Научная статья на тему 'Проявление толерантности в рамках патриотического воспитания молодежи'

Проявление толерантности в рамках патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2095
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / PATRIOTISM / YOUTH / TOLERANCE / EDUCATION / PEDAGOGY / SOCIAL PHILOSOPHY / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

Описывается понятие толерантности в рамках педагогики и воспитания; дано определение толерантности с точки зрения педагогики как социальной философии; определяются основные направления воспитания патриотизма молодежи и место толерантности в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

The concept of tolerance is considered in the context of pedagogy and education. The definition of tolerance is given in terms of pedagogy as a social philosophy. Basic trends in the young people patriotic education as well as the place of tolerance in this process are shown.

Текст научной работы на тему «Проявление толерантности в рамках патриотического воспитания молодежи»

ПРОЯВЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАМКАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Михаил Владимирович Чельцов

Новосибирский государственный педагогический университет, Институт молодежной политики и социальной работы, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, тел. (383)273-51-12, e-mail: miki7575@mail.ru

Описывается понятие толерантности в рамках педагогики и воспитания; дано определение толерантности с точки зрения педагогики как социальной философии; определяются основные направления воспитания патриотизма молодежи и место толерантности в данном процессе.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, молодежь, толерантность, воспитание, формирование, педагогика, социальная философия.

TOLERANCE IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Mikhail V. Cheltsov

Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Youth Policy and Social Work, 630126, Russia, Novosibirsk, Viluiskaya street, 28, a candidate in Pedagogics, an associate professor of the department of theory and methodology of educational systems, tel. 8(383)2735112, e-mail: miki7575@mail.ru

The concept of tolerance is considered in the context of pedagogy and education. The definition of tolerance is given in terms of pedagogy as a social philosophy. Basic trends in the young people patriotic education as well as the place of tolerance in this process are shown.

Key words: patriotism, youth, tolerance, education, pedagogy, social philosophy, formation.

В современной России проблема воспитания толерантности становится все более актуальной. Так, с одной стороны, всё более широкое вступление нашего государства в глобальный мир приводит к открытию границ. С другой важность обозначенной проблемы определяется необходимостью привлечения специалистов, в том числе и из других стран к деятельности в различных областях государства и общества. Мы так же отмечаем, что современный курс на воспитание молодежи базируется на идеях патриотизма. Это определяет необходимость осторожного сочетания традиционных подходов и новаций в построении системы воспитания сегодняшней российской молодежи.

Анализируя исследования по проблеме патриотизма (Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Н.Я. Данилевский, К.Д.Ушинский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.А. Ильин, Н.И. Рерих, В.А. Сухомлинский, А.Н. Вырщиков, Г.А. Зюганов, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинов, Е.Л. Мальгин, Р.Г. Яновский и др.), мы приходим к выводу, что это глубокое качественное чувство любви к Родине, своему народу, неотделимое от личностных качеств, чувство, которое

вырабатывалось тысячелетиями социальной практики. Многие авторы, в том числе и вышеперечисленные, считают, что содержательная сторона патриотизма, его структура, направленность связаны, прежде всего, с такими понятиями как «нравственность», «духовность» людей (духовнонравственный климат общества, традиционные корни, питающими общественно-политическую жизнь различных поколений), «патриот», «Родина», «Отечество», «этничность», «патриотическое сознание», «национализм», «нтернационализм». Мы отмечаем, что объединяющими все определения служат ключевые конструкции - «любовь к Родине», «любовь к Отечеству». [19, с. 33-48].

В настоящее время можно выделить несколько основных подходов к воспитанию патриотизма:

1. Н.И. Болдырев, В.В. Белорусова, Л.И. Мищенко, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и другие рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного воспитания;

2. Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, Л.Ф. Спирин, О.И. Павелко и другие, как часть идейно - политического воспитания;

3. в качестве самостоятельного раздела - А.Н. Вырщиков, А.А. Козлов, Н.М. Конжиев, Н.В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, И.Т. Огородников и другие;

4. патриотическое воспитание рассматривается как часть гражданского воспитания и образования - Л.И. Аманбаева, А.С. Гаязов, А.Д.Лопуха, Н.А. Савотина, В.А. Сухомлинский, М.В. Чельцов и другие .

Наша позиция заключается в определении места воспитания патриотизма как неотъемлемой части гражданственности личности молодого человека. Но мы вынуждены констатировать, что в большинстве (сегодня уже не подавляющем) патриотизм воспитывается как самостоятельная часть личности. Зачастую это обусловлено заложенными требованиями программ, однако, как показывает анализ современной действительности, это не дает эффективного результата. [20, с.24-31; 2, с.46-53]. Несмотря на нашу убежденность в необходимости воспитания патриотизма как части гражданственности личности, в условиях практико-применения идей и теорий по воспитанию патриотизма, чаще всего, понятие «патриотизм» мы можем определить как чувство, которое воспитывается как некий базовый самостоятельный элемент личности.

Опираясь на исследования Е.Л. Мальгина, можно сказать о некоторых общих тенденциях в представлениях о понятии «патриотизм» в современном Российском обществе:

во-первых, патриотизм - одна из высших ценностей, духовных основ Русской национальной идеи, является важным, необходимым и достаточным основанием для развития государственности России, ее культуры и науки, совершенствования жизни народа;

во-вторых, патриотизм - это образец (основа), символизирующие героическое начало стойкости российского народа, необходимое условие единства и силы Российского государства, его возрождения и процветания;

в-третьих, сущность патриотизма в разные периоды трактовалась различными исследователями по-разному, в зависимости от исторической эпохи, политического режима, развития общества, философских, социальных, политических, педагогических воззрений;

в-четвертых, патриотизм и его составляющие (идеи, взгляды, концепции, чувства, традиции, патриотическое сознание), наконец, их содержание и направленность зависят от целого ряда меняющихся факторов: экономического и политического состояния страны, духовного и нравственного климата в обществе, реалий повседневной жизни, способности государства к удовлетворению потребностей людей, негативной или позитивной оценки прошлого и настоящего, оптимистических или пессимистических прогнозов на будущее, изменений в системе ценностей в обществе, наличия или отсутствия национальной идеи, привлекательности страны для собственного народа и для других народов, состояния войны или мира;

в-пятых, роль и значение патриотизма почти всегда возрастает на крутых поворотах истории, в ее переломные эпохальные моменты (войны, революции, экономические, политические и экологические кризисы, социальные конфликты, природные и техногенные катаклизмы и т.д.), что связано с напряжением всех сил граждан. Как всякому сложному понятию, несущему в себе элементы духовных идеальных представлений или конструкций, - понятию «патриотизм» свойственны изменчивость, трансформации и развитие. [13, с.14-20].

Необходимо отметить, что до настоящего времени в российской педагогике нет однозначного определения понятия «толерантность», именно как педагогической категории. На наш взгляд, это создает дополнительные трудности при организации воспитательной работы с молодежью.

Опираясь на исследования и мнения таких учёных как: С.К. Бондырева, Б.З.Вульфов, А.А. Гусейнов, И.С.Кон, Дж.Локк, Ю.М. Резник, М.А. Семашко, В.А.Петрицкий, Т.Ю. Фадеева и других, мы можем определить, что толерантность - это динамическая качественная личностная составляющая, выражающаяся через активную социально-нравственную позицию позитивного взаимодействия с людьми иной среды и культуры, готовность к проявлению терпимости во имя взаимопонимания между отдельными людьми и группами, проявление уважения к способностям личности и предоставление возможности человеку быть другим, иметь собственное мнение.

По нашему мнению, основой системы воспитания, направленной на формирование патриотизма (и гражданственности) молодежи, с усилением такой составляющей как толерантность, должны служить следующие ценности: человек, как свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность; нравственность, как определяющая всю систему жизнедеятельности человека внебиологическая категория; свобода, равенство и демократизм как категории, определяющие систему взаимоотношений в обществе; культура, как система норм, ценностей,

культурного наследия и творческой деятельности человека во всех сферах бытия и сознания; гуманность и толерантность как основополагающие принципы взаимодействия в мировом пространстве культуры и цивилизации, направленные на уважение, терпимость и способность находить компромиссы в системе общественных взаимоотношений. [1, с.18-20].

Мы попробуем определить место толерантности, в системе патриотического воспитания молодежи.

Патриотическое воспитание на территории России складывается, скорее всего, еще в период образования централизованного государства, что обусловлено рядом исторических причин. Главное место среди них занимает военное давление извне и необходимость практически непрекращающейся защиты своей территории. В то же время, представители древнейших славянских племен (народностей) не были лишены доброжелательности и терпимости в отношении чужаков. Об этом говорят многочисленные исследования Д.С. Лихачева, Т.И. Прозорова, Б.А. Рыбакова, В.Тороп, И.Я. Фроянова и других. Подобное положение находит свое отражение в фольклоре. Он играл весьма значительную роль в воспитании молодого поколения в лревнейшей Руси, и в нем же концентрировалась педагогическая мысль народа.

Особым переходом от праславяно-языческих к древним идеям воспитания патриотизма и терпимости может служить период УШ-Хвв. Именно в это время зарождаются мощные системы самоидентификации народа. И здесь же проявляются основы будущего терпимого, заинтересованного отношения к представителям других народов. Дальнейшее развитие общества и государства на Руси, вплоть до окончания XV века, позволяют говорить об особых условиях для воспитания личности. Ярчайшим примером этого может служить «Поучение Владимира Мономаха». В нем значительное место отводится соединению государственных и жизненных интересов человека, формированию любви к Родине и нравственному совершенствованию личности. При этом нравственное совершенство, своеобразная нравственная чистота, воспринимается именно через призму терпения, принятия своеобразия жизни и других людей. [11].

В следующем периоде, вплоть до окончания XVII века, в системе самовосприятия и воспитания на Руси господствовала идея мессианства. Она определила направленность развития воспитания в русле понимания русского государства как вечного носителя древнейших ценностей христианства -православия. Религиозно-православное воспитание, самое передовое на тот момент времени, давало основу как развитию патриотизма (на основе смешения образа Родины земного и небесного), так и внедряло новое понимание терпимости к человеку и жизни вообще (опять же на основе библейского миропонимания, где Бог есть высший выразитель любви к ближнему своему). Можно обратить внимание на высокую степень терпимости, миролюбивости русского народа, отмечаемую как находящимися на территории русского государства очевидцами-иностранцами, так и исследователями в более позднее время. [6, с.212-480; 16, с.403-580; 7, с.231-468].

Последующие изменения в жизни страны привели не только к образованию империи, но и к формированию нового взгляда но воспитание.

В имперский период сложилась просуществовавшая до 1917 года триада «Самодержавие. Православие. Народность». Именно эта идея формировала систему воспитания в Российской империи в целом, а так же патриотическую основу и, в её составе, терпимость к окружающему миру. Несмотря на целый ряд неоспоримых достоинств, построенная воспитательная система недостаточно позитивно воспринималась в обществе. Более того в среде молодежи существовало скорее неприятие диктуемых догм и образцов поведения. Самодержавно-административный, религиозный патриотизм или, точнее церковный национализм, отвергался передовыми слоями русского общества и большинством молодежи. [12, с.15; 9, с.18-26; 15; 18; 14]. При этом общие идеи доброжелательного отношения к людям других национальностей продолжали сохранятся в русском обществе.

Однако, мы должны отметить, что именно со второй половины XIX века начинается рост националистических настроений в России, что в дальнейшем (особенно в 1903-1917гг.) проявляется в самых разных формах религиозной, расово-национальной и иной нетерпимости. Попытки нормализовать ситуацию (прежде всего в молодежной среде) через воспитание, успехов, по сути, так же не имели. [14; 3, с.130-154; 10].

Заметное влияние на патриотическое воспитание и воспитание терпимости оказали идеи К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. На наш взгляд, именно идеи русской национальной педагогики и педагогики ненасилия позволили в последующее время вернуть благородные идеи терпимости, милосердия, стремления к равенству, воспринимаемые с середины ХХ века именно как идеи толерантности в пространство воспитания молодежи.

В то же время, начало ХХ века породило противоречивые подходы как к патриотизму, так и к идеям терпимости. Выдвинутые идеи рабочего интернационализма породили феномен абсолютного восприятия человека через призму его принадлежности к определенному социальному слою по рождению, через занимаемую им социальную позицию. Это способствовало проявлению абсолютной веры и терпимости к человеку своего слоя любой национальной и государственной принадлежности с одной стороны, и ничем не обоснованной ненависти да же к своему соплеменнику. Подобное положение во многом подрывало патриотическое воспитание. Это привело к необходимости пересмотра его основ и введения идеолого-политической составляющей в воспитательную работу с молодежью. В дальнейшем в советском периоде эта традиция сохранилась и законсервировалась: патриотизм как любовь к советской Родине и безусловное принятие, доверие и поддержка через интернационализм всего коммунистического во всем мире (как терпимость - толерантность). Необходимо отметить, что и патриотизм и терпимость в реализации воспитательной работы носили прежде всего формальный, социально-классовый характер. [17, с.95-112; 8, с.16-34].

Несмотря на введение в патриотическое воспитание героической составляющей, уже к началу 80-х годов ХХ века классово-консервативные тенденции, по сути, привели к практически полной реставрации традиций дореволюционного патриотического воспитания на советских классовых

основаниях. [5]. Подобный консервативный подход породил, на наш взгляд, неприятие в последующем в молодежной и интеллектуальной среде идей патриотизма и способствовал появлению интолерантных и националистических течений.

Современная ситуация в обществе с необходимостью требует организации воспитания патриотизма (через гражданственность) и в его контексте толерантности в молодежной среде.

Это необходимо прежде всего потому, что среди молодежи присутствуют неоднозначные тенденции. С одной стороны достаточно большое количество молодежи понимают и видят необходимость в проявлении гражданственности, патриотизма и толерантности с учетом развития общечеловеческих ценностей, терпимости, уважения к человеку. С другой стороны у значительной части молодых людей присутствует по сути спонтанное чувство гордости за Родину, неуверенность в своей нужности для страны и проявляются националистические черты. Можно сказать, что в целом молодежь не является устойчивой. То есть под влиянием тех или иных событий большая масса молодежи с несформированным сознанием, слабыми представлениями о гражданственности и смутным патриотическим настроением может проявить негативную инициативу, интолерантность по отношению к жизни общества и государства или наоборот будут занимать индифферентную позицию, самоустранившись от жизни страны. Многочисленные социологические исследования позволяют с определенной долей уверенности говорить о смеси апатии и повышенного негативизма в молодежной среде. К сожалению, сегодня зачастую идеи патриотизма накладываются на националистические настроения, с одновременным присутствием гражданской составляющей. А толерантное отношение по сути размывается. Молодые люди имеют очень смутное представление о сущности понятий гражданственность, патриотизм и толерантность. А это приводит к повышению конфликтности на межнациональной, религиозной почве, к проявлению нетерпимости к непохожим на других людям в принципе. [20; 2; 4].

Таким образом, в сложных современных условиях толерантность несет большую созидательную и охранительную функцию в патриотическом воспитании. Она способствует улучшению общего социального климата в молодежной среде.

Необходимо помнить, что толерантность, будучи личностной составляющей в воспитании патриотизма проявляется в виде сложного процесса. Процесса деятельности, отношений, который не может быть односторонним, а только двунаправленным. В нем должны принимать участие все субъекты. А это потребует дополнительных усилий от организаторов процесса воспитания в среде современной молодежи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска подхода к воспитанию).- Ростов н/Д., 1993.34с.

2. Вавилина Н.Д., Малащенко Я.Ю. и др. Социальный мир молодежи. Новосибирск. 2012. Новосибирск, 2012 - 115с.

3. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002., С 130—154.

4. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. — М.: Московская школа политических исследований, 2011. — 96 с.

5. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности. Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Степ. Док. Фил. Наук. Улан-Уде, 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dibase.ru/article/26102009_kasyanovaei

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Эксмо., 2009. - 912с.

7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Рипол Классик., 1998. - 592с.

8. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. - Новосибирск: НВОКУ, 1991. -

69с.

9. Кузнецова А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. - 160 с.

10. Лебедев В. Русские националисты в начале XX века: возникновение

политического_______движения. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://foщm.dpm.oщ/showthread.php?t=8769

11. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. Лит., 1987. — Т. 2. — С. 130-163.

12. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма офицеров в высших военно-учебных заведениях. Барнаул: БГПУ, 2002. - 350 с.

13. Мальгин Е.Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования : автореф. Дис. ... канд. Пед. Наук. Барнаул : [б. и.], 2009. - 22 с.

14. Миллер А. Триада графа Уварова. Лекция. 5 марта 2007 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2007/04/11/uvarov/

15. Павленко Н., Андреев И., Кобрин В., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года. М.: Высшая школа, 2000. - 560с.

16. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества. М.: Наука., 1993. - 592с.

17. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - СПб.: Питер, 2004г. -

316с.

18. Федоров В.А. История России 1861-1917. М.: Высшая школа, 2000. - 384с.

19. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи вуза в современных условиях. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 182 с.

20. Чельцов М.В., Чельцова М.Г. Отношение молодежи Новосибирской области и города Новосибирска к гражданственности и патриотизму // Сибирский педагогический журнал №6, 2012. с.24-31.

© М. В. Чельцов, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.