M. A. Соловьева, С. Г. Григорьева. Воспитание толерантности старшеклассников.
Примечания
1. Денищева О. Л., Глазков Ю. А., Краснян-скаяК. А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. 2008. № 6. С. 19-30.
2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА 2003. М., 2004.
3. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. С. 8-9.
4. Образовательные результаты / под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Петербургская школа: образовательные программы / под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Специальная литература, 1999.
6. Гершунский Б. С. Образование как результат: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет // Философия образования: учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: МПСИ: Флинта, 1998. С. 62.
7. Там же. С. 65.
8. Никольская И. Л. О единой линии воспитания грамотности при обучении математике // О единой линии воспитания грамотности при обучении математике. М.: Просвещение, 1978.
9. Ковалева Г. С. PISA - 2003: Результаты международного исследования // Школьные технологии. 2005. № 2. С. 37-43.
10. Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики: учеб. пособие для студ. матем. спец. пед. вузов и ун-тов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999.
11. Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования [Текст] // Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.
12. Теоретические основы обучения математике в средней школе: учебное пособие / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Т. П. Григорьева, Л. И. Кузнецова; под ред. Т. А. Ивановой. Н. Новгород: НГПУ, 2003.
13. Там же.
14. Иванова Т. А. Гуманитаризация общего математического образования: монография // Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. С. 135.
УДК 371.9
М. А. Соловьева, С. Г. Григорьева
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Одним из основных принципов цивилизованного демократического общества является принцип толерантности. Работа по его формированию в среде педагогов и обучающихся предполагает повышение уровня квалификации менеджеров образования и учителей; массовое внедрение программ по подготовке учителей; психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания и использование идей педагогики сотрудничества.
One of the basic mental principles of the civilized democratic society is the principle of tolerance. Tolerance forming techniques involve raising the skill level of teachers and the managerial staff in the sphere of education, mass implementation of teacher training programs,, psychological and pedagogical counseling for families as well as the use of cooperative learning in secondary schools.
Ключевые слова: толерантность, старший школьный возраст, границы толерантности, модель системы формирования и внедрения толерантных установок у старшеклассников.
Keywords: tolerance, secondary school age, tolerance limit, model of tolerance formation and adoption for upperclassmen.
Современный культурный молодой человек -это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими.
Толерантность принято считать признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии [1; 2].
Под толерантностью понимается готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Однако это не подразумевает отказ от ценностных ориентаций и идеалов, индифферентность и ущемление интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализо-
СОЛОВЬЕВА Марина Александровна - соискатель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева ГРИГОРЬЕВА Стелла Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева © Соловьева М. А., Григорьева С. Г., 2009
вать свои личные позиции, с другой - гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей [3].
Важнейшей задачей системы образования и воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности с уважением относиться к людям разных национальностей, воспринимать взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Несмотря на все принимаемые меры, формирование толерантности старшеклассников остается острой проблемой для современной системы образования. В сознании россиян категория толерантности формируется очень медленно, поэтому возникает необходимость принятия специальных мер учебного и культурно-образовательного характера: ведение целенаправленной работы по формированию толерантности в самом современном российском обществе вообще и в педагогическом сообществе в частности [4]. Толерантность старших школьников в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых. Вот почему важно говорить о толерантности в педагогическом сообществе. Сегодня остро стоит проблема разработки учебников, научно-методических рекомендаций, специальных программ, тренингов, игр по подготовке учителей к работе по воспитанию толерантности обучающихся, составлению практических сборников педагогических ситуаций для родителей и учителей с вариантами решения проблем, рекомендациями психологов. В связи с чем одной из задач педагогики толерантности является организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию в целях развития у них профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.
Все социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем [5].
Современный старший школьник должен уметь правильно воспринимать и понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в обществе, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Результаты анкетирования «Толерантность в образовании», проведенного в 13 образовательных учреждениях (330 участников), показывают: 27% респондентов считают, что в местности, где они проживают, существует нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания, 28% не знают о такой проблеме, 36% отме-
чают, что ко всем относятся хорошо, 7 человек высказали мнение, что ко всем людям относятся плохо [6].
Кроме того, в современных условиях возникает необходимость формирования у старшеклассников чувства собственного достоинства и толерантности по отношению к самому себе, что рассматривается нами как необходимое условие толерантности по отношению к другим. В ходе анкетирования на вопрос «к Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?» 62% ответили отрицательно, 19% сталкивались с подобными проблемами.
Остается также важной для подростков проблема «границ» толерантности. В обществе существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления [7]. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, ВИЧ-больные - все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? Из 330 старшеклассников личную нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства проявляли 17% опрошенных, никогда не были агрессивны в этом 62%. Однако 21% не смогли ответить отрицательно на этот вопрос. В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? 53% опрошенных так или иначе сталкивались в своей жизни с проявлением нетерпимости. Таким образом, проблема границ толерантности — это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием подрастающего поколения.
Важной задачей педагога, классного руководителя является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. 76% опрошенных сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. Задача классного руководителя - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать активную толерантность, формула которой - понимание плюс сотрудничество.
Старший школьный возраст остается одним из главных этапов в становлении личности. Воспитание толерантности старшеклассников в современной национальной школе следует рассматривать как социальную и педагогическую проблему, которую предстоит решать как окружаю-
М. А. Соловьева, С. Г. Григорьева. Воспитание толерантности старшеклассников.
щему нас обществу, так и педагогическому корпусу.
Становится актуальным вопрос создания и внедрения региональной модели формирования толерантных установок. На наш взгляд, модель системы внедрения и формирования толерантных установок должна быть следующей:
I. Руководство и контроль.
II. Программное и информационное обеспечение.
III. Нормативная база.
Первый блок рассматривается как процесс создания определенных структур, отвечающих за данный вопрос: межведомственная комиссия по воспитанию толерантности, межведомственная комиссия по патриотике, правительственная комиссия по молодежной политике на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Далее создаются координационные центры толерантности при муниципалитетах и образовательных учреждениях. На уровне учреждений организуется работа советов по внедрению модели толерантности.
Второй блок включает в себя три компонента:
1. Модульные программы.
2. Система мероприятий.
3. Лаборатория толерантности.
Модульные программы преследуют следующие
цели: формирование толерантных установок обучающихся, организация курсовой подготовки классных руководителей и родителей, создание программы по обучению руководителей образовательных учреждений, учителей-предметников, классных руководителей.
Система мероприятий, обеспечивающих эффективность воспитания толерантности, включает четыре направления:
1. Совершенствование содержания, форм, средств воспитания толерантности на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях.
2. Повышение квалификации методистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и их заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников и классных руководителей.
3. Формы организации работы с обучающимися.
Мы также считаем, что сложившаяся в образовательных учреждениях система мероприятий по формированию толерантности должна стать системой традиций. В школах Чувашии подобная деятельность осуществляется в рамках различных проектов [8]. Однако этого явно недостаточно. Так, например, на ежегодный республиканский конкурс проектов по формированию толерантности представляют материалы около 10% образовательных учреждений от общего их
числа. Оставшиеся 90% учреждений предпочитают не задумываться над этими вопросами.
В последние годы становится традиционным проведение 16 ноября дней толерантности. Наиболее распространенными формами внеучебной работы по воспитанию толерантности являются творческие мероприятия: фестивали культур, праздники и конкурсы, беседы на классных часах, исследовательские проекты. Менее распространены встречи с представителями диаспор, круглые столы, тренинги, конференции.
4. Просветительская работа с родителями осуществляется через организацию курсов тематических собраний, лекториев, конкурсов и других мероприятий.
Оправдывает себя создание на базе учреждения высшего профессионального образования лаборатории толерантности, которая оказывает методическую помощь педагогическому корпусу региона. В рамках лаборатории имеется банк данных программ, тренингов, игр, концентрируются данные мониторинговых исследований. Задача лаборатории - выработка соответствующих рекомендаций, корректировка модульных программ, консультирование муниципальных методистов по воспитательной работе в вопросах выбора наиболее эффективных форм и методов.
Третий блок региональной модели - нормативная база. Вся система деятельности по воспитанию толерантности в современном обществе должна основываться на нормативно-правовой базе - это концепция формирования толерантности, региональная целевая программа, критерии уровня сформированности толерантности, методические рекомендации педагогам и родителям.
Предлагаемая модель, на наш взгляд, должна стать возможным катализатором в вопросах формирования толерантности в школьном возрасте, и в частности у старших школьников.
В своей опытно-экспериментальной работе мы опирались на разработанные нашими педагогами концепции и программы воспитания толерантности в образовательных учреждениях. Результаты исследования показали, что на данном этапе развития нашего общества под толерантным поведением пока понимается некая декларируемая норма и практически отсутствует педагогическая толерантность в образовательных заведениях, в семье, в самом обществе в целом. В педагогической деятельности преобладает авторитарный стиль, менее выражено свободное высказывание своего мнения учащимися, компромисс-ность.
Семейное воспитание характеризуется достаточно высокой степенью конфликтности, бытовыми ссорами, скандалами детей и родителей.
Любая форма непослушания ребенка воспринимается негативно.
Известно, что принцип толерантности является одним из основополагающих ментальных принципов цивилизованного демократического общества, в то же время уровень толерантности в российском обществе пока еще остается низким.
Для решения намеченных нами социальных и педагогических проблем необходима целенаправленная работа по формированию толерантности в среде педагогов и обучающихся: повышение уровня квалификации всех менеджеров образования; массовое внедрение программ, тренингов по соответствующей подготовке классных руководителей и учителей; обязательное педагогическое и психологическое сопровождение семейного воспитания; совершенствование института классного руководства; использование в общеобразовательных школах, особенно в старших классах, педагогики сотрудничества как базовой составляющей.
Примечания
1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 55.
2. Шалим В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов н/Д, 2000. С. 255.
3. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Режим доступа http://ps.1september.ru/2000/66/ 6-2.htm
5 Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Изд-во МПУ «СигналЪ», 2001. С. 224.
6 Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Л. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000. С. 180.
7 Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 61-74.
8 Послание Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Дорожить временем, служить людям». Чебоксары, 2007. С. 16-27.
УДК 372.21
Н. А. Воронина
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Статья представляет собой изложение результатов исследования развития художественной деятельности детей дошкольного возраста. Выявлены отличительные особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий, в которых происходит обучение.
This article presents the results of research of the art activity development of the preschool age children. As a result the distinctive features of the development of art-graphic activity of the preschool age children were detected which depends on the educational conditions in which the training process is carried out.
Ключевые слова: художественная деятельность, рисование, изобразительная деятельность, эстетическое развитие, эстетическое восприятие, дети дошкольного возраста, программы обучения, психология развития.
Keywords: art activity, drawing, graphic activity, aesthetic development, aesthetic perception, children of preschool age, the program of training, psychology of development.
Изучение психологических особенностей детской художественной деятельности во многом позволяет понять процесс становлении личности ребенка, именно поэтому проблема развития художественной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание специалистов, работающих в области психологии развития. Обсуждаются и решаются вопросы, связанные с формированием основных психических функций детей-дошкольников: восприятия (Н. П. Саккулина [6], С. Левин [12], В. С. Мухина [13], Р. Арнхейм [1]), пространственной ориентации (Д. Н. Узнадзе [18]), освоения перцептивных действий и сенсорных эталонов (А. В. Запорожец [7], Л. А. Венгер [2], А. П. Усова [19], В. П. Зинченко [8]). В процессе художественной деятельности ребенку предоставляется естественная возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления; так, например, А. Г. Ковалев [9] изучал способности к изобразительной деятельности, Ж. Пиаже [14] - символическую функцию рисования. Художественная деятельность - творческий акт, в котором ребенку предоставляется
ВОРОНИНА Нина Алексеевна - аспирант кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена © Воронина Н. А., 2009