ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТОЛЕРАНТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Эгамбердиева М.Х.
Эгамбердиева Мукаддас Холиковна - кандидат педагогических наук, педагогический факультет, Худжандский государственный университет им. академика Бабаджана Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация: статья посвящена вопросам воспитания толерантности. В статье указан низкий уровень понятия толерантного воспитания в обществе. Автором дан подробный анализ о роли системы образования Республики Таджикистан в улучшении уровня толерантного воспитания среди молодёжи.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, терпимость, совершенствование, образование, толерантное сознание.
В современном таджикском обществе еще не сложилась устойчивая демократия, что можно отнести к одной из важнейших причин интолерантности. Для Таджикистана не так давно ставшим независимым и самостоятельным членом мирового сообщества характерен значительный конфликтный потенциал внутри страны, уровень которого зависит и от внешних влияний. И хотя большинству понятно, что основой этих конфликтов являются экономические, социокультурные и политические факторы, отражающие различия в культуре, религии, образовании разных народов и цивилизаций, многие обвиняют Запад. Эпидемия интолерантности и нетерпимости обрушилась на современное общество именно по причине западной экспансии, которая привела к глобализации и размыванию фактических границ национальных государств.
Ослабление толерантности в Таджикистане все чаще приводит к непониманию между людьми, непринятию иной точки зрения, другого образа жизни, другой идеологии. В Таджикистане, где большинство составляют мусульмане, всегда уважали и относились с почтением к другим народам, религиям. В стране действовали церкви и синагоги, проводились так называемые дни культуры, и невозможно представить дружелюбный и гостеприимный таджикский народ и его культуру отдельно от других.
И именно отход от жизненно важных, общечеловеческих ценностей, недостаток образования и низкий уровень культуры стали причиной появления нетерпимости в Таджикистане. И еще одно, на наш взгляд глубинные причины интолерантности лежат в нарушении величайшего зороастрийского принципа: «Добрые помыслы, добрые слова и добрые дела», провозглашающего триединство всего сущего, так же как и во всех мировых религиях и в большинстве известных миру культур.
Особенно ярко интолерантность стала проявляться в политической сфере, особенно после распада СССР. И хотя политика - это наука и искусство толерантности, но многим мировым политикам она неведома. У них слова расходятся с поступками, и в результате люди «разошлись» по своим домам и племенам, пропала «великая идея» объединяющая общество.
Таким образом, идея толерантности оптимально укладывается в рамки диалога, что позволяет мирно сосуществовать представителям разных позиций независимо от их культуры, вероисповедания и национальности.
И все-таки, с нашей точки зрения, ответственность за формирование терпимости и толерантного сознания в обществе лежит на образовании, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к существованию
разнообразия культур, ценностей, идей и выработку норм толерантного поведения, отвергающих ксенофобию и экстремизм во всех его проявлениях.
Формирование толерантного сознания, терпимости подрастающего поколения требует совершенствования существующей системы образования и в первую очередь содержания образования и его технологий, которые обеспечат эффективное формирование толерантности и гражданственности. При этом толерантность и гражданственность необходимо рассматривать целостно, во взаимосвязи, как совокупность культурно-исторических, духовно-нравственных компетенций личности. Это позволит детям и молодежи глубже осознать чувство национальной гордости, научит их критическому и самостоятельному мышлению и позволит в перспективе реализовать себя в жизни в условиях плюрализма и глобализации.
Современный этап становления глобального мира все чаще ставит на повестку дня вопрос о необходимости формирования личности, отвечающей современным вызовам и потребностям общества, то есть сегодня нужны новые концептуальные подходы к формированию личности. При этом формирование толерантной личности с глубоко развитой мировоззренческой культурой должно стать важнейшим ориентиром и целью современного воспитания.
К таким концептуальным подходам смело можно отнести культурологический подход к определению содержания образования, в котором в качестве этого содержания рассматривается педагогически адаптированная структура человеческой культуры, которая включает в себя объективный и субъективный компоненты.
Подрастающее поколение овладевает объективными компонентами культуры посредством освоения идеальных продуктов человеческой культуры в следующих формах: язык, сознание, мораль, право, философия, религия, идеология, политика, искусство, наука, которые и являются основами содержания образования.
Субъективными компонентами культуры личность овладевает в процессе образования при освоении объективных компонент культуры и в первую очередь, в процессе формирования общественного сознания (нравственности, науки и т.д.) -посредством освоения социального опыта человечества (знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности). Кроме того, личность перенимает и учится на примере родителей, учителей и т.д. При этом педагогический процесс овладения личностью субъективными компонентами культуры является целостным и структурно состоит из трех сторон, которые представляют собой основания содержания образования:
1) содержание воспитания, обеспечивающее развитие направленности личности;
2) содержание обучения, которое развивает опыт личности;
3) содержание развития посредством развития психических познавательных процессов.
Таким образом, основанием проектирования современного содержания образования должно стать создание его фундаментального ядра, которое нацелено на формирование ценностных ориентаций учащихся, их научного мировоззрения и обобщенных способов познавательной и практической деятельности.
Педагогический процесс требует от каждой личности высокого уровня интеллектуальной культуры, поэтому одной из важнейших задач современного образования становится необходимость не только овладения знаниями, умениями и навыками, но и формирование способов творческой деятельности как проявление интеллектуальной культуры. При этом образование, оказывая влияние на формирование интеллектуальной культуры личности и развитие ее творческих способностей, действует на трех уровнях: государственном, общественном и личностном. Следовательно, необходимо, в первую очередь, создать условия, обеспечивающие социальное согласие людей в глобальном мире, то есть условия для формирования толерантности и развития толерантного сознания личности. Поэтому образовательная политика Республики Таджикистан характеризуется следующими аспектами:
78
1. Государственная образовательная политика основана на принципах, определяющих стратегию и тактику образования на современном этапе развития общества и в будущем (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды).
2. В действующем законодательстве Республики Таджикистан (Конституция и Закон «Об образовании») закреплены принципы государственной образовательной политики, которая регулирует национальную систему образования, и прежде всего, в правовой сфере.
3. Взаимосвязь принципов государственной образовательной политики и законодательства в сфере образования говорят о том, что среди всех сфер образовательной политики именно правовая ее основа является ведущей.
Таким образом, можно констатировать, что система образования Республики Таджикистан ориентирована на всестороннее развитие личности, уважение всех прав и свобод личности, а также на содействие взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми народами [1]. Это актуализирует проблему формирования толерантности личности в системе образования, что не умаляет проблему воспитания подрастающего поколения активными гражданами своего государства и мира.
Следовательно, одной их важнейших задач современного образования должно стать формирование у учащихся умений общаться с представителями другой культуры, понимать и принимать его таким, какой он есть. И именно современное, обновленное образование должно дать личности инструментарий и возможности для познания многообразного, целостного мира, научить ее жить и работать в нем вместе с другими.
Список литературы
1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки озод, 2004. 94 с.
2. Конституция Республики Таджикистан.
3. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан. Душанбе, 2007.
4. Концепция таджикской национальной школы. Душанбе: Маориф, 1995. 31 с.
5. Стандарты начального образования и пособие для учителя (таджикский язык и математика (1-4 классы)). Душанбе, 2012. 123 с.
6. Шарифзода Ф. Развитие толерантности в системе образования - объективная потребность современного общества // Материалы международной конференции «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира». / Сост. и ред. Каримова И.Х. Душанбе: Ирфон, 2011. 262 с.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tolerance.ru/ (дата обращения: 30.06.2017).