УДК 37.0
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ
Г. НОВОСИБИРСКА И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Михаил Владимирович Чельцов
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, тел. (923)244-35-82
В статье формулируются основные идеи воспитания гражданственности личности. Основное внимание уделяется раскрытию различных подходов и вариантов гражданственности и патриотизма молодежи.
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм, молодежь, молодежная политика.
FORMATION OF CIVIC STAND AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN NOVOSIBIRSK REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS
Mikhail V. Cheltsov
Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, 28 Vilyuiskaya St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Theory and Methodology of Educational Systems, tel. 8(923)244-35-82
Main ideas of civic consciousness formation are considered. The focus is laid on various ap-preaches and different types of young people's patriotism and civic stand.
Key words: education, civic consciousness, patriotism, youth, youth policy.
Современное российское общество нуждается в молодом человеке, который был бы не просто специалистом, но и гражданином и патриотом прежде всего. Эта востребованность выражена достаточно четко и заставляет формировать новые подходы, теории и обновлять практику организации воспитания гражданственности и патриотизма молодежи.
С целью определения проблем и возможностей реализации гражданско-патриотического воспитания было проведено социологическое исследование осенью 2014 года, охватившее около 1000 респондентов - молодежь в возрасте от 18 до 30 лет города и области. В данной статье представлены некоторые обобщенные результаты исследования и первичные рекомендации.
Можно отметить, что в среде современной молодежи Новосибирской области и города Новосибирска присутствуют неоднозначные тенденции. С одной стороны достаточно большое количество молодежи - почти 50% респондентов -понимают и видят необходимость в проявлении гражданственности и патриотизма, в целостности действий в воспитании гражданственности и патриотизма с учетом развития национальных и общечеловеческих ценностей, терпимости, уважения к человеку. С другой стороны у значительной части молодых людей
присутствует по сути спонтанное чувство гордости за Родину, неуверенность в своей нужности для страны; более чем у 40% отвечавших (в совокупности данных ответов на различные вопросы) проявляются националистические черты. Здесь можно сделать вывод о наличии неустойчивой ситуации в молодежной среде. То есть под влиянием тех или иных событий большая масса молодежи с несформированным сознанием, слабыми представлениями о гражданственности и смутным патриотическим настроением может проявить как патриотические, в том числе крайнего типа настроения, так и негативную инициативу по отношению к жизни общества и государства или наоборот будут занимать индифферентную позицию, самоустранившись от жизни страны.
Кроме того, уклонение от ответа на вопросы открытого типа, свидетельствует о значительной пассивности молодежи, их слабой заинтересованности как в вопросах гражданско-патриотического воспитания, так и возможно в своем непосредственном будущем. Мы делаем данное предположение с достаточной долей осторожности, но в частных беседах о том, почему они не отвечают на открытые вопросы и/или не принимают участие в значимых общественных делах, практически рефреном звучали слова «не интересно», «я лучше пойду на работу», «от меня/нас ничего не зависит», «пусть решают те, кто это делает/кого это касается» и т.п.
Так же в совокупности уменьшается процент молодежи, ассоциирующих себя с полноценным гражданином и патриотом:
91,5% гордятся Родиной;
75,8% считают себя патриотом;
41,1% Ощущают себя значимым членом общества.
Видят же себя настоящим гражданином (по совокупности ответов на различные вопросы) около 26,4% молодежи. Это в очередной раз демонстрирует разнонаправленность идей в молодежной среде.
К сожалению, идеи патриотизма вплотную накладываются на националистические настроения, с одновременным присутствием гражданской составляющей. Мы можем еще раз подтвердить высказанное ранее утверждение об отсутствии в среде молодежи целостного восприятия гражданско-патриотической составляющей личности.
Молодые люди имеют очень смутное представление о сущности понятий гражданственность и патриотизм, а человек-гражданин и человек-патриот для них в основном разные люди, с непересекающимися позициями. Подобные выводы, уже делались ранее нами (см. исследования в библиографическом списке), и, к сожалению, положение дел в данном направлении практически неизменно. Это так же подтверждается недавними исследованиями коллектива под руководством Н.Д. Вавилиной. [1.].
Существующие в настоящий момент формы гражданско-патриотического воспитания не пользуются активной поддержкой молодежи. Они становятся не интересными. Из этой системы исключается самый близкий круг молодых людей в виде семьи и родственников. Повышенная занятость молодых людей, переступивших порог 17-летия, определяет увеличение равнодушия к обществен-
ной жизни. Этому так же способствует недостаточно благоприятная социальная обстановка, связанная с повышенной конфликтностью на межнациональной почве, скандалами во властных структурах и МВД, сложностями в экономической, международной сфере и т.д. Следствием подобного положения дел может являться наличие достаточно сильного протестного напряжения в среде молодежи. Так почти 32% респондентов отметили свою готовность к участию в про-тестных акциях без уточнения их содержания, а еще 26,8% готовы оказать им поддержку. Не желают принимать участия в подобных действиях 27,1% респондентов.
В этой связи серьезной проблемой является определение содержания воспитания гражданина и патриота. Во многом, оно сегодня строится на опыте и идеях, наработанных за период существования Советского Союза. Так же в патриотическом воспитании используется опора на славные исторические военные победы, достижения в спорте и т.п. Безусловно, наработанный опыт часто успешен, позволяет получить зримые результаты, и мы не имеем права забывать и отказываться от культурно-исторического наследия своей страны. Все это должно присутствовать в патриотическом воспитании. Однако построение патриотического воспитания исключительно на эксплуатации образов героев войны и спорта, возрождение традиций и форм воспитания молодежи середины ХХ века в настоящее время может привести в тупик. Так сегодня патриотическое воспитание часто превращается в систему военно-спортивной подготовки, а дополнительные его составляющие вымываются. Из системы патриотического воспитания исчез простой человек, бескорыстно и от души делающий что-то во благо других людей, честно и добросовестно трудящийся, строящий семью, хорошо воспитывающий детей... Современный мир молодежи с каждым годом становится все жестче и прагматичнее, и отсутствие морально-нравственных образцов повседневного труда и поведения простых людей ставит под угрозу существование подобных качеств личности молодого человека. [6. с.24-31].
Уровень проводимых в настоящее время мероприятий гражданской и патриотической направленности оценивается молодежью в целом оптимистично. Наибольший интерес вызывают яркие шоу, публичные дела, крупные массовые мероприятия. При этом у молодежи отсутствует четкое понимание направленности части мероприятий, они не всегда видят их нужность и полезность. Обязательность участия в некоторых делах сводит на нет их положительное влияние. Молодежь чаще всего выступает пассивными участниками, при том, что у некоторой ее части (немногим более 25%) есть явное желание приложить свои силы и способности в реальной деятельности. Это может быть одной из причин широкой поддержки в молодежной среде проектов и программ, опирающихся на личную инициативу и самореализацию.
В целом, опираясь на приведенные выше данные, мы можем сформулировать некоторые выводы и рекомендации по состоянию и организации гражданского и патриотического воспитания молодежи.
В первую очередь мы отмечаем, что современная система воспитания гражданственности и патриотизма молодежи нуждается в научном обосновании.
И здесь необходимо определиться с основанием такого воспитания. На наш взгляд, именно воспитание гражданина, как личности и деятельного субъекта, обладающего развитыми патриотическими чувствами должно являться основанием и ориентиром в организации воспитания и реализации молодежной политики. Стратегию патриотического воспитания в молодежной среде целесообразно строить с опорой на гражданственность и формирование патриотической позиции личности в системе гражданско-патриотического воспитания. В настоящий момент гражданское воспитание молодежи сводится к изучению права в различных аспектах, что значительно ограничивает пространство гражданско-патриотической работы и размывает сущностную взаимосвязь понятий «гражданин» и «патриот».
Имеющийся в настоящее время недостаток инициативности молодых людей может быть компенсирован расширением поля деятельности и предоставлением возможностей для личностной самореализации. Стимулировать активность молодежи так же следует через увеличение индивидуальной поддержки в виде грантов, спонсорской помощи на реализацию общественно-значимых проектов (с одновременным облегчением доступа и отчетности), в том числе и проектов индивидуальных. В круг субъектов гражданско-патриотического воспитания необходимо активно включать простых людей, честных тружеников, благотворителей. Создавать положительный имидж человека труда вообще и человека, занимающегося активной общественно-полезной деятельностью, благотворительностью.
Мы считаем, что в настоящее время особенно важно продолжать развивать межведомственное взаимодействие, в том числе и через координационные советы, деятельность которых можно оценивать как достаточно эффективную и успешную. Активизация интернет-пространства в круге воспитания патриота и гражданина, через включение в него востребованных элементов (информационные сайты и рассылки, социальные сети, блогосферу, игры, перекрестные ссылки и т.п.) позволит задействовать дополнительные слои молодых граждан, а так же, хотя бы частично, компенсировать латентную инфантильность, выводя подобных интернет-пользователей в систему реального взаимодействия.
Представление же в виде конкретизированного плана действий данной системы требует соответствующего современного научно-методического обеспечения и кадрового сопровождения. Необходимо разрабатывать новые, инновационные подходы привлечения молодежи к организации и проведению мероприятий, разработке содержания и форм самих мероприятий, ориентируясь на более современные и востребованные в молодежной среде. Наиболее плодотворным здесь может оказаться сотрудничество с профильными научными организациями и молодежными общественными объединениями. И, если научные организации могут предоставить возможности для новационной деятельности и научно-методического обеспечения, то общественные организации обладают значительными ресурсами конструктивной, активно действующей молодежи.
Задействовать молодежь можно, только опираясь на интерес, сознательность, позитивную активность. Наиболее вероятно это сделать, с помощью
сформированной системы специальных занятий и мероприятий, комплектов информационно-методического обеспечения, которые можно использовать для гражданско-патриотического воспитания на различных ступенях и уровнях образования и молодежной политики в период как учебного года, так и вне его.
В целом, мы отмечаем, что в педагогике и в сфере молодежной политики накоплен значительный опыт воспитания гражданственности и патриотизма молодежи. Однако в связи с постоянными изменениями социальной реальности он может быть использован лишь частично.
Необходимо формировать новые подходы к организации воспитания в данном направлении. Одним из действенных подходов, возможно, будет являться разработка целостной программы (стратегии, системы, технологии) воспитания молодого человека основой которой будет являться формирование гражданственности, где патриотизм является неотъемлемой и важной частью данного процесса. В этом случае логично основываться на идентификации личности с культурой Родины, что и приведет к становлению настоящего Гражданина и Патриота. Одной из важнейших целей здесь выступают готовность к ответственной, осмысленной и плодотворной жизнедеятельности на благо Родины, в демократическом правовом государстве, гражданском обществе; к уважительному отношению к окружающему миру и личности в нем.
Именно с учетом названных условий, потребностей и интересов молодежи, при её конструктивном участии и должны формироваться эффективные модели и системы воспитания гражданственности и патриотизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вавилина Н.Д., Малащенко Я.Ю. и др. Социальный мир молодежи. Новосибирск. 2012. Новосибирск, 2012 - 115с.
2. Левкина Е.В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе. Нижний Новгород: АГПИ, 2009. 23с.
3. Мальгин Е.Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования : автореф. Дис. ... канд. Пед. Наук. Барнаул : [б. и.], 2009. - 22 с.
4. Молодежь России. Социологический портрет: исследование института академии наук. - М., 2010.
5. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личного развития // Педагогика. - 2002. -№ 10. с.24-29.
6. Чельцов М.В., Чельцова М.Г. Отношение молодежи Новосибирской области и города Новосибирска к гражданственности и патриотизму // Сибирский педагогический журнал №6, 2012. с.24-31.
© М. В. Чельцов,2015