Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ТИПЫ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ТИПЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1353
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
толерантность / критерии толерантности / структура толерантности / типы толерантности / функции толерантности / дискурс толерантности / СМИ. / tolerance / criteria of tolerance / structure of tolerance / types of tolerance / functions of tolerance / tolerance discourse / mass media.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биюмена А.А.

Рассматривается толерантность как необходимое условие диалога в обществе. Указаны критерии проявления толерантности, описаны ее измерения, определены структура, функции и типы толерантности. Подчеркивается роль медиадискурса в формировании толерантных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE: CRITERIA, STRUCTURE, FUNCTIONS, TYPES

Tolerance is considered as a necessary condition for dialogue in society. The paper determines criteria for tolerance manifestation as well as describes its constituents, structure, functions and types. The role of media discourse in the formation of tolerant attitudes is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ТИПЫ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ТИПЫ

Биюмена А.А.

Канд. филол. наук, доцент, Минский государственный лингвистический университет

TOLERANCE: CRITERIA, STRUCTURE, FUNCTIONS, TYPES

Biyumena A.

PhD. in Philology, Associate Professor, Minsk State Linguistic University

АННОТАЦИЯ

Рассматривается толерантность как необходимое условие диалога в обществе. Указаны критерии проявления толерантности, описаны ее измерения, определены структура, функции и типы толерантности. Подчеркивается роль медиадискурса в формировании толерантных установок.

ABSTRACT

Tolerance is considered as a necessary condition for dialogue in society. The paper determines criteria for tolerance manifestation as well as describes its constituents, structure, functions and types. The role of media discourse in the formation of tolerant attitudes is emphasized.

Ключевые слова: толерантность, критерии толерантности, структура толерантности, типы толерантности, функции толерантности, дискурс толерантности, СМИ.

Keywords: tolerance, criteria of tolerance, structure of tolerance, types of tolerance, functions of tolerance, tolerance discourse, mass media.

В современном мире, характеризующемся активными глобализационными процессами и тесными контактами между государствами и народами, особую роль играет понятие толерантности. Толерантность рассматривается как ведущий принцип взаимоотношений людей на любом уровне, необходимая предпосылка диалога, сотрудничества и взаимопонимания, способ предотвращения и разрешения конфликтов между различными социальными группами, как новая этическая доктрина, мировоззренческая и антропологическая парадигма.

Толерантность является многозначным понятием, в котором представители различных гуманитарных наук подчеркивают разные аспекты. Психологи Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова выделяют ряд критериев толерантности в обществе, важнейшими из которых выступают: равноправие как равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо другой группе; взаимоуважение членов группы и общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным уязвимым социальным группам; равные возможности для участия в политической жизни всех членов социума; сохранение культурной самобытности и языков национальных меньшинств, свобода вероисповедания; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем [1]. В дополнение к указанным критериям В. М. Золотухин определяет базовые методологические принципы проявления толерантности [2, с. 35], к которым он относит принципы взаимности, сочувствия, свободы слова,

мировоззренческого плюрализма, добровольного признания субъектами друг друга и принцип взаимной полезности.

Многие исследователи отмечают, что толерантность как характеристика человека с необходимостью включает в себя набор личностных качеств, главенствующее место среди которых занимают уважение, милосердие, великодушие, терпимость, снисходительность [3, с. 68; 4, с. 19]. Кроме этого, характеристиками толерантной личности могут выступать [5, с. 145-147]: гуманность (внимание к самобытному внутреннему миру человека, вера в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинств человека); рефлексивность (глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, их соотнесение с толерантными установками); свобода и ответственность; гибкость и уверенность в себе; самообладание, эмпатия и чувство юмора и др.

Будучи сложным и многомерным явлением, толерантность может рассматриваться в различных измерениях. Онтологическое измерение толерантности предполагает, что она является фундаментом совместного существования и взаимодействия членов социума. При рассмотрении в аксиологическом контексте она функционирует как универсальная базовая ценность, лежащая в основе жизни человека в обществе. С гносеологической точки зрения толерантность понимается как осознание и принятие человеком многомерности социальной действительности, вариативности ее восприятия и ограниченности и субъективности собственной картины мира [6].

Толерантность является системой взаимосвязанных индивидуально-личностных характеристик, в структуре которой выделяют следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, аксиологический (ценностный), деятельностный (поведенческий), рефлексивный, волевой [5, с. 143; 7, с. 30-31; 8, с. 13;]. Толерантность предполагает знания о других группах людей и системах взглядов, позитивное отношение к ним и признание их ценности и поведение индивида, демонстрирующее уважительное отношение к другому и стремление строить совместную деятельность на основе компромисса и диалога, отказ от навязывания ему своей точки зрения. Ценностный компонент толерантности эксплицируется в признании ценности человеческой жизни и достоинства, неприкосновенности каждой личности независимо от ее происхождения, в уважительном отношении к людям разных национальностей и вероисповеданий, в признании права на существование всего многообразия национальных культур и формировании ценностного отношения к разным социокультурным группам как жизненно важным объектам социальной действительности [9, с. 10; 10]. Поведенческий компонент включает поступки, направленные на установление контакта, совместную деятельность и избегание непродуктивных конфликтов с представителями различных групп в обществе, рефлексивный компонент позволяет человеку перестроить свои нетолерантные установки, а волевой компонент предполагает сформированность средств саморегуляции в ситуациях неопределенности [8, с. 13].

Как социокультурный феномен, толерантность выполняет ряд важных функций в обществе: гуманитарная (интегрирующая) функция означает формирование механизмов взаимопонимания и сотрудничества между различными группами, функции идентификации и социальной адаптации способствуют успешной социализации личности в социуме, аксиологическая функция нацелена на формирование в массовом сознании понимания значимости толерантных взаимоотношений, коммуникативная функция формирует продуктивный диалог и позитивные межгрупповые отношения, регулятивная функция направлена на налаживание отношений и регулирование взаимодействия между представителями групп [8, с. 13; 11, с.12; 12, с. 10].

Широким разнообразием отличаются способы типологизации толерантности. В. А. Лекторский делит все проявления толерантности на активную и пассивную и, на основании такого подхода, выделяет следующие ее разновидности [13, с. 49-54]:

1) безразличие - толерантность рассматривается как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как их наличие неважно в контексте общественных проблем;

2) невозможность взаимопонимания - толерантность выступает как уважение к другому, которого нельзя понять и с которым невозможно взаимодействовать;

3) снисхождение - толерантность понимается как снисхождение к слабости других;

4) расширение собственного опыта и критический диалог - толерантность предстает как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Очевидно, что из четырех представленных типов толерантности лишь последний отражает современные представления об этом феномене, поскольку в нем подчеркивается активное отношения индивида к объекту толерантности. Американский политолог М. Уолцер дополнил классификацию В. А. Лекторского, добавив в нее пятый тип - толерантность как смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира [14, с. 25].

Учитывая степень сформированности толерантности, выделяют следующие ее модели [15, с. 160-161]: 1) толерантность как индифферентность - безразличное отношение представителей различных культур к национальным картинам мира, языкам, ментальности друг друга; 2) толерантность как бытовая осведомленность - знание представителей одних социальных групп (преимущественно этнических) о других носит приблизительный характер, а его источником обычно являются художественные фильмы и книги; 3) толерантность как терпимость - предполагает достаточно полный арсенал знаний социальных групп друг о друге. Система ценностей собственной культуры представляется идеальной, а наличие других культур воспринимается как неизбежный результат разнообразия мира; 4) толерантность как принятие - подразумевает способность приобретать теоретический и практический межкультурный опыт, анализировать и вести разумный критический диалог; 5) толерантность как ассимиляция - имеющее пока виртуальную форму перспективное направление развития толерантных взаимоотношений между народами, исходящее из вызовов современной ситуации глобализации - формирование мультикультурного представителя мирового сообщества.

С точки зрения формирования толерантных установок по отношению к различным социально -демографическим группам выделяют такие типы толерантности как гендерная, возрастная, образовательная, межнациональная, расовая, религиозная, географическая (непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень или других регионов со стороны столичных жителей и наоборот), межклассовая, физиологическая (отношение к больным, инвалидам и т.д.), политическая, сексуально-ориентационная, маргинальная (толерантность по отношению к маргиналам - бомжам, нищим, наркоманам, заключенным и т. д.) [16].

По сферам проявления различают толерантность политическую (терпимость к людям других политических взглядов), научную (терпимость к другим точкам зрения в науке), педагогическую (терпимость к собственным детям и учащимся, умение понять и простить их недостатки), административную (умение руководить без нажима и агрессии), межэтническую (терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-

нравственные традиции), коммуникативную (отношение личности к людям, показывающее степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию) [5, с. 141-142].

Академик В. А. Тишков дифференцирует две сферы выражения толерантности: на психологическом уровне она представляет собой внутреннюю установку и отношение личности и коллектива, а на политическом - действие или осуществленную норму. В первом случае толерантность носит характер добровольного индивидуального выбора (она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт), а во втором случае она является активной позицией самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов [17, с. 315].

Ю. В. Клюев выделяет уровни проявления толерантности: личная толерантность; общественная толерантность, отраженная в морали, нравах, общественном сознании; государственная толерантность, которую отражают законодательство и политическая практика [18, с. 181]. Он также считает, что главным инструментом толерантности в обществе являются средства массовой коммуникации, а ее инициаторами и организаторами социального диалога должны выступать лидеры государства, заинтересованные в сохранении и укреплении власти [Там же, с. 188].

Толерантность - это феномен, который вошел в фокус общественного внимания сравнительно недавно, ведь в советский период в пространстве массовой коммуникации акцентировалось монолитное единство граждан страны, отсутствие существенных различий и разногласий между ними. Толерантность сегодня понимается как уважение к «другим», стремление наладить диалог и успешную совместную деятельность с ними на основе знания их культурных особенностей, взаимопонимания, взаимоуважения и совместной деятельности, а также на основе уважения к собственной культуре, ценностям, позиции. Утверждение установок толерантности предполагает их широкую поддержку в обществе, которая достигается, в том числе, с помощью средств массовой коммуникации. Дискурс толерантности в средствах массовой коммуникации вносит существенный вклад в формирование гармоничных отношений в социуме, определяя объекты толерантности и вырабатывая корректные номинации для них.

Литература

1. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 112 с.

2. Золотухин, В. М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дисс. ...д-ра филос. наук: 09.00.13 / В. М. Золотухин; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2004. - 44 с.

3. Гюлен, Ф. Диалог и толерантность / Ф. Гюлен. - Минск: Четыре четверти, 2011. - 359 с.

4. Сумина, Е. С. Толерантность: от феномена к лингвокультурному концепту: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е. С. Сумина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 21 с.

5. Машанов, А. А. Толерантность и межэтническая толерантность / А. А. Машанов // Современные вызовы и психологические ресурсы: колл. монограф.. - Ульяновск: Зебра, 2021. - С. 132-161.

6. Головатая, Л. В. Толерантность как проблема философии образования: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Л. В. Головатая; Став-ропол. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 22 с.

7. Касьянова, Е. И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Е. И. Касьянова, Н. И. Виноградова // Ученые записки Забайкальс. гос. ун-та. - 2014. - Т. 4 (57). - С. 28-34.

8. Кривцова, Е. В. Толерантность личности как фактор ее ценностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. В. Кривцова; Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2009. - 23 с.

9. Жданова, И. И. Толерантный газетный дискурс (на материале русскоязычной зарубежной прессы): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / И. И. Жданова; Балт. федер. ун-т им. И. -Мурманск, 2015. - 25 с.

10. Юдина, О. И. Аксиологический аспект этнической толерантности / О. И. Юдина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2 4. - С. 52-60.

11. Новикова, Т. В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Т. В. Новикова; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2006. - 25 с.

12. Степанова, Н. Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Н. Г. Степанова; Алтайс. гос. ун-т. - Барнаул, 2008. - 18 с.

13. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.

14. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер; пер. с англ. яз. И. Мюрнберг. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.

15. Добрикова, К. А. Культурологическая реализация моделей толерантности (на материале английского языка) / К. А. Добрикова // Вестник Че-ляб. гос. ун-та. - 2014. - № 7 (336). - С. 158-161.

16. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования / М. С. Мац-ковский // Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г. У, Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова. - С. 141-155.

17. Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.

A. Тишков. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

18. Клюев, Ю. В. Политический массмедиа-дискурс в демократическом развитии социума / Ю.

B. Клюев. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. - 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.