Научная статья на тему 'Виртуальный лабораторный практикум'

Виртуальный лабораторный практикум Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
635
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / VIRTUAL LABORATORY PRACTICE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савкина Т. А., Вайда О. В., Зальцман Е. Г., Штанговец Е. С.

Рассматривается понятие виртуального лабораторного практикума, его применение в инженерном образовании, преимущества и недостатки, а также производится анализ существующих систем дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL LABORATORY PRACTICE

The use of a virtual laboratory practice in distance engineering education, its advantages and disadvantages are considered, and analysis of existing systems of distance learning is given.

Текст научной работы на тему «Виртуальный лабораторный практикум»

Решетневскуе чтения. 2013

«мозговой штурм», метод решения кейсов. Безусловно, преподаватель должен ориентироваться сам в данных методиках, кроме того, именно преподавателю следует подготовить студенческую аудиторию для участия в этих формах работы. Кроме того, ценность подобных педагогических технологий заключается в том, что преподаватель отходит от знаниевоцентрист-ского и использует деятельностный подход и, таким образом, решает многие задачи по обучению будущих профессионалов и формированию толерантной личности, способной воспринимать и уважать чужое мнение, другие культуры.

Библиографические ссылки

1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/stas/

tolerance/DEKLARACIYA_PRINCIPOV_TOLERANT NOSTI.pdf / (дата обращения: 19.09.2013).

2. Лесите Э. Ю. От толерантности педагога к толерантности студента // Психология образования в поликультурном пространстве / Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. Елец, 2011. Т. 2, № 14. С. 12-16

References

1. Deklaratciya printsipov tolerantnosti (16.11.1995) (Declaration of tolerance principles). Available at: http://www.herzen.spb.ru/img/files/stas/tolerance/DEKL ARACIYA_PRINCIPOV_ TOLERANTNOSTI.pdf

2. Lesite E. Yu. Ot tolerantnosti pedagoga k tolerantnosti studenta. (From teacher's tolerance to the student's tolerance) // Psychology of education in multicultural space / Yeletsk state university named after I. A. Bunin, Yeletsk, 2011, issue 14, vol. 2. p. 12-16

© Савельева М.В., 2013

УДК 378

ВИРТУАЛЬНЫИ ЛАБОРАТОРНЫЙ практикум

Т. А. Савкина, О. В. Вайда, Е. Г. Зальцман, Е. С. Штанговец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]

Рассматривается понятие виртуального лабораторного практикума, его применение в инженерном образовании, преимущества и недостатки, а также производится анализ существующих систем дистанционного обучения.

Ключевые слова: виртуальный лабораторный практикум, дистанционное образование.

VIRTUAL LABORATORY PRACTICE

T. A. Savkina, O. V. Vayda, E. G. Zaltsman, E. S. Shtangovets

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]

The use of a virtual laboratory practice in distance engineering education, its advantages and disadvantages are considered, and analysis of existing systems of distance learning is given.

Keywords: virtual laboratory practice, distance education.

В наше время уровень развития телекоммуникаций предлагает большие возможности по передаче данных, созданию приложений, работающих через локальную и глобальную сеть и многое другое. Информационные технологии постоянно развиваются и проникают во все сферы деятельности людей. Помимо решения промышленных задач, технологии находят широкое применение и в сфере инженерного образования.

Одной из важнейших составляющих инженерного образования является практическая работа студентов, позволяющая закрепить теоретические знания лекционного материала путем наглядной демонстрации изучаемых явлений и процессов [1].

Традиционно считается, что лабораторные работы по физике, электротехнике, электронике и другим техническим дисциплинам должны быть выполнены только на реальных установках, а проведение лабора-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

торных работ в программных средах моделирования привнесет только пренебрежение учеников к подготовке и проведению натурных экспериментов [2]. На сегодняшний день материально-техническое оснащение некоторых вузов оставляет желать лучшего, поэтому многие из них приступили к разработке и внедрению в учебный процесс виртуальных лабораторных практикумов (ВЛП). Слово «виртуальный» подчеркивает тот факт, что обучаемый не работает непосредственно с изучаемым объектом, явлением или процессом. Поэтому разработка и использование ВЛП является актуальной задачей, решение которой способствует улучшению учебного процесса. При выполнении ВЛП у учащихся формируются навыки, которые помогут при выполнении лабораторных работ на реальных установках [3].

Рассмотрим основные недостатки использования ВЛП:

1. Обучаемый теряет всякую связь с реальным объектом обучения, подменяемым программной моделью. По мнению авторов, для многих дисциплин этот недостаток является непреодолимым.

2. При работе с ВЛП необходимо наличие Интернета, который есть не у всех.

В то же время использование ВЛП дает ряд преимуществ [4]:

1. Программные модели позволяют имитировать работу с объектами, процессами и оборудованием, применение которых в вузах проблематично, например, уникальное оборудование или радиационные объекты.

2. Практикумы проводятся дистанционно. Учащийся сам выбирает время, место и продолжительность работы.

3. ВЛП позволяют решить проблему загрузки лабораторного оборудования.

4. Стоимость эксплуатации ВЛП обычно существенно ниже по сравнению с реальными лабораторными приборами.

В таблице приведен обзор некоторых существующих систем дистанционного обучения:

Не исключено, что в ближайшем будущем инженерное образование уже вряд ли сможет обходиться без ВЛП. С помощью него можно организовывать одновременный доступ к уникальному оборудованию. Появление ВЛП ведет к сокращению штата учебно-

вспомогательного персонала лабораторий, высвобождению площадей, снижению расходов по приобретению оборудования. Работая на виртуальных установках, учащиеся не контактируют с потенциально опасными объектами и т. д.

В то же время далеко не все эксперименты могут быть виртуальными. Сразу необходимо отметить, что с помощью ВЛП практически невозможно получение навыков использования реального оборудования. Как бы хорошо не было построено изображение реальных приборов на экране монитора, это будет лишь имитация действий самого прибора. При долгой работе с ВЛП у обучаемого появится навык управления оборудованием при помощи мыши или клавиатуры, но отнюдь не при помощи реальных органов управления - кнопок, регуляторов, рукояток и т. п.

Таким образом, ВЛП является обязательным компонентом современного образовательного процесса, но оно не может полностью заменить реальный лабораторный опыт.

Библиографические ссылки

1. Виртуальные лабораторные практикумы [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/monographs/ 98-3439 (дата обращения: 10.09.2013).

2. Автоматизация измерений: образовательные, инженерные и научные приложения [Электронный ресурс]. URL: http://lab-centre.ru (дата обращения: 12.09.2013).

3. Новые образовательные технологии в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru/ ft/006232/notv2009_book_1 .pdf (дата обращения: 10.09.213).

4. Виртуальные лаборатории [Электронный ресурс]. URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/ 02_02_03_04.htm (дата обращения: 14.09.2013).

References

1. Virtual'nye laboratornye praktikumy (Virtual laboratory practice). Available at: http://www.rae.ru/monographs/98-3439 (accessed 10 September 2013).

2. Avtomatizacija izmerenij: obrazovatel'nye, inzhenernye i nauchnye prilozhenija (Automation of measurements: education, engineering and scientific applications). Available at: http://lab-centre.ru (accessed 12 September 2013).

3. Novye obrazovatel'nye tehnologii v vuze (New educational technologies in high school). Available at: http://www.ict.edu.ru/ft/006232/notv2009_book_1.pdf (accessed 10 September 2013).

4. Virtual'nye laboratorii (Virtual Labs). Available at: http ://cnit.mpei.ac.ru/textbook/02_02_03_04 .htm (accessed 14 September 2013).

Название Расположение дистанционных лабораторий

AIM-Lab г. Хьеллер, Норвегия

LABonWEB г. Хьеллер, Норвегия

Remote Lab г. Берлин, Германия

RVLabX г. Монреаль, Канада

uCV г. Новосибирск, Россия

© Савкина Т. А., Вайда О. В., Зальцман Е. Г., Штанговец Е. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.