный человек и люблю общаться со столь же грамотными людьми, чтобы не потерять форму».

Результаты опроса показали средний уровень религиозной и национальной толерантности. Вполне естественно, что этот результат является отголоском террористических актов, потрясших нашу страну. Большинству респондентов интересно общение с людьми другой веры, но зачастую они видят в таком человеке потенциальную угрозу. «Главное, чтобы вера не граничила с фанатизмом», «Верующий не должен быть экстремистом».

Уровень социальной толерантности также является средним. Проблема отношений между людьми разных социальных слоев существовала всегда, а теперь, когда в нашем обществе средний класс, как таковой, отсутствует, и есть лишь «бедные» и «богатые», проблема резко обострилась. Большинство респондентов сомневаются в том, что современные миллионеры разбогатели честным путем. Отсюда подобные комментарии: «Не все богатые люди заслуживают уважения. Не все из них честны, воспитаны и т.д.», «Разные есть пути достижения богатства...»

Уровень возрастной толерантности студентов является самым низким. Взрослея и приобретая все большую самостоятельность, студенты в этом возрасте считают именно свое мнение единственно верным, зрелым и продуманным. Отсюда подобные высказывания: «Советы старших порой не к месту», «Время движется вперед, а их знания не обогащаются, поэтому их взгляды иногда устаревают», «Их опыт и знания не всегда соответствуют времени», «Они часто доходят до маразма».

Результаты опроса свидетельствуют, что если показатели других видов толерантности растут от первого к третьему курсу, то уровень возрастной толерантности лишь падает. Это вполне естественно, так как если, будучи школьником, подросток знал, что лишь мнение родителей является единственно верным, и только подчинялся ему,

сейчас, став абитуриентом, а потом и студентом вуза, уже вполне взрослый человек понимает, что может принимать решение сам, лишь прислушиваясь к старшим. Отсюда подобная уверенность в себе и пренебрежение советами взрослых. Вместе с тем, наблюдается не всегда терпимое отношение к младшим по возрасту: «Не люблю возиться с младшей сестрой», «Дети часто назойливы и пристают с вопросами».

Также мы попросили студентов в одном из пунктов анкеты выбрать наиболее, с их точки зрения, важный вид толерантности. Результаты совпали с результатами опросника. Большинство опрошенных (52%) признало наиболее важной коммуникативную толерантность, и лишь 7% студентов рассматривают возрастную толерантность как самую важную в их жизни.

Но на наш взгляд, именно данный вид толерантности, возрастная толерантность, является необходимым в работе педагога. Возрастная толерантность - личное качество педагога, профессионально необходимое в его деятельности, диктуемое ее задачами, содержанием и характером. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности, и студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной педагогической деятельности, должны получить знания и умения в области толерантности.

В связи с этим в образовательном процессе необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Вузовский образовательный процесс уже в существующем виде обладает большим потенциалом формирования толерантного сознания. Необходимо только соответствующим образом поставить задачу, повысить значение данной составляющей образования и полнее использовать имеющиеся возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.