Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи г. Новосибирска и Новосибирской области'

Проблемы и перспективы в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи г. Новосибирска и Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
673
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATION / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / YOUTH / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

В статье формулируются основные идеи воспитания гражданственности личности. Основное внимание уделяется раскрытию различных подходов и вариантов гражданственности и патриотизма молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIC STAND AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN NOVOSIBIRSK REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Main ideas of civic consciousness formation are considered. The focus is laid on various approaches and different types of young people’s patriotism and civic stand.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы в формировании гражданской позиции и воспитании патриотизма молодежи г. Новосибирска и Новосибирской области»

УДК 37.0

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

Г. НОВОСИБИРСКА И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Михаил Владимирович Чельцов

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, тел. (923)244-35-82

В статье формулируются основные идеи воспитания гражданственности личности. Основное внимание уделяется раскрытию различных подходов и вариантов гражданственности и патриотизма молодежи.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм, молодежь, молодежная политика.

FORMATION OF CIVIC STAND AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN NOVOSIBIRSK REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Mikhail V. Cheltsov

Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, 28 Vilyuiskaya St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Theory and Methodology of Educational Systems, tel. 8(923)244-35-82

Main ideas of civic consciousness formation are considered. The focus is laid on various ap-preaches and different types of young people's patriotism and civic stand.

Key words: education, civic consciousness, patriotism, youth, youth policy.

Современное российское общество нуждается в молодом человеке, который был бы не просто специалистом, но и гражданином и патриотом прежде всего. Эта востребованность выражена достаточно четко и заставляет формировать новые подходы, теории и обновлять практику организации воспитания гражданственности и патриотизма молодежи.

С целью определения проблем и возможностей реализации гражданско-патриотического воспитания было проведено социологическое исследование осенью 2014 года, охватившее около 1000 респондентов - молодежь в возрасте от 18 до 30 лет города и области. В данной статье представлены некоторые обобщенные результаты исследования и первичные рекомендации.

Можно отметить, что в среде современной молодежи Новосибирской области и города Новосибирска присутствуют неоднозначные тенденции. С одной стороны достаточно большое количество молодежи - почти 50% респондентов -понимают и видят необходимость в проявлении гражданственности и патриотизма, в целостности действий в воспитании гражданственности и патриотизма с учетом развития национальных и общечеловеческих ценностей, терпимости, уважения к человеку. С другой стороны у значительной части молодых людей

присутствует по сути спонтанное чувство гордости за Родину, неуверенность в своей нужности для страны; более чем у 40% отвечавших (в совокупности данных ответов на различные вопросы) проявляются националистические черты. Здесь можно сделать вывод о наличии неустойчивой ситуации в молодежной среде. То есть под влиянием тех или иных событий большая масса молодежи с несформированным сознанием, слабыми представлениями о гражданственности и смутным патриотическим настроением может проявить как патриотические, в том числе крайнего типа настроения, так и негативную инициативу по отношению к жизни общества и государства или наоборот будут занимать индифферентную позицию, самоустранившись от жизни страны.

Кроме того, уклонение от ответа на вопросы открытого типа, свидетельствует о значительной пассивности молодежи, их слабой заинтересованности как в вопросах гражданско-патриотического воспитания, так и возможно в своем непосредственном будущем. Мы делаем данное предположение с достаточной долей осторожности, но в частных беседах о том, почему они не отвечают на открытые вопросы и/или не принимают участие в значимых общественных делах, практически рефреном звучали слова «не интересно», «я лучше пойду на работу», «от меня/нас ничего не зависит», «пусть решают те, кто это делает/кого это касается» и т.п.

Так же в совокупности уменьшается процент молодежи, ассоциирующих себя с полноценным гражданином и патриотом:

91,5% гордятся Родиной;

75,8% считают себя патриотом;

41,1% Ощущают себя значимым членом общества.

Видят же себя настоящим гражданином (по совокупности ответов на различные вопросы) около 26,4% молодежи. Это в очередной раз демонстрирует разнонаправленность идей в молодежной среде.

К сожалению, идеи патриотизма вплотную накладываются на националистические настроения, с одновременным присутствием гражданской составляющей. Мы можем еще раз подтвердить высказанное ранее утверждение об отсутствии в среде молодежи целостного восприятия гражданско-патриотической составляющей личности.

Молодые люди имеют очень смутное представление о сущности понятий гражданственность и патриотизм, а человек-гражданин и человек-патриот для них в основном разные люди, с непересекающимися позициями. Подобные выводы, уже делались ранее нами (см. исследования в библиографическом списке), и, к сожалению, положение дел в данном направлении практически неизменно. Это так же подтверждается недавними исследованиями коллектива под руководством Н.Д. Вавилиной. [1.].

Существующие в настоящий момент формы гражданско-патриотического воспитания не пользуются активной поддержкой молодежи. Они становятся не интересными. Из этой системы исключается самый близкий круг молодых людей в виде семьи и родственников. Повышенная занятость молодых людей, переступивших порог 17-летия, определяет увеличение равнодушия к обществен-

ной жизни. Этому так же способствует недостаточно благоприятная социальная обстановка, связанная с повышенной конфликтностью на межнациональной почве, скандалами во властных структурах и МВД, сложностями в экономической, международной сфере и т.д. Следствием подобного положения дел может являться наличие достаточно сильного протестного напряжения в среде молодежи. Так почти 32% респондентов отметили свою готовность к участию в про-тестных акциях без уточнения их содержания, а еще 26,8% готовы оказать им поддержку. Не желают принимать участия в подобных действиях 27,1% респондентов.

В этой связи серьезной проблемой является определение содержания воспитания гражданина и патриота. Во многом, оно сегодня строится на опыте и идеях, наработанных за период существования Советского Союза. Так же в патриотическом воспитании используется опора на славные исторические военные победы, достижения в спорте и т.п. Безусловно, наработанный опыт часто успешен, позволяет получить зримые результаты, и мы не имеем права забывать и отказываться от культурно-исторического наследия своей страны. Все это должно присутствовать в патриотическом воспитании. Однако построение патриотического воспитания исключительно на эксплуатации образов героев войны и спорта, возрождение традиций и форм воспитания молодежи середины ХХ века в настоящее время может привести в тупик. Так сегодня патриотическое воспитание часто превращается в систему военно-спортивной подготовки, а дополнительные его составляющие вымываются. Из системы патриотического воспитания исчез простой человек, бескорыстно и от души делающий что-то во благо других людей, честно и добросовестно трудящийся, строящий семью, хорошо воспитывающий детей... Современный мир молодежи с каждым годом становится все жестче и прагматичнее, и отсутствие морально-нравственных образцов повседневного труда и поведения простых людей ставит под угрозу существование подобных качеств личности молодого человека. [6. с.24-31].

Уровень проводимых в настоящее время мероприятий гражданской и патриотической направленности оценивается молодежью в целом оптимистично. Наибольший интерес вызывают яркие шоу, публичные дела, крупные массовые мероприятия. При этом у молодежи отсутствует четкое понимание направленности части мероприятий, они не всегда видят их нужность и полезность. Обязательность участия в некоторых делах сводит на нет их положительное влияние. Молодежь чаще всего выступает пассивными участниками, при том, что у некоторой ее части (немногим более 25%) есть явное желание приложить свои силы и способности в реальной деятельности. Это может быть одной из причин широкой поддержки в молодежной среде проектов и программ, опирающихся на личную инициативу и самореализацию.

В целом, опираясь на приведенные выше данные, мы можем сформулировать некоторые выводы и рекомендации по состоянию и организации гражданского и патриотического воспитания молодежи.

В первую очередь мы отмечаем, что современная система воспитания гражданственности и патриотизма молодежи нуждается в научном обосновании.

И здесь необходимо определиться с основанием такого воспитания. На наш взгляд, именно воспитание гражданина, как личности и деятельного субъекта, обладающего развитыми патриотическими чувствами должно являться основанием и ориентиром в организации воспитания и реализации молодежной политики. Стратегию патриотического воспитания в молодежной среде целесообразно строить с опорой на гражданственность и формирование патриотической позиции личности в системе гражданско-патриотического воспитания. В настоящий момент гражданское воспитание молодежи сводится к изучению права в различных аспектах, что значительно ограничивает пространство гражданско-патриотической работы и размывает сущностную взаимосвязь понятий «гражданин» и «патриот».

Имеющийся в настоящее время недостаток инициативности молодых людей может быть компенсирован расширением поля деятельности и предоставлением возможностей для личностной самореализации. Стимулировать активность молодежи так же следует через увеличение индивидуальной поддержки в виде грантов, спонсорской помощи на реализацию общественно-значимых проектов (с одновременным облегчением доступа и отчетности), в том числе и проектов индивидуальных. В круг субъектов гражданско-патриотического воспитания необходимо активно включать простых людей, честных тружеников, благотворителей. Создавать положительный имидж человека труда вообще и человека, занимающегося активной общественно-полезной деятельностью, благотворительностью.

Мы считаем, что в настоящее время особенно важно продолжать развивать межведомственное взаимодействие, в том числе и через координационные советы, деятельность которых можно оценивать как достаточно эффективную и успешную. Активизация интернет-пространства в круге воспитания патриота и гражданина, через включение в него востребованных элементов (информационные сайты и рассылки, социальные сети, блогосферу, игры, перекрестные ссылки и т.п.) позволит задействовать дополнительные слои молодых граждан, а так же, хотя бы частично, компенсировать латентную инфантильность, выводя подобных интернет-пользователей в систему реального взаимодействия.

Представление же в виде конкретизированного плана действий данной системы требует соответствующего современного научно-методического обеспечения и кадрового сопровождения. Необходимо разрабатывать новые, инновационные подходы привлечения молодежи к организации и проведению мероприятий, разработке содержания и форм самих мероприятий, ориентируясь на более современные и востребованные в молодежной среде. Наиболее плодотворным здесь может оказаться сотрудничество с профильными научными организациями и молодежными общественными объединениями. И, если научные организации могут предоставить возможности для новационной деятельности и научно-методического обеспечения, то общественные организации обладают значительными ресурсами конструктивной, активно действующей молодежи.

Задействовать молодежь можно, только опираясь на интерес, сознательность, позитивную активность. Наиболее вероятно это сделать, с помощью

сформированной системы специальных занятий и мероприятий, комплектов информационно-методического обеспечения, которые можно использовать для гражданско-патриотического воспитания на различных ступенях и уровнях образования и молодежной политики в период как учебного года, так и вне его.

В целом, мы отмечаем, что в педагогике и в сфере молодежной политики накоплен значительный опыт воспитания гражданственности и патриотизма молодежи. Однако в связи с постоянными изменениями социальной реальности он может быть использован лишь частично.

Необходимо формировать новые подходы к организации воспитания в данном направлении. Одним из действенных подходов, возможно, будет являться разработка целостной программы (стратегии, системы, технологии) воспитания молодого человека основой которой будет являться формирование гражданственности, где патриотизм является неотъемлемой и важной частью данного процесса. В этом случае логично основываться на идентификации личности с культурой Родины, что и приведет к становлению настоящего Гражданина и Патриота. Одной из важнейших целей здесь выступают готовность к ответственной, осмысленной и плодотворной жизнедеятельности на благо Родины, в демократическом правовом государстве, гражданском обществе; к уважительному отношению к окружающему миру и личности в нем.

Именно с учетом названных условий, потребностей и интересов молодежи, при её конструктивном участии и должны формироваться эффективные модели и системы воспитания гражданственности и патриотизма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вавилина Н.Д., Малащенко Я.Ю. и др. Социальный мир молодежи. Новосибирск. 2012. Новосибирск, 2012 - 115с.

2. Левкина Е.В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе. Нижний Новгород: АГПИ, 2009. 23с.

3. Мальгин Е.Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования : автореф. Дис. ... канд. Пед. Наук. Барнаул : [б. и.], 2009. - 22 с.

4. Молодежь России. Социологический портрет: исследование института академии наук. - М., 2010.

5. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личного развития // Педагогика. - 2002. -№ 10. с.24-29.

6. Чельцов М.В., Чельцова М.Г. Отношение молодежи Новосибирской области и города Новосибирска к гражданственности и патриотизму // Сибирский педагогический журнал №6, 2012. с.24-31.

© М. В. Чельцов,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.