Научная статья на тему 'Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи'

Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATION (UPBRINGING) / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / YOUTH / YOUTH POLICIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

В статье формулируются основные идеи воспитания гражданственности личности. Основное внимание уделяется раскрытию различных подходов и вариантов критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи. Дается определение и структура критериев воспитанности личности в рассматриваемом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чельцов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEFINITION THE CRITERIA OF FORMATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM OF YOUTH

Here we formulate the main ideas of upbringing of civic consciousness of the individual. Focuses on disclosure of the different approaches and options for the criteria of formation of citizenship and patriotism of youth. The definition of the criteria and the structure of upbringing of the personality in this direction.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи»

УДК 37.0+316.3/.4

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

Михаил Владимирович Чельцов

Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, тел. (383)269-24-04, e-mail: [email protected].

В статье формулируются основные идеи воспитания гражданственности личности. Основное внимание уделяется раскрытию различных подходов и вариантов критериев сформи-рованности гражданственности и патриотизма молодежи. Дается определение и структура критериев воспитанности личности в рассматриваемом направлении.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм, молодежь, молодежная политика.

PROBLEMS OF DEFINITION THE CRITERIA OF FORMATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM OF YOUTH

Mikhail V. Cheltsov

Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Russia, Novosibirsk, 28 Viluiskaya St., a candidate in Pedagogics, assoc. prof. of department of theory and methodology of educational systems, tel. (383)269-24-04, e-mail: [email protected].

Here we formulate the main ideas of upbringing of civic consciousness of the individual. Focuses on disclosure of the different approaches and options for the criteria of formation of citizenship and patriotism of youth. The definition of the criteria and the structure of upbringing of the personality in this direction.

Key words: education (upbringing), citizenship, patriotism, youth, youth policies.

Сегодня в Российской Федерации действует Национальная доктрина образования, выдвигающая в качестве приоритетной задачи воспитания гражданина, а так же, что демонстрируют современные условия, и патриота. Обогащение понятия «гражданин» новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства. Главным же средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество молодежи и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Анализируя позитивные тенденции развития воспитания гражданской позиции личности (гражданственности и гражданско-патриотического воспитания), следует отметить, что основная его направленность характеризуется преодолением зацикленности на правовой сфере, обогащением содержания за счет общесоциального и духовно-патриотического компонентов.

Этот, на наш взгляд современный и наиболее актуальный подход к трактовке гражданского воспитания (воспитания гражданственности) перекликается

со взглядами таких отечественных мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, а также великих педагогов - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. И в то же время он практически поднимается до той духовной основы, которую вкладывали в гражданское воспитание К.Д. Ушинский, А.Н. Острогорский и другие выдающиеся ученые, олицетворявшие его с развитием у гражданина любви к своей Родине, осознания им своего национального достоинства [2; 3].

При этом одной из важнейших проблем остается проблема определения критериев воспитанности гражданственности и патриотизма личности.

В поздний советский период сложился достаточно цельный взгляд на определение воспитанности в виде интегрального подхода. Его суть в определении стержневых критериев воспитанности. В качестве критериев использовались показатели воспитанности как отношение молодого человека (школьника, подростка, студента и т.д.) к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова); активную жизненную позицию (Т. Н. Мальковская, Н. Ф. Родионова), направленность личности (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, 3. И. Васильева, А. В. Зосимовский и др.). Е. В. Бондаревская отстаивает критериально-уровневый подход, т. е. изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения. Реальные проявления этих компонентов рассматриваются ею как критерии нравственной воспитанности [7, с. 9-10].

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются, по нашему мнению, ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).

В этой связи необходимо выделить основную составляющую, показатель воспитания человека как гражданина. На наш взгляд главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

Понятие «критерий» определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки [3, с. 17-18].

Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит своего рода образцом, эталоном, выражает высший, наиболее совершенный уровень исследуемого яв-

ления, процесса, устанавливает степень его соответствия, приближения к норме, идеалу. Но для этого критерий должен быть достаточно развернутым, включать в себя определенные компоненты, единицы измерения, позволяющие как бы «замерять» грани действительности, сопоставляя их с нормой [3, с. 18].

Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы по воспитанию гражданственности и патриотизма может служить деятельность как процесс формирования чувств, соответствующих личностных качеств, проявляющихся в сознании, действиях, поступках и поведении личности, группы, категории граждан. При этом данные действия опираются на ценности, которые так же должны служить основой определения критериальных характеристик результативности воспитания. Отмечаем, что реальные действия и практические дела выступают критерием и реализованностью сознания (потребностей, интересов, мотивов, целей). Диалектикой соотношения этих двух наиболее важных компонентов - сознания и деятельности и обусловливаются установление основных критериев оценки результатов работы по воспитанию гражданственности и патриотизма.

Анализ исследований, в той или иной мере связанных с рассмотрением данной проблемы свидетельствует, что среди основных критериев, характеризующих результаты воспитания, в том числе работы по воспитанию гражданственности и патриотизма, выделяются: во-первых, критерий, в котором центральное место занимает сознание, включающее различные компоненты (знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.); во-вторых, деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих гражданскую направленность с патриотической составляющей и представляющих реальный вклад в достойное служение Родине в той или иной сфере жизнедеятельности общества и государства, в том числе и в выполнении гражданского долга перед Отечеством, выражающееся в зримых конечных результатах [3, с.19-20; 6, с.31-52].

В любом случае, для применяемых критериев и характеризующих их показателей важными являются релевантность и объективность. Это может быть достигнуто посредством формирования их содержания, которое будет в полной мере отражать все стороны реальной действительности. Так же необходимо, что бы используемые критерии обладали такими характеристиками как недвусмысленность, ясность, однозначность понимания.

Именно при таком подходе они могут быть надежным средством изучения, анализа и оценки результатов воспитания гражданственности и патриотизма.

Применительно к оценке патриотического воспитания граждан критерий -это совокупность признаков его основных характеристик, параметров, степень их выраженности или уровень развития. Выведение критериев в значительной степени основывается на анализе характерных черт, особенностей патриотического воспитания как эффективной деятельности, в которой реализуются

предъявляемые к ней требования. Чем полнее и всестороннее отражают критерии эти требования, тем более они объективны [3, с.31-52].

В этой связи, имея ввиду теоретическую сторону данного вопроса, следует отметить, что критерии должны соответствовать следующим методологическим требованиям:

- являться инструментом определения реальных результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

- обеспечивать соответствие оценки результатов работы по воспитанию гражданственности и патриотизма с его реальным состоянием;

объективно оценивать субъективную сторону деятельности по рассматриваемому воспитанию, то есть тех, на кого направлено воспитательное воздействие или система взаимодействия (личность, группа и т.д.).

Целостное понимание критериев работы по воспитанию гражданственности молодежи в их совокупности основывается на принципе единства сознания и деятельности. Этот принцип - интегрирующий в отношении основных критериев, которые объединяются в единую систему.

Что касается соотношения критериев и показателей, то необходимо отметить следующее. «Показатель» многими исследователями понимается как эмпирическое понятие (чаще статистическое), на основании которого судят о состоянии рассматриваемого объекта. В научной литературе встречается даже отождествление понятий «критерий» и «показатель». Все же большинство авторов считают, что критерии включают в себя показатели, которые концентрируют содержание критериев.

Таким образом, критерий есть некое универсальное по отношению как к частному, так и к общему. А каждый критерий - это совокупность определенных, отдельных показателей, которые отражают те или иные признаки, характеристики определенного вида деятельности. В данном случае работы по воспитанию гражданственности и патриотизма личности. Он так же включает в себя те количественно-качественные параметры, которые достигаются в процессе реализации деятельности и достижении результатов воспитания в данном направлении у конкретной личности, группы или категории граждан.

Считая, что гражданственность это качественная интегральная характеристика личности, где патриотизм является её неотъемлемой частью, мы определяем, что критериальные характеристики гражданской позиции формируются в процессе воспитательной деятельности. К ним мы относим следующие параметры:

- деловые и коммуникативно-адаптационные качества: компетентность, ответственность, творчество, гибкость, настойчивость, критичность в оценке достигнутого, продуктивность, общительность, милосердие, толерантность, эм-патия, правдивость;

устойчивость представлений и деятельности: успешность деятельности, удовлетворенность и длительность деятельности;

участие в системе жизнедеятельности организации (например учебного заведения - вуза): участие в массовых мероприятиях, работа в органах самоуправления и соуправления, деятельность в рамках творческих групп, проведение научных исследований, уровень успеваемости;

- участие и самореализация в жизни общества и государства: включенность в политическую жизнь общества, участие в деятельности общественных организаций, волонтерских групп, наличие/отсутствие собственной позиции, готовность к служению обществу.

В критериальных характеристиках гражданской позиции как личностном качестве считаю возможным выделить несколько компонентов, характеризующихся совокупностью знаний, умений и навыков:

Эмоциональный включает в себя такие качества как умение соотносить свое поведение с общепринятыми нормами, эмоционально «проживать» праздники, формирует эмпатию, как умение сопереживания и понимания чувств и эмоций другого человека, переживать сопричастность к истории своей страны, жизни общества и государства. Данный компонент опирается на переживания личности положительного эмоционального отношения к усвоенным знаниям, окружающему миру, краю, стране; проявления интереса, потребности расширить свой кругозор, стремлении участвовать в жизни общества и государства.

Мотивационный обеспечивает мотивационно-ценностное отношение молодого человека к родным и близким, другим людям, ориентируя его на гуманистические и общечеловеческие ценности. Он включает такие качества как миролюбие, стремление к справедливости, предполагает наличие ценностного отношения к Родине, опирается на общечеловеческие мотивы. Содержит комплекс нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Когнитивный формирует базовые знания, умения и навыки, которые закрепляются в практической деятельности молодого человека, способствует овладению представлениями и понятиями категорий гражданской позиции, выработке адекватных взглядов на факты общественной жизни государства и собственной обоснованной позиции. Данный компонент включает реализацию эмоционально прочувствованных и осознанных знаний категории гражданская позиция (гражданственность) в своей позиции, в том числе через умение отразить полученные знания в творческой деятельности.

Деятельностно-творческий позволяет в активной разнообразной деятельности реализовать полученные компетенции и соответствующие им знания, умения и навыки. Одно и то же задание молодые люди могут выполнять по-разному, внося в его исполнение собственное творчество и новаторство. В деятельности, творчестве и только через них лежат пути самореализации и самоактуализации молодого человека в жизни общества и государства.

Безусловно, указанное может изменяться в соответствии с действительным положением дел или позицией личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вавилина Н.Д., Малащенко Я.Ю. и др. Социальный мир молодежи. Новосибирск. 2012. Новосибирск, 2012 - 115 с.

2. Вырщиков А.Н., Лутовинов В.И., Пель В.С., Чельцов М.В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания российской молодежи: концептуальные и программно-организационные основы. Москва-Новосибирск: НИПКи-ПРО, 2008 - 296 с.

3. Критерии и основы методики оценки результатов по патриотическому воспитанию / ред. Ю.П. Квятковский, В.И. Лутовинов. М.: Армпресс, 2006. - 70 с.

4. Подласый И.П. Диагностика воспитанности // Педагогика. М.: Владос-Пресс, 2004. -

365с.

5. Ряписова А.Г. Педагогика. Ч.2 Новосибирск: ГОУ ВПО «НГПУ», 2007. URL: https://lib.nspu.ru/umk/1d5af45abe00d59c/2/index.html (дата обращения: 10.11.2014)

6. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции молодежи вуза в современных условиях. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 182 с.

7. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

© М. В. Чельцов, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.