Научная статья на тему 'К проблеме толерантности психологов'

К проблеме толерантности психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1640
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / СДЕРЖАННОСТЬ / TOLERANCE / INTOLERANCE / RESTRAINT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Елена Борисовна

В статье раскрывается междисциплинарный подход к проблеме толерантности. Рассматривается сущность ее понимания в социальных и гуманитарных науках, а также в психологии. Анализируются признаки толерантности психолога-консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an interdisciplinary approach to the problem of tolerance. Its essence and understanding in social and human sciences as well as in psychology are reviewed by the author. Attention is also given to the features of tolerance of a clinical psychologist.

Текст научной работы на тему «К проблеме толерантности психологов»

Е.Б. Пучкова

К проблеме толерантности психологов

В статье раскрывается междисциплинарный подход к проблеме толерантности. Рассматривается сущность ее понимания в социальных и гуманитарных науках, а также в психологии. Анализируются признаки толерантности психоло-га-консультанта.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, сдержанность.

Проблема толерантности в последние десятилетия стала одной из наиболее актуальных в политике, философских, педагогических и других гу манитарных исследованиях. На ее значимость указывают многие официальные государственные декларации и документы.

Декларация принципов толерантности подписана 16 ноября 1995 года и принята государствами - членами ЮНЕСКО, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [6]. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности: «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». В 2000-2008 гг. под руководством В.В. Путина как Президента России была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Она направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе антисемитизма в гражданском обществе.

В системе профессионального образования в современной России разработана и реализована целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2000-2005 годы». В ней говорится об использовании «в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов».

На сегодняшний день существует широкий спектр понимания этого термина в языковой практике и науке.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia - терпение, англ. tolerance, toleration, нем. toleranz, фран. tolerance [9]. В русской культуре понятие «толерантность» обычно соотносят с понятием «терпимость» и рассматривают их как синонимы. В «Толковом словаре русского языка» В. Даля [5] обращает на себя внимание многозначность слова «терпимость», которое имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Подобное можно встретить и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [11] «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» [9]. Тогда в самом широком смысле толерантность - это способность терпеть людей, отличающихся от нас в каком-либо отношении. Терпимость и, соответственно, толерантность рассматривается в данном случае как определенно положительные качества личности, очень близкие к сдержанности, которая, в свою очередь,

Педагогика и психология

Проблемы психологии управления

соотносится со склонностью не обострять отношения с другими людьми. Разумеется, при этом имеется в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, убеждениям.

В политической литературе в связи с проблемами религии, культуры, морали этот термин чаще рассматривают применительно к ситуациям, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Толерантность здесь подразумевает возможность преследовать (наказывать), но содержит сознательное решение не делать этого. В этом ключе она приравнивается к «ненасильственному поведению».

В философских и социальных науках термин «толерантность» используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия, а интолеран-тность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к жесткому единообразию. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, здесь толерантность - свобода инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, - близка к понятиям милосердия и снисхождения.

В педагогических исследованиях толерантность чаще рассматривается как качество (умение, способ поведения) ученика, которое можно формировать различными способами. И здесь большая часть исследований проводится в русле изучения способа ее формирования как качества личности, позволяющего успешно функционировать в обществе вообще, безотносительно к конкретным сферам деятельности.

В психологической науке проблеме толерантности уделяется внимание в течение последнего десятилетия. В качестве основополагающей характеристики эффективного функционирования толерантности как личностной черты рассматриваются:

- идентичность (Р. Фогельсон, Э. Эриксон, В.А. Лекторский и др.);

- уважение к другим (И. Дзялошинский, Г. Шеламова, Т. Загоруля и др.);

- активная жизненная позиция (в противовес пониманию толерантности как терпимости, выражаемой как «непротивление злу насилием») (А. Асмолов);

- межличностный диалог как особый способ взаимодействия (С. Братченко);

- отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию (О. Батурина);

- креативность (Н. Бахорева, С. Бондырева, Д. Колесов, Г. Солдатова). Рассматривая предлагаемые характеристики применительно к специалистам широкого профиля, хотелось бы проанализировать соотношение понятия толерантность с профессионально важными качествами (ПВК) психологов, т.к. эта профессиональная группа, на наш взгляд, наиболее часто и эффективно должна проявлять рассматриваемое качество. Для этого обратим внимание на обобщенный список профессиональных черт эффективных психологов-консультантов, предложенный в работах отечественных исследователей Г.С. Абрамовой, Н.А. Аминова, Ю.Е. Алешиной, Р. Кочюнаса, Н.Н. Обозова, ограничившись наиболее повторяемыми чертами. Также для анализа хотелось бы предложить разделение толерантности на уровни: а) наивысший, т. е. без проявления этой характеристики толерантность как таковая не может состояться; б) средний - как желательное качество, дополняющее эффективность первичного качества (см. таблицу).

№ ПВК эффективных психологов-консультантов Проявление толерантности

1 Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту наивысший

2 Ориентация на нормы и ценности клиента наивысший

3 Запрет давать советы средний

4 Анонимность консультации (профессиональная тайна) средний

5 Разграничение личных и профессиональных отношений средний

6 Аутентичность как искренность чувств наивысший

7 Открытость собственному опыту наивысший

8 Идентичность наивысший

9 Принятие личной ответственности средний

10 Глубина отношений с клиентом как оценка без навешивания ярлыков наивысший

11 Постановка реалистичных целей консультирования средний

12 Эмпатия по отношению к клиенту наивысший

13 Эмоциональная сдержанность и терпимость наивысший

14 Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью), т.е. способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков средний

15 Поддержание общей культуры поведения наивысший

Педагогика и психология

Проблемы психологии управления

Психолог должен быть готов к профессиональной деятельности в современных условиях, когда в России растет число людей, имеющих различные, а скорее даже непривычные для специалиста особенности мировоззрения, поведения, общения. Эта его компетенция должна быть сформирована в полном объеме еще в процессе профессионального образования, тем более что и межличностное общение в группе также требует от молодого специалиста толерантности.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2000.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2004.

3. Батурина О.С., Корниенко А.Ф. Отражение понятия «толерантность» в сознании студенческой молодежи // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции 29 июня - 1 июля 2007 г. Самара, 2007. С. 354-356.

4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 104-117.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. СПб., 1991-1994.

6. Декларация принципов толерантности // http://school-sector.relam.ru/prava/ 7акопу/ Ыегапсе/т(1ех^1т.

7. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М., 2005.

8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.

9. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2007.

10. Толерантность / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004.

11. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.