Научная статья на тему 'Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов'

Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
559
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
INTERCULTURAL ADAPTATION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SUPPORT / CULTURE SHOCK / ETHNIC TOLERANCE / ETHNIC IDENTITY / CULTURAL DISTANCE / SUBJECTIVE WELLBEING / ANXIETY / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ШОК / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ДИСТАНЦИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимчук Е. Д.

В статье представлены результаты статистического анализа эмпирических данных, полученных по итогам реализации авторской программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов. Среди основных направлений программы выделяются: развитие социальных и бытовых навыков, преодоление негативных явлений, развитие социально-психологических особенностей личности иностранного студента. Статистический анализ выявил значимые изменения в социально-психологических особенностях межкультурной адаптации иностранных студентов по итогам применения программы сопровождения: ситуативная тревожность, субъективное благополучие, культурная дистанция, этническая толерантность, культурный шок, аффективный компонент этнической идентичности, адаптивность, интерактивность, депрессивность, отчужденность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF INTERCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

This paper presents the results of a statistical analysis of empirical facts obtained on the basis of the implementation of the author's program of social and psychological support of foreign students’ intercultural adaptation. The main directions of the program are: the development of social and personal skills, the overcoming of the negative phenomena, the development of social and psychological characteristics of a foreign student’s personality. Statistical analysis revealed significant changes in the social and psychological aspects of foreign students’ intercultural adaptation on the basis of the application of support program: situational anxiety, subjective well-being, cultural distance, ethnic tolerance, culture shock, affective component of ethnic identity, adaptability, interactivity, depression, estrangement.

Текст научной работы на тему «Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов»

УДК 316.6-057.87-054.6

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Елена Д. Максимчук1' @

1 Курский государственный университет, Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 @ Ьеп41к101 @уапёех. ги

Поступила в редакцию 25.03.2016. Принята к печати 17.05.2016.

Ключевые слова: межкультурная адаптация, социально-психологическое сопровождение, культурный шок, этническая толерантность, этническая идентичность, культурная дистанция, субъективное благополучие, тревожность.

Аннотация: В статье представлены результаты статистического анализа эмпирических данных, полученных по итогам реализации авторской программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов. Среди основных направлений программы выделяются: развитие социальных и бытовых навыков, преодоление негативных явлений, развитие социально-психологических особенностей личности иностранного студента. Статистический анализ выявил значимые изменения в социально-психологических особенностях межкультурной адаптации иностранных студентов по итогам применения программы сопровождения: ситуативная тревожность, субъективное благополучие, культурная дистанция, этническая толерантность, культурный шок, аффективный компонент этнической идентичности, адаптивность, интерактивность, депрессивность, отчужденность.

Для цитирования: Максимчук Е. Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 171 - 175. БО!: 10.21603/2078-8975-2016-4-171-175.

Проблема

Современная система высшего образования идет по пути усиления тенденции к международному сотрудничеству и интернационализации образования. По данным статистики на 2015 - 2016 учебный год в России обучается 157,5 тыс. иностранных студентов (очная форма обучения). Уже к 2025 г. число желающих получить высшее профессиональное образование в нашей стране будет составлять 264,6 тыс. человек, а в 2030 г. - 354 тыс. человек [9]. Однако, как отмечает С. С. Захарченко, чтобы составить достойную конкуренцию другим странам по предоставлению образовательных услуг, Россия должна принять соответствующие меры по совершенствованию системы подготовки иностранных граждан [2]. Одним из направлений укрепления позиций нашей страны в мировом образовательном пространстве является создание поликультурного образовательного пространства, способствующего процессу межкультурной адаптации визитеров.

Процесс межкультурной адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде является достаточно сложным. Получение профессионального образования проходит в абсолютно новых условиях, среди которых можно отметить такие как незнакомая культура страны пребывания, сложный язык коммуникации, отсутствие близких и родных людей рядом, специфичные особенности партнеров по общению, суровые погодные условия, новые методы обучения и т. д. Помимо вышеназванных, иностранные студенты испытывают трудности, с которым и сталкивается каждый студент вне зависимости от страны обучения и национальной принадлежности (бытовые, материальные, учебные). В большинстве случаев получение профессионального образования ино-

странными гражданами в другой стране сопровождается невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся поведением, ностальгией и другими проблемами (так называемым «культурным шоком») [3]. Это, в свою очередь, может привести к невозможности полноценного процесса межкультурной адаптации, и как следствие прекращению получения образования в нашей стране.

Анализ межкультурной адаптации иностранных студентов показал наличие у них следующих социально -психологических особенностей: несформированность навыков социально-бытового обеспечения себя в новых социокультурных условиях, навыков планирования и организации своей деятельности; культурная дистанция с представителями принимающей стороны; недостаточный уровень развития межкультурной компетентности; ограниченность контактов с широкой социальной средой; средний уровень выраженности удовлетворенности повседневной деятельностью; сформированность устойчивого отношения к будущей профессии; устойчивый интерес к предметной области и желание полностью овладеть языком специальности; повышенный уровень тревожности; наличие выраженных симптомов культурного шока; удовлетворительное состояние субъективного благополучия, сопровождающееся состоянием напряженности, признаками, сопровождающими психоэмоциональную симптоматику; повышенный уровень этнической идентичности.

По результатам эмпирического исследования и теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы нами была выдвинута гипотеза о том, что адаптационный процесс иностранных студентов к новой социокультурной среде будет успешнее при организации соци-

ально-психологического сопровождения, в котором будет реализован учет выделенных социально-психологических особенностей иностранных студентов.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в 2014 - 2015 учебном году. В нем участвовали 40 студентов лечебного факультета Курского государственного медицинского университета (20 человек - экспериментальная группа, 20 человек - контрольная группа). Среди участников эксперимента были представители Азии, Америки, Африки в каждой группе.

Для оказания помощи иностранным студентам в процессе межкультурной адаптации была разработана авторская программа социально-психологического сопровождения, в основу которой взяты гуманистический, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Программа включает в себя такие направления, как развитие социальных и бытовых навыков, развитие социально-психологических особенностей, преодоление негативных явлений и, как следствие, формирование и развитие межкультурной компетентности иностранных студентов.

В качестве средства получения эмпирических данных использовался комплекс методик: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [1]; Методика Дж. Фин-ни, измеряющая выраженность этнической идентичности личности [7]; Шкала субъективной культурной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л. Г. Почебут) [6]; Методическая разработка анализа уровня выраженности культурного шока (И. А. Мнацаканян) [3]; Авторский опросник И. А. Шолохова [10]; Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) [5]; Шкала субъективного благополучия (М. В. Соколова) [8]; Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) [4].

Результаты исследования

По всем изучаемым особенностям иностранных студентов статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группой выявлено не было (претест), что послужило основанием для проведения программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов в экспериментальной группе. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов на формирующем этапе позволило установить следующее.

По результатам диагностики тревожности по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину было установлено, что на этапе постэкспериментального тестирования в экспериментальной группе уровень личностной тревожности снизился на 0,2 балла, уровень ситуативной тревожности снизился на 3,35 баллов. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем тревожности уменьшилось на 15 %. По шкале личностной тревожности изменения незначительны (увеличение на 5 %), по шкале ситуативной тревожности также произошел сдвиг в сторону уменьшения показателя на 35 %.

Уровень субъективного благополучия (общий показатель) при первичном тестировании составил: в контрольной группе 61,15 баллов, в экспериментальной

группе 61,4 балла; при повторном тестировании: 62,55 балла - в контрольной группе, 56,95 - в экспериментальной группе соответственно. По итогам пост-теста в экспериментальной группе наблюдается снижение процента испытуемых с высоким уровнем по следующим шкалам: «Напряженность и чувствительность» (10 %), «Признаки, сопровождающие психоэмоциональную симптоматику» (20 %), «Степень удовлетворенности повседневной жизнью» (5 %).

Средняя величина культурной дистанции в контрольной и экспериментальной группах (претест) составляет 3,85 баллов и 3,81 балл соответственно. По итогам посттеста величина культурной дистанции с представителями принимающей стороны в экспериментальной группе уменьшилась на 0,6 балла, в контрольной увеличилась на 0,12 баллов. Также следует отметить, что посттест в экспериментальной группе показал снижение количества выборов испытуемых таких утверждений, как «предпочел бы не видеть россиян в своей стране» - 5 %, «согласен воспринимать как граждан моей страны» - 7,6 %, а также увеличение выборов на утверждения «принятие как близких родственников посредством брака» - 2,4 %, «принятие как личных друзей» - 3,5 %, «принятие как соседей, проживающих на моей улице» - 3,5 %, «принятие как коллег по работе, имеющих ту же профессию, что и я» - 2,3 %.

Изучение особенностей проявления толерантных установок иностранных студентов (Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) выявило преобладание в контрольной группе по итогам претеста и посттеста шкалы «толерантность как черта личности» (27,35 баллов и 27,75 баллов соответственно). В экспериментальной группе по итогам претеста наибольший показатель также был выявлен по шкале «толерантность как черта личности» (27,55 баллов), по итогам посттеста доминирующей выявлена этническая толерантность -28,45 баллов.

В результате изучения уровня выраженности культурного шока (претест) было установлено, что средне-групповой показатель в контрольной группе по изучаемому параметру составил 4,245 баллов, в экспериментальной - 4,215 баллов. По итогам социально-психологического сопровождения посттест выявил снижение выраженности высоких показателей культурного шока в экспериментальной группе на 15 %, увеличение показателей слабой выраженности на 5 % и средней выраженности на 10 %. В контрольной группе также произошло снижение высокой выраженности культурного шока (10 %), увеличение средней выраженности на 15 %.

По итогам выявления уровня межкультурной адаптации с помощью авторского опросника И. А. Шолохова установлено, что по шкале межкультурной адаптации (посттест) наблюдается увеличение количества испытуемых с высоким уровнем на 5 % и уменьшение количества испытуемых с низким уровнем межкультурной адаптации на 5 %. По шкале «проблемы в межкультурной адаптации» также установлено уменьшение количества испытуемых с высоким уровнем на 10 %. Среднегрупповой показатель в экспериментальной группе по шкале «межкультурная адаптация» по итогам посттеста увеличился на 1,55 балла, по шкале «проблемы в межкультурной адаптации» уменьшился на 1,2 балла.

Уровень этнической идентичности (претест) у иностранных студентов является высоким как в контрольной, так и экспериментальной группах (25,4 балла и 24,2 балла соответственно). В процентном соотношении преобладающим уровнем этнической идентичности является «очень высокий» - гиперидентичность (60 % испытуемых в контрольной группе и 50 % - в экспериментальной). По итогам применения программы социально-психологического сопровождения в экспериментальной группе наблюдается снижение количества испытуемых с гиперидентичностью на 25 %, увеличение количества иностранных студентов с высоким идентичности на 30 %. Также следует отметить, что по итогам постэкспериментального тестирования в экспериментальной группе отмечается значительное снижение уровня аффективного компонента этнической идентичности на 2,05 балла.

По итогам применения теста Л. В. Янковского в экспериментальной и контрольной группе выявлен средний уровень выраженности по каждой из шкал. Наименьшая выраженность по итогом первичного тестирования как в экспериментальной, так и контрольной группе обнаружена по шкале «депрессивность (7,35 баллов и 6,95 баллов соответственно), наивысшая - по шкале «интерактивность» (9,25 баллов и 9,4 баллов соответственно). По итогам применения программы было установлено, что: испытуемых с высокими показателями по шкалам «отчужденность» и «депрессивность» нет (показатель сни-

зился на 15 % и 10 % соответственно); по шкале «интерактивность» не выявлено испытуемых с низким уровнем; по шкале адаптивность количество испытуемых с низким уровнем снизилось на 20 %. По итогам постэкспериментального тестирования отмечается увеличение количества испытуемых, с адаптивным (на 10 %) и интерактивным (на 10 %) стилями межкультурной адаптации в экспериментальной группе. В контрольной группе, напротив, количество испытуемых с интерактивным стилем адаптации значительно снижается (на 15 %). Интересным представляется тот факт, что адаптивный стиль присутствует у всех испытуемых, у которых выявлен смешанный тип адаптации по итогам посттеста в экспериментальной группе.

Результаты статистического анализа социально -психологических особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов без программы сопровождения (контрольная группа) и с использованием программы сопровождения в экспериментальной группе представлены ниже. С целью получения более точных результатов исследования в статистическом анализе изучаемых показателей использовались одновременно параметрические и непараметрические критерии: Т - критерий Вилкоксо-на, t - критерий Стьюдента (для зависимых выборок), t - критерий Стьюдента (для независимых выборок), U - критерий Манна-Уитни.

№ Показатель Значение

КГ ЭГ КГ/ЭГ КГ/ЭГ

(претест/ посттест) (претест/ посттест) (претест) (посттест)

Т t Т t t U t U

1 Тревожность - 0,150 0,500 - 2,600* 3,046* 0,000 197,500 0,613 159,000

Личностная тревож- - 0,505 0,777 - 0,395 0,357 -0,403 173,000 -0,788 169,500

ность

Ситуативная тревож- - 0,182 -0,230 - 2,687* 3,311* 0,426 176,000 2,154** 107,500*

ность *

2 Субъективное благополучие -1,395 -1,210 - 2,040** 2,392** 0,063 191,500 -2,121** 133,500

Напряженность и чув- -0,905 -1,065 -2,612* 3,093** -0,33 195,500 -2,477** 116,000*

ствительность *

Признаки, сопровож- -1,784 -2,009 -2,648* 3,042** -0,188 200,000 -2,753* 106,000*

дающие психоэмоцио-

нальную симптоматику

Изменения настроения -0,575 -0,677 -0,746 0,677 0,196 195,500 -0,791 162,500

Значимость социально- -0,044 0,307 -2,654* 3,146** 0,518 177,500 -1,055 167,500

го окружения

Самооценка здоровья -1,606 1,810 -1,074 0,984 0,295 199,500 -0,257 198,000

Степень удовлетворен- -0,667 -0,298 -2,317** -2,930** 0,702 195,500 2,062** 120,500*

ности повседневной *

жизнью

3 Культурная дистанция -0,854 -0,719 -2,590* 2,856* 0,100 199,000 2,054** 116,000* *

Таблица 1. Результаты статистического анализа результатов предэкспериментального и постэкспериментального исследований

Table 1. Results of the statistic analysis of the results of the pre-experimental and post-experimental researches

Продолжение таблицы 1

4 Толерантность -0851 0,795 -3,012* -3,897* 0,112 194,000 -1,850 129,000

Толерантность как черта личности -0,433 -0,456 -0,863 0,846 -0,118 187,500 0,626 179,000

Этническая толерантность -0,648 0,671 -3,452* -5,213* 0,438 189,000 -2,122** 127,000* *

Социальная толерантность -1,031 1,119 -1,474 -1,678 -0,236 189,000 -1,880 140,000

5 Культурный шок -0,590 0,201 -3,236* 4,464* 0,299 187,500 2,186** 137,000

6 Межкультурная адаптация -1,276 -1,352 -2,522** -2,895* 0,162 190,000 -2,250** 123,000* *

Проблемы в межкультурной адаптации -1,371 1,308 -2,157** 2,303** -0,053 196,000 2,172** 135,500

7 Этническая идентичность -1,145 -1,116 -0,828 0,715 0,546 179,500 1,355 133,500

Когнитивный компонент -0,266 0,199 -2,071** -2,077 0,186 199,000 -1,416 152,000

Аффективный компонент -1,645 -1,620 -2,474** 2,954** 0,740 169,000 3,045* 87,000**

8 Адаптивность -0,242 0,346 -2,040** -2,304** 0,148 197,000 -2,129** 132,000

Конформность -0,733 -1,135 -2,234** -2,604** 0,583 185,000 0,066 196,500

Интерактивность -0,058 0,326 -2,204** -2,483** -0,149 198,500 -2,205** 122,000* *

Депрессивность -1,356 -1,453 -1,865 2,042 0,390 187,000 2,458** 140,000

Ностальгия -1,711 -1,697 -0,387 -0,411 1,222 156,000 1,905 132,500

Отчужденность -0,555 -0,476 -2,972* 3,842** -0,564 184,000 2,826* 116,500* *

Примечание: (*) - уровень значимости 0,01; (**) - уровень значимости 0,05; О - используются отрицательные ранги; (ь) - используются положительные ранги.

По итогам реализации программы социально-психологического сопровождения было установлено, что в экспериментальной группе уровень межкультурной адаптации достоверно возрос. Статистически значимые изменения также были выявлены по следующим особенностям: ситуативная тревожность, субъективное благополучие (шкалы «Напряженность и чувствительность», «Признаки, сопровождающие психоэмоциональную симптоматику», «Степень удовлетворенности повседневной жизнью»), культурная дистанция, этническая толерантность, культурный шок, аффективный компонент этнической идентичности, адаптивность, интерактивность, депрессивность, отчужденность.

Выводы

Полученные количественные результаты изучения особенностей межкультурной адаптации иностранных

студентов служат основанием для вывода о подтверждении выдвинутой гипотезы. При естественном ходе процесса межкультурной адаптации достаточно сложно говорить о статистически значимых положительных его изменениях, а также положительном развитии социально-психологических особенностей межкультурной адаптации иностранных студентов. При использовании программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов этот процесс носит более эффективный характер. Об этом свидетельствуют установленные статистически значимые показатели по изучаемым параметрам. Разработанная программа социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов доказала свою эффективность.

Литература

1. Емельянова Е. В. Практикум по этнической психологии: учеб. пособие. Иркутск: ИГУ, 2015. 158 с.

2. Захарченко С. С. Подготовка иностранных специалистов в отечественной системе профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.

3. Мнацаканян И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 191 с.

4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 336 с.

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: ВЛАДОС, 1999. 384 с.

6. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. 408 с.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Практикум: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2013. 224 с.

8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

9. Шереги Ф. Э., Рыбаковский Л. Л., Арефьев А. Л., Савинков В. И. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.164 с.

10. Шолохов И. А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2002. 235 с.

THE APPLICATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF INTERCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Elena D. Maksimchuk1' @

1 Kursk State University, 33, Radishcheva street, Kursk, Russia, 305000 @ Len4ik101 @yandex. ru

Received 25.03.2016. Accepted 17.05.2016.

Keywords: intercultural adaptation, social-psychological support, culture shock, ethnic tolerance, ethnic identity, cultural distance, subjective well-being, anxiety.

Abstract: This paper presents the results of a statistical analysis of empirical facts obtained on the basis of the implementation of the author's program of social and psychological support of foreign students' intercultural adaptation. The main directions of the program are: the development of social and personal skills, the overcoming of the negative phenomena, the development of social and psychological characteristics of a foreign student's personality. Statistical analysis revealed significant changes in the social and psychological aspects of foreign students' intercultural adaptation on the basis of the application of support program: situational anxiety, subjective well-being, cultural distance, ethnic tolerance, culture shock, affective component of ethnic identity, adaptability, interactivity, depression, estrangement.

For citation: Maksimchuk E. D. Primenenie programmy sotsial'no-psikhologicheskogo soprovozhdeniia mezhkul'turnoi adaptatsii inostrannykh studentov [The application of social and psychological support of intercultural adaptation of foreign students]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 171 -175. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4-171-175.

References

1. Emel'ianova E. V. Praktikumpo etnicheskoipsikhologii [Workshop on ethnic psychology]. Irkutsk: IGU, 2015, 158.

2. Zakharchenko S. S. Podgotovka inostrannykh spetsialistov v otechestvennoi sisteme professional'nogo obrazovaniia. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Training of foreign specialists in the national system of vocational education. Cand. Pedag. Sci. Diss. Abstr.]. Moscow, 2007, 22.

3. Mnatsakanyan I. A. Adaptatsiya uchaschihsya v novyh sotsiokul'turnyh usloviyah. Diss. kand. psikhol. nauk [Adaptation of pupils in new sociocultural conditions. Cand. psych. Sci. Diss.]. Yaroslavl', 2004, 191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaia i etnicheskaiapsikhologiia [Cross-cultural and ethnic psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2012, 336.

5. Rogov E. I. Nastol'naia kniga prakticheskogo psikhologa. Kn. 1: Sistema raboty psikhologa s det'mi raznogo vozrasta [Handbook of practical psychologist. Book 1: The system of work of psychologist with children of different ages]. 2nd ed. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1999, 384.

6. Sonin V. A. Psikhodiagnosticheskoe poznanie professional'noi deiatel'nosti [Psychodiagnostic knowledge of professional activity]. Saint-Petersburg, 2004, 408.

7. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiia [Ethnopsychology]. Moscow: Aspekt-Press, 2013, 224.

8. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups]. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002, 490.

9. Sheregi F. E., Rybakovskii L. L., Arefev A. L., Savinkov V. I. Chislennost' uchashchikhsia i personala obrazovatel'nykh uchrezhdenii Rossiiskoi Federatsii (Prognoz do 2020 goda i otsenka tendentsii do 2030 goda) [The number of pupils and personnel of educational institutions of the Russian Federation (The forecast up to 2020 year and score trends up to the year 2030)]. Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniia i marketinga, 2013, 164.

10. Sholohov I. A. Psihologicheskie osobennosti adaptatsii uchascheysya molodezhi za rubezhom. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological features of adaptation of the studying youth abroad. Cand. psych. Sci. Diss.]. Moscow, 2002, 235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.