Научная статья на тему 'Толерантная рефлексия в переговорном процессе как акте межкультурного взаимодействия'

Толерантная рефлексия в переговорном процессе как акте межкультурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ПЕРЕГОВОРЫ / NEGOTIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорян Тельман Гарикович, Ломтева Татьяна Николаевна

Межкультурная коммуникация становится стилем жизни, переговорный процесс является средством общения между людьми, предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Показано, что изучение проблем толерантности в переговорном процессе имеет теоретическую и практическую значимость, так как такие исследования помогают усовершенствовать методики преодоления, вербальной злости, соблюдение делового этикета и технологии действенного ведения переговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE REFLEX IN THE NEGOTIATION PROCESS AS ACT INTERCULTURAL INTERACTION

Intercultural communication is becoming a way of life, the negotiation process is a means of communication between people, intended to reach an agreement when both parties have overlapping or conflicting interests. It is shown that the study of tolerance problems in the negotiation process has theoretical and practical significance, since such studies help to improve methods of overcoming verbal anger, observance of business etiquette and techniques of effective negotiation.

Текст научной работы на тему «Толерантная рефлексия в переговорном процессе как акте межкультурного взаимодействия»

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМУНИКАЦИИ

Григорян Тельман Гарикович

Автор

Ломтева Татьяна Николаевна

Соавтор

Доктор педагогических наук

ТОЛЕРАНТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ КАК АКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Мы живем в эру глобализации, сотворения новых видов социализации, государственной и этнической дивергенции. Наша жизнь - это неизменный диалог с разными культурами и людьми, их представляющими. В собственной статье «К философии поступка» М. М. Бахтин определяет суть человека через диалог, понимаемый как высококачественное взаимодействие личностей, основанное на осознании и сводящееся к «персональной ответственности» и «участности» [Бахтин]. И конкретно в этом диалоге, во внутреннем и наружном общении, раскрывается суть человека. Общение, либо коммуникация, - одна из центральных составляющих людской деятельности, а действенная коммуникация - это залог фуррора.

Межкультурный диалог в формальном виде проявляется как переговорный процесс.

Переговоры — это форма делового общения, которая является процессом речевого взаимодействия 2-ух либо нескольких лиц, «в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение определенной задачи либо реализацию определенной цели». Деловые переговоры имеют формы своего проявления: деловая беседа (по телефону и лицом к лицу), , интервью, деловые совещания и собрания, публичные выступления, прием посетителей и гостей, выставки и конференции, деловая переписка и их характеристики. [Бороздина 2010:353].

Деловое общение сейчас просачивается во все сферы публичной жизни. Предприятия и личные лица вступают в коммерческие деловые дела. Компетентность в сфере делового общения конкретно связана с фуррором либо неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, бизнесменов, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет самую важную часть их профессионального вида

Социально-экономическое развитие стран на международной арене во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики государств. В экономической сфере фундаментом является прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Так, в процессе переговоров любые проявления интолерантности ведут к коммуникативной неудаче. Коммуникативные значения не содержат какой-либо информации о непосредственном предмете речи, о ее денотатах или субъективной оценке, а относятся к организации, строению и целеустановкам самого коммуникативного процесса [Валгина 2011:235].

В переговорном процессе толерантность проявляется в деловом этикете вербальной агрессии и языковой толерантности.

Деловой этикет - это не только кодекс поведения для владельцев частных предприятий и фирм, коммерсантов и банкиров. В широком смысле слова деловой (ср.

101

англ. business - дело, занятие) этикет - это этикет делового человека («человека дела», занятого делом), стремящегося к успеху в своей профессиональной деятельности, карьере.

Это может быть научная, педагогическая, риэлтерская, предпринимательская, менеджерская и любая другая профессиональная деятельность, которую человек стремится выполнить максимально эффективно, с положительным результатом, сохраняя позитивный имидж фирмы и устойчивые партнерские отношения с другими организациями и клиентами. «Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери реноме (репутации - Л.Л.) восстановить его удается не всегда»[ Кузнецов 2010:46].

Особенность делового этикета в том, что манеры, умение вести себя во взаимодействии с другими людьми становятся фактором успеха (или неуспеха, провала) не просто отдельного индивида, а, подчас, целой организации, фирмы, коллектива.

Все возможные ситуации делового этикета можно условно разделить на следующие группы:

• Ситуации повседневного делового общения.

• Окказиональные ситуации (от «окказия» - случай, носящий индивидуальный характер) - ситуации, носящие редкий, праздничный характер и потому требующие более регламентированных форм поведения, более изысканных манер, чем повседневно (например, посещение выставок, театров, ресторанов и т.п.)

• Ситуации церемониального, протокольного характера (банкеты, приемы и т.п.).

Для определения характера той или иной этикетной ситуации первостепенное

значение имеет то, каким статусом обладает каждый из участников общения относительно других. Собственно говоря, задача этикета как раз и заключается в том, чтобы выявить и закрепить статусные различия людей, вступающих в общение, относительно друг друга, и при этом, не разрушая эти статусы, помочь найти им взаимоприемлемую форму и стиль общения. Поэтому здесь важно, все: пол, возраст, степень знакомства и родства, сословная, конфессиональная, профессиональная принадлежность и т. д. И чем больше обнаруживается таких различий, тем более этикетной (нормативно регламентированной) оказывается ситуация. И конечно,

от правильной оценки статуса партнера по общению зависит и выбор правильной линии поведения в общении с ним: кто должен здороваться первым; как обращаться (на «ты» или на «вы»; разговаривать стоя или сидя; кто первым протягивает руку для рукопожатия и т. д.). В этом отношении этикет всегда представляет собой некие «правила игры», определенный компромисс, что позволяет людям различных социальных статусов вступать в общение друг с другом на взаимоприемлемых условиях [Кузнецов 2010:110].

В современном этикете в качестве важнейших признаков, определяющих статусное положение индивидов в этикетных ситуациях, выделяют такие, как: пол, возраст, общественное положение, национальная и конфессиональная принадлежность, степень знакомства (незнакомства), степень родства и др. Ведущими из них считаются, как правило, первые три: пол, возраст и общественное положение.

Что касается вербальной агрессии и языковой толерантности, то эти понятия связанны с деловым разговором.

В Америке считают: «Бизнес - это умение говорить с людьми». Деловой разговор -это, сначала, устная деловая речь, которая имеет значительные отличия от ее письменной формы. Сначала, деловой разговор представляет собой конкретное общение, которое подразумевает конкретного собеседника (либо собеседников), позволяющее конкретно повлиять на него (либо на их). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что значительно 102

отличает устную бизнес речь от ее письменной формы [Дридзе 2010:186]. Таким макаром, можно сказать, что хоть какой разговор это композиция лингвистических и паралингвистических средств. Паралингвистические средства при всем этом являются доминантой, их большущее значение в деловом общении доказано экспериментальными исследовательскими работами: слова (которым придается огромное значение) открывают 7 % смысла, 38 % значения несут звуки и интонации, а позы и жесты - 55 %.

Конкретное общение затрудняет возможность подготовительного обдумывания, потому деловая коммуникация полна непосредственных форм общения и имеет некие грамматические и стилистические особенности: синтаксически незавершенных предложений, междометий, коротких вопросов, пауз хезитации, заполняющихся словами, не несущими никакой смысловой нагрузки.

Соблюдение принципов кооперации, учета обоюдных интересов, иерархического паритета и равенства - ключ к удачному деловому общению. База речевого поведения современного делового человека - это открытость для контакта, рвение к выявлению общности интересов и поиску компромиссного решения.

Главным принципом речевого поведения в деловой коммуникации является принцип кооперации, реализующийся, согласно теории Г. П. Грайса, в максимах такта, благородства, релевантности выражения, полноты информаций, симпатии, согласия, скромности.

Не все эти максимы могут быть реализованы в одном речевом акте: не всегда нужно соглашаться с собеседником, но непременно необходимо быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение четкой и полной информации.

Переговорный процесс является наиважнейшей составляющей устной деловой коммуникации. Искусство переговоров - один из главных качеств конкурентоспособности компаний, которые сейчас стали частью сложной системы отношений с другими организациями. Переговоры также являются важным инвентарем урегулирования разногласий, при этом не только лишь меж компаниями, да и внутри них [Шмидт 2012:110].

Таким образом, в современных критериях глобализации, когда межкультурная коммуникация становится не просто необходимостью, а стилем жизни, переговорный процесс является средством общения между людьми, предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

Из этого следует, что изучение проблем толерантности в переговорном процессе имеет теоретическую и практическую значимость, так как такие исследования помогают усовершенствовать методики преодоления, вербальной злости, соблюдение делового этикета и технологии действенного ведения переговоров.

Литература

1) Бороздина, Г. В. Психология делового общения. М., 2010.

2) Дридзе, Т. М. Интерпретационные свойства и интерпретация текстов (с учетом специфичности интерпретационных сдвигов) // Смысловое восприятие речевого сообщения (в критериях массовой коммуникации). М., 2010.

3)Кузнецов И.Н. (сост.) Деловое общение. Деловой этикет. Учеб. пособие для студентов вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 431 с.

4)Шмидт/Танненбаум. Ведение переговоров и разрешение конфликтов - Альпина, 2012.-226 с.

5) Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: учеб. пособие / Н.С. Валгина; Московский государственный университет печати. - Москва: МГУП, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.