Д.В. Чернов*
Толерантность, патриотизм и социальное самочувствие современного студенчества
doi:10.31518/2618-9100-2021-3-21 УДК 378+37.035
Выходные данные для цитирования: Чернов Д.В. Толерантность, патриотизм и социальное самочувствие современного студенчества // Исторический курьер. 2021. № 3 (17). С. 185-190. URL: http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-21.pdf
D.V. Chernov*
Tolerance, Patriotism and Social Well-Being of Modern Students
doi:10.31518/2618-9100-2021-3-21 How to cite:
Chernov D.V. Tolerance, Patriotism and Social Well-Being of Modern Students // Historical Courier, 2021, No. 3 (17), pp. 185-190. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2021/ISTKURIER-2021-3-21.pdf
Abstract. The article discusses the results of a study conducted in preparation for the International Scientific Conference "Resistance Movement of Soviet and European Citizens" on the influence of tolerance and patriotism on the formation of spiritual and moral values of student youth. The statement of the research problem reflects the peculiarities of the formation of spiritual and moral values of modern students receiving social education. A great role in this process is given to the formation of tolerance and patriotic feelings through international research cooperation, humanitarian cooperation of young people and scientists from different countries for the benefit of the world. The presented results of the sociological survey clarify the peculiarities of youth perception of issues of patriotism and tolerance in the context of academic migration processes in modern Russia. The study identifies the main reasons for the substitution of the concepts of patriotism and nationalism in the modern youth environment.
Keywords: tolerance; patriotism; social well-being of youth; education; social consciousness.
The article has been received by the editor on 12.03.2021.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования, проведенного в рамках подготовки к Международной научной конференции «Движение сопротивления советских и европейских граждан», о влиянии толерантности и патриотизма на формирование духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Постановка исследовательской проблемы отражает особенности формирования духовно-нравственных ценностей современной студенческой молодежи, получающей социальное образование. Большая роль в этом процессе уделяется формированию толерантности и патриотических чувств посредством международной исследовательской кооперации, гуманитарной кооперации молодежи и ученых разных стран на благо мира. Представленные результаты социологического опроса уточняют особенности восприятия молодежью вопросов патриотизма и толерантности в контексте академических миграционных процессов в современной России. В исследовании определены основные причины подмены понятий «патриотизм» и «национализм» в современной молодежной среде. Выводы исследования подтверждают возможность использования в качестве индикаторов социального самочувствия молодежи категорий толерантности и патриотизма, через которые раскрываются особенности социального поведения и формирования личности подрастающего поколения.
* Чернов Денис Владимирович, кандидат исторических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]
Chernov Denis Vladimirovich, Candidate of Historical Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: толерантность; патриотизм; социальное самочувствие молодежи; воспитание; общественное сознание.
Важнейшим условием социально-экономического благополучия населения современной России, инновационного развития ведущих сфер экономики и социальной жизни нашего государства является социальная активность и гражданская ответственность каждого россиянина, основанные на фундаментальных гуманистических ценностях, исторической памяти и глубоком уважении к народным традициям. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения данных условий является развитие системы патриотического воспитания российской молодежи, основанной на межнациональной исторической памяти и гуманистических ценностях, патриотизме и толерантности. В 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил Государственной думе внести в закон об образовании поправки о том, что воспитание должно быть направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества. Данное предложение актуализирует многочисленные исследования российских авторов по вопросам патриотического воспитания. Можно присоединиться к их числу и отметить тот факт, что формирование патриотических чувств является главным приоритетом воспитательной работы, развития общественного сознания1.
Необходимо отметить и то, что исследования и публичные дискуссии, научные и гуманитарные контакты вокруг событий Великой Отечественной войны, ее человеческих судеб, героической борьбы советского и европейских народов с фашистской Германией являются особенно эффективными инструментами воспитания молодежи, установления гуманитарных культурных связей между представителями разных стран, различных профессий и научных специальностей. В этой связи Международная конференция, посвященная вопросам истории движения сопротивления фашистской агрессии советских и европейских граждан в годы Второй мировой войны, организованная Новосибирским государственным педагогическим университетом в 2021 г., является уникальной воспитательной площадкой, обладающей большими ресурсами в направлении формирования патриотических чувств и уважения к героям не только в масштабах нашей страны, но и (что особенно ценно) всей Европы.
Изучение истории Великой Отечественной (Второй мировой) войны, ее забытых страниц и малоизвестных героев интересно сегодня не только сложившимся исследователям, но и многим молодым людям. Интернациональный подход, дискуссии, направленные на сотрудничество и совместные поиски информации о неизвестных героях европейского движения Сопротивления формируют у студенческой молодежи толерантное отношение к представителям других государств, предупреждает националистические настроения, которыми экстремистские организации зачастую подменяют патриотические чувства.
Однако нравственная ситуация в России, также как и в других мультикультурных и полинациональных общественных системах, всегда определялась довольно сложным отношением представителей одной социальной группы к другим национальным сообществам, носителям отличных культурных норм, моделей поведения. В текущих условиях социально-экономической неопределенности и политической нестабильности потребность сохранить особенность той или иной национальной группы все чаще приобретает негативные формы. Невозможно не заметить этих проявлений в современной России. Активные миграционные процессы представителей различных этнических групп формируют у коренного населения чувство дискомфорта и даже страха перед возможным конфликтом межнациональных интересов, на почве различий в образе жизни, нравственных моделей поведения. Проявляются эти опасения по-разному: от отстраненности и нежелания идти на контакт до прямой агрессии, ненависти по отношению к представителям другой культуры. Особое напряжение
1 Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. М., 2012. С. 112.
в связи с этим нарастает в отношении нетерпимости и дискриминации по национальному признаку в системе межличностных отношений молодежных сообществ. Именно поэтому формирование среди молодежи способностей к сотрудничеству, выработка у них навыков конструктивного взаимодействия, основанного на умении принять иную точку зрения, является сегодня важнейшим адаптационным условием, механизмом социально-культурной интеграции во благо мира представителей разных народов. Одной из причин нетерпимости российских студентов по отношению к иностранцам служит непонимание позиций «патриотизм» и «национализм». Молодые люди в стремлении отстоять свои интересы и социальную значимость слабо дифференцируют эти два совершенно разных понятия.
Верификация данного предположения предусматривает выявление уровня осознанности этих терминов молодыми людьми с помощью инструментов социологического исследования.
В 2020 г. в рамках подготовки к Международной конференции «Движение сопротивления советских и европейских граждан» среди потенциальных молодых участников (студенты Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета) было проведено социологическое исследование, направленное на изучение уровня толерантности по отношению к иностранцам, сформированности патриотических качеств в системе духовно-нравственных ценностей, как важнейших характеристик социального самочувствия современной студенческой молодежи.
Для решения данной исследовательской задачи была разработана анкета и опрошены студенты 1-4 курсов социальных направлений подготовки института в количестве 85 чел., что составило 90 % списочного состава обучающихся. Критерием оценки данных ответов являлась правильность понимания значения термина «патриотизм». 75 % опрошенных знают его значение. Наиболее распространенные правильные ответы на этот вопрос: любовь к Родине, преданность своей стране, вера в свой народ и любовь к нему, при этом 13,75 % респондентов не знают верного значения понятия «патриотизм» либо несерьезно отнеслись к социологическому опросу. Исследование показало, что большинство (63,75 %) считают себя патриотами. В прошлом году, по данным социологического исследования, положительно на этот вопрос ответило 73,08 % респондентов. Это говорит о снижении уровня патриотизма почти на 10 % за
1 год2.
Показатель, характеризующий уровень развития национализма в молодежи, выявлен прямым вопросом - 17,5 % респондентов ответили, что считают себя националистами. Из них 54,5 % знают значение термина «национализм», следовательно являются националистами осознано. Остальные 45,5 % считают себя националистами, неверно трактуя это понятие, 63,75 % не считают себя националистами и 8,75 % не смогли ответить на этот вопрос. Однако отметим, что 67,5 % респондентов понимают, что «патриотизм» и «национализм» - это две совершенно разные вещи. Несмотря на то, что оба термина используются к национальностям и отношению к нациям, являются полярными относительно друг друга. Но остальные убеждены, что это одно и то же. Среди них есть те, которые правильно ответили на вопросы о том, что такое патриотизм и национализм. Одним словом, они считают особенности проявления национализма, такие как агрессия к людям другой национальности, неотъемлемой частью их патриотизма, чем являют угрозу современному российскому многонациональному обществу. Их могут поддержать 17,5 % опрошенных, которые не видят значительной разницы между любовью к своему народу и мнением об исключительности своей нации. Эти 15 % составляют основу не толерантности российского студенчества и могут притянуть 17,5 % неуверенных в свои ряды. Это и происходит в настоящее время. Между тем, по данным Федеральной службы статистики, количество мигрантов увеличивается каждый год.
Данная ситуация определяет актуальность изучения явлений, связанных с социальной терпимостью: 45,3 % опрошенных утверждают, что толерантность в них воспитывалась в семье, родителями, 15,7 % отмечают круг друзей как критерий формирования терпимости,
2 Никулина Ю.Н., Кислова И.А. Организация работы с молодежью на региональном рынке труда: учеб. пос. Оренбург, 2017. С. 15.
21 % не смогли ответить на этот вопрос. Наименьшее количество процентов получили школа (8,5 %) и ВУЗ (9,5 %) - те места, где залогом успешного получения образования, знаний и жизненного опыта во многом является уровень толерантности внутри коллектива. Это говорит о недостаточном внимании к данной проблематике в учебных заведениях, отсутствии программ по воспитанию и развитию терпимости у молодежи. Таким образом, одной из причин нетерпимости российских студентов по отношению к иностранцам является несовпадение в ментальной проекции современного студенчества понятий «патриотизм» и «национализм». Однако значительная часть студенческой молодежи пока имеет стабильный положительный уровень толерантности, который позволяет им вести свободную жизнедеятельность без отвращения и неприязни к лицам другой национальности, окружающим их в повседневности, и спокойно с ними контактировать3.
Предварительные результаты исследования показали взаимосвязанность формирования толерантности и патриотизма в студенческой среде. Кроме того, можно утверждать, что уровень толерантности и сформированности патриотических чувств, противоположных национализму, является одним из важнейших индикаторов социального самочувствия современного молодого человека.
Особое внимание в вопросе развития толерантности, в т.ч. к представителям других культур, необходимо уделить молодежи, обучающейся по социальным направлениям в системе высшего образования. К таким направлениям относятся социальная работа и организация работы с молодежью. В институте культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета убеждены, что подготовка кадров в этой области должна соответствовать современной социальной реальности, гуманистическим нормам и этическим требованиям профессии4. Исследования в данном направлении сегодня актуальны в различных научных школах в России и за рубежом. Среди известных отечественных авторов Г.Е. Пазекова, Н.Е. Еливанова5, И.В. Воробьева6, Н.А. Захарченко7, Т.С. Еремеева, Т.С. Попов8 и др.
Не вызывает сомнения тот факт, что обеспечивают благоприятное социальное самочувствие молодежи с точки зрения устойчивости толерантности и патриотических чувств прежде всего духовно-нравственные ценности.
Система духовно-нравственных ценностей является основанием для развития патриотических чувств и формирования толерантности в молодежной среде. Подавляющая часть изучающих данные вопросы ученых и практиков настаивают на том, что патриотическое воспитание для защиты от нежелательных отклонений должно встраиваться в пространство духовно-нравственного развития личности молодого человека и сочетаться с такими высшими гуманистическими ценностями, как жизнь и свобода человека.
Профессионализм в области социальных отношений (социальное обслуживание, молодежная политика) во многом определяется системой духовно-нравственных ориентиров будущих специалистов. Они помогают в формировании гуманности, эмпатии, толерантности и этической корректности профессионала. Проведенное исследование показало, что значительное число молодых людей (96 %) разделяет гуманистические взгляды, рассматривает их как основу нравственных регуляторов своего профессионального поведения.
3 Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи вуза в современных условиях. Новосибирск, 2012. С. 45.
4 Дейч Б.А., Пель В.С., Чернов Д.В. Организация работы с молодежью: общий курс. Новосибирск, 2012. С. 125.
5 Пазекова Г.Е, Еливанова Н.Е. Психологическая гармония личности как детерминанта здоровья // Симбирский научный вестник. 2011. № 1 (3). С. 107-115.
6 Воробьева И.В. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной работы: вопросы результативности // Социальная политика и социология. 2006. № 4. С. 62-71.
7 Захарченко Н.А. Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 204-208.
8 Еремеева Т.С., Попов Т.С. Формирование профессиональной мотивации студентов специальности «социальная работа» (на примере АмГУ) // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 54. С. 91 -95.
Показательна трансформация нравственных ориентиров, которую отмечают сами студенты, рефлексируя весь период своего обучения. Так, 87 % старшекурсников, которые принимали постоянное участие в практиках по направлению подготовки и регулярно решали производственные задачи, отметили, что улучшили свое отношение к посетителям социальных служб, в т.ч. мигрантам, приобрели навыки конструктивного общения и понимания социальных проблем носителей иного культурного кода.
Однако принятие этой системы ценностей не всегда указывает на активную работу над собственными навыками нравственного поведения. Только 52 % опрошенных студентов отметили, что на постоянной основе участвуют в волонтерском движении и разрабатывают проекты исходя из собственных нравственных потребностей, а не только в рамках учебного процесса в университете. Особое место в системе духовных ценностей занимает гражданская ответственность, которая также является условием высокого уровня социального профессионализма. Значительная часть студентов, обучающихся на социальных направлениях (82 %), желают работать и развиваться в России, и даже планируют после окончания обучения вернуться в свои территории и там продолжать свою карьеру.
Таким образом, духовно-нравственное самочувствие студенческой молодежи, изучающей социальные практики в достаточной степени устойчиво, и является приемлемым основанием для формирования толерантности к иностранцам и патриотических чувств в отсутствии каких-либо противоречий.
Участие студентов в крупных международных форумах, на которых освещаются неизвестные страницы истории Второй мировой войны с учетом вклада в победу интернациональной составляющей, безусловно, усиливает этот эффект. Можно утверждать, что выпускники социальных направлений подготовки Новосибирского государственного педагогического университета обладают высоким уровнем толерантности, гуманности по отношению к своим подопечным в социальных службах.
Рассматривая вопросы формирования патриотизма и толерантности в современной студенческой социально-ориентированной среде необходимо отметить, что социальные качества будущего профессионала определяются духовно-нравственной сущностью человека и его правовыми знаниями. Основой данного сближения становится понимание того, что гражданственность - это не только правовая грамотность, но и высокая степень ответственности человека за свои действия, готовность учитывать интересы общества и государства и ставить их выше собственных. При этом гражданственность характеризует как ярко выраженный характер позитивных социально-направленных действий, так и высокий уровень сформированности патриотизма - т.е. патриотических чувств.
Проведенное исследование толерантности и патриотических взглядов студенческой молодежи в рамках подготовки к Международной научной конференции «Движение сопротивления советских и европейских граждан» позволяет более полно рассмотреть особенности формирования личности подрастающего поколения. Оно указывает на то, что толерантное отношение к иностранцам и патриотические чувства, не подмененные понятием национализма, могут формироваться только в условиях здоровой духовно-нравственной среды, которая подкрепляется прочными международными связями, сотрудничеством в области гуманитарных проблем, в т.ч. в рамках изучения истории Великой Отечественной (Второй мировой) войны и совместного вклада в победу над фашизмом советских и европейских граждан.
Литература
Воробьева И.В. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной работы: вопросы результативности // Социальная политика и социология. 2006. № 4. С. 62-71.
Дейч Б.А., Пель В.С., Чернов Д.В. Организация работы с молодежью: общий курс. Новосибирск: НГПУ, 2012. 360 с.
Еремеева Т.С., Попов Т.С. Формирование профессиональной мотивации студентов специальности «социальная работа» (на примере АмГУ) // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 54. С. 91-95.
Захарченко Н.А. Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 204-208.
Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. М.: РАГС, 2012. 150 с.
Никулина Ю.Н., Кислова И.А. Организация работы с молодежью на региональном рынке труда: учеб. пос. Оренбург: ОГУ, ЭБС АСВ, 2017. 152 c.
Пазекова Г.Е, Еливанова Н.Е Психологическая гармония личности как детерминанта здоровья // Симбирский научный вестник. 2011. № 1 (3). С. 107-115.
Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи вуза в современных условиях. Новосибирск: НГПУ, 2012. 182 с.
References
Chel'tsov, M.V. (2012). Formirovaniye grazhdanskoy pozitsii molodezhi vuza v sovremennykh usloviyakh [Formation of the civil position of the youth of the university in modern conditions]. Novosibirsk, NGPU. 182 p.
Deych, B.A., Pel, V.S., Chernov, D.V. (2012). Organizatsiya raboty s molodezh'yu: obshhiy kurs [Organization of work with young people: general course]. Novosibirsk, NGPU. 360 p.
Eremeeva, T.S., Popov, T.S. (2011). Formirovanie professional'noy motivatsii studentov spet-sial'nosti "sotsial'naya rabota" (na primere AmGU) [Formation of professional motivation of students in the specialty "social work" (using an example Amur State University)]. In Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarny'e nauki. No. 54, pp. 91-95.
Lutovinov, V.I. (2012). Voenno-patrioticheskoye vospitaniye rossiyskoy molodezhi [Military-patriotic education of Russian youth]. Moscow, RAGS, 2012. 150 p.
Nikulina, Yu.N., Kislova, I.A. (2017). Organizatsiya raboty s molodezh'yu na regional'nom rynke truda: uchebnoye posobiye [Organization of work with young people in the regional labor market: textbook]. Orenburg, OGU, E'BS ASV. 152 p.
Pazekova, G.E, Elivanova, N.E. (2011). Psikhologicheskaya garmoniya lichnosti, kak determi-nanta zdorov'ya [Psychological harmony of the individual as a determinant of health]. In Simbirskiy nauchnyy vestnik. No. 1 (3), pp. 107-115.
Vorob'eva, I.V. (2006). Professional'naya sotsializatsiya budushhikh spetsialistov sotsial'noy raboty: voprosy rezul'tativnosti [Professional socialization of future social work professionals: performance issues]. In Sotsial'naya politika i sotsiologiya. No. 4., pp. 62-71.
Zakharchenko, N.A. (2006). Psikhosotsial'naya i sotsial'no-psikhologicheskaya sostavlyayushhie v professional'noy podgotovki spetsialistov po social'noy rabote [Psychosocial and socio psychological components in the professional training of specialists in social work]. In Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. Vol. 68. No. 13, pp. 204-208.
Статья поступила в редакцию 12.03.2021 г.