Интернет-журнал "Науковедение" №4 2011г. http://www.naukovedenie.ru/
А.Г. Иркаев, аспирант Кафедры философии и мировоззренческой безопасности НОУ ВПО ИГУПИТ E-mail: 123-g@mail.ru
Толерантность, как мировоззренческая устойчивость
Tolerance, as worldview stability
Аннотация. Понимание толерантности - важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.
Ключевые слова. Толерантность.
The Abstract. Understanding tolerancy - an important step in overcoming prevailing in mass consciousness of the beliefs about tolerancy as tolerances that is a substitution of the complex public phenomena, what objective appears толерантность simple translation of the word "tolerancy" with latin (tolerantia) as patience.
The Keywords. Tolera^y.
Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось рядом явлений, характеризующих неустойчивость современной цивилизации. Речь, прежде всего, идет о радикализации настроений, усилении экстремизма, крайние формы которого провоцируют терроризм.
В условиях современного российского общества обращает на себя внимание проблема преодоления ксенофобии как проявления экстремизма в межнациональных отношениях. В этой связи возрастает потребность в формировании эффективной стратегии в данной животрепещущей для многонационального российского общества сфере, с учетом сегодняшних мировых и отечественных процессов и вызовов, а также накопленного опыта поиска оптимальных решений в конце 90-х годов и в последующем десятилетии.
В свете данных факторов наиболее конструктивным представляется социальномировоззренческий подход к профилактике, нейтрализации и преодолению ксенофобских проявлений, обладающий возможностями снижения уровня радикализации массового сознания, укрепления в обществе гражданского мира и согласия. При этом в качестве методологического и содержательного фундамента определяется толерантность как социокультурный универсальный феномен, комплексная характеристика которого дается в Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году.
В этой связи важна сегодня тема - толерантность, как фактор противодействия ксенофобии, который должен представлять собой теоретико-технологическую и
концептуально-методологическую части, нацеленные на непосредственную включенность в реальную действительность.
Здесь можно выделить следующие актуальные акценты: 1. «Толерантность -
социокультурный фактор противодействия ксенофобии как проявлению экстремизма, преодоления мировоззренческой неустойчивости личности, общества, цивилизации»; 2. «Мирокультурная практика формирования установок толерантного сознания: опыт
взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества»; 3. «Пути решения проблем формирования толерантности в системе образования: дошкольные учреждения, школы, вузы; 4. «Толерантность как необходимая компонента культурной социализации
кадрового потенциала современного российского общества»; 5. «Толерантность в структуре мировоззренческой культуры россиян: гуманитарные технологии профилактики,
нейтрализации и преодоления ксенофобии, решения проблем мировоззренческой устойчивости населении»; 6. «От культуры войны - к культуре мира: опыт, проблемы, перспективы формирования массового толерантного сознания»; 7. «Роль толерантности в преодолении экстремизма как фактор междунарподного гуманитарного сотрудничества».
По существу речь идет о главном понятии - толерантности - социальном факторе, играющем важную роль в современных отечественных и мировых процессах в связи глобализацией экстремизма, провоцирующего терроризм.
Итак, среди характеристик современной цивилизации - её углубляющаяся мировоззренческая неустойчивость. Это проявляется в радикализации настроений, росте экстремизма, глобализации террористической деятельности. Если данные явления не будут преодолеваться, мировое сообщество ждут непредсказуемые последствия.
В этой связи большую актуальность представляет такой социальный феномен как «толерантность», способствующий формированию мировоззренческой устойчивости, что делает поведение человека в обществе устойчивым, то есть лишенным проявлений экстремизма, вандализма, насилия.
Декларацией принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 16 ноября 1995г.) дается следующее определение понятия толерантности: « Толерантность означает уважение, признание и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира».1
Данное понимание толерантности - важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.
В этой связи большой интерес представляет социально-философская трактовка толерантности, которую дает такое направление социальной философии как воззренология. Здесь это понятие предстает как система ценностей, система воззрений, включающая убеждения, идеалы и принципы, в основе которых - стремление к взаимопониманию, взаимоуважению, взаимосогласию и ненасилию для неконфликтного достижения мира в интересах устойчивого развития.2
Особое значение в продвижении идеи и практики толерантности в жизнедеятельность российского общества сыграла утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации (от 25 августа 2001г. №629) Федеральная целевая программа «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 годы)».
Осмысляя значимость данной программы для толерантной проблематики, отметим инновационную трактовку ее программной цели. В паспорте программы она определена следующим образом: «Формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп».3 При этом речь идет о противодействии экстремизму (во всех его проявлениях!) и снижению социальнопсихологической напряженности в обществе.
Налицо - важный шаг в развитии идеи толерантности, изложенной в принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности. Этот шаг заключается в универсализации подхода к толерантной проблематике через введения понятия устойчивость (устойчивое развитие). Речь идет, как уже подчеркивалось, о формировании установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения.
Дальнейшее углубление данный подход получил в утверждённой Правительством Москвы (19 ноября 2002 года .№955-1111) Среднесрочной Городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)».
С одной стороны, в целеположении данной программы была провозглашена устойчивость поведения как результат установок толерантного сознания , с другой - в программный понятийный аппарат вводится мировоззренческий фактор. Так в постановлении Правительства Москвы об утверждении программы подчёркивается необходимость формирования устойчивого мировоззрения5.
Особый социально-философский интерес в этой связи представляет выполненная Московским центром глобальных мирокультурных стратегий (МЦГМС) теоретическая часть программного документа (содержание программы). В развитии целепологающей установки на устойчивость, провозглашенной Федеральной целевой программой толерантности, Московская целевая программа толерантности разрабатывает концепцию толерантности как мировоззренческой устойчивости.
Впервые актуальная проблематика, заявленная в Декларации ЮНЕСКО о принципах толерантности и развитая в соответствующей российской Федеральной программе, обретает в московской мегаполисной программе функционально-универсальный характер. Здесь в понимании толерантности выделяют два кардинальных социально-философских понятия -«устойчивость» и «мировоззрение».
Проиллюстрируем данный вывод выдержками из раздела «Содержание программы». Среди них: «неэкстремизм как мировоззренческая устойчивость»; «такие новые проблемы устойчивого развития как мировоззренческое противодействие экстремизму»; «толерантность, как устойчивость поведения - результат внутренней мировоззренческой устойчивости человека»; «толерантность - мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе»; «принцип внутренней устойчивости личности,
о. «^6
защищающий её от экстремистских проявлений» .
Конечно же, толерантность не сводиться лишь к мировоззренческой устойчивости, она есть сложный социальный феномен, включающий широкую гамму отношений личности с окружающим миром, с самим собой, с другими людьми. Фундаментальная роль здесь мировоззренческой устойчивости заключается в том, что она выступает внутренней точкой опоры, оберегающей личность от экстремистских проявлений.
В подтверждение сложности толерантной проблемы сошлемся на высказывания А.Г. Асмолова - научного руководителя Федеральной целевой программы толерантности (2001 -2005 годы): «Что такое толерантность? Когда вы встречаете иного, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете ценность инаковости. И это не только в политике». А вот такой важный момент: «Толерантность как норма совместимости в мире разнообразия». И, наконец, еще один принципиальный штрих: «Идеология и философия толерантности выступают как нить Ариадны, которая помогает нам быть толерантными не в Декларациях, но
7
и в наших с вами личных и социальных действиях» .
Приведенные суждения, с одной стороны, свидетельствуют о широкой связи толерантности с многообразием окружающего нас мира, с другой стороны - об актуальности формулирования универсального принципа, обеспечивающего толерантное поведение личности, её толерантное отношение к окружающему социальному миру.
Таким универсальным принципом толерантности является мировоззренческая устойчивость личности, что способствует формированию и реализации эффективных мер утверждения в обществе установок толерантности.
Важная роль в этом принадлежит российской Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая в толерантную проблематику вводит универсальное понятие «устойчивость».
Углубление данного подхода в Московской программе толерантности (2002-2004 годы) через введение понятия «мировоззренческая устойчивость» предопределило дальнейшее совершенствование толерантности, что нашло отражение в создании новой гуманитарной дисциплины, именуемой «воззренология», всецело нацеленной на достижение личностью своей мировоззренческой устойчивости и представляющей собой систему коммуникационно-мировоззренческих технологий, в основе которых - возможности человеческого разума, мыслительной деятельности личности, рационального понимания мира и себя в нем.
Таким образом, толерантность, как актуальная проблема современности требует постоянного осмысления, расширения диапазонов ее понимания и реализации в повседневную социальную действительность. В этой связи важно выделение роли в данных процессах российской Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Нужна в этой связи программа первоочередных и долгосрочных мероприятий и конкретных предложений по ранее представленным тематическим направлениям, сформулированная как: «Комплексная программа долгосрочных и первоочередных
мероприятий по профилактике, нейтрализации и преодолению проявлений ксенофобии в российском обществе через утверждение в сознании населения принципов толерантности».
Ключевые слова такой программы: «толерантность», «ксенофобия», «культура мира», «экстремизм», «радикализм», «межнациональные отношения», «социальная устойчивость», «мировоззренческая культура», «гражданский мир», «мировоззренческая неустойчивость», «толерантное сознание», «гуманитарные технологии», «культурная социализация»,
«принципы толерантности».
Акцент делается на анализ подходов к понятию «толерантность» в связи с десятилетием Федеральной целевой программы «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». В развитие дефиниции толерантности, данной в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО) в
данной программе дается устойчивистская интерпретация осмысляемого понятия, которая имеет свое дальнейшее развитие в столичной Среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)». В результате предпринятых концептуально-научных шагов, в своем развитом виде феномен толерантности предстает как мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декларация принципов толерантности / Москва: Да - толерантности! Нет -экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с. 15.
2. Воззренология : Словарь - глоссарий для студентов / Ю. Бокань [и др.]; ИГУПИТ. - М.: Наталис, 2009. с.310-311.
3. Паспорт Федеральной целевой программы « Формирование установок
толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)
/ Москва: Да - толерантности! Нет - экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с.63.
4. Среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактики экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» / МЦГМС. М.: Издательский дом «Грааль», 2002. с.4.
5. Там же, с.2.
6. Там же, с. 10,15,17.
7. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? /Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Выпуск 5. М., 2003. с.4-10.