Таблица 2
Содержание SH-rpyitn в крови у самок на 20-й день беременности, ммоль/л
Серия животных i Статистический показатель \ Обшпс 1 1 SH-груипы j Небелковые | SH-группы j Sil-группы белков
Небеременные ин- п 12 12 12
тактные самки М 12,23 1,68 10,65
т 0,41 0.36 0.51
Контроль п 10 10 10
М 13,31 2,03 11,28
т 0.73 0,19 0,66
Опыт п 10 10 10
М 14,72* 2,36 12,36
т I.II 0,34 0,91
П р и м с ч а н и с. Звездочка — различия достоверны, о < 0,05.
микроскопическом уровне в плацентах подопытных животных наблюдалось резкое полнокровие интервиллезного пространства, местами под хори-альной пластинкой отмечалась полоса обильного скопления лейкоцитов и фибрина с артериально отслоившимся амнионом.
В процессе исследования некоторых биохимических показателей в эксперименте установлено, что содержание общих сульфгидрильных групп в крови у подопытных самок на 20-й день беременности составляло 14,72 ±1,11 ммоль/л, этот показатель превышает содержание БН-групп у контрольных беременных самок и интактных животных (табл. 2), однако статистически значимое различие выявлено только для контроля по интакт-ным животным. Превышение показателя 2-го контроля — беременных самок — составило 8,8%. При разделении общих БН-групп на белковую и небелковую составляющие эта тенденция сохранялась: содержание 5Н-групп у подопытных самок было увеличено в сравнении со 2-м контролем на 16,3 и 9,6% соответственно; различия недостоверны.
Содержание МСМ в сыворотке крови контрольных беременных самок в эксперименте со-
ставило 0,259 ±0,011 усл. ед., подопытных — 0,387 ± 0,046 усл. ед.; отклонение достоверно.
Содержание среднемолекулярных пептидов в околоплодных водах подопытных животных находилось на уровне 0,426 ± 0,051 усл. ед. при
0.381.± 0,030 усл. ед. в контроле, т. е. было на 11,8% выше; различия недостоверны.
Выводы. 1. Комплекс вредных химических факторов атмосферного воздуха и питьевой воды в эксперименте на белых беспородных крысах оказывает выраженное эмбриотоксическое действие, что проявляется в увеличении в 2,7 раза общей эмбриональной смертности, снижении на 28.8% массы плодов, изменении распределения животных по полу в помете. Тератогенные свойства неблагоприятных химических факторов не установлены.
2. Загрязнители окружающей среды в эксперименте вызывают у некоторых самок 100% эмбриональную смертность на ранних стадиях беременности; описанный эффект наблюдался в 45,5% случаев, что позволяет оценить воздействие комплекса неблагопрятных факторов окружающей среды, в том числе и на уровне стресса.
3. Морфологическое исследование плаценты позволило выявить изменения, характеризующиеся расстройством кровообращения и дистрофическими процессами, ведущими к нарушению развития плода.
Литература
1. Габриэлян Н. И.. Липатов В. И. // Лаб. дело. — 1984. - № 3. - С. 138-140.
2. Гулекевич Ю.: Маккавеева М., Никифоров Б. Патология последа человека и ее влияние на плод. — Минск, 1968. - С. 33-37.
3. Динерман А. А. Роль загрязнителей окружающей среды в нарушении эмбрионального развития. — М., 1980. - С. 31-57.
4. Методы экспериментального исследования по установлению порогов действия промышленных ядов на генеративную функцию. — М., 1978.
5. Aperqti J. P. // Rev. Quest. Sel. - 1990. - Vol. 161. N 2. - P. 165-187.
Поступила 16.10.97
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613.6:691.175.5/.81-074
Н. В. Хайцев, В. В. Бояркина, Г. А. Васильев
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭТАП ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей". Санкт-Петербург
Гигиеническая регламентация применения полимерных материалов как система в судостроении начала складываться в 60-х годах. В настоящее время эта система предполагает комплекс исследований, включающих одоримегрические, санитарно-химические и токсикологические испытания по специально разработанным и согласованным с Минздравом СССР методическим рекомендациям, учитывающим специфику использования полимерных материалов на судах.
Практически оказалось, что подавляющее большинство синтетических материалов внедрялось в судостроение только на основании результатов
одориметрических и санитарно-химическнх испытаний. Такое положение было обусловлено целым рядом обстоятельств. Большое количество внедряемых в судостроение полимерных материалов требует на стадии их разработки применения сравнительно дешевых и быстрых методов гигиенической оценки.
Естественно, что при этом не должно страдать качество экспертизы. В связи с этим при санитар-но-химических исследованиях судостроительных синтетических материалов нашли широкое применение наиболее информативные и высокочувствительные методы анализа — такие как газовая хро-
матография, масс-спектрометрия, полярография и др. Дорогостоящие, трудоемкие и длительные токсикологические исследования проводились, как правило, лишь при определенных показаниях: прежде всего при невозможности полной качественной и количественной расшифровки состава выделяющихся из материалов химических веществ; при отсутствии разработанных ПДК на отдельные обнаруженные в газовыделениях из материала химические соединения или при предположении возможности потенцирования токсического эффекта смеси химических веществ.
Такой выборочный подход к проведению токсикологических исследований был оправдан в связи со значительной агравацией в сторону ужесточения условий проведения санитарно-химических испытаний (температура 40°С и однократный воздухообмен), а также потому, что в качестве критерия вредности используются ПДК, разработанные для атмосферного воздуха населенных мест.
Совершенствование системы гигиенической регламентации полимерных материалоз судостроительного назначения в научном плане шло в направлении разработки требований, учитывающих комплексность их применения в обитаемых помещениях. В связи с этим многие научные коллективы (НИИ гигиены водного транспорта, НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, кафедра коммунальной гигиены Ростовского-на-Дону медицинского института, лаборатория ЦНИИ КМ "Прометей" и др.) провели обширные санитарно-химические и токсикологические исследования комплексов материалов.
Цель этой работы — определение общих закономерностей формирования газовоздушной среды обитаемых вентилируемых помещений, насыщенных не одним, а одновременно несколькими полимерными материалами, среди которых были материалы с однотипными газовыделениями. В нашей лаборатории было исследовано 12 подобных комплексов, содержащих одновременно от 7 до 15 полимерных материалов различного назначения. В комплекс включались только материалы, прошедшие предварительно санитарно-химические испытания, в ходе которых было установлено, что газовыделения из них не превышают ПДК для атмосферы населенных мест.
Для примера приводим состав некоторых из этих комплексов. Так, в первый комплекс входили металлопласт с поливинилхлоридным покрытием, плиты минераловатные ППЭК-200, профили поли-винилхлоридные, линолеум ТТН-2, клей 88-Н, це-лалит 5, гобелен, ткань обивочная, грунт ФЛ ОЗК. В воздухе камеры были обнаружены этанол, гексан, бензол, толуол, ксилол, гептан, декан, псевдоку-мол. Концентрации найденных веществ были значительно ниже предельно допустимых.
Во второй комплекс входили эмаль ПФ-218, клей ИДС, панели трехслойные с заполнителем из пенополиуретана, пенополиуретан эластичный на основе полиэфира, атлас декоративный с ОП, электрофлакированное покрытие для пола, грунт ВЛ-023, мастика "Ладога". В воздухе камеры были обнаружены уксусная кислота, анилин, формальдегид в концентрациях ниже предельно допустимых.
Третий комплекс состоял из клея К-17, линолеума ТТН-2, теплоизоляций ФС-72, ткани вискозной, клея КИП-Д, винилискожи вагонной. В воз-
духе камеры обнаружены формальдегид, гексан, пентан, бутанол, бензол, толуол в концентрациях значительно меньше ПДК.
Эти и другие комплексы материалов (в общей сложности более 70 материалов) были изучены в опытах на животных. Комплексы материалов размещали в той же камере, что и лабораторных животных, температуру в камере поддерживали на уровне 25°С при 5-кратном воздухообмене: общая продолжительность непрерывного воздействия 4 мес. Несмотря на наличие в составе комплексов материалов с однотипными газовыделениями, в подавляющем большинстве случаев содержание химических веществ в воздухе камер не превышало ПДК для атмосферы населенных мест. Коэффициент, учитывающий суммарное содержание веществ (по Аверьянову), не превышал 1.
В ходе эксперимента животных систематически подвергали комплексному обследованию по целому ряду физиологических, гематологических, биохимических и морфологических показателей. Вне зависимости от состава газовоздушной смеси, формируемой различными комплексами, как правило, регистрировались однотипные неспецифические ответные реакции. В большинстве случаев наблюдаемые сдвиги не выходили за рамки физиологических колебаний исследуемых функциональных показателей. Иногда их можно было трактовать как неспецифические реакции адаптивного характера. Другой результат токсикологического эксперимента был обнаружен в тех случаях, когда по результатам санитарно-химических исследований материалы выделяли в контактирующую среду химические вещества в концентрациях несколько выше ПДК.
При токсикологической экспертизе антипиро-ванной фанеры, которая при насыщенности 1 м2/м3 и 2-кратном воздухообмене выделяла аммиак в концентрации в 3 раза выше ПДК, 2 лакокрасочных покрытий, выделяющих в питьевую воду фенол, бутанол, бутилметакрилат в концентрациях, в несколько раз превышающих соответствующие ПДК, обнаружено выраженное неблагоприятное действие на кровь, надпочечники, печень. Анализ углубленных токсикологических испытаний, сопоставление их результатов с данными санитарно-химических исследований отдельных материалов и их комплекс свидетельствуют о достаточности в большинстве случаев санитарно-химических исследований отдельных материалов для решения вопроса о возможности их применения в составе формируемых комплексов при обстройке судов комплексов.
Однако результаты этих экспериментов, полученных независимо в разных лабораторях, не учитываются органами санитарного контроля.
В выпущенных в 1981 г. методических указаниях по токсикологической оценке синтетических материалов, предназначенных для использования в судостроении, утвержденных заместителем главного государственного врача СССР, сформулировано требование обязательности токсикологической оценки комплексов материалов вне зависимости от результатов санитарно-химических исследований. Это требование, адресованное к разработчикам отдельных материалов, дезорганизует их работу по гигиенической экспертизе новых перспективных для судостроения полимеров. Оно на-
холится в противоречии с имеющейся в стране системой и практикой проектирования и строительства судов. В настоящее время практически отсутствуют типовые комплексы материалов, предназначенные для оборудования помещений судов. Различные проектные организации формируют эти комплексы на стадии рабочего проектирования, исходя из тактико-технических требований, возможностей поставки материалов, стоимости и др. К началу проектирования проектант и строитель должны иметь четкое представление о допуске того или иного материала санитарного надзора. При этом не следует путать требования, предъявляемые к отдельным материалам, с требованиями к обитаемости судовых помещений, оборудованных реальными комплексами синтетических материалов, обеспечиваемыми суммой технических средств (вентиляция, кондиционирование и др.).
Правомерно ставить вопрос о санитарно-хими-ческих исследованиях газовоздушной среды жилых и служебных помещений головного заказа. По результатам этих испытаний могут быть проведены дополнительно токсикологические исследования.
Таким образом, законодательная регламентация обязательного проведения токсикологических исследований отдельных материалов в составе ком-
плексов не подкреплена существующей системой разработки и внедрения синтетических материалов в судостроение, практикой проектирования и строительства судов.
Кроме того — и это самое главное — такое требование научно не обосновано. В то же время практическая его реализация сопряжена с тратой значительных средств и времени большой группы научных сотрудников. В настоящее время возникла острая необходимость в разработке и утверждении новых методических указаний, в которых показания к проведению токсикологических исследований должны быть научно обоснованы.
В развитие этого вопроса мы провели специальные исследования, в ходе которых было установлено: если коэффициент Аверьянова для газовыделений из комплекса материалов не превышает 2, то характер и степень биологических эффектов газовыделений не выходит за рамки физиологических защитно-приспособительных реакций. При этом важная роль отводится таким чувствительным критериям, как показатели, характеризующие функциональную активность гипофизадреналовой и иммунной систем.
Посетим 12.01.98
© В. И. СВИДОВЫЙ. В. Ф. КИРИЛЛОВА. 1999 УДК 613.6:654.151.2
В. И. Свидовый, В. Ф. Кириллова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМАТИЧЕСКИХ
ТЕЛЕФОННЫХ СТАНЦИЙ
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. М. Мечникова; Калининский районный центр
госсанэпиднадзора, Санкт- Петербург
В настоящее время телефонная сеть Санкт-Пе-тербурга составляет более 1 млн 900 тыс. номеров и является второй по величине в России. Она обеспечивает ежедневно более 9 млн телефонных разговоров внутри города и представляет возможность выхода на автоматическую междугородную и международную связь.
При активном участии ряда зарубежных фирм созданы и успешно функционируют несколько предприятий по оказанию услуг связи ("Петро-стар", "Дельта-Телеком", "Нева-Кабель" и др.).
В литературе имеются отдельные сведения [1,2] по гигиенической оценке условий труда при монтаже оборудования новых автоматических телефонных станций (АТС), а также методов скрутки проводов с полиэтиленовой изоляцией на предприятиях телефонной сети.
Мы обследовали 22 АТС, располагающихся в отдельных зданиях, построенных по типовым проектам. Автозалы, входящие в их состав, оборудованы стативами, на которых закреплены многократные координатные соединители, осуществляющие связь между абонентами и представляющие собой набор реле. В каждом автозале на различных АТС может находиться от 370 до 500 стати в. Контактные площадки реле покрыты серебром, платино-палла-диевым слоем, золотом. Пайка проводов осуществляется в заводских условиях припоями, в состав которых входят олово, свинец, а также сурьма и кад-
мий в различных соотношениях (ПОС-40, 61). Реле и контакты находятся под рабочим напряжением 58—66 В. В связи с этим автозалы на АТС являются зоной повышенной опасности. Автозалы АТС обслуживают инженеры, электромеханики и электромонтеры. Эксплуатация оборудования — основная часть работы, требующая присутствия в автозале специалистов: контроль за его работой, поиск и устранение неисправностей, плановые профилактические проверки. С этой целью используются автоматическая контрольная и ручная проверочная аппаратура.
Надежность действия АТС зависит от технического состояния приборов и правильности их работы. Качество работы и неисправность оборудования АТС определяются при помощи станционной сигнализации, систем с печатающим устройством и автотреннера с подачей звуковых и световых сигналов (короткие звонки и непрерывного боя, а также световые — загорание разноцветных лампочек). Всего в автозале операторы должны различать 22 световых сигнала.
Для создания оптимальных технологических условий в автозалах установлена система кондиционирования. Оценка параметров микроклимата в холодный период показала превышение температуры на 2—3°С и в теплый — до 8°С выше оптимальных, относительная влажность соответствует нормируемым величинам.