Научная статья на тему 'ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПОНЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ)'

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПОНЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яро Абубакар, Горелова Г.Г., Мануйлов Г.В.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования стратегии социально-психологической адаптации иностранных студентов по доминирующим типам этого процесса, который связывается с определенным уровнем развития культурного интеллекта личности. Изучение стратегий адаптации во взаимосвязи с определением выраженности культурного интеллекта позволит понять особенности их проявления и разработать систему диагностики, профилактики и коррекции отрицательных последствий неконтролируемого процесса адаптации в условиях поликультурного образовательного взаимодействия. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в высшей школе для создания программ развития системы адаптации иностранных студентов, путем создания учебных курсов, направленных на повышение уровня преподавания и рейтинга принимающего вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN RELATIONSHIP WITH COMPONENTS OF CULTURAL INTELLIGENCE (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN STUDENTS STUDYING IN RUSSIAN UNIVERSITIES)

The article presents the results of the empirical study of the strategy of socio-psychological adaptation of foreign students according to the dominant types of this process, which is associated with the certain level of development of the cultural intelligence of the individual. The study of adaptation strategies in conjunction with the determination of the severity of cultural intelligence will make it possible to understand the features of their manifestation and to develop the system for diagnosing, preventing and correcting the negative consequences of an uncontrolled adaptation process in conditions of multicultural educational interaction. The results obtained in the study can be used in higher education to create programs for the development of an adaptation system for foreign students by creating training courses aimed at improving the level of teaching and the rating of the host university.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПОНЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ)»

ЛИТЕРАТУРА

1. Улучшение показателей качества жизни больных рассеянным склерозом за 15-летний период /О.В. Бойко, М.Ю. Татаринова, Е.В. Попова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2018. - Т. 118, № 8-2. - С. 23-28.

2. Вассерман Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - Москва : Академия, 2004. - 725 с.

3. Резникова Т.Н. О коррекции психического состояния немедикаментозным способом при рассеянном / Т.Н. Резникова, Н.А. Селиверстова// Клиническая и специальная психология. - 2019. -Том 8, № 1. - С. 177-188. - URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Reznikova_Seliversiva.shtml.

4. Kurtztke J.F. Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expand disability status scale/ J.F. Kurtztke // Neurology. - 1983. - Vol. 33, № 12. - Р. 1444-1452.

5. Nordin, L. Cognitive behavioral therapy in multiple sclerosis: a randomized controlled pilot study of acceptance and commitment therapy / L. Nordin, I. Rorsman // Rehabilitation medicine. - 2012. -Vol. 44(1). - P. 87-90.

REFERENCES

1. Bojko, O. V., Tatarinova, M. Ju., Popova, E.V. [et al] (2018), "Improving the quality of life of patients with multiple sclerosis over a 15-year period", Journal of Neurology and Psychiatry named after C.C. Korsakov, Vol. 118, No. (8-2). pp. 23-28.

2. Vasserman L.I. and Shhelkova O.Ju. (2003), Medicalpsychodiagnostics: Theory, practice and training, Academy, Moscow.

3. Reznikova T.N. and Seliverstova N.A. (2019), "On the correction of mental state by non-drug method in multiple sclerosis", Clinical and special psychology, Vol. 8, No. 1. pp. 177-188, available at: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Reznikova_Seliversiva.shtml.

4. Kurtztke J.F. (1983), "Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expand disability status scale", Neurology, Vol. 33, No. 12. pp. 1444-1452.

5. Nordin L. and Rorsman I. (2012), "Cognitive behavioral therapy in multiple sclerosis: a randomized controlled pilot study of acceptance and commitment therapy", Rehabilitation medicine, Vol. 44 (1), pp. 87-90.

Контактная информация: seliv_nat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 159.9.072.43

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПОНЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ)

Яро Абубакар, аспирант, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Геннадий Валерьевич Мануйлов, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования стратегии социально-психологической адаптации иностранных студентов по доминирующим типам этого процесса, который связывается с определенным уровнем развития культурного интеллекта личности. Изучение стратегий адаптации во взаимосвязи с определением выраженности культурного интеллекта позволит понять особенности их проявления и разработать систему диагностики, профилактики и коррекции отрицательных последствий неконтролируемого процесса адаптации в условиях поликультурного образовательного взаимодействия. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в высшей школе для создания программ развития системы адаптации иностранных студентов, путем создания учебных курсов, направленных на повышение уровня преподавания и рейтинга принимающего вуза.

Ключевые слова: иностранные студенты, социально-психологическая адаптация, личность, культурный интеллект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p621-625

TYPES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN RELATIONSHIP WITH COMPONENTS OF CULTURAL INTELLIGENCE (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN STUDENTS STUDYING IN RUSSIAN UNIVERSITIES)

Yaro Abubakar, the post-graduate student, Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Gennady Valerievich Manuilov, the candidate of psychological sciences, docent, South Ural State University, Chelyabinsk

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the strategy of socio-psychological adaptation of foreign students according to the dominant types of this process, which is associated with the certain level of development of the cultural intelligence of the individual. The study of adaptation strategies in conjunction with the determination of the severity of cultural intelligence will make it possible to understand the features of their manifestation and to develop the system for diagnosing, preventing and correcting the negative consequences of an uncontrolled adaptation process in conditions of multicultural educational interaction. The results obtained in the study can be used in higher education to create programs for the development of an adaptation system for foreign students by creating training courses aimed at improving the level of teaching and the rating of the host university.

Keywords: foreign students, socio-psychological adaptation, personality, cultural intelligence.

В современном обществе активно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается число молодых людей, желающих получить образование за рубежом. Успехи в обучении иностранных студентов в России, уровень их будущей профессиональной подготовки во многом определяются через социально-психологическую адаптацию [7].

Сложный процесс адаптации иностранцев к образовательной среде российских вузов чаще изучается в социально-психологическом контексте (М.А. Иванова, A.B. Кравцов, C.B. Лурье, Э. Макарян, Н.М. Лебедева, Л.Л. Шпак, Т.Л. Смолина, К.Т. Ветчинкина) [5]. Инициируется направление в изучении адаптивности как совокупности качеств личности, составляющих ее адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков, Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова) [1, 2].

Даже при самых благоприятных условиях вхождения в новую культуру у студента, как правило, возникают различного рода проблемы, которые можно поделить на внешние и внутренние или внутриличностные [4]. В числе последних ведущее место в процессе адаптации занимают осознаваемые личностью когнитивные проблемы, которые решаются на уровне такой характеристики личности как культурный интеллект. Кросс-культурный интеллект определяют, как систему знаний и навыков, позволяющую лучше адаптироваться к культурным аспектам окружающей среды [3], как вид интеллекта, определяющий эффективность и рациональность общения между людьми с различными культурными особенностями [6]. По мнению К. Эрли и С. Анга, модель культурного интеллекта состоит из четырех базовых компонентов: когнитивная и метакогнитивная составляющие, мотивация и деятельностная или поведенческая составляющая.

Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования явилось изучение связи между типом социально-психологической адаптации и наличным культурным интеллектом у иностранных студентов.

В исследовании приняли участие студенты-иностранцы Южно-Уральского Государственного университета, обучающиеся на разных факультетах и специальностях в городе Челябинске. Число студентов - 60 человек (28 девушек и 32 юноши) в возрасте от 18 до 28 лет. Среднее время пребывания в университете - 2 года. Обследование осуществлялось с февраля по март 2021 года. Эмпирические данные получены с помощью следующих психодиагностических методик: опросника адаптации личности к новой социокультурной среде Л.В. Янковского и шкалы культурного интеллекта К. Эрли и С. Анга (в

адаптации Е.В. Беловол).

Первая задача исследования состояла в определении уровня и доминирующих типов адаптации у иностранных студентов. Для этого использовалась методика Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде», в которой автором выделены 6 типов адаптации: адаптивность, конформность, интерактивность, депрессивность, ностальгия и отчуждение. Первые 3 типа адаптации являются положительными, способствующими легкой и быстрой адаптации, а три последних - отрицательными типами, затрудняющими процесс адаптации в новой социокультурной среде. Методика позволяет выделить уровни проявления каждого из этих типов: высокий уровень - более 12 баллов по каждой шкале, средний - от 6 до 12 и низкий - менее 6 баллов.

Среднегрупповые значения по всем показателям (таблица 1) находятся на среднем уровне, кроме шкалы депрессивности, которая соответствует низкому уровню проявления данного типа адаптации, то есть адаптация у большинства не высокая, хотя они уже 2 года пребывают в стране. Среди положительных типов преобладает интерактивный тип (9,38 балла). 91,7% студентов по этому типу адаптации обнаружили уровень выше среднего. На втором месте проявляется адаптивный тип (13,33% студентов демонстрируют высокий уровень и 78, 33% - средний). По сумме преобладания положительных типов адаптации (адаптивный и интерактивный) и негативных типов (ностальгия, отчужденность и депрессия) выделяются две подгруппы: 1-ая (23 человека) - те испытуемые, у которых преобладают положительные типы адаптации, и 2-ая - (19 человек) - у кого по уровням выше отрицательные типы адаптации. В первую группу отбор осуществлялся по критериям более высокой суммы баллов по положительным типам адаптации (30,80) и низкой - по отрицательным типам (18,8). Такой же принцип использован для отбора студентов во вторую группу (22,0 и 27,7 соответственно).

Таблица 1 - Значения показателей типов адаптации в среднем по группе испытуемых

Адаптивность Конформность Интерактив-ть А+К+И Депрессивность Ностальгия Отчуждение Д+Н+О

М 8,73 7,70 9,38 25,80 5,6 7,65 6,27 19,56

о 2,61 2,60 2,23 5,95 2,8 2,58 2,67 6,46

СУ 29,8 34 23,4 23,1 50 33,7 42,8 33,1

Примечание: М - среднее групповое значение, о- стандартное отклонение, СУ (в%) - коэффициент вариации.

Из таблицы 2 следует, что уровень различий по критерию 1-Стьюдента между этими группами весьма значителен.

Таблица 2 - Различия в суммах баллов положительных типов адаптации (А+К+И) и от-

Значения типов адаптации Среднее значение (М) Дисперсия (Б) Знач. ^критерия Стьюдента Уровень значимости (р)

Гр. 1, п=23 Гр. 2, п=19 Гр. 1 Гр. 2

Сумма баллов положительных типов адаптации (А+К+И) 30,80 22,00 10,2 12,7 6,984 0,001

Сумма баллов отрицательных типов адаптации (Д+Н+О) 18,80 27,70 30,1 14,8 4,588 0,001

Для выявления показателей культурного интеллекта применен опросник «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга (в адаптации) [7]. Как показало исследование, уровень всех показателей культурного интеллекта выше в группе 1, чем в группе 2. Это означает, что иностранные студенты с положительными типами адаптации лучше осознают и принимают культурные особенности страны, осваивают особенности проживания в условиях межкультурного взаимодействия, хорошо знают нормы и правила разных стран. Студентам с отрицательными типами адаптации сложнее осваивать правила, нормы, культурные особенности в новой стране, что затрудняет их взаимодействие с другими.

Далее решалась задача по определению связей между изученными выше параметрами. Из таблицы 3 видно, что определяются связи культурного интеллекта с положи-

тельными типами адаптации, в основном с адаптивностью и общим показателем положительных типов (А+К+И). Из компонентов культурного интеллекта наиболее сильная связь наблюдается для мотивационного компонента с адаптивностью (0,446***). Иностранные студенты, которые проявляют интерес и энергию в изучении новой культурной среды, легче и быстрее адаптируются к ней. Поведенческий компонент культурного интеллекта также имеет значимые связи с типом адаптивности и общим показателем положительных типов адаптации. Иностранные студенты не только стремятся познать новую культуру, но и используют эти знания в своем поведении, проявляют гибкость в ситуации кросс-культурного взаимодействия.

Таблица 3 - Корреляция между типами адаптации и компонентами культурного интеллекта

Общая группа

Тип адаптации Адаптивность Конформ форм-ность Интерактивность (А+К+И) Депрес-сивность Ностальгия Отчуждение (Д+Н+О)

Культурный интеллект (общ.) 0,288* 0,166 0,156 0,261* 0,064 -0,133 0,119 0,027

Метакогнитивный 0,224 0,071 0,091 0,166 -0,012 -0,013 0,064 0,019

Когнитивный 0,101 0,189 0,106 0,168 0,241 -0,004 0,335 0,249

Мотивационный 0,446*** 0,162 0,142 0,321* -0,040 -0,166 0,022 -0,077

Поведенческий 0,231* 0,099 0,203 0,226* -0,035 -0,228 -0,067 -0,133

Примечание: * - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001.

Изучение стратегий адаптации во взаимосвязи с определением выраженности культурного интеллекта позволит понять особенности их проявления и разработать систему диагностики, профилактики и коррекции отрицательных последствий неконтролируемого процесса адаптации в условиях поликультурного образовательного взаимодействия. Развитие культурного интеллекта иностранных студентов - это отнюдь не политологическая проблема. Кроме социальной психологии, в ее разработку следует включать психологию личности, психолингвистику, языкознание, филологию и страноведение. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в высшей школе для создания программ развития системы адаптации иностранных студентов, путем создания учебных курсов, направленных на повышение уровня преподавания и рейтинга принимающего вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азбергенова Г. А. Социально-психологическая адаптация личности в кросс-культурных условиях / Г.А. Азбергенова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2016. -Т.16, № 4. - С. 65-67.

2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - Т. 13, № 1. - С. 67-73.

3. Брислин Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Р. Бреслин. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 1096 с.

4. Горелова Г.Г. Личность в социальном управлении / Г.Г. Горелова, Г.В. Мануйлов, Е.Л. Солдатова - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180 с.

5. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. Наук / Иванова Маргарита Александровна. - Санкт-Петербург, 2001. - 353 с.

6. Махзунзадехбушехри Ф.С. Роль культурного интеллекта в межличностных отношениях / Ф.С. Махзунзадехбушехри // В мире научных открытий. - 2015. -9 (69). - С. 106-110.

7. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей) : учебное пособие. / В.А. Сонин. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 407 с.

REFERENCES

1. Azbergenova, G.A. (2016), "Socio-psychological adaptation of personality in cross-cultural conditions". Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Vol.16, No. 4, pp. 65-67.

2. Bogomolov, A.M. (2008), "Personal adaptive potential in the context of system analysis", Psychological science and education, Vol. 13, No. 1, pp. 67-73.

3. Brislin, R. (2006), Psychological Encyclopedia, Peter, St. Petersburg/

4. Gorelova, G.G., Manuilov, G.V. and Soldatova, E.L. (2018), Personality in social management, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk.

5. Ivanova, M.A. (2001), Socio-psychological adaptation of foreign students to higher education in Russia, dissertation, St. Petersburg.

6. Mahzunzadehbushehri, F.S. (2015), "The role of cultural intelligence in interpersonal relationships". In the world of scientific discoveries, Vol. 9, No. 69, pp. 106-110.

7. Sonin, V.A. (2004), Psychodiagnostics knowledge of professional activity: (for students, school psychologists, subject teachers, class teachers): textbook, Speech, St. Petersburg.

Контактная информация: gennadiymanuylovproduction@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.