Научная статья на тему 'Токсическое действие винилкарбазола'

Токсическое действие винилкарбазола Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Токсическое действие винилкарбазола»

сурьмы содержал 0,5% мышьяка; поэтому более вероятно, что местное действие было вызвано непосредственно сурьмой.

На основании изложенного можно считать установленным, что трех-окись сурьмы является вещестом, токсическое действие которого проявляется при длительном вдыхании пыли в концентрации порядка сотых долей миллиграмма на литр. В связи с этим очевидно, что содержание сурьмы в воздухе рабочих помещений должно быть строго нормировано. Предельно допустимые концентрации должны быть порядка тысячных или десятитысячных долей миллиграмма на литр. Ориентировочно, до получения более исчерпывающих данных, можно было бы предложить такую же предельно допустимую норму, какая установлена для мышьяка.

Совершенно очевидно, что при использовании трехокиси сурьмы в качестве красителя необходимо соблюдение ряда гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение образования пыли и меры личной защиты; должно быть запрещено снятие старой краски выжиганием.

•йг £ -А1

М. Л. Рылова

Токсическое действие винилкарбазола

Из Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

Задачей настоящей работы являлось исследование токсического действия мономера и полимера винилкарбазола.

сн сн

// \ / \\

НС с - с сн

I II II I

не с с сн

\\ / \/ N СН N СН I

СН=СН2

Винилкарбазол получается из карбазола и ацетилена при повышенном давлении в присутствии щелочного катализатора. Молекулярный вес его 193,1. Чистый винилкарбазол представляет собой светложелтые кристаллы с температурой плавления 58—60°. Нерастворим в воде, хорошо растворяется во всех органических растворителях. Полимеризуется при нагревании в стеклянных ампулах без катализатора. Полимер винилкарбазола— твердый прозрачный продукт коричневого цвета, не растворяется в воде, растворим в бензоле, дихлорэтане, хлорбензоле.

Винилкарбазол применяется в производстве электрической арматуры.

Имеется всего одна опубликованная работа (Табершау и Скинер, 1944), в которой приводятся данные о действии винилкарбазола на кожу. При этом подчеркивается, что мономер и полимер сами по себе не раздражают кожу, но являются сильными сенсибилизаторами ее. У лиц, не имевших непосредственного контакта с винилкарбазолом, но находившихся в помещении, в которое в течение рабочего дня время от времени поступал аэрозоль полимера винилкарбазола в виде дыма, через 2 недели по-

явились экзематоидные дерматиты. После удаления таких лиц из цеха и лечения наступило быстрое выздоровление.

Карбазол, применяющийся в качестве одного из веществ для получения винилкарбазола, обладает выраженным кожным действием. При нанесении на кожу кролика в виде 4% маги карбазол вызывал через сутки покраснение, кровоизлияния, инфильтрации, слущивание поверхностных слоев (Шапиро, 1928). Изменения отмечались при этом и в глубоких слоях кожи (расширение сосудов и инфильтрация).

Отдельные авторы объясняли раздражающее и фотосенсибилизи-рующее действие на кожу антраценовых масел и пека присутствием в них карбазола (Лазарев, 1951). Однако Шапиро (1931) в результате своих исследований считает, что карбазол не оказывает фотодинамического действия на кожу. Вопрос о резорбтивном действии винилкарбазола в литературе не освещен.

Мы изучали резорбтивное токсическое действие винилкарбазола при проникании его через рот. Последнее может иметь место и в производственных условиях в случае проглатывания попавшей в рот пыли винилкарбазола.

При однократном отравлении белых мышей (для каждой дозы 10 животных) мономером винилкарбазола, вводившимся в желудок через зонд в первые 2 дня после введения его в дозе 0,9 г на 1 кг веса тела, погибло 50%, а от дозы 1,3 г на 1 кг — 88% всех животных1- После введения полимера в тех же дозах все мыши выжили (наблюдение велось 10 дней). Отравление мономером винилкарбазола в дозе 0,05 г/кг также оказалось смертельным — в течение 7 дней погибло 6 мышей из 10. Морские свинки погибали от скармливания им однократной дозы 0,5 г/кг, а кролики — после троекратного введения им в рот 0,5 г/кг (по одному разу в день). Полимер винилкарбазола в этих дозах оказался безвредным.

При повторных отравлениях трех морских свинок мономером в дозах 0,1—0,2 г/кг ежедневно в течение 30 дней у них наблюдалось падение веса тела до 18% от исходного и увеличение количества эритроцитов на 14—16%- Этого не наблюдалось в контрольной группе животных и в группе животных, которых отравляли полимером винилкарбазола. Однако в каждой подопытной группе погибло по одному животному. При гистологическом исследовании внутренних органов у всех трех свинок, отравленных мономером винилкарбазола, была найдена жировая дистрофия печеночных клеток. Среди свинок, отравленных полимером винилкарбазола, только у одной (из трех) обнаружены дегенеративные изменения в печени, не носившие характер жировой дистрофии.

Результаты опытов с отравлением животных винилкарбазолом при введении его шутрь показывают, что мономер винилкарбазола обладает выраженным общетоксическим действием. Полимер винилкарбазола I в случае длительного поступления в организм может также вызывать явления общего отравления.

Мы изучали также действие винилкарбазола на кожу. Исследуемое вещество наносили в виде пыли на ушную раковину животного в течение часа, после чего пыль тщательно удаляли. Другое ухо служило контро- . лем. В результате действия мономера винилкарбазола появлялся воспалительный отек (рис. 1), величину которого измеряли по методу Салямона (учитывался объем воды, вытесненной ушной раковиной из стаканчика). Наибольшего развития отек достигал в первые или вторые сутки. Через 5—6 дней началось сильное шелушение и выпадение шерсти, которая потом долго не отрастала. У отдельных кроликов ушная раковина уже в первый день свисала и оставалась в таком виде некоторое время после полного исчезновения отека. Последнее наблюдалось у отдельных жи-

1 Полученные данные обрабатывались по методу суммирования.

вотных через 8—12 дней. Воспалительный отек сопровождался повышением кожной температуры уха, которую измеряли при помощи термопары. Это повышение достигало в отдельных случаях 2° по сравнению с температурой контрольного уха. При этом кривая изменения кожной, температуры соответствовала кривой развития отека.

Было испытано также действие 1% спиртового раствора мономера винилкарбазола. После погружения ушной раковины кролика в стаканчик, содержащий этот раствор, всего лишь на одну минуту, в первые сутки развился небольшой воспалительный отек, который полностью исчез на второй день. Чистый спирт в контрольных опытах не вызывал отека.

Однократное наложение мономера винилкарбазола на кожу живота кролика в течение одного часа не дало никакого эффекта (наблюдение велось в течение недели). При вторичном нанесении мономера винил-

смг 24-

20-

W-

12

а

4\

№32 .

/

4

сутки /

Рис. 1. Развитие воспалительного отека ушной раковины кролика под действием мономера винилкарбазола при экспозиции в течение одного часа

По гопизонтали — время, прошедшее после превращения экспозиции; по вертикали—изменение объема ушной раковины в процентах от исходной

Рис. 2. Размеры площади покраснения кожи в первые сутки после повторных нанесений мономера

винилкарбазола По горизонтали — нанесения мономера; по вертикали — поверхность покраснения в см 2

карбазола через сутки на один и тот же участок и увеличения экспозиции до 3 часов через 2 дня были обнаружены изъязвления кожи. В течение недели наступило полное восстановление кожи.

Полимер винилкарбазола, ¡нанесенный в виде пыли на ушную раковину кроликов, не вызывал отека. Наблюдалось лишь небольшое расширение сосудов, которое держалось 2—3 дня.

Для выявления сенсибилизирующего- кожу действия винилкарбазола мы провели серию опытов (на 7 белых кроликах) с применением в основном методики Шапиро. У фиксированного кролика выстригали под лопаткой участок кожи площадью 20 см2. На противоположной стороне симметрично выстригали такой же участок, который служил контролем. На 1 см2 поверхности кожи подопытного участка наносили очень тонкий слой вещества.

После часовой экспозиции вещество тщательно удаляли с поверхности кожи. Через 12 дней под первым участком выстригали новый такого же размера; на площади его в 1 см2 опять наносили исследуемое вещество Таким образом, на этой стороне туловища через каждые 12 дней по направлению от лопатки к крестцу выстригали по одному участку кожи, в общей сложности всего 5. Вещество наносили на каждый участок только один раз, всегда на одну и ту же площадь (1 см2); длительность экспозиции также была постоянной. Для каждого подопытного участка на противоположной стороне имелся контрольный. Показателями величины по-

лученного эффекта служили температура кожи, измеряемая термопарой, и площадь ее покраснения. Учитывалась также и интенсивность последнего.

После нанесения мономера винилкарбазола на первый участок наблюдалось небольшое покраснение на поверхности около 2 см2 (рис. 2). Нанесение вещества через 12 дней на 2-й участок вызвало через сутки у двух кроликов резкое покраснение кожи на месте апликации и большие размеры эритемы. После нанесения на 3-й участок на нем у всех животных появилось йыраженное покраснение, поверхность которого в 11—12 раз превышала поверхность апликации. Последующие нанесения на новые участки показали, что чувствительность кожи к нему у кроликов № 8 и № 32 продолжала повышаться. Это выражалось в больших размерах площади эритемы и в повышении кожной температуры. Через 2—3 дня у всех животных эритема начинала постепенно бледнеть и на 4—5-е сутки совершенно исчезала.

Нарастание чувствительности кожи к мономеру винилкарбазола выразилось еще и в том, что при последующих нанесениях его (начиная с третьего) у всех кроликов на участках, которые ранее уже подвергались действию вещества, снова появилась эритема.

Через 10—12 дней после каждой апликации начиналось интенсивное шелушение кожи, а с увеличением числа нанесений на поверхности кожи появлялись небольшие кровоизлияния, тонкие корочки и даже легкая отечность.

Полимер винилкарбазола не вызывал описанных явлений сенсибилизации.

Среди сотрудников нашей лаборатории наблюдалось три случая проявления повышенной чувствительности к действию мономера винилкарбазола. При этом происходило покраснение кожи, как при ожоге, появлялись сыпь, ощущение стянутости кожи и зуд. В последующие дни краснота постепенно уменьшалась, начиналось шелушение кожи, но зуд продолжался несколько дней. После прекращения работы с веществом все отмеченные явления исчезали. Исследование фотосенсибилизирую-щего действия мономера винилкарбазола в условиях прямого солнечного освещения показало лишь небольшое повышение чувствительности кожи кролика к свету. Это выражалось в несколько большем покраснении запыленной мономером кожи по сравнению с необлучавшимися участками, но также подвергавшимися действию этого вещества. Полимер винилкарбазола в аналогичных опытах не оказал никакого видимого действия.

При облучении кожи кролика после нанесения на нее (площадь

9 см2) пыли мономера или полимера винилкарбазола ультрафиолетовыми лучами (кварцевая лампа) при дистанции 30 см и длительности

10 минут не обнаружено никаких явлений фотосенсибилизации. От пеко-вой пыли в подобных же условиях опыта Шапиро (1931) (наблюдал отечность и кровоизлияния.

Проведенная нами работа показывает, что мономер винилкарбазола в опытах на животных оказался довольно токсичным, чего нельзя сказать о полимере винилкарбазола. В противоположность мономеру он не вызывал никакого видимого действия при поступлении внутрь организма; совершенно отсутствовало также с его стороны сенсибилизирующее кожу влияние.

Вредность полимера для животных при многократном поступлении и раздражающее действие на кожу, выраженные значительно меньше, чем от действия мономера, объясняются, повидимому, наличием оставшихся после полимеризации небольших количеств мономера. Отсюда возникает вопрос о гигиенической стандартизации полимера винилкарбазола.

Выводы

1. При однократном введении в виде водной взвеси (через зонд в желудок) мономер винилкарбазола вызывал смерть мышей при дозе 0,05 г/кг, смерть морских свинок (введение в рот порошка) при дозе 0,5 г/кг. Кролики погибали после трехкратного введения 0,5 г/кг. Полимер в этих же дозах оказался безвредным. При повторных отравлениях мономером в дозах 0,1—0,2 г/кг ежедневно в течение 30 дней у всех морских свинок наблюдалось падение веса и увеличение числа эритроцитов. Полимер в аналогичных опытах действовал значительно слабее. У всех свинок, отравленных мономером, найдена жировая инфильтрация печеночных клеток.

2. Мономер винилкарбазола вызывал сильное раздражение кожи кроликов, полимер — очень слабое.

3. Мономер винилкарбазола оказывал выраженное сенсибилизирующее действие на кожу кролика, полимер не вызывал видимых изменений кожной чувствительности.

4. Фотосенсибилизирующее действие мономера винилкарбазола в условиях прямого солнечного освещения кожи кролика невелико. При облучении кварцевой лампой фотосенсибилизация со стороны мономера и полимера винилкарбазола не наблюдалась.

5. Проведенная работа выдвигает вопрос о необходимости гигиенической стандартизации полимера винилкарбазола.

* -йт Л

А. П. Вторецкая

Санитарно-гигиенические условия труда на открытых угольных разрезах и меры для их улучшения

Из Челябинской областной санитарно-эпидемиологической станции

Добыча угля открытым способом производится на разрезах, глубина которых может достигать 190 и более метров.

Технологический процесс добычи угля разрезами слагается из следующих этапов: вскрышные работы, зачистные, добычные, погрузка, транспортировка, обогащение угля.

Вскрышные работы проводятся в целях доступа к ископаемому с дневной поверхности. За исключением двух верхних горизонтов, сложенных мягкими наносными породами, вскрышные уступы разрабатываются с применением взрывных работ. Бурение производится ударно-канатными станками и станками вращательного бурения. Разрыхленную массу породы мощные экскаваторы и драгляйны погружают в думпкары и отвозят на внешние отвалы.

Выемку горных пород на верхних горизонтах разрезов производят симметрично расположенными отвесными террасами высотой до 18 м. На площадке террас проложены железнодорожные пути для откатки породы на внешние отвалы.

До последнего времени основным транспортом для вывозки породы на отвалы служили паровозы и саморазгружающиеся думпкары. Однако в связи со значительным ростом и глубиной вскрышных работ, вызвавших необходимость перехода на более крутые уклоны железнодорожных путей, паровую тягу стали заменять электрической. Общая протяженность вскрышных железнодорожных путей достигает на изученном нами объекте 100 км.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.