Ю. В. Пушкарев пишет: «Применительно к системе высшего образования технологии планирования связаны с основными принципами управления качества подготовки, основаны на инновационных моделях, характеризуют управление на основе текущего контроля над исполнением конкретного вида деятельности, экстраполяции и предвидения изменений для определения будущих показателей с учетом имеющих данных об их измерении в прошлые периоды, экспертизы качества образовательного сервиса, принятия адекватных решений» [5, с. 57].
В результате возникает уверенность в необходимости создания особых образовательных программ и центров, которые будут профессионально заниматься систематической переподготовкой научных кадров высшей квалификации для адекватного развития экономики и науки.
Библиографические ссылки
1. Пушкарева Е. А., Наливайко Н. В. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. 2010. № 1 (30).
2. Шмайс Й., Шмайсова-Бухтова Б. Какое образование необходимо для глобализированной культуры? // Философия образования. 2010. № 1 (30).
3. Дмитриенко В. А. Концептуальные основы общей теории науки // Избранные труды : в 3 т. Т. 2. Томск : STT, 2008.
4. Камашев С. В. Стратегия национальной безопасности и образование: социально-философский анализ // Философия образования. 2010. № 1 (30).
5. Пушкарев Ю. В. Направления инновационного развития системы образования в современных условиях // Философия образования. 2010. № 1 (30).
References
1. Pushkareva E. A., Nalivajko N. V. Formirovanie otechestvennoj sistemy obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
2. Shmajs J., Shmajsova-Buhtova B. Kakoe obrazovanie neobhodimo dlja globalizirovannoj kul'tury?// Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
3. Dmitrienko V. A. Konceptual'nye osnovy obshhej teorii nauki // Izbrannye trudy: V 3 t. T. 2. Tomsk: STT, 2008.
4. Kamashev S. V. Strategija nacional'noj bezopasnosti i obrazovanie: social'no-filosofskij analiz // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
5. Pushkarev Ju. V. Napravlenija innovacionnogo razvitija sistemy obrazovanija v sovremennyh uslovijah // Filosofija obrazovanija. 2010. № 1 (30).
© Пискорская С. Ю., 2013
УДК 377
ОБУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
М. В. Савельева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Рассматривается влияние принципа толерантности на взаимоотношения «студент-преподаватель» в условиях поликультурного общества. Показана необходимость соблюдения данного принципа. Анализируются проблемы, возникающие в силу использования принципов псевдотолерантности как со стороны студентов, так и преподавателей. Предлагаются педагогические технологии для воспитания толерантности у студентов вуза.
Ключевые слова: толерантность, псевдотолерантность, рейтинговая оценка деятельности преподавателя и студента, педагогические технологии.
TEACHING TOLERANCE
M. V. Savelyeva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: [email protected]
The effect of tolerance on student-educator relationship in multicultural society is considered. The observance of the tolerance principle is underlined. The students' and educators' problems appearing due to pseudotolerance are analysed. Some pedagogical technologies to be used in different courses to bring up the tolerance are suggested.
Keywords: tolerance, pseudotolerance, rating systems, pedagogical technologies.
Общественная жизнь всегда насыщена различными противоречиями. Их уровень и масштаб также разнообразен, как и последствия. Любая малозначительная ситуация, на первый взгляд, может повлиять на самые важные стороны нашего дальнейшего суще-
ствования и успешности. Несмотря на тот факт, что студенты университета - люди взрослые, самостоятельные, университетское образование должно продолжать решать многие задачи воспитания личности, в том числе ключевую на сегодняшний день - воспи-
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
тание толерантности в условиях современного поликультурного общества. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии [1].
К сожалению, данные принципы, утверждаемые Декларацией, очень часто не воспринимаются в условиях, казалось бы, мирного процесса получения знаний: оба участника образовательного процесса - и преподаватель, и студент - подменяют понятие толерантности псевдотолерантностью, основой которой является безразличие друг к другу. Преподаватель не реагирует на отсутствие работы со стороны студентов, не отслеживает их достижения и не указывает на проблемные моменты. Студенты часто не готовы к занятиям, ощущают свою некомпетентность в дисциплине, не понимают ее смысл для будущей профессиональной деятельности. И, тем не менее, подобные «беспроблемные» преподаватели «очень любимы» своими студентами за учебный процесс без всяких обязательств, вовремя сданный зачет или экзамен. К сожалению, отсутствие необходимых компетенций у выпускника обязательно станет очевидным. Наиболее безопасным проявлением таких последствий может стать переход к более требовательному преподавателю, самой нежелательной может оказаться ситуация, когда подобное «благодушие» и нетребовательность со стороны обоих участников образовательного процесса приведет к невозможности ощутить свою состоятельность на рабочем месте.
Если люди считаются только с собственными правами, не задумываясь о своих обязанностях, то они становятся нетерпимы к любому, по их мнению, посягательству на их права. В порядке вещей становится у студентов оценить низкими баллами работу преподавателя только за то, что в свое время они получили от него замечание по поводу опозданий, невыполнение заданий, некорректное отношение к личности преподавателя и т. д. Свое неудовлетворение почти каждый студент проявляет при заполнении рейтинга преподавателя. Таким образом, оценка деятельности преподавательского состава с точки зрения студентов будет, главным образом, зависеть от выстроенных взаимоотношений со студенческой аудиторией, а не от ее результативности. Поэтому невозможно получить объективную оценку работы преподавателя, основываясь на его рейтинге.
Какие выводы может сделать преподаватель о качестве своей работы, получивший совершенно противоречивые характеристики от своих студентов, как то: «Плохой преподаватель» или «Отличный преподаватель»? Наверное, лишь только те, что его работа не прошла незамеченной: его оценили те студенты, кто ощутил прибавление знаний, сформированность компетенций благодаря совместной работе, и остались недовольны те, кому пришлось работать дополнительно, осваивая материал. Кроме того, при получении характеристик личности преподавателя был бы
очень полезен подсчет процента «довольных» и «недовольных», так как он наглядно демонстрирует глубину проблемы. Если все 100 % опрошенных студентов высказались против методов обучения, применяемых преподавателем, то есть повод серьезно задуматься о пребывании преподавателя в стенах университета. Данные, которые могут интерпретировать как сигнал к прекращению сотрудничества с недостаточно квалифицированным преподавателем, можно также найти в разделах анкеты о желании/нежелании студентов продолжать работу с преподавателем дальше. Особенно важен вопрос, насколько профессионально преподаватель умеет объяснить материал, разбирается ли в нем сам, а также как сами студенты оценивают уровень сформированности компетенций по дисциплине, завершив курс.
В то же время нельзя с уверенностью сказать, что не нарушается принцип толерантности при выставлении рейтинговой оценки деятельности студентов. Суть рейтинга состоит в том, чтобы выявить в работе сильные и слабые стороны. Для студентов очевидно, что набрав 51 балл по той или иной дисциплине, он уже застрахован от неудовлетворительной оценки по дисциплине в сессии, но совершенно не принимается во внимание, что получая низкие баллы, надо усилить работу по проблемной дисциплине, посещать консультации, больше работать на занятиях, ликвидировать задолженности. Таким образом, мы ощущаем необходимость в дополнительной разъяснительной работе для студентов, как пользоваться полученными баллами.
При поверхностном изучении вопроса существования толерантности в практической жизни может сложиться ощущение, что быть толерантным научиться невозможно: либо это есть, либо это качество отсутствует. Мы придерживаемся более оптимистичного взгляда. Во-первых, можно развить в себе любое качество, самое главное - ощутить в нем потребность. Толерантность, как и другие личностные характеристики (внимательность, понимание, сострадание), также может быть привита молодому человеку в ходе изучения любой дисциплины. «В процессе обучения студент приобретает первоначальные навыки не только профессионального, но и социального общения, усваивает как документально закрепленные, так и неписаные нормы и правила, которые приняты в том или ином профессиональном сообществе, т. е. овладевает основами культуры толерантного поведения. Участвуя в разнообразной познавательной деятельности, он сталкивается с теми или иными конфликтными ситуациями, требующими принятия продуктивных решений. Обладая опытом разрешения проблемных ситуаций, студент приобретает знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной и личной жизни» [2].
В качестве рекомендуемых педагогических технологий, которые наряду со своими задачами по формированию профессиональных и общекультурных компетенций способны помочь сформировать толерантность в студенческой аудитории как по отношению друг к другу, так и по отношению к личности преподавателя, можно назвать дискуссии, деловые игры,
«мозговой штурм», метод решения кейсов. Безусловно, преподаватель должен ориентироваться сам в данных методиках, кроме того, именно преподавателю следует подготовить студенческую аудиторию для участия в этих формах работы. Кроме того, ценность подобных педагогических технологий заключается в том, что преподаватель отходит от знаниевоцентрист-ского и использует деятельностный подход и, таким образом, решает многие задачи по обучению будущих профессионалов и формированию толерантной личности, способной воспринимать и уважать чужое мнение, другие культуры.
Библиографические ссылки
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/stas/
tolerance/DEKLARACIYA_PRINCIPOV_TOLERANT NOSTI.pdf / (дата обращения: 19.09.2013).
2. Лесите Э. Ю. От толерантности педагога к толерантности студента // Психология образования в поликультурном пространстве / Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. Елец, 2011. Т. 2, № 14. С. 12-16
References
1. Deklaratciya printsipov tolerantnosti (16.11.1995) (Declaration of tolerance principles). Available at: http://www.herzen.spb.ru/img/files/stas/tolerance/DEKL ARACIYA_PRINCIPOV_ TOLERANTNOSTI.pdf
2. Lesite E. Yu. Ot tolerantnosti pedagoga k tolerantnosti studenta. (From teacher's tolerance to the student's tolerance) // Psychology of education in multicultural space / Yeletsk state university named after I. A. Bunin, Yeletsk, 2011, issue 14, vol. 2. p. 12-16
© Савельева М.В., 2013
УДК 378
ВИРТУАЛЬНЫИ ЛАБОРАТОРНЫЙ практикум
Т. А. Савкина, О. В. Вайда, Е. Г. Зальцман, Е. С. Штанговец
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Рассматривается понятие виртуального лабораторного практикума, его применение в инженерном образовании, преимущества и недостатки, а также производится анализ существующих систем дистанционного обучения.
Ключевые слова: виртуальный лабораторный практикум, дистанционное образование.
VIRTUAL LABORATORY PRACTICE
T. A. Savkina, O. V. Vayda, E. G. Zaltsman, E. S. Shtangovets
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The use of a virtual laboratory practice in distance engineering education, its advantages and disadvantages are considered, and analysis of existing systems of distance learning is given.
Keywords: virtual laboratory practice, distance education.
В наше время уровень развития телекоммуникаций предлагает большие возможности по передаче данных, созданию приложений, работающих через локальную и глобальную сеть и многое другое. Информационные технологии постоянно развиваются и проникают во все сферы деятельности людей. Помимо решения промышленных задач, технологии находят широкое применение и в сфере инженерного образования.
Одной из важнейших составляющих инженерного образования является практическая работа студентов, позволяющая закрепить теоретические знания лекционного материала путем наглядной демонстрации изучаемых явлений и процессов [1].
Традиционно считается, что лабораторные работы по физике, электротехнике, электронике и другим техническим дисциплинам должны быть выполнены только на реальных установках, а проведение лабора-