Научная статья на тему 'К вопросу о принципах и границах толерантности'

К вопросу о принципах и границах толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПОНИМАНИЕ / НЕТЕРПИМОСТИ / РАВНОПРАВИЕ / ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкин Н.В.

В статье рассматривается понятие толерантность, ее принципы и границы. Толерантность это такие общественные ценности как: равенство, взаимопонимание и милосердие. Толерантность не означает равнодушие и безразличие. Проблема границ толерантности связана с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом и равнодушием. Это липший раз подтверждает, что проблема толерантности одна из самых сложных и противоречивых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах и границах толерантности»

качества знаний подростка педагог в процессе обучения его предмету должен привести его к определенным результатам.

Фиксирование уровня знаний по информатике и ИКТ вновь поступившего подростка позволяет педагогу определить начальную точку, с которой следует начать изучение дисциплины с конкретным обучающимся. Как показывает практика, у 97 процентов подростков знания по предмету намного ниже требований программы класса, в котором они обучаются. Поэтому и учебный процесс является двухкомпонентным, так как наряду с освоением программы класса, в котором обучается подросток, организуется работа по восполнению пробелов в знаниях за предыдущие периоды обучения путем введения в учебный план пропедевтических курсов по обучению основам информатики и реализации программ дополнительного образования по курсу «Компьютерная графика».

Список литературы:

1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие / Л.А. Залогова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 212 с.

2. Москвина Е.В. Модель социальной реабилитации подростков с деви-антным поведением в учреждении закрытого типа / Е.В. Москвина // Образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 132-146.

3. Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / И.В. Муштавинская, О.Н. Крылова. - КАРО, 2013. - 144 с.

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ И ГРАНИЦАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ

© Кукушкин Н.В.*

Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники,

г. Борисоглебск

В статье рассматривается понятие толерантность, ее принципы и границы. Толерантность - это такие общественные ценности как: равенство, взаимопонимание и милосердие. Толерантность не означает равнодушие и безразличие. Проблема границ толерантности связана с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом и равнодушием. Это липший раз подтверждает, что проблема толерантности одна из самых сложных и противоречивых.

Ключевые слова: толерантность, границы толерантности, понимание, нетерпимости, равноправие, взаимоуважение, сотрудничество, солидарность.

* Заместитель директора по ВР, кандидат педагогических наук.

Последнее время много разговора о вреде толерантности, обвиняют ее в распущенности и вседозволенности. Но толерантность имеет свои принципы и границы. На примере Украины мы воочию можем наблюдать - к чему может привести отсутствие такого направления в воспитании школьников и студентов как толерантность, где рядом живущие люди не желают понимать друг друга.

Для того чтобы ответить на вопрос - является ли толерантность причиной равнодушия и отсутствия нравственности определенной части молодежи, рассмотрим вопросы принципов и границ толерантности.

«Терпимость как общечеловеческая ценность в ряду таких моральных требований, как свобода, равенство, милосердие, направлена на формирование ценностно-ориентационного единства, связанного с содержанием совместной общественной деятельности при многообразии мировоззренческих моделей, которые не боятся сравнения с Другими и не избегают духовной конкуренции» [1]. Принцип толерантности, который сформулировал Р. Дарендорф [2], подразумевает четкое осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости плодотворного согласия интересов, а следовательно, необходимости вырабатывать и реализовывать процедуры согласия.

Бетти Э. Риэрдон высказывается о желании помочь детям выработать в себе понимание трех фундаментальных принципов толерантности. «Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно; для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений» [3].

Валитова P.P. [4] сформулировала три принципа толерантности:

1) толерантность - это условная добродетель; ее применимость зависит от ответа на вопрос: по отношению к чему или кому следует быть толерантным?

2) отказ от монополии на знание истины в морали - это условие, при котором толерантность возможна, «неправильно с порога объявлять ошибочным мнение, отличное от нашего»; отстаивая свою точку зрения, мнение, мы должны быть толерантны в отношении мнения другого;

3) толерантность - это не конечная цель морального совершенствования межличностного общения, это - стартовая позиция на пути гуманного сосуществования; с толерантности следует начинать, «она есть средство преобразования ситуации взаимоотталкивания и неприятия, которое наблюдается в социальной жизни».

Анализируя принципы толерантности, сформулированные P.P. Валито-вой, заметим, что в основу первого принципа положен вопрос о границах

толерантности. Должны ли терпеть нетерпимое? - этот вопрос, по мнению М. Уолцера [5], является центральным и сложным. «Не все терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое: расистские акции, рабский труд детей, торговля человеческими органами и т.д. Однако можно привести много примеров, где границы толерантности размыты: эксперименты с человеческими эмбрионами, деторождение как бизнес матерей-доноров, опыты над животными» [6].

Вопрос о границах толерантности рассматривается многими исследователями данной проблемы [7]. Например, Платон сформулировал «парадокс терпимости»: неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимыми к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены [8]. Поппер П. заявлял, что «во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым». Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» [9]. Известно, что терпимость - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм нетерпимости [10].

Ряд исследователей [11] проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Это липший раз подтверждает, что проблема толерантности одна из самых сложных и противоречивых. Терпимость и безразличие - это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения -чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его «инаковость», которое побуждает к работе разум, уже потому, что мироощущение Другого иное, отличное от собственного. Такое понимание способствует расширению собственного опыта. Толерантность не пассивна, она активна. Она не означает отказ от собственных взглядов и убеждений. Толерантность свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости».

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни, группа, к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Как ви-

дим, это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, просто, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Фанатизм порождает насилие. Диапазон ее результатов достаточно широкий, Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, концентрационные лагеря, терроризм. Для более глубокого анализа проблемы обратимся к критериям толерантности и интолерантности (нетерпимости).

Выделяют следующие критерии толерантности:

- равноправие;

- взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

- свобода вероисповедания;

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- возможность следовать своим традициям;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений, отношений между полами.

По утверждению Г.У Солдатовой эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Данная модель характеризуется, с одной стороны, как разнообразные нравственные и религиозные убеждения, которых придерживаются различные группы внутри общества и, с другой стороны, - беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на право выражать свои убеждения.

Связь толерантности с позицией плюрализма рассматривается в исследованиях таких ученых как: В.М. Золотухин, В.А. Лекторский, В.А. Тишков, В.В. Шилин. Признание неизбежности и необходимости плюрализма взглядов, а значит, требование толерантности к инакомыслию - является отличительным принципом плюралистической культуры.

Как мы уже отмечали, позитивное понимание толерантности возможно лишь при уяснении проявления ее противоположности - интолерантности, или нетерпимости. Обратимся к критериям нетерпимости.

Солдатова Г.У разбирает случаи проявления нетерпимости:

- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

- игнорирования (отказа в признании, беседе);

- негативных стереотипов, предубеждения, предрассудков (составления обобщенного мнения о человеке, принадлежащему к иной культуре, полу, расе и т.п., как правило, на основе отрицательных характеристик);

- этноцентризма (понимания и оценки жизненных явлений через ценности и традиции собственной группы как лучшей по сравнению с другими группами, использования своей группы в качестве эталона);

- поиска врага (переноса вины за неблагополучие и социальные проблемы на другие группы);

- преследования, запугивания, угрозы;

- дискриминации по различным признакам;

- расизма (дискриминация представителей определенной расы на основе превосходства одной расы над другой);

- национализма (убеждения в превосходстве своей нации над другими, что своя нация имеет больше прав);

- эксплуатации (использования чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

- осквернения религиозных и культурных символов;

- религиозного преследования;

- изгнания, репрессии, уничтожения и геноцида;

- фашизма, империализма.

Знания критериев толерантности и интолерантности, ее принципов и границ позволяют определить основные направления формирования толерантности у учащихся в образовательном процессе. Они же позволят избежать равнодушие, насилие и такое ярчайшее зло как: национализм и фашизм.

Список литературы:

1. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбас. гос.тех.университет, 1999. - 63 с.

2. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. - N.Y, 1956. -224 c.

3. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Бетти Э. Ри-эрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 224 с.

4. Валитова P.P. Толерантность порок или добродетель [Текст] / P.P. Ва-литова // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. - 1996. - № 1. -С. 33-37.

5. Уолцер М. О толерантности [Текст] / М. Уолцер / А.Д. Урсул: пер. с англ. - М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.

6. Валитова P.P. Толерантность порок или добродетель [Текст] / P.P. Валитова // Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. - 1996. - № 1. -С. 21-35.

7. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия и средство спасения? [Текст] / Л.В. Скворцов // Октябрь. - 1997. - № 3. - С. 138-155.

8. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость) [Текст] / В.В. Шалин. - Краснодар: Периодика Кубани, 2000. -256 с.

9. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 329 с.

10. Тойнби А.Дж. Постижение истории [Текст] / А.Дж.Тойнби. - М., 1991. - С. 256-274.

11. Солдатова Г.У Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г.У Сол-датова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000. - С. 177-239.

12. Солдатова Г.У Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000. - С. 177-239.

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ

© Кумратов А.В.*, Цветкова М.А.

Ставропольское президентское кадетское училище, г. Ставрополь

Неформальное образование является одним из важнейших элементов образовательной системы России. Однако в научной литературе данный термин чаще используется по отношению к послевузовскому образованию, повышению квалификации. В данном исследовании особое внимание уделено неформальному образованию учащейся молодежи, автор обращает внимание на роль неформального образования в процессе социализации и становления личности. Основное внимание в работе автор акцентирует на социально-педагогических условиях эффективного взаимодействия педагогов с организациями неформального образования. Такой взгляд будет интересен специалистам в области дополнительного образования, педагогам, психологам, воспитателям. Результаты исследования расширяют знания о неформальном образовании и способах взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Ключевые слова неформальное образование, социализация молодежи, дополнительное образование, неформальные организации.

Современный этап развития системы российского образования определяется новыми требованиями к формированию внутреннего мира личности в целях преодоления негативных социальных явлений и повышения человеческого потенциала страны. Отвечая на поставленные задачи, учитывая возрастающие потребности общества и человека, современный педагог должен

* Воспитатель учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.