Научная статья на тему 'Формифование этнической толерантности как один из аспектов нравственной основы личности учащегося в современной Российской школе'

Формифование этнической толерантности как один из аспектов нравственной основы личности учащегося в современной Российской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ" В ЧЕЛОВЕКЕ / "HUMANITY" IN A HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Ромина Бончировна

Толерантность является актуальной задачей воспитания. Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое» в человеке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance as an urgent upbringing mission. Nowadays in our society the very various sources of intolerance give birth to violence, cruelty and alienation Upbringing of tolerance should be considered as the most important task, if we have a desire to save the country, society, people and "humanity" in a human being

Текст научной работы на тему «Формифование этнической толерантности как один из аспектов нравственной основы личности учащегося в современной Российской школе»

3

Образование в сфере культуры

Исследования молодых ученых

Р. Б. Ким

ФОРМИФОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Толерантность является актуальной задачей воспитания. Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое» в человеке. Ключевые слова: образование в сфере культуры, общество, человек, «человеческое» в человеке.

Tolerance as an urgent upbringing mission. Nowadays in our society the very various sources of intolerance give birth to violence, cruelty and alienation Upbringing of tolerance should be considered as the most important task ,if we have a desire to save the country,society,people and "humanity" in a human being. Keywords: liberal education, people, "humanity" in a human.

В XX веке Россия пережила несколько глубоких кризисных циклов. Будучи полиэтнической, она представляет собой олицетворение дружбы народов, однако вследствие происходящих кризисных явлений впала в растерянность от конфликтного нарастания национализма и сепаратизма. Её геополитическое пространство стремительно сжалось. Пройдя через сложнейшие преобразования, испытав несколько моделей общественного устройства, Россия вступает в XXI век с большой неопределенностью своего исторического бытия и своего облика. Нынешняя социально-экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. В настоящее время при низком уровне общей культуры на фоне унижающего достоинство человека социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей проблемы воспитания, обучения особенно остро встают, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Формирование толерантности у учащегося подразумевает формирование уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой

индивидуальности, чему способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства в правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношения детей с окружающими. В системе школьного образования, на наш взгляд, должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн, сегре-гаций. Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.

Однако опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить однократными акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку, соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.

Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего, миссионерского стиля отношений с учащимися.

Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, но в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к

толерантному поведению.

Как показывает анализ практики, рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.

Современный школьник, на наш взгляд, должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.

1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

Условиями реализации данного принципа являются: добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; доверие, оказываемое ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности; оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми; предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия. Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами. Следует также учитывать интересы учащихся, их индивидуальные вкусы, предпочтения, побуждения, новые интересы.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. Условиями реализации данного принципа являются: соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме; координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка; обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка; ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.); коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации из средств массовых коммуникаций.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сфор-мированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможностей каждому

учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: мониторинг изменений толерантного сознания ребенка; определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка; выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности; предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.

4. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, на самореализацию в различных формах.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческое начало при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе; предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения; определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений; формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической); наличии отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

В заключение обратим внимание на то, что хотя действительно важно продумать логичные схемы организации вхождения ребят в различные культурные контексты, прописывать концепцию воспитания активной гражданской позиции, с целью расширения границ толерантности, но не менее важным остается вопрос о критериях, по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении учащихся, в их субъективном мире благодаря реализации этих планов и концепций. Вопрос об обратной связи и отслеживания не только внешних результатов, но и внутренних изменений является принципиальным для развития деятельности с целью создания среды воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.