Научная статья на тему 'ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРТО- И ПАРААНИЗИДИНОВ'

ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРТО- И ПАРААНИЗИДИНОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А.Г. Иличкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРТО- И ПАРААНИЗИДИНОВ»

Как видно из табл. 2, изученные бактерии имеют боль-и шую чувствительность по сравнению с вирусами.

Для удобства анализа степени чувствительности микроорганизмов их целесообразно классифицировать по условным группам, аналогично предложенной нами классификации дезинфицирующих веществ [2]. По абсолютной чувствительности микроорганизмы разделены на три группы, а по относительной — на четыре (табл. 3).

Выводы. 1. На основании экспериментальных данных о времени 100% гибели ряда микроорганизмов в зависимости от концентрации растворов монохлорамина Б рассчитаны эти концентрации и абсолютная чувствительность микроорганизмов по отношению к монохлорамину Б для определенной экспозиции (5, 30 и 60 мин).

2. С целью сравнительной критериальной оценки чувствительности микроорганизмов предложено использовать коэффициент чувствительности, который вычислен для изученных микроорганизмов при трех экспозициях.

3. Наибольшей абсолютной и относительной чувствительностью к монохлорамину Б обладает кишечная палочка, наименьшей — вирусы ИГС и полиомиелита.

5. Относительная чувствительность микроорганизмов снижается с увеличением требующегося для их гибели времени воздействия дезинфицирующего вещества, при этом различия их относительной чувствительности нивелируются.

Литература

1. Крученок Т. Б., Лярский П. П., Глейберман С. Е. и др. — Гиг. и сан., 1983, № 11, с. 29—33.

2. Кручепок Т. Б., Лярский П. П., Федорова Л. С. и др. — Там же, 1984, №3. с. 61—65.

Поступила UJ.U8.s4.

УДК 614.777:547.4-f-574.64:547.564.4

А. Г. Иличкина

ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧECKАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРТО-И ПАРААНИЗИДИНОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

I Орто- и параанизидины (ОА и ПА) применяются в

uL^ анилинокрасочной и химико-фармацевтической промыш-ленности соответственно. ОА — бесцветная жидкость с запахом горького миндаля, растворимость в воде от 1,46— 2,43%, ПА — белый порошок, растворимость в воде колеблется в зависимости от температуры в пределах 2,3—8,8%.

Стабильность ОА и ПА в воде изучали как путем количественного анализа, так и по динамике органолептических показателей и выживаемости гидробионтов — дафний и зеленой водоросли. Последняя оказалась очень чувствительной к токсическому действию веществ и погибала при их содержании в воде 5 мг/л. С помощью разных методов установлены одинаковые сроки распада ОА и Г1А. Процесс их окисления и самоокисления протекают быстрее при инсоляции, сопровождается значительным потреблением растворенного кислорода и продолжается 6—8 сут. Таким образом, ОА и ПА относятся к стабильным соединениям. Они сообщали запах в 1 балл при концентрации 14,4±0,4 и 29,6±0,5 мг/л соответственно, причем усиливает запах хлорирование растворов. Пороговые концентрации ощущения запаха снижались до 5 мг/л. Кроме того, бесцветные исходные растворы после контакта с хлором окрашивались в различные цвета в связи с трансформацией ОА и ПА в красители. Пороговые концентрации по провокации ок-W раски установлены на уровне 0,25 мг/л для ОА и 0,5 мг/л — "w для Г1А III.

Влияние веществ на санитарный режим водоемов определяли по динамике биохимического потребления кислорода (ВПК), развитию сапрофитной н нитрифицирующей микрофюры и кислородному режиму. Опыты показали, что первая фаза минерализации при содержании ОА и ПА до 0,25 мг/л протекает так же, как в контроле. Однако в связи с окислением данных соединений уже при концентрации 10 мг/л возникает дефицит кислорода, нарушаются процессы самоочищения и угнетается нитрификация. Порог действия на санитарный режим водоемов установлен для ОА и ПА на уровне 0.25 и 0,005 мг/л соответственно.

До начала санитарно-токсикологического эксперимента изучено специфическое действие веществ. Такой подход к планированию исследовании позволил более обоснованно выбрать дозы для хронического опыта. С целью выявления аллергенных свойств веществ проведена экспресс-сенсибилизация морских свинок путем внутрикожных и эпикутанных аппликаций. Кожно-сенсибилизирующнй эф-фект был выявлен у морских свинок при интеркутанном и эпикутанном воздействии ОА и ПА в дозах 0,5 и 2,5 мг/кг

соотве.ственно, что свидетельствует об их слабых аллергенных свойствах. Возможное мутагенное действие изучали методом метафазного анализа частоты хромосомных аберраций в лимфоцитах человека Учитывая однонаправленность биологического действия веществ, исследования патогенетических свойств в опытах in vitro проводили только с ОА в дозах 5 и 0,02 мг/л. Эффект оценивали по общему числу аберрантных клеток, разрывов, причем хроматидные и изохроматидные принимали за одно, а дицентрики, кольцевые хромосомы и атипичные за два повреждения; пробелы отмечали отдельно. Кроме аберраций, изучали параметры блок-митозов, нарушения спи-рализации и изменение плоидности. Частота возникновения хромосомных аберраций в опыте была выше, чем в контроле, в 5 раз, а митотический и статмокинетический индексы ниже в 5,5 раза.

Наиболее часто встречающиеся аберрации были представлены одиночными фрагментами, разрывами в области центромеры, хроматидиыми обменами. Во многих случаях отмечались нарушения спирализации хромосом. Наблюдавшиеся изменения хромосом на стадиях метафаз свидетельствовали о том, что ОА может представлять генетическую опасность.

Острую токсичность определяли при пероралыюм введении веществ белым мышам и крысам. Полученные сред-иесмертельные дозы совпали с ранее установленными |2, 3). Наиболее чувствительным видом животных оказались белые мыши. Клиническая картина характеризовалась развитием глубокого наркоза, сердечной недостаточности и цианоза, связанного с метгемоглобинообразованием и гипоксией. Как правило, все животные, у которых наступало состояние наркоза, погибали в 1-е сутки после воздействия веществами, а те, у которых наркоз не развивался, — через 6 сут и более. При количественном и качественном анализе крови у данных животных выявлены увеличение количества метгемоглобина, анемия, ретикуло-цитоз, базофильная зернистость и аннзоцитоз эритроцитов, тельца Гейнца. При морфологическом исследовании внутренних органов после острого воздействия веществ обнаружены дистрофические изменения в печени, сердце и селезенке, кровоизлияния в почках.

Хронический эксперимент проведен на 64 белых крысах и 60 белых мышах. На крысах испытано действие ОА

1 Исследования выполнены при участии Л. В. Ми рецкой.

п лозах 5 и 0,05 мг/кг, ПА — 1 и 0,01 мг/кг; на белых При цитогеиетнческом анализе клеток костного мозга мышзх — ОА в дозах 0,05, 0,01 и 0,001 мг/кг, ПА — крыс установлен достоверно более высокий выход хромо-0,05 и 0,001 мг/кг. У животных изучали состояние кро- сом (39,3% при 11,1% в контроле)2. В дозах 0,001 мг/кг ветворной системы, оценивали ферментативную, гликоген- ОА и ПА не давали генотического эффекта, и белокобразующую функции печени. О функциональном Таким образом, подиороговая концентрация изученных состоянии ЦНС судили по суммационно-пороговому пока- веществ с учетом их токсического, аллергенного и мутаген-зателю. В конце хронического опыта в клетках костного ного действия составляет 0.02 мг/л. На этом уровне реко-мозга белых крыс подсчитывали количество хромосомных мендована ПДК ОА и ПА в воде водоемов (лимитирующий аберраций на стадиях поздней анафазы и ранней телофазы. показатель вредности — санитарно-токсикологический). Для установления пороговых концентраций по аллергенному эффекту подопытных крыс подвергали специфическому тестированию. Кроме того, аллергенные свойства ве- Литература ществ определяли на морских свинках при пероралыюм

30-суточном воздействии. . _ ,, D _ ,, . _ _ _

Результаты 6-месячного опыта показали, что ОА и ПА Гайдамака В. В., Иличкина А. Г. - Труды Ленин-в наибольших из испытанных доз вызывают такие же из- j град, санитарно-гигиен. мед. ин-та, 1980, т. 130,

менения состава крови, как и в остром опыте. Действие о о' п ü »

ОА в дозе 0,01 и ПА в дозе 0,05 мг/кг оказалось пороговым 2" Заева-F^H. Материалы к токсикологии производных и проявлялось незначительной базофильностью эритроци- вто^ дис' „кан^ M ¿ 1961 тов, неуравновешенностью процессов возбуждения и тор- * 3" Заева Г' Н" фед°Р°™ в И.-В кн.: Токсикология можения в ЦНС. Подпороговые дозы ОА и ПА равны новых, промышленных химических веществ. М„ 1962, 0,001 мг/кг (0,02 мг/л). вып- 4> с- 91-108.

ОА и ПА в хроническом опыте оказывали сенсибилизи- _

рующее действие. Подпороговые дозы по аллергенному г Исследования выполнены при участии М. Н. Пас-

действию совпали с подпороговыми дозами, установлен- хиной.

ными по общетоксическим показателям (0,001 мг/кг). * Поступила 20.11.84

УДК вн.777:615.285.7.012.1.002.62

А. И. Галушка, А. К. Маненко, М. И. Гжегоцкий, Г. С. Гаврилюк,

О. Н. Когут

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОРТОФЕНИЛЕНДИАМИНА И ДИМЕРА МЕТИЛ ЦИАН К АРБ АМАТ А В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Львовский медицинский институт

Ортофенилеидиамин (ОФДА), С„Н8К2 применяется как исходное сырье для производства фунгицида БМК [метил-1^(2-бензнмидазолил)карбамат], а также используется в лакокрасочной промышленности. Представляет собой кристаллы светло-желтого цвета; молекулярная масса 108,0; плотность 0,56 г/см3; температура плавления 101 —103 °С, температура кипения 256—258°С; упругость паров 0,018 мм рт. ст. Растворимость в воде при 20 °С 3%, константа диссоциации 3,3- Ю-10, хорошо растворим в спирте, эфире, хлороформе; коэффициент распределения окта-нол/вода Р=—0,13.

Днмер метилцианкарбамат (димер МЦК), СвНеО«М4 является примесью БМК в количестве 1—2%. Твердый кристаллический порошок белого цвета, молекулярная масса 200, температура плавления 240 "С, хорошо растворим в горячей воде, ацетоне (2%), спирте (1%), коэффициент распределения октанол/вода Р=—4,17. Содержание действующего начала в изучаемом образце равно 90%, а 10% продукта составляет О-К-метоксицианокарбоними-дализомочевина. Димер МЦК при 20 °С плохо растворяется в воде и не придает ей постороннего запаха и окраски. Нагреванием (до 60—70 °С) была достигнута концентрация 10 000 мг/дм3, но и при этом не отмечался запах и цветность как в дехлорированной, так и хлорированной воде.

ОФДА придает воде в зависимости от количественного содержания различный по интенсивности запах прелого сена. Порог восприятия запаха ОФДА (1 балл) при 20 СС находится на уровне 436,1 мг/дм3; нагревание растворов до 60 °С снижает его до 364,5 мг/дм3, а хлорирование не влияет на величину порога. ОФДА придает воде окраску от светло-желтого до бурого цвета, причем хлорирование приводит к снижению пороговой величины (по окраске) с 0,05 до 0,01 мг/дм". Полученные результаты соответствуют закону Вебера — Фехнера. Оба вещества не вызывают появления стойких взвесей, пленок и ценообразования.

Таким образом, пороговой величиной по влиянию на ор-ганолептическне свойства воды является для ОФДА 0,01 мг/дм3 (цветность), а днмер МЦК по органолептиче-скому признаку не регламентируется.

Стабильность препаратов изучалась при помощи разработанных нами методов хроматографии в тонком слое сорбента. При этом установлено, что период полураспада ОФДА равен 2,8 сут, днмера МЦК — 3,2 сут, причем гидролиз ОФДА идет быстрее в кислой среде, а днмера МЦК — одинаков при разных значениях рН. Полученные данные позволяют сделать вывод о стабильности изучаемых веществ [3].

Для оценки характера и степени влияния изучаемых веществ на процессы естественного самоочищения водоемов испытывались концентрации ОФДА от 0,01 до 1,1 мг/дм3, днмера МЦК от 0,36 до 36,0 мг/дм3, что соответствует величинам органолептического признака вредности и расчетной максимально недействующей концентрации (МНК). Установлено, что димер МЦК в концентрациях 3,6 и 36,0 мг/дм3 оказывает стимулирующее влияние на динамику ВПК; а ОФДА в концентрациях 0,11 — 1,1 мг/дм3 тормозит процессы ВПК. Димер МЦК создает значительный дефицит растворенного кислорода (до 19,4% в концентрации 3,6 мг/дм3), а при наличии ОФДА в концентрациях 0,11 и 1,1 мг/дм3 содержание растворенного кислорода превышает величины контроля на 9—14%. В прямой зависимости от содержания растворенного кислорода находятся динамика роста и отмирания сапро? фитной микрофлоры, а также динамика процессов минерализации. Днмер МЦК, начиная с 7-х суток, в концентрациях 3,6 и 36,0 мг/дм3 вызывал угнетение процессов аммонификации на 11—32%, а с 10-х суток — нитрификации на 16—129% и нитрообразования на 14—127%. ОФДА, начиная с 5-х суток эксперимента, обусловливал рост аммиака на 19—39%, а затем нитритов на 15—67% и нитратов на 49—69%. Таким образом, пороговые концент<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.