Научная статья на тему 'Толерантность, как мировоззренческая устойчивость'

Толерантность, как мировоззренческая устойчивость Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANСУ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иркаев А. Г.

Понимание толерантности важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding tolerancy an important step in overcoming prevailing in mass consciousness of the beliefs about tolerancy as tolerances that is a substitution of the complex public phenomena, what objective appears толерантность simple translation of the word "tolerancy" with latin (tolerantia) as patience.

Текст научной работы на тему «Толерантность, как мировоззренческая устойчивость»

Интернет-журнал "Науковедение" №4 2011г. http://www.naukovedenie.ru/

А.Г. Иркаев, аспирант Кафедры философии и мировоззренческой безопасности НОУ ВПО ИГУПИТ E-mail: 123-g@mail.ru

Толерантность, как мировоззренческая устойчивость

Tolerance, as worldview stability

Аннотация. Понимание толерантности - важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.

Ключевые слова. Толерантность.

The Abstract. Understanding tolerancy - an important step in overcoming prevailing in mass consciousness of the beliefs about tolerancy as tolerances that is a substitution of the complex public phenomena, what objective appears толерантность simple translation of the word "tolerancy" with latin (tolerantia) as patience.

The Keywords. Tolera^y.

Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось рядом явлений, характеризующих неустойчивость современной цивилизации. Речь, прежде всего, идет о радикализации настроений, усилении экстремизма, крайние формы которого провоцируют терроризм.

В условиях современного российского общества обращает на себя внимание проблема преодоления ксенофобии как проявления экстремизма в межнациональных отношениях. В этой связи возрастает потребность в формировании эффективной стратегии в данной животрепещущей для многонационального российского общества сфере, с учетом сегодняшних мировых и отечественных процессов и вызовов, а также накопленного опыта поиска оптимальных решений в конце 90-х годов и в последующем десятилетии.

В свете данных факторов наиболее конструктивным представляется социальномировоззренческий подход к профилактике, нейтрализации и преодолению ксенофобских проявлений, обладающий возможностями снижения уровня радикализации массового сознания, укрепления в обществе гражданского мира и согласия. При этом в качестве методологического и содержательного фундамента определяется толерантность как социокультурный универсальный феномен, комплексная характеристика которого дается в Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году.

В этой связи важна сегодня тема - толерантность, как фактор противодействия ксенофобии, который должен представлять собой теоретико-технологическую и

концептуально-методологическую части, нацеленные на непосредственную включенность в реальную действительность.

Здесь можно выделить следующие актуальные акценты: 1. «Толерантность -

социокультурный фактор противодействия ксенофобии как проявлению экстремизма, преодоления мировоззренческой неустойчивости личности, общества, цивилизации»; 2. «Мирокультурная практика формирования установок толерантного сознания: опыт

взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества»; 3. «Пути решения проблем формирования толерантности в системе образования: дошкольные учреждения, школы, вузы; 4. «Толерантность как необходимая компонента культурной социализации

кадрового потенциала современного российского общества»; 5. «Толерантность в структуре мировоззренческой культуры россиян: гуманитарные технологии профилактики,

нейтрализации и преодоления ксенофобии, решения проблем мировоззренческой устойчивости населении»; 6. «От культуры войны - к культуре мира: опыт, проблемы, перспективы формирования массового толерантного сознания»; 7. «Роль толерантности в преодолении экстремизма как фактор междунарподного гуманитарного сотрудничества».

По существу речь идет о главном понятии - толерантности - социальном факторе, играющем важную роль в современных отечественных и мировых процессах в связи глобализацией экстремизма, провоцирующего терроризм.

Итак, среди характеристик современной цивилизации - её углубляющаяся мировоззренческая неустойчивость. Это проявляется в радикализации настроений, росте экстремизма, глобализации террористической деятельности. Если данные явления не будут преодолеваться, мировое сообщество ждут непредсказуемые последствия.

В этой связи большую актуальность представляет такой социальный феномен как «толерантность», способствующий формированию мировоззренческой устойчивости, что делает поведение человека в обществе устойчивым, то есть лишенным проявлений экстремизма, вандализма, насилия.

Декларацией принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 16 ноября 1995г.) дается следующее определение понятия толерантности: « Толерантность означает уважение, признание и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира».1

Данное понимание толерантности - важный шаг в преодолении бытующих в массовом сознании представлений о толерантности как терпимости, что является подменой сложного общественного явления, каким объективно предстает толерантность простым переводом слова «толерантность» с латинского (tolerantia) как терпение.

В этой связи большой интерес представляет социально-философская трактовка толерантности, которую дает такое направление социальной философии как воззренология. Здесь это понятие предстает как система ценностей, система воззрений, включающая убеждения, идеалы и принципы, в основе которых - стремление к взаимопониманию, взаимоуважению, взаимосогласию и ненасилию для неконфликтного достижения мира в интересах устойчивого развития.2

Особое значение в продвижении идеи и практики толерантности в жизнедеятельность российского общества сыграла утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации (от 25 августа 2001г. №629) Федеральная целевая программа «Формирование

установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 годы)».

Осмысляя значимость данной программы для толерантной проблематики, отметим инновационную трактовку ее программной цели. В паспорте программы она определена следующим образом: «Формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп».3 При этом речь идет о противодействии экстремизму (во всех его проявлениях!) и снижению социальнопсихологической напряженности в обществе.

Налицо - важный шаг в развитии идеи толерантности, изложенной в принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности. Этот шаг заключается в универсализации подхода к толерантной проблематике через введения понятия устойчивость (устойчивое развитие). Речь идет, как уже подчеркивалось, о формировании установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения.

Дальнейшее углубление данный подход получил в утверждённой Правительством Москвы (19 ноября 2002 года .№955-1111) Среднесрочной Городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)».

С одной стороны, в целеположении данной программы была провозглашена устойчивость поведения как результат установок толерантного сознания , с другой - в программный понятийный аппарат вводится мировоззренческий фактор. Так в постановлении Правительства Москвы об утверждении программы подчёркивается необходимость формирования устойчивого мировоззрения5.

Особый социально-философский интерес в этой связи представляет выполненная Московским центром глобальных мирокультурных стратегий (МЦГМС) теоретическая часть программного документа (содержание программы). В развитии целепологающей установки на устойчивость, провозглашенной Федеральной целевой программой толерантности, Московская целевая программа толерантности разрабатывает концепцию толерантности как мировоззренческой устойчивости.

Впервые актуальная проблематика, заявленная в Декларации ЮНЕСКО о принципах толерантности и развитая в соответствующей российской Федеральной программе, обретает в московской мегаполисной программе функционально-универсальный характер. Здесь в понимании толерантности выделяют два кардинальных социально-философских понятия -«устойчивость» и «мировоззрение».

Проиллюстрируем данный вывод выдержками из раздела «Содержание программы». Среди них: «неэкстремизм как мировоззренческая устойчивость»; «такие новые проблемы устойчивого развития как мировоззренческое противодействие экстремизму»; «толерантность, как устойчивость поведения - результат внутренней мировоззренческой устойчивости человека»; «толерантность - мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе»; «принцип внутренней устойчивости личности,

о. «^6

защищающий её от экстремистских проявлений» .

Конечно же, толерантность не сводиться лишь к мировоззренческой устойчивости, она есть сложный социальный феномен, включающий широкую гамму отношений личности с окружающим миром, с самим собой, с другими людьми. Фундаментальная роль здесь мировоззренческой устойчивости заключается в том, что она выступает внутренней точкой опоры, оберегающей личность от экстремистских проявлений.

В подтверждение сложности толерантной проблемы сошлемся на высказывания А.Г. Асмолова - научного руководителя Федеральной целевой программы толерантности (2001 -2005 годы): «Что такое толерантность? Когда вы встречаете иного, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете ценность инаковости. И это не только в политике». А вот такой важный момент: «Толерантность как норма совместимости в мире разнообразия». И, наконец, еще один принципиальный штрих: «Идеология и философия толерантности выступают как нить Ариадны, которая помогает нам быть толерантными не в Декларациях, но

7

и в наших с вами личных и социальных действиях» .

Приведенные суждения, с одной стороны, свидетельствуют о широкой связи толерантности с многообразием окружающего нас мира, с другой стороны - об актуальности формулирования универсального принципа, обеспечивающего толерантное поведение личности, её толерантное отношение к окружающему социальному миру.

Таким универсальным принципом толерантности является мировоззренческая устойчивость личности, что способствует формированию и реализации эффективных мер утверждения в обществе установок толерантности.

Важная роль в этом принадлежит российской Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая в толерантную проблематику вводит универсальное понятие «устойчивость».

Углубление данного подхода в Московской программе толерантности (2002-2004 годы) через введение понятия «мировоззренческая устойчивость» предопределило дальнейшее совершенствование толерантности, что нашло отражение в создании новой гуманитарной дисциплины, именуемой «воззренология», всецело нацеленной на достижение личностью своей мировоззренческой устойчивости и представляющей собой систему коммуникационно-мировоззренческих технологий, в основе которых - возможности человеческого разума, мыслительной деятельности личности, рационального понимания мира и себя в нем.

Таким образом, толерантность, как актуальная проблема современности требует постоянного осмысления, расширения диапазонов ее понимания и реализации в повседневную социальную действительность. В этой связи важно выделение роли в данных процессах российской Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Нужна в этой связи программа первоочередных и долгосрочных мероприятий и конкретных предложений по ранее представленным тематическим направлениям, сформулированная как: «Комплексная программа долгосрочных и первоочередных

мероприятий по профилактике, нейтрализации и преодолению проявлений ксенофобии в российском обществе через утверждение в сознании населения принципов толерантности».

Ключевые слова такой программы: «толерантность», «ксенофобия», «культура мира», «экстремизм», «радикализм», «межнациональные отношения», «социальная устойчивость», «мировоззренческая культура», «гражданский мир», «мировоззренческая неустойчивость», «толерантное сознание», «гуманитарные технологии», «культурная социализация»,

«принципы толерантности».

Акцент делается на анализ подходов к понятию «толерантность» в связи с десятилетием Федеральной целевой программы «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». В развитие дефиниции толерантности, данной в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО) в

данной программе дается устойчивистская интерпретация осмысляемого понятия, которая имеет свое дальнейшее развитие в столичной Среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)». В результате предпринятых концептуально-научных шагов, в своем развитом виде феномен толерантности предстает как мировоззренческая устойчивость, определяющая поведение личности в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декларация принципов толерантности / Москва: Да - толерантности! Нет -экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с. 15.

2. Воззренология : Словарь - глоссарий для студентов / Ю. Бокань [и др.]; ИГУПИТ. - М.: Наталис, 2009. с.310-311.

3. Паспорт Федеральной целевой программы « Формирование установок

толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)

/ Москва: Да - толерантности! Нет - экстремизму!: Сборник документов и материалов / МЦГМС. М., 2002. с.63.

4. Среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактики экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» / МЦГМС. М.: Издательский дом «Грааль», 2002. с.4.

5. Там же, с.2.

6. Там же, с. 10,15,17.

7. Асмолов А.Г. Формирование установок толерантного сознания: что могут СМИ? /Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Выпуск 5. М., 2003. с.4-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.