Научная статья на тему 'Толерантная направленность сферы образования Республики Таджикистан'

Толерантная направленность сферы образования Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эгамбердиева Мукаддас Холиковна

Статья посвящена вопросам воспитания толерантности. В статье указан низкий уровень понятия толерантного воспитания в обществе. Автором дан подробный анализ о роли системы образования Республики Таджикистан в улучшении уровня толерантного воспитания среди молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантная направленность сферы образования Республики Таджикистан»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТОЛЕРАНТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Эгамбердиева М.Х.

Эгамбердиева Мукаддас Холиковна - кандидат педагогических наук, педагогический факультет, Худжандский государственный университет им. академика Бабаджана Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: статья посвящена вопросам воспитания толерантности. В статье указан низкий уровень понятия толерантного воспитания в обществе. Автором дан подробный анализ о роли системы образования Республики Таджикистан в улучшении уровня толерантного воспитания среди молодёжи.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, совершенствование, образование, толерантное сознание.

В современном таджикском обществе еще не сложилась устойчивая демократия, что можно отнести к одной из важнейших причин интолерантности. Для Таджикистана не так давно ставшим независимым и самостоятельным членом мирового сообщества характерен значительный конфликтный потенциал внутри страны, уровень которого зависит и от внешних влияний. И хотя большинству понятно, что основой этих конфликтов являются экономические, социокультурные и политические факторы, отражающие различия в культуре, религии, образовании разных народов и цивилизаций, многие обвиняют Запад. Эпидемия интолерантности и нетерпимости обрушилась на современное общество именно по причине западной экспансии, которая привела к глобализации и размыванию фактических границ национальных государств.

Ослабление толерантности в Таджикистане все чаще приводит к непониманию между людьми, непринятию иной точки зрения, другого образа жизни, другой идеологии. В Таджикистане, где большинство составляют мусульмане, всегда уважали и относились с почтением к другим народам, религиям. В стране действовали церкви и синагоги, проводились так называемые дни культуры, и невозможно представить дружелюбный и гостеприимный таджикский народ и его культуру отдельно от других.

И именно отход от жизненно важных, общечеловеческих ценностей, недостаток образования и низкий уровень культуры стали причиной появления нетерпимости в Таджикистане. И еще одно, на наш взгляд глубинные причины интолерантности лежат в нарушении величайшего зороастрийского принципа: «Добрые помыслы, добрые слова и добрые дела», провозглашающего триединство всего сущего, так же как и во всех мировых религиях и в большинстве известных миру культур.

Особенно ярко интолерантность стала проявляться в политической сфере, особенно после распада СССР. И хотя политика - это наука и искусство толерантности, но многим мировым политикам она неведома. У них слова расходятся с поступками, и в результате люди «разошлись» по своим домам и племенам, пропала «великая идея» объединяющая общество.

Таким образом, идея толерантности оптимально укладывается в рамки диалога, что позволяет мирно сосуществовать представителям разных позиций независимо от их культуры, вероисповедания и национальности.

И все-таки, с нашей точки зрения, ответственность за формирование терпимости и толерантного сознания в обществе лежит на образовании, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к существованию

разнообразия культур, ценностей, идей и выработку норм толерантного поведения, отвергающих ксенофобию и экстремизм во всех его проявлениях.

Формирование толерантного сознания, терпимости подрастающего поколения требует совершенствования существующей системы образования и в первую очередь содержания образования и его технологий, которые обеспечат эффективное формирование толерантности и гражданственности. При этом толерантность и гражданственность необходимо рассматривать целостно, во взаимосвязи, как совокупность культурно-исторических, духовно-нравственных компетенций личности. Это позволит детям и молодежи глубже осознать чувство национальной гордости, научит их критическому и самостоятельному мышлению и позволит в перспективе реализовать себя в жизни в условиях плюрализма и глобализации.

Современный этап становления глобального мира все чаще ставит на повестку дня вопрос о необходимости формирования личности, отвечающей современным вызовам и потребностям общества, то есть сегодня нужны новые концептуальные подходы к формированию личности. При этом формирование толерантной личности с глубоко развитой мировоззренческой культурой должно стать важнейшим ориентиром и целью современного воспитания.

К таким концептуальным подходам смело можно отнести культурологический подход к определению содержания образования, в котором в качестве этого содержания рассматривается педагогически адаптированная структура человеческой культуры, которая включает в себя объективный и субъективный компоненты.

Подрастающее поколение овладевает объективными компонентами культуры посредством освоения идеальных продуктов человеческой культуры в следующих формах: язык, сознание, мораль, право, философия, религия, идеология, политика, искусство, наука, которые и являются основами содержания образования.

Субъективными компонентами культуры личность овладевает в процессе образования при освоении объективных компонент культуры и в первую очередь, в процессе формирования общественного сознания (нравственности, науки и т.д.) -посредством освоения социального опыта человечества (знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности). Кроме того, личность перенимает и учится на примере родителей, учителей и т.д. При этом педагогический процесс овладения личностью субъективными компонентами культуры является целостным и структурно состоит из трех сторон, которые представляют собой основания содержания образования:

1) содержание воспитания, обеспечивающее развитие направленности личности;

2) содержание обучения, которое развивает опыт личности;

3) содержание развития посредством развития психических познавательных процессов.

Таким образом, основанием проектирования современного содержания образования должно стать создание его фундаментального ядра, которое нацелено на формирование ценностных ориентаций учащихся, их научного мировоззрения и обобщенных способов познавательной и практической деятельности.

Педагогический процесс требует от каждой личности высокого уровня интеллектуальной культуры, поэтому одной из важнейших задач современного образования становится необходимость не только овладения знаниями, умениями и навыками, но и формирование способов творческой деятельности как проявление интеллектуальной культуры. При этом образование, оказывая влияние на формирование интеллектуальной культуры личности и развитие ее творческих способностей, действует на трех уровнях: государственном, общественном и личностном. Следовательно, необходимо, в первую очередь, создать условия, обеспечивающие социальное согласие людей в глобальном мире, то есть условия для формирования толерантности и развития толерантного сознания личности. Поэтому образовательная политика Республики Таджикистан характеризуется следующими аспектами:

78

1. Государственная образовательная политика основана на принципах, определяющих стратегию и тактику образования на современном этапе развития общества и в будущем (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды).

2. В действующем законодательстве Республики Таджикистан (Конституция и Закон «Об образовании») закреплены принципы государственной образовательной политики, которая регулирует национальную систему образования, и прежде всего, в правовой сфере.

3. Взаимосвязь принципов государственной образовательной политики и законодательства в сфере образования говорят о том, что среди всех сфер образовательной политики именно правовая ее основа является ведущей.

Таким образом, можно констатировать, что система образования Республики Таджикистан ориентирована на всестороннее развитие личности, уважение всех прав и свобод личности, а также на содействие взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми народами [1]. Это актуализирует проблему формирования толерантности личности в системе образования, что не умаляет проблему воспитания подрастающего поколения активными гражданами своего государства и мира.

Следовательно, одной их важнейших задач современного образования должно стать формирование у учащихся умений общаться с представителями другой культуры, понимать и принимать его таким, какой он есть. И именно современное, обновленное образование должно дать личности инструментарий и возможности для познания многообразного, целостного мира, научить ее жить и работать в нем вместе с другими.

Список литературы

1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки озод, 2004. 94 с.

2. Конституция Республики Таджикистан.

3. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан. Душанбе, 2007.

4. Концепция таджикской национальной школы. Душанбе: Маориф, 1995. 31 с.

5. Стандарты начального образования и пособие для учителя (таджикский язык и математика (1-4 классы)). Душанбе, 2012. 123 с.

6. Шарифзода Ф. Развитие толерантности в системе образования - объективная потребность современного общества // Материалы международной конференции «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира». / Сост. и ред. Каримова И.Х. Душанбе: Ирфон, 2011. 262 с.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tolerance.ru/ (дата обращения: 30.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.