Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ'

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селиверстова Н.А., Резникова Т.Н.

В статье представлены результаты комплексного психологического исследования больных рассеянным склерозом с ремиттирующим типом заболевания. Показано, что у больных наблюдались нарушения психологических функций в виде снижения непосредственной памяти и концентрации внимания, повышения тревоги, чувства вины и снижения адаптивных возможностей личности. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи когнитивных функций с эмоционально-личностными показателями, а также длительностью и тяжестью заболевания. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у больных рассеянным склерозом психологического дефекта, который представлен в виде взаимосвязанных компонентов нарушенных функций (когнитивных, эмоциональных, личностных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL DEFECT IN PATIENTS WITH MULTIPLE SCLEROSIS

The article presents the analysis of the results of the comprehensive psychological study of patients with multiple sclerosis with remitting type of disease. It is shown that the patients had violations of psychological functions in the form of decrease in direct memory and concentration of attention, increased anxiety, feelings of guilt and decrease in the adaptive capabilities of the individual. Correlation analysis revealed significant correlations of cognitive functions with emotional and personal indicators, as well as the duration and severity of the disease. The results obtained indicate the presence of a psychological defect in patients with multiple sclerosis, which is presented in the form of interrelated components of impaired functions (cognitive, emotional, personal).

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ»

14. Russo-Netzer, P., Shoshani, A. (2020) "Authentic inner compass, well-being, and prioritization of positivity and meaning among adolescents", Personality and individual differences, Vol. 167, available at: https://af.booksc.org/book/83086228/a8a8d8 (accessed: 18.02.2022).

15. Sagone, E., De Caroli, M. E., Falanga, R., Indiana, M. L. (2020) "Resilience and perceived self-efficacy in life skills from early to late adolescence", International journal of adolescence and youth, Vol. 25, Issue 1, pp. 882-890.

16. Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2019) "Social media as a field of a modern teenager's socialization", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 27(3), pp. 119-137.

17. Tamm, A, Tulviste, T. (2020) "To What Extent Do Perceived Parental Socialization Values Match Estonian Adolescents' Personal Values?", Child indicators research, Vol. 153, Release 5, pp. 18111825.

18. Wu, Mei-Ying, Hong, Zuway-R. (2020) "Exploration of Kaohsiung City Adolescents' Health Knowledge, Attitudes, and Behavioral Literacy", Journal of research in education sciences, Vol. 65, Issue 3, pp. 187-223.

19. Zilka, G. (2019) "Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective", Education and information technologies, Vol. 25, Issue 3, pp. 1743-1758.

Контактная информация: roslyakova71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ

СКЛЕРОЗОМ

Наталья Алексеевна Селиверстова, кандидат психологических наук, Татьяна Николаевна Резникова, доктор медицинских наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты комплексного психологического исследования больных рассеянным склерозом с ремитирующим типом заболевания. Показано, что у больных наблюдались нарушения психологических функций в виде снижения непосредственной памяти и концентрации внимания, повышения тревоги, чувства вины и снижения адаптивных возможностей личности. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи когнитивных функций с эмоционально-личностными показателями, а также длительностью и тяжестью заболевания. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у больных рассеянным склерозом психологического дефекта, который представлен в виде взаимосвязанных компонентов нарушенных функций (когнитивных, эмоциональных, личностных).

Ключевые слова: рассеянный склероз, психологический дефект, психологическая диагностика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p618-621

THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL DEFECT IN PATIENTS WITH MULTIPLE

SCLEROSIS

Natalya Alekseevna Seliverstova, the candidate of psychological sciences, Tatyana Nikolaevna

Reznikova, the doctor of medical sciences, professor, N.P. Behtereva Institute of the Human Brain of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg

Abstract

The article presents the analysis of the results of the comprehensive psychological study of patients with multiple sclerosis with remitting type of disease. It is shown that the patients had violations of

psychological functions in the form of decrease in direct memory and concentration of attention, increased anxiety, feelings of guilt and decrease in the adaptive capabilities of the individual. Correlation analysis revealed significant correlations of cognitive functions with emotional and personal indicators, as well as the duration and severity of the disease. The results obtained indicate the presence of a psychological defect in patients with multiple sclerosis, which is presented in the form of interrelated components of impaired functions (cognitive, emotional, personal).

Keywords: multiple sclerosis, psychological defect, psychological diagnosis.

ВВЕДЕНИЕ

Рассеянный склероз (РС) является распространённым заболеванием лиц молодого возраста, которое часто приводит к ранней инвалидизации. Особенно важным при РС является психологическое направление, которое активно развивается на современном этапе у этих больных [1, 3, 5 и др.]. У больных РС выявляются различные нарушения психологических функций, которые часто изучаются преимущественно изолированно друг от друга. Поэтому встаёт вопрос об исследовании психологического дефекта, как комплекса нарушенных компонентов взаимосвязанных между собой у больных РС. В связи с этим, целью исследования было изучение психологического дефекта у больных РС.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследовано 226 больных РС с ремиттирующим типом течения болезни (G 35.0 по МКБ-10), в возрасте от 18-55 лет, длительностью заболевания от 1 до 30 года, мужчин -64, женщин - 162. По шкале инвалидизации EDSS от 1,5 до 4,5 баллов [4].

Психологическое исследование включало: изучение кратковременной памяти -«Двойной тест» (Мучник, Смирнов, 1969), внимания - корректурная проба (кольца Лан-дольта), шкала самооценки депрессии В. Зунга, личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор, опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У больных РС выявлялись те или иные нарушения познавательных процессов. Полученные данные свидетельствовали также о снижении продуктивности умственной работоспособности и уровне психической активности у больных РС. Нарушения когнитивных процессов и динамики умственной работоспособности носили преимущественно модально-неспецифический характер.

Проведенное исследование интеллектуально-мнестических функций показало, что в данной группе больных РС в структуре когнитивного дефекта наблюдалось преимущественно снижение непосредственной и оперативной памяти, внимания, индекса кратковременной памяти. У обследованных больных выявлялись разные варианты нарушений интеллектуально-мнестических функций (таблица).

Таблица - Усредненные значения показателей психологических тестов на изучение памяти и внимания

M±S Норма

Двойной тест НП 5,9 ± 1,14 6-8

ОП 3,8 ± 1,8 4-6

ИКП 6,47 ± 2,26 6-12

Корректурная проба n 30,7 ± 14,3 14-21

Sn 0,98 ± 0,3 1,13

Примечание: двойной тест: НП - непосредственная память, ОП - оперативная память, ИКП - индекс кратковременной памяти; корректурная проба: п - количество ошибок, 8п - пропускная способность зрительного анализатору_

В структуре эмоциональных нарушений наиболее выраженными и часто встречающимися при психологическом обследовании у больных РС выявлялись высокая тревога

по тесту Тейлор и агрессия по Басса-Дарки, по тесту Зунга депрессивные явления наблюдались в основном психологического характера. По тесту Басса-Дарки разные виды агрессии были выявлены в 90% случаев больных, среди которых наиболее часто встречалось повышенное чувство вины.

Корреляционный анализ выявил взаимосвязи повышения чувства вины у больных РС с ухудшением физического состояния, личностной дезадаптацией, эмоциональными расстройствами. Специфика вопросов на изучение чувства вины по тесту Басса-Дарки, свидетельствовала о сохранении актуальности перенесенных и неразрешенных в прошлом внутриличностных конфликтов у подавляющего числа больных РС. При этом, повышенное чувство вины часто сочеталось с такими высокими показателями агрессии, как подозрительность, обида, негативизм, раздражительность, косвенная агрессия, что может утяжелять текущее эмоциональное состояние больных и снижать адаптивные возможности личности.

Исследование особенностей личности вывило повышение показателей СМИЛ по большинству шкал, что свидетельствовало о нарушении личностной адаптации больных РС. Индивидуальный анализ профилей СМИЛ показал, что у больных РС встречались разнообразные варианты снижения адаптации личности - невротического, психотического и смешанного.

Изучение психологических защитных механизмов у больных РС показало, что ведущими механизмами защиты являются «регрессия» и «реактивные образования», которые имели высокую степень напряженности и имели взаимосвязи со всеми показателями психологических тестов (когнитивных, эмоциональных, личностных) и снижали адаптивные возможности личности. Напряженность отдельных психологических защитных механизмов связана с тяжестью болезни и с возрастом больных, а также изменялась под действием фрустрирующего фактора заболевания в сторону использования менее адаптивных способов защиты, затрудняющих осознание внутриличностных конфликтов.

Показано, что в структуре психологического дефекта когнитивные функции имеют значимые взаимосвязи с эмоционально-личностными процессами у больных РС. Снижение непосредственной памяти связано с повышением тревоги, депрессии и личностной адаптацией, а снижение оперативной памяти может быть связано с повышением разных видов агрессии. Также индекс кратковременной памяти связан с депрессивными явлениями и разными видами агрессии.

Многочисленные показатели эмоционально-личностной сферы (тревога, депрессия, чувство вины, механизмы психологической защиты) имеют взаимоотношения с тяжестью заболевания. Также наблюдались значимые достоверные взаимосвязи между показателями шкал СМИЛ с тяжестью заболевания, которые свидетельствует о соотношении адаптивных возможностей личности с состоянием здоровья больных РС.

У больных РС выявляется сложная, преимущественно многокомпонентная структура психологического дефекта, которая касается нарушений всех основных психологических функций, снижает психологические защитные механизмы и может приводить к нарушениям в системе отношений, связана с тяжестью и длительностью заболевания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, у больных РС выявлены нарушения когнитивных функций, эмоционально-личностных расстройств, которые были взаимосвязаны между собой. Полученные данные позволяют рассматривать нарушения у больных РС как психологический дефект, который представлял собой структуру нарушенных психологических функций взаимосвязанных между собой. Полученные результаты имеют важное значение для теоретического и практического расширения представлений о психологическом дефекте, что позволит выработать новые концепции в разработке программ психологической коррекции и реабилитации у этих больных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Улучшение показателей качества жизни больных рассеянным склерозом за 15-летний период /О.В. Бойко, М.Ю. Татаринова, Е.В. Попова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2018. - Т. 118, № 8-2. - С. 23-28.

2. Вассерман Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - Москва : Академия, 2004. - 725 с.

3. Резникова Т.Н. О коррекции психического состояния немедикаментозным способом при рассеянном / Т.Н. Резникова, Н.А. Селиверстова// Клиническая и специальная психология. - 2019. -Том 8, № 1. - С. 177-188. - URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Reznikova_Seliversiva.shtml.

4. Kurtztke J.F. Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expand disability status scale/ J.F. Kurtztke // Neurology. - 1983. - Vol. 33, № 12. - Р. 1444-1452.

5. Nordin, L. Cognitive behavioral therapy in multiple sclerosis: a randomized controlled pilot study of acceptance and commitment therapy / L. Nordin, I. Rorsman // Rehabilitation medicine. - 2012. -Vol. 44(1). - P. 87-90.

REFERENCES

1. Bojko, O. V., Tatarinova, M. Ju., Popova, E.V. [et al] (2018), "Improving the quality of life of patients with multiple sclerosis over a 15-year period", Journal of Neurology and Psychiatry named after C.C. Korsakov, Vol. 118, No. (8-2). pp. 23-28.

2. Vasserman L.I. and Shhelkova O.Ju. (2003), Medicalpsychodiagnostics: Theory, practice and training, Academy, Moscow.

3. Reznikova T.N. and Seliverstova N.A. (2019), "On the correction of mental state by non-drug method in multiple sclerosis", Clinical and special psychology, Vol. 8, No. 1. pp. 177-188, available at: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Reznikova_Seliversiva.shtml.

4. Kurtztke J.F. (1983), "Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expand disability status scale", Neurology, Vol. 33, No. 12. pp. 1444-1452.

5. Nordin L. and Rorsman I. (2012), "Cognitive behavioral therapy in multiple sclerosis: a randomized controlled pilot study of acceptance and commitment therapy", Rehabilitation medicine, Vol. 44 (1), pp. 87-90.

Контактная информация: seliv_nat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 159.9.072.43

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПОНЕНТАМИ КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ)

Яро Абубакар, аспирант, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Геннадий Валерьевич Мануйлов, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования стратегии социально-психологической адаптации иностранных студентов по доминирующим типам этого процесса, который связывается с определенным уровнем развития культурного интеллекта личности. Изучение стратегий адаптации во взаимосвязи с определением выраженности культурного интеллекта позволит понять особенности их проявления и разработать систему диагностики, профилактики и коррекции отрицательных последствий неконтролируемого процесса адаптации в условиях поликультурного образовательного взаимодействия. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в высшей школе для создания программ развития системы адаптации иностранных студентов, путем создания учебных курсов, направленных на повышение уровня преподавания и рейтинга принимающего вуза.

Ключевые слова: иностранные студенты, социально-психологическая адаптация, личность, культурный интеллект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.