Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 37:001.12/18
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Рассматривается необходимость подготовки кадров высшей квалификации, проблема трансформации системы образования, требования к качеству подготовки кадров, концепция непрерывного образования.
Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации, непрерывное образование.
TO THE ISSUE OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL TRAINING
S. Yu. Piskorskaya
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia
The need for highly qualified personnel training, the problem of the education system transformation, the requirements to the training quality, the concept of lifelong education are pointed out.
Keywords: training of highly qualified personnel, continuing education.
Вопрос подготовки необходимых современному обществу кадров высшей квалификации - серьезная проблема, поскольку подготовка данных кадров вне зависимости от своих возможностей происходит в системе образования. Другими словами, сама технология воспроизводства кадров высшей квалификации в решающей степени детерминирована характером и общим состоянием системы образования.
В настоящее время проблемы трансформации системы образования широко обсуждаются в социально-философской и педагогической литературе. Так, говоря о проблемах образования в новых экономических условиях, Е. А. Пушкарева и Н. В. Наливайко отмечают тот факт, что «специфика современного формирования образования тесно связана с историческими традициями, задающими направленность общего развития системы образования. Отличительной чертой отечественной образовательно-научной традиции можно считать ее фундаментальную диалектическую методологию - на основе теории познания как теории отражения, в отличие от западной метафизической позиции - на основе теории познания как теории репрезентации» [1, с. 28]. А на вопрос, каким должно быть образование в вузах, Й. Шмайс и Б. Шмайсова-Бухтова отвечают, что «акцент должен ставиться не на количестве информации, но на изучении и систематизации информации, т. е. адекватном понимании мира в его целостности, получении сложно приобретаемой способности независимо размышлять» [2, с. 171].
В. А. Дмитриенко отмечает, что новые требования к качеству подготовки кадров, в частности, возрастание удельного веса научного потенциала в обществе и ускорение на этой основе экономического развития, выдвинули проблему «подтягивания» системы образования до уровня развития экономики и науки; увеличения численности людей, вовлекаемых в сферу образования; уменьшения сроков амортизации зна-
ний - если раньше для инженеров оказывалось возможным использование их специальных знаний в течение 20-25 лет, то сегодня их хватает лишь на 7-10 лет [3, с. 287].
Последнее обстоятельство ставит задачу совершенствования знаний практически в течение всей жизни (концепция непрерывного образования) и, как следствие, изменения социальной роли системы образования в жизни общества. Неслучайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, взаимосвязанной с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, появился такой раздел, как «Наука, технологии и образование», в котором наука и образование представлены в качестве одних из основных приоритетов устойчивого развития России.
Это связано с тем, что национальная безопасность немыслима без квалифицированных кадров, обеспечивающих информационную, экономическую, военную, коммуникационную, гуманитарную, медицинскую безопасность страны. «Система образования, будучи социальным институтом общества, транслируя традиционные и инновационные социальные ценности, формирует человека будущего» [4, с. 105], -пишет в связи с этим С. В. Камашев. Действительно, образование воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности, поскольку все предполагают подготовку кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний и сфере производственной деятельности.
Новая роль системы образования в современной жизни общества актуализирует системное управление качеством образовательного процесса на всех этапах его реализации. Подобное управление предполагает планирование, содержащее в качестве главных компонентов не только прогнозирование будущего развития, но и выработку технологий его реализации.
Решетневскуе чтения. 2013
Ю. В. Пушкарев пишет: «Применительно к системе высшего образования технологии планирования связаны с основными принципами управления качества подготовки, основаны на инновационных моделях, характеризуют управление на основе текущего контроля над исполнением конкретного вида деятельности, экстраполяции и предвидения изменений для определения будущих показателей с учетом имеющих данных об их измерении в прошлые периоды, экспертизы качества образовательного сервиса, принятия адекватных решений» [5, с. 57].
В результате возникает уверенность в необходимости создания особых образовательных программ и центров, которые будут профессионально заниматься систематической переподготовкой научных кадров высшей квалификации для адекватного развития экономики и науки.
Библиографические ссылки
1. Пушкарева Е. А., Наливайко Н. В. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. 2010. № 1 (30).
2. Шмайс Й., Шмайсова-Бухтова Б. Какое образование необходимо для глобализированной культуры? // Философия образования. 2010. № 1 (30).
3. Дмитриенко В. А. Концептуальные основы общей теории науки // Избранные труды : в 3 т. Т. 2. Томск : STT, 2008.
4. Камашев С. В. Стратегия национальной безопасности и образование: социально-философский анализ // Философия образования. 2010. № 1 (30).
5. Пушкарев Ю. В. Направления инновационного развития системы образования в современных условиях // Философия образования. 2010. № 1 (30).
References
1. Pushkareva E. A., Nalivajko N. V. Formirovanie otechestvennoj sistemy obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
2. Shmajs J., Shmajsova-Buhtova B. Kakoe obrazovanie neobhodimo dlja globalizirovannoj kul'tury?// Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
3. Dmitrienko V. A. Konceptual'nye osnovy obshhej teorii nauki // Izbrannye trudy: V 3 t. T. 2. Tomsk: STT, 2008.
4. Kamashev S. V. Strategija nacional'noj bezopasnosti i obrazovanie: social'no-filosofskij analiz // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
5. Pushkarev Ju. V. Napravlenija innovacionnogo razvitija sistemy obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
© Пискорская С. Ю., 2013
УДК 377
ОБУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
М. В. Савельева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Рассматривается влияние принципа толерантности на взаимоотношения «студент-преподаватель» в условиях поликультурного общества. Показана необходимость соблюдения данного принципа. Анализируются проблемы, возникающие в силу использования принципов псевдотолерантности как со стороны студентов, так и преподавателей. Предлагаются педагогические технологии для воспитания толерантности у студентов вуза.
Ключевые слова: толерантность, псевдотолерантность, рейтинговая оценка деятельности преподавателя и студента, педагогические технологии.
TEACHING TOLERANCE
M. V. Savelyeva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: [email protected]
The effect of tolerance on student-educator relationship in multicultural society is considered. The observance of the tolerance principle is underlined. The students' and educators' problems appearing due to pseudotolerance are analysed. Some pedagogical technologies to be used in different courses to bring up the tolerance are suggested.
Keywords: tolerance, pseudotolerance, rating systems, pedagogical technologies.
Общественная жизнь всегда насыщена различными противоречиями. Их уровень и масштаб также разнообразен, как и последствия. Любая малозначительная ситуация, на первый взгляд, может повлиять на самые важные стороны нашего дальнейшего суще-
ствования и успешности. Несмотря на тот факт, что студенты университета - люди взрослые, самостоятельные, университетское образование должно продолжать решать многие задачи воспитания личности, в том числе ключевую на сегодняшний день - воспи-