профессиональное образование
9. Magomed-Jeminov M. Sh. Pozitivnaja psihologija cheloveka. Ot psihologii subekta k psihologii bytija: v 2 t. M. : Psihoanaliticheskaja associacija Rossijskoj Federacii, 2007.
10. Chupina V.B. Sociokul'turnaja determinacija samoocenki i samorealizacionnogo potenciala molodyh prepodavatelej vuza : dis. ... kand. psihol. nauk. Barnaul, 2004.
11. Loginova I.O., Chupina V.B., Zhivaeva Y.V. Sociocultural Characteristics of Psychological Education in the Context of Systemic-Anthropological Approach // Journal of Social Sciences. Vol. 8, Iss. 2. P. 281-293.
Research of correlation of the character of students' life world with the type of life scenario: by the example of a small town and a megalopolis
There are represented the results of the empiric research of correlation of students' life world in a small town and a megalopolis. There are noted the differences in steadiness of small town and megalopolis students' life world: constructive, non-constructive, stagnating character of steadiness and the corresponding type of life scenario.
Key words: steadiness of life world, type of life world, town, megalopolis.
(Статья поступила в редакцию 12.01.2015)
л.А. федотова, е.в. абраменко
(волгоград)
формирование толерантности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин
Рассматривается анализ возможностей образовательных технологий в процессе формирования толерантности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: толерантность, высшая школа, геоинформационные технологии, воспитание.
В современном мире большинство межэтнических конфликтов возникают на почве различий в языке, религии, ценностях, обычаях, традициях и т.д. Общество стоит перед выбо-
ром: либо столкновение разных цивилизаций и культур, либо активное взаимодействие и налаживание между ними диалога, стремление к взаимопониманию и сопричастности. очевидным для многих стал тезис, что учить диалогу культур, взаимопониманию и взаимодействию надо с детского возраста и на всех этапах получения образования. Теоретические и практические аспекты этого процесса все чаще привлекают внимание исследователей. Большой вклад в воспитание у молодежи толерантного восприятия других внесли А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, А. И. Бочкарев, С. В. Гало-ян, Т. С. Назарова и др.
Интерес к понятию «толерантность» доказывает факт использования данного феномена в различных сферах научного знания (философии, психологии, педагогике, культурологии, социологии, политологии). Интерес обусловлен, прежде всего, многочисленными межличностными и межнациональными конфликтами в процессе глобализации общества.
В самом общем смысле толерантность -это основанная на ценностных ориентациях готовность субъекта к осознанным личностным действиям, направленным на выстраивание отношений с представителями иной социальной, нравственной, культурной среды на конструктивной основе, на достижение гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, на расширение собственного опыта путем приобщения в том числе к иным культурам.
А.Г. Асмолов, руководитель федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», говорит о том, что толерантность означает признание мнения других и является универсальной нормой сосуществования, кооперации, социального взаимодействия [2]. Следовательно, толерантность является фактором, снижающим уровень агрессии и дискриминации по отношению к человеку любой национальности и вероисповедания. Попытки ориентации только на отдельные национальные культуры приведут лишь к конфронтации и деградации в обществе.
По мнению В.В. Савельева, толерантность следует воспринимать как высокую степень самосознания, «которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно, автома-
© Федотова Л.А., Абраменко Е.В., 2015
- известия вгпу. пе,
тически, а порождается в результате контактов культур, преодоления конфликтов через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм» [3].
Проблема формирования толерантности, по нашему мнению, особенно актуальна для студентов технического вуза, т.к. воспитательная работа не обеспечивает в полной мере формирования у будущих инженеров толерантного взаимодействия. При этом толерантность является показателем общекультурной компетентности инженера, дает возможность терпимо и уважительно воспринимать другие культуры, создает условия для конструктивного и профессионального взаимодействия с различными представителями современного поликультурного пространства [4].
Важная задача, стоящая перед вузом, -научить студента понимать себя через понимание «другого», что приводит к снижению агрессивности, сглаживанию межнационального недопонимания на основе преодоления предубеждений и стереотипов, повышению уровня понимания значимости и необходимости диалога между культурами.
Формирование у молодежи гуманной, терпимой модели взаимодействия с окружающими людьми - задача государственных и общественных институтов, педагогов, воспитателей, психологов и др. Среди условий, которые вузу необходимо создать в образовательном учреждении для более успешной реализации принципов толерантного взаимодействия, следует выделить благоприятную атмосферу в группе, фиксацию устойчивого эмоционально-психологического настроя, ситуацию успеха, актуализацию положительных черт личности и т.д. [1].
Современная высшая школа многое делает для воспитания толерантности студентов: разрабатывает и реализует соответствующие программы, формирует учебно-образовательную среду, благоприятную для усвоения и распространения навыков межкультурного общения и взаимопонимания и т.д. Одним из шагов в реализации таких программ могут быть мероприятия, связанные с многоконфессионально-стью нашего региона, в частности волгограда. Наши исследования показывают, что студенты, зная, что в волгограде проживают представители различных конфессий, часто затрудняются назвать даже основные и не знают местонахождения в городе их культовых сооружений. Между тем в городе есть современные
гогические науки -
церкви, костелы, синагоги, мечети, большинство из них имеет интересную историю; архитектурные особенности, отражающие религиозные каноны и культурные традиции времени и места их постройки.
Обратить внимание студентов на существование в волгограде храмов различных конфессий, пробудить их познавательный интерес к таким сооружениям, их истории, представителям соответствующей религии и культуры - значит сделать еще один шаг в воспитании толерантности; в построении гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации; в расширении собственного опыта путем приобщения в том числе к иным культурам.
Реализация этих мероприятий в техническом вузе чаще происходит во внеу-чебной деятельности студентов, потенциальные же возможности учебного процесса используются не в полной мере. Следует заметить, что для студентов технического вуза дополнительный интерес приобретают мероприятия с использованием современных высоких технологий, о чем не стоит забывать при разработке способов и методов формирования толерантности. Такими технологиями могут стать технологии ГИС. В их основе лежит географическая информационная система - современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира. ГИС-технологии эффективны и все шире применяются при решении любых задач, касающихся пространственной информации. Пользователи этих технологий должны иметь аппаратуру конечного потребителя - GPS-навигаторы, которые широко распространены и доступны в настоящее время как в виде отдельных девайсов, так и встроенными в коммуникаторы, телефоны и ноутбуки. GPS-навигатор принимает радиосигналы от искусственных спутников Земли и на основании этих сигналов сообщает пользователю географические координаты точки и ряд других параметров движения. При этом точность определения координат составляет несколько метров, что позволяет задавать координаты, а затем находить на местности практически точечные объекты. Далее объекты с использованием ГИС-технологий (в двумерном или трехмерном виде) можно выкладывать на слоях карты, комбинируя полученные данные с исторической, географи-
профессиональное образование
ческой, краеведческой информацией для их дальнейшего анализа.
Простота определения координат на местности дала возможность использовать ГИС-технологии при разработке и прохождении познавательных маршрутов, посвященных разным «слоям» городской среды. Каждый маршрут представлен последовательностью объектов (точек) с заданными координатами и кратким описанием и проходится группой студентов из двух-четырех человек. размер группы обусловлен необходимостью постоянного взаимодействия и принятия решений во время «геопрогулки». Двигаясь по маршруту, участники изучают исторические, культурные объекты, получают доказательства своего присутствия, а затем, используя дополнительную информацию и свои фотографии, составляют отчет о маршруте и/или пишут эссе. В ином варианте реализации этих технологий задаются тема путешествия и координаты отдельных точек. Участникам предлагается пройти по маршруту, дополнить этот список координатами и описаниями объектов, имеющих отношение к заявленной теме. найденная информация с применением ГИС-техноло-гий выносится на карту, оформляется в виде отчета [5].
В настоящее время в ВолгГТУ создана и продолжает расширяться база данных маршрутов, состоящих из отдельных точек с заданными координатами, описанием объектов и одним-двумя вопросами участникам. точки маршрута привязываются к отдельным строениям, деталям городской инфраструктуры, природным объектам. В воспитании толерантности студентов могут играть роль маршруты, посвященные истории и современному состоянию религиозных общин Волгограда.
Для того чтобы пройденный маршрут и его рефлексия стали ступенью в воспитании толерантности, внимание следует уделять не только прохождению существующих маршрутов, но и выбору тематики и содержания новых маршрутов, а также составлению их описания. Выбор темы и содержания маршрута происходит при участии студентов и преподавателя; инициатива при этом принадлежит студентам. Достаточно часто предлагаются и разрабатываются маршруты, связанные историей и современным состоянием религиозных общин Волгограда. В частности, разработаны маршруты, посвященные:
• истории православных церквей Волгограда (старейшая церковь города в пос. Отра-
да, восстановленный храм Иоанна Предтечи в Центральном районе, Казанский собор, строящийся храм в краснооктябрьском районе и т.д.);
• истории ислама в Волгограде (сохранившиеся части мечети царицынских времен в Ворошиловском районе, современные мечети в Кировском и Ворошиловском районах);
• истории иудаизма в Царицыне - Волгограде (бывшая синагога в центральном районе и современная синагога в Ворошиловском районе);
• современным православным храмам отдельных районов Волгограда.
разрабатывая содержание маршрута, студенты задают ключевые точки, ищут описание событий и артефактов, имеющих отношение к выбранной теме. Места, которые необходимо посетить, задаются GPS-координатами. Следует заметить, что устройства, позволяющие ориентироваться в пространстве по заданным координатам, имеют в личном пользовании, по нашим оценкам, более половины студентов.
разработанный студентами маршрут включается в базу данных маршрутов и обязательно посещается другими студентами в рамках учебной и внеучебной деятельности. Маршрут проходится небольшой группой студентов самостоятельно, с использованием разработанного текста, с ориентированием на местности по GPS-приемнику. Последнее обстоятельство вносит элемент поиска и исследования в обычный процесс передвижения по городу, что позволяет студентам другими глазами увидеть привычный город. Как показывают отчеты и эссе по итогам прохождения маршрута, такой формат пробуждает познавательный интерес студентов, позволяет испытать новые эмоции, по-новому взглянуть на историю города, в том числе на различные культуры и религии, сыгравшие свою роль в развитии Волгограда. Активный характер деятельности при разработке и прохождении таких маршрутов, применение сформированных ранее исследовательских навыков для достижения результата неизменно вызывают интерес студентов.
Анализ современной ситуации и проведенная практическая работа дают нам основание утверждать, что в воспитании толерантности студентов следует использовать возможности современных технологий с учетом психолого-педагогических особенностей студентов технических вузов.
известия вгпу. педагогические науки
Список литературы
1. Aбраменко Е.В. Педагогические условия реализации принципов позитивного взаимодействия в условиях гуманитаризации образования// Грани познания: электрон. пауч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2012. № 4. С. 31-34. URL: www.grani.vspu.ru.
2. Aсмолов A.R Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 3-12.
3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002.
4. Форналёва K.A. Воспитание толерантности в образовательном процессе вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. : Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 126-130.
5. Федотова ЛА. Геоинформационные технологии как средство разработки форм самостоятельной работы студентов технического вуза // В мире паучпых открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 281-293.
6. Федотова ЛА., Aбраменко Е.В. О возможностях воспитания студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сб. пауч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. копф. Красноярск, 2014. С. 64-66.
* * *
1. Abramenko E.V. Pedagogicheskie uslovija realizacii principov pozitivnogo vzaimodejstvija v uslovijah gumanitarizacii obrazovanija//Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2012. № 4. S. 31-34. URL: www.grani.vspu.ru.
2. Asmolov A.G. Prakticheskaja psihologija i proektirovanie variativnogo obrazovanija v Rossii: ot paradigmy konflikta - k paradigme tolerantnosti // Voprosy psihologii. 2003. № 4. S. 3-12.
3. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika): sb. nauch. -metod. st. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd. NPO «MODJeK», 2002.
4. Fornaljova K.A. Vospitanie tolerantnosti v obrazovatel'nom processe vuza // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. : Problemy vysshego obrazovanija. 2013. № 1. S. 126130.
5. Fedotova L.A. Geoinformacionnye tehnologii kak sredstvo razrabotki form samostojatel'noj raboty studentov tehnicheskogo vuza // V mire nauchnyh otkrytij. 2013. № 3.1 (39). S. 281-293.
6. Fedotova L.A., Abramenko E.V. O voz-mozhnostjah vospitanija studentov v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin // O nekotoryh voprosah i problemah psihologii i pedagogiki: sb. nauch. tr. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnojarsk, 2014. S. 64-66.
Development of technical university students' tolerance in the process of humanities studying
There is considered the potential of educational technologies in the process of development of technical university students' tolerance in the process of humanities studying.
Key words: tolerance, higher school, geoinformation technologies, education.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2015)
и.ю. АзизовА
(Санкт-петербург)
Функции системы методической подготовки студЕнтов-Биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования
Традиционные и специальные функции системы методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации педагогического образования обеспечивают как решение профессиональных задач и проблем в практике образования, так и формирование опыта становления гуманитарной культуры в профессиональной деятельности будущего учителя биологии, в межличностном общении и жизнедеятельности в целом.
Ключевые слова: гуманитаризация и технологи-зация педагогического образования, гуманитарно-технологический подход, традиционные и специальные системы методической подготовки студентов-биологов.
Радикальные социальные преобразования в век глобализации, интеграции, обострения общекультурных проблем нашли свое отражение в образовании, которое представляет собой фактор актуализации, селекции, адаптации, трансляции и обновления ведущих эле-
© Aзизова И.Ю., 2015