ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Эгамбердиева М.Х.
Эгамбердиева Мукаддас Холиковна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения родному языку, Худжандский государственный университет им. академика Бабаджана Гафурова, г. Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация: статья посвящена влиянию образовательной среды на воспитание толерантности учащихся младших классов. Автор дает теоретическое обоснование понятия образовательной среды. Автор констатирует возможность создания и формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, которая есть результат деятельности, и не только созидательной, но и интегрирующей. Также автор постарался выделить функции толерантной среды, которые представляют собой определенную систему, для реализации которых необходимо на каждом этапе развития толерантной среды обеспечить соответствующее влияние на личность ребенка. Ключевые слова: толерантность, гуманизация, демократизация, культуросообразность, природосообразность, типологизация, вариативность, взаимоотражения, образовательная среда.
УДК 371.01
Гуманизация и демократизация образования ставят на повестку дня вопросы проектирования и создания совершенно новой, многомерной образовательной среды, которая соответствует современным потребностям подрастающего поколения и адекватна тенденциям развития современной культуры, науки, техники и технологий. Следовательно, необходима разработка средового подхода, который ориентирован, в первую очередь, на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, то есть на предметное и коммуникативное обеспечение развивающей и организующей среды. И именно такая образовательная среда, ее совершенствование с учетом новых реалий культуры поможет становлению нового, культурного типа образования, который изменит образа жизни современной школы.
В.А. Ясвин отмечает, что «образовательная среда является системой влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Причем автор подчеркивает, что «не существует среды однообразной и что различные уровни сред взаимопроникают друг в друга. Так, семейная образовательная среда взаимосвязана с внешней образовательной средой, а та в свою очередь - с локальной образовательной средой школы» [8].
Возрождение в современном образовании общечеловеческих духовно -нравственных ценностей ориентирует образование, в том числе и образовательную среду на культурную самоценность личности, которая должна научиться жить и работать в условиях поликультурного общества. То есть научно-обоснованная разработка принципов организации и структуры образовательной среды позволит нам учесть значимость пространственного фактора в развитии качеств личности учащегося и их влияние на его поведение и деятельность.
Например, В.А. Петровский в своих исследованиях рассматривает основные принципы организации пространственной структуры образовательной среды [4]. Анализ различных подходов к образовательной среде, позволил исследователям выделить следующую структуру образовательной среды:
- материальные факторы;
- пространственно-предметные факторы;
- социальные компоненты;
- межличностные отношения.
Совокупность этих взаимосвязанных факторов, дополняющих и обогащающих друг друга, влияет на субъекты образовательной среды, но при этом субъекты оказывают на нее определенное воздействие, организовывая и создавая образовательную среду. Поэтому актуализируется задача создания и структурирования конкретной образовательной среды, в нашем случае толерантной образовательной среды школы. Это требует исследования рассмотрение наиболее распространенных свойств среды, выявление тенденций ее развития, определение ее педагогических характеристик, что позволит уточнить и скорректировать положения образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения.
Вариативность образовательной среды современной школы, основанная на вариативности содержания образования, создает проблему педагогической характеристики и типологизации образовательной среды как субъекта системы образования в целом.
В современном понимании стержнем образовательной среды школы является личность ребенка. Так, ведущие российские исследователи Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Левин, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, А.М. Рябченко, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Р.М. Чумичева и многие др. определяют образовательную среду как совокупность условий жизнедеятельности, которые способствуют становлению «Я-концепции» в процессе взаимодействия субъектов среды в едином педагогическом процессе и взаимообмена ее в мире ценностной культуры.
Взгляд на личность как единство индивидуального и социального в человеке позволяет констатировать, что чем шире возможности, предоставляемые образовательной средой, тем неповторимее и оригинальнее жизненный путь и самобытность ребенка. Это подтверждает выводы А.Н. Басова о педагогическом потенциале образовательной среды в процессе социального закаливания личности: «Мы увидели, что успешность или неуспешность социального закаливания зависит от особенностей школьной среды, в которой происходит социальное взросление старшеклассников. Среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой своих стихий, многообразием ниш и видов деятельности, создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающими в разнообразные варианты взаимодействия» [1].
А.Н. Басов выделяет следующие типы образовательной среды:
- доброжелательная, где учащиеся чувствуют себя равноправными субъектами учебно-познавательной деятельности;
- формализованная, в котором жизненное пространство организовано взрослыми для детей и ребенка воспринимается как объекта воспитания;
- аморфная, в которой нет связей и отношений между людьми, видами деятельности и всем, что происходит вокруг;
- агрессивная, где происходящее выталкивает ребенка за пределы школьной среды [1].
Средовой подход в воспитании основан на совокупности философских
представлений о том, что такое личность, среда, как они взаимосвязаны, как организовано и как управляется процесс развития и формирования личности ребенка. Например, М.М. Бахтин проблемы взаимоотношения личности и бытийного пространства связывает с диалогичностью сознания и рассматривает становление души как процесс, «когда человек начинает самоосознавать себя, делая себя и субъектом и объектом самопостроения, самоформирования» [2].
Понимание воспитания как социокультурного феномена, средовый подход к нему подчеркивает его значимость и актуальность для общества. В этом контексте формируется идеал личности как социальной модели человека (гражданин, патриот и т.д.). Но этот подход не предоставляет возможности сформулировать инструментальные педагогические цели, а тем более, не позволяет определить способы и критерии отбора содержания образования.
Воспитательный потенциал образовательной среды всегда привлекал внимание исследователей и педагогов-практиков. Например, Н.Е. Щуркова следующим образом определяет воспитательную среду: «...совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [5]. В другой работе Н.Е. Щуркова дает классификацию воспитательной среды: «предметно -пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение» [6].
Среда является важнейшим и решающим фактором воспитания, поэтому социальное воспитание это целенаправленный процесс создания материальных, духовных и организационных условий для развития и формирования личности человека. «Основные функции культуросообразного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» [3]. В современных зарубежных исследованиях для определения воспитывающей среды используется термин «скрытое учебное содержание» (hidden curriculum).
При средовом подходе школа не может ограничить детей от негативного влияния среды, но она может включить в деятельность детей заботы и проблемы об окружающем мире, его экологии, о социуме и ближайшем окружении.
Основной целью нашего исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное доказательство эффективности педагогических условий, способствующих формированию толерантности школьников младших классов. С нашей точки зрения это возможно в случае создания и формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, которая есть результат деятельности, и не только созидательной, но и интегрирующей. Поэтому с целью формирования толерантной среды, мы должны выделить ее основные компоненты, определить их взаимосвязи и включить детей в эту деятельность.
Это становится возможным только в случае, если в основу организации толерантной среды положить диалогические связи между педагогического процесса. Ниже выделим условия диалогической организации толерантной среды школы.
1. Условие взаимопонимания. Это условие обеспечивает субъектам педагогического процесса детальное знание и понимание взглядов друг друга и методов практической работы друг с другом. Но это не означает единообразия мнений по поводу организации воспитательного процесса, они должны быть толерантными: каждый имеет право отстаивать свою точку зрения, но необходимо с пониманием относиться к мнению партнеров.
2. Условие взаимоотражения. В толерантной среде разные компоненты по-разному воздействуют на детей, и это происходит зачастую в ответ на воздействия других компонентов. Подобная деятельность различных субъектов педагогического процесса может зачастую приводить к разногласиям по поводу целесообразности тех или иных действий, при этом дети обязательно должны быть в курсе данных разногласий и понимать их сущность, что позволит им анализировать разнообразные позиции и мнения. Социальная среда современной школы зачастую не организована педагогически, характеризуется высокой конфликтностью и разобщенностью. И даже в этом случае школа может «педагогически использовать» такую среду, давая
возможность ребенку толерантно осмыслить разнообразие позиций, интересов и точек зрения.
3. Условие дополнительности. Никогда и ни при каких условиях ребенок не должен быть поставлен перед выбором между различными компонентами социальной среды школы. Он должен уметь принимать на себя множество социальных ролей, даже в случае если они прямо противоречат друг другу.
При определении стратегии нашего исследования, мы опирались на следующие положения ведущих ученых об образовании:
- «восхождение» в мире культуры (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская);
- взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития личности (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко и др.;
- роль среды в становлении личности (С.Л. Братченко, Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, А.С. Макаренко, В.И. Слободчиков, В.А. Левин и др.).
Моделирование и выявление педагогических особенностей толерантной среды школы на предмет ее целостности и непрерывности позволил нам раскрыть педагогические условия, способствующих формированию толерантности учащихся.
Современные научные исследования характеризуются стремлением ученых-педагогов связать социально-экономические, политические, этнические и другие процессы с образовательной средой. Однако можно констатировать, что понятие образовательной среды само по себе остается до сих пор недостаточно исследованным. Такие понятия, как «культура», «образование», «среда» являются исходными для понятия «образовательная среда», однако их интеграция должна дать «прирост» в содержании феномена «образовательная среда». Мы уже отмечали, что образовательная среда является особым, социальным феноменом, производным от культуры, в котором культурные и образовательные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, развиваются в рамках общих целей и идей.
При определении содержания термина «образовательная среда» исследователи рассматривают его в широком и узком смысле, которые связаны с общими и специальными задачами развития образования.
Всесторонний анализ многочисленной философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволил нам констатировать, что проблемой, наименее разработанной в современной педагогической науке, является определение теоретико-методологических основ национального и межнационального воспитания. При этом одной из наиболее актуальных и сложнейших теоретических задач в данной проблематике является формирование толерантной среды воспитания.
Повсеместная информатизация общества, его глобализация, преобразующая социально-культурную среду и обеспечивающая социальное сотрудничество, в том числе в сфере образования. Современные инновационные подходы к развитию и совершенствованию образования повышают интерес всех субъектов образовательного процесса к его организации в целом и, к организации толерантной образовательной среды, в частности.
Современные подходы к формированию личности, основанные на классических педагогических принципах природосообразности, культуросообразности, народности, терпимости к иному и т.п. должны быть ориентированы на формирование личности человека гражданского общества, обладающего самостоятельностью и способного к культурному диалогу и саморазвитию в современном, поликультурном обществе.
Проблема толерантности и толерантной образовательной среды остро стоит в современном обществе, а ее решение предусматривает изучение толерантности как социальной, общечеловеческой ценности, реализацию культурных и образовательных технологий распространения толерантности и норм толерантного поведения, определяющими устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе. Кроме того, необходимо изучать школьные проблемы и на этом фоне
исследовать формирование толерантности и толерантной среды в школе, создавать возможности межкультурного диалога в условиях информационного общества и др.
Феномен толерантности представляет собой некую целостность для более глубокого понимания сущности которой необходимо выявить его специфические типологические черты, а также определить прямые и обратные связи толерантности с окружающим миром, которые и являются его функциями. При этом функция выражает действие, которое объединяет компоненты структуры в систему и позволяет ей сохранять целостность. Именно функции являются теми свойствами, которые влияют на формирование целого как отношение части и целого, при этом часть обусловливает само существование или определенную форму проявления целого. Нами выделены следующие функции толерантной среды:
- культурно-образовательная функция;
- функция отбора и переработки информации, ее интеграция с раннее усвоенными знаниями;
- функция самостоятельного овладения знаниями, нормами толерантного поведения;
- функция безопасности образовательного учреждения.
Представленные функции являются не просто набором функций, а представляют собой определенную систему для реализации которых необходимо на каждом этапе развития толерантной среды обеспечить соответствующее влияние на личность ребенка. При этом культурно-образовательная функция является системообразующей. Особо отметим, что толерантная среда постепенно приобретает свойства системы, в связи с чем необходимо исследовать процесс формирования толерантной среды в общеобразовательной школе.
Список литературы
1. Басов А.Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06: Кострома, 1999. 150 с. РГБ ОД, 61:99-13/1087-5.
2. БахтинМ.М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М.: Русское слово, 1997. 731 с.
3. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии университета РАО, 2001. № 3. С. 28-48.
4. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993 (в соавт.).
5. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
7. Эгамбердиева М.Х. Толерантная направленность сферы образования Республики Таджикистан. Научно-методический журнал Academy. Иваново. № 7 (22), 2017. ISSN 2412-8236.
8. Эгамбердиева М.Х. Нравственно-ценностная концепция формирования толерантности совеременного общества. // Научно-теоретический электронный журнал "Вопросы науки и образования". № 10 (11), 2017. 209 с.
9. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 35 с.