Научная статья на тему 'Типы регионального менеджмента'

Типы регионального менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Александрович, Дайкер Анна Оттовна

выделены основные типы регионального менеджмента, показаны особенности регионального менеджмента в сырьевом и индустриальном регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы регионального менеджмента»

Типы регионального менеджмента 1 2 Чернов С.А. , Дайкер А.О.

1Чернов Сергей Александрович / Chernov Sergej Aleksandrovich - кандидат экономических наук, доцент; 2Дайкер Анна Оттовна /Daiker Anna Ottovna - преподаватель, кафедра экономической социологии и регионального управления, Институт социологии и регионоведения,Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: выделены основные типы регионального менеджмента, показаны особенности регионального менеджмента в сырьевом и индустриальном регионе.

Ключевые слова: воспроизводство, региональный менеджмент, экономический рост, инновации.

В соответствии с тремя типами регионального экономического роста (сырьевой, индустриальный, инновационный) существуют три типа управления региональным экономическим развитием [1; 2. С. 76-158].

1. Управление воспроизводством региональной экономики (РЭ) сырьевого типа.

Важен пространственный аспект воспроизводства. Лауреат нобелевской премии Пол Кругман в новой экономической географии обосновал «эффект агломерации». Экономика СССР, по этой теории, обанкротилась вследствие того, что она развивалась не вокруг агломераций, а ровным слоем по огромной территории. Управление развитием РЭ сырьевого типа должно иметь агломерационный сценарий.

На макрорегиональном уровне особую роль приобретает исследование территориальных структур социально-экономических систем, так как на уровне поселений и районов системы становятся объектами мониторинга устойчивого развития региона. Исследование территориальных структур социально-экономической системы макрорегиона необходимо для проведения оценок динамики, расчетов, прогнозирования, разработки и корректировки региональных программ, а сами элементы территориальных структур хозяйства становятся важным объектом регионального управления [2, с. 329].

Важно также ограничить всевластие естественных монополий (ЕМ), перераспределяющих ресурсы в пользу цепочек минимальной добавленной стоимости. Данные шаги нацелены на создание благоприятных условий развития индустриального пояса РЭ, создание особо благоприятного инвестиционного климата индустриального пояса РЭ. Последнее предполагает работу с теневой экономикой, коррупцией.

Экономическое доминирование сырьевых гигантов разрушает основы эквивалентного обмена. ЕМ функционируют как закрытые системы, имеют олигархическую поддержку. Коррупционная практика поддерживается недостаточной степенью прозрачности и правоприменимости законодательной базы, административными барьерами, отсутствием независимой судебной системы и СМИ неразвитостью НКО и других структур и институтов общественной самоорганизации. Соответственно, без борьбы с этими явлениями невозможен переход к индустриальной РЭ (устойчивому росту РЭ). Здесь важны шаги в направлении пресечения политического вмешательства в бизнес, произвольности применения законов, использования налоговой системы как карательного, коррупционного инструмента.

Вся система управления РЭ данного типа представляет чьи-то корпоративные интересы. Это отражается на проведении тендеров, конкурсов, государственных закупках и т. д. Бюрократическая машина такой экономической организации разрушает пространство конкурентных отношений, окна возможностей, подавляет частные инициативы. Система сопровождения инвестиций таким образом устроена, чтобы ограничить своих конкурентов. «...Вхождение инвесторов в регионы практически невозможно без участия в этом процессе местных администраций. Особенно если учесть выполнение огромного количества согласований, надобность разрешений на получение площадок под новую застройку и необходимость энергетических ресурсов, ограниченный доступ к которым связан с существующей практикой их лимитирования.Таким образом, у инвестора изначально отсутствует возможность рыночного выбора исполнителей проектов на основе тендеров, конкурсов и т. д.» [3]. Структуры, аккредитованные при местных администрациях, усложняют процесс ресурсного обеспечения нового инвестора, создают особые трансакционные издержки, барьеры новых инициатив. Другой опасностью на пути перехода к устойчивому росту РЭ является рейдерство. Рейдеры используют административные, налоговые, правоохранительные структуры, спецслужбы для различных проверок, возбуждения уголовных дел, смены органов управления компании. Рейдерские атаки, недобросовестная конкуренция чаще всего приходят в РЭ из федерального уровня. Все это создает невозможность перехода к инвестиционному типу развития РЭ.

В финансовой системе РЭ помимо налогово-бюджетной сферы существуют кредитно-банковская сфера, сфера фондового рынка и корпоративных финансов. Функционирование совокупности сфер осуществляется в соответствии с определенными правилами, нормами. Институты финансовой системы региона призваны стимулировать тенденции перехода к устойчивому типу развития РЭ, сдерживать негативные процессы деиндустриализации.

2. Управление воспроизводством РЭ индустриального типа.

Важным элементом воспроизводственного механизма является индустриальный парк (ИП). ИП является экономической площадкой, предоставляющей предприятиям территорию со всеми инженерными коммуникациями, множество услуг от проектирования и строительства новых помещений до консалтинговых, финансовых, логистических, включая полный набор инфраструктурных услуг. Основная цель - сокращение времени и издержек производителя (экономия до 20 % затрат компании). Для успешного развития ИП необходимы грамотное использование уникальных компетенций региона, поиск международных партнеров и конкурентный набор услуг. Показателен опыт «Инкопарка», изучившего практику работы ИП Вьетнама, Восточной Германии, Арабских Эмиратов, Китая. Сейчас технопарком руководит известный предприниматель из Индии Алок Кумар. В результате привлечено больше сотни резидентов, среди которых компании с мировым именем. ИП характеризуется высокими инфраструктурными затратами, что требует активного государственного участия. Такие примеры имеются в Татарстане, Калужской, Ленинградской областях. Частные компании также могут инициировать формирование ИП. Так, группа компаний «Инпарк» развивает три индустриальные площадки в Москве, Красноярске, Переславле-Залесском. ИП функционируют более эффективно, если регион создает для них управляющие компании, принимает соответствующий закон, вводя статус резидентов парка.

Другим важным направлением индустриализации РЭ является проектная поддержка. В регионе выделяются приоритетные проекты. Их поддержка осуществляется в следующих направлениях:

- налоговые льготы, налоговый кредит;

- предоставление гарантий инвесторам;

- экспертиза проекта;

- предоставление инвестиций из государственных источников финансирования;

- представление льгот (в ряде случаев освобождение) при аренде объектов недвижимости.

Базовые проекты оказывают воздействие на внутриотраслевые, межотраслевые, межрегиональные пропорции, динамику ВРП. Они являются как объектом инвестирования, так и инструментом территориального развития. Масштабные инвестиционные проекты оказывают решающее воздействие на инвестиционную привлекательность РЭ индустриального типа.

Особую роль играют индустриальные проекты, инициированные мировыми ТНК. В условиях глобальной экономики формирование индустриального пояса РЭ связано с привлечением иностранных инвестиций в рамках таких проектов. Последние обеспечивают доступ к передовым индустриальным технологиям и методам управления, соответствующим компетенциям техноструктуры, квалифицированных инженерных кадров.

Поддержка регионом индустриальных проектов предполагает построение иерархии атрибутов проектов:

- его цели, интегральные и частные критерии эффективности;

- определение его коммерческой, общественной, а также бюджетной эффективности;

- проведение экспертиз;

- выявление, анализ и оценка рисков реализации проектов [4].

3. Управление экономическим ростом РЭ инновационного типа. Предполагает обоснование новых методов к структурному развитию РЭ, связанных с системным подходом и нелинейном характером региональных экономических процессов. РЭ рассматривается как пространство инновационных предпринимательских инициатив, создающих стратегические бизнес-единицы, структуры технологического новаторства. Инновационные выходящие потоки создают входящие потоки иностранных инвестиций. На перекрестках таких потоков создаются пояса конкурентоспособности, технологические платформы, кластеры. Такие инновационные мезоструктуры являются объектом регионального управления.

Проблемы развития инновационного комплекса РЭ:

- дефицит собственных денежных средств;

- неполнота законодательства, несогласованность нормативно-правовых актов;

- высокая капиталоемкость нововведений;

- длительные сроки инновационного цикла;

- трудности с арендой помещений и оборудования;

- недостаточность маркетинговой информации.

Особые направления регулирования:

- разработка различных законов, норм и актов, стимулирующих инновационную активность субъектов РЭ;

- создание инфраструктуры, ускоряющей коммерциализацию прикладных исследований;

- формирование структур подготовки и переподготовки специалистов в области наукоемкого предпринимательства.

Каждый тип воспроизводства РЭ характеризуется наличием особой инновационной инфраструктуры. Для третьего типа

воспроизводства РЭ характерно наличие сетей региональной инновационной инфраструктуры третьего уровня. Ее компонентами являются: производственно-технологическая, консалтинговая, инновационная, финансовая, кадровая системы, информационная и сбытовая системы.

Успешно работающие региональные инновационные системы (РИС) формируют «контрольные пакеты» создания ДС. Региональная политика в этих условиях поощряет развитие таких фрагментов ДС как отраслей специализации РЭ, соответствующих инвестиционных оазисов, потоков иностранных инвестиций.

Региональная инновационная инфраструктура третьего типа воспроизводства обладает следующими свойствами.

1. Это сетевая инфраструктура, интегрирующая ИД научно-технических парков (НТП), бизнес-инкубаторов, научных парков, инновационных парков и т. д. Системы обмена информацией и инновационные синергетические эффекты первого уровня уступают место взаимодействию промежуточного знания, неформальных информационных, когнитологических массивов. В этих условиях выигрывают регионы, которые располагают сетью инновационных парков. Формирование нового инновационного ландшафта также подчинено этой задаче. Удачным примером здесь является Ростовская область. Здесь имеются в наличии Новочеркасский НТП, Таганрогский НТП и формирующийся НТП в г. Гуково.

2. Формирование новой сетевой инфраструктуры региональной ИД связано с новыми ключевыми ее звеньями. Сегодня для РО это Ростовский региональный инновационный центр (РРИЦ). РРИЦ призван координировать взаимодействие всех элементов инновационной системы, разрабатывать варианты стратегий инновационного развития области. Основными направлениями деятельности РРИЦ являются:

- системный анализ и долгосрочное стратегическое планирование ИД;

- координация работ в регионе по международным, федеральным и региональным инновационным программам;

- организация экспертизы, конкурсного отбора научно-технических проектов, новых технологий, отраслевых, региональных программ, обеспечивающих создание конкурентоспособных образцов техники и продукции, способствующих насыщению рынка произведенными на их основе товарами.

В целом деятельность РИТЦ должны обеспечить:

- координацию работы региональной сети инновационно-технологических центров;

- разработку и производство востребованной на рынке конкурентоспособной продукции;

- освоение рынков сбыта наукоемкой инновационной продукции;

- создание целостной организационной системы жизнеобеспечения инновационного процесса от разработки опытного образца до выпуска наукоемкого продукта;

- передача высокотехнологичного продукта крупным промышленным компаниям и корпорациям либо обеспечение производства на условиях субконтрактации.

3. Для эффективного развития региональной инновационной структуры третьего типа необходимо создание сети инновационного-технологических центров (ИТЦ), обеспечивающих производство и коммерциализацию инновационной продукции.

4. Инновационная инфраструктура должны оптимизировать проблему инновационного выбора. Для этого должны существовать и эффективно работать институты, позволяющие структурировано показать потенциальную значимость тех или иных изобретений, открытий, концепций.

5. Решающая роль учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), в которых создана среда для коммерческого освоения нововведений в научно-технической и образовательных сферах.

Финансирование региональной инновационной деятельности - направление и использование денежных средств на разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Для третьего типа регионального воспроизводства характерна наличие последовательного финансирование всех этапов региональной инновационной деятельности и участников. Решению этой задачи способствует разработка и надлежащее финансирование региональных инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность, региональных инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов.

Речь идет о следующих стадиях регионального инновационного цикла: фундаментальные исследования; прикладные исследования; научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские разработки; техническое освоение.

Особенности транзитивных типов региональной экономики. Переход от одного типа РЭ к другому представлен транзитивной экономикой, двумя ее формами:

- первый тип транзитивной экономики связан с переходом от сырьевой, ресурсной РЭ к индустриальной, инвестиционной;

- второй - от индустриальной, инвестиционной РЭ - к инновационной.

Оба перехода характеризуются реализацией пакета реформ (модернизацией). Смена типов регионального воспроизводства характеризуется, на наш взгляд, рядом закономерностей.

1. По мере развития регионального производства происходит формирование элементов инновационных региональных комплексов (ИРК) (первый этап), структуры ИРК (второй этап), превращение ИРК в доминирующий комплекс (третий этап). ИРК представлен территориальными научно-образовательными системами, инновационно-активными территориями, количество и роль которых неуклонно возрастает.

2. По мере перехода от первого типа региональной экономики к более высокому уровню возрастает роль косвенного финансирования инновационной деятельности (ИД). Поэтому по мере смены типов регионального воспроизводства происходит существенное обновление институтов поддержки инноваций и инновационной инфраструктуры. Периоды трансформаций являются по сути переходными инновационными периодами. В настоящее время преобладающей формой прямого финансирования ИД являются прямое бюджетирование фундаментальных исследований и прикладных разработок.

Если в РИС второго типа двигателями развития являются государственные инновационные проекты, то в РИС третьего типа - частные.

Инновационные регионы все более ориентируются на создание малых фирм с персоналом три-пять человек. Их преимущества - гибкость, адаптивность - играют решающую роль в формировании новых качественных характеристик воспроизводства региональных комплексов. К последним относятся способность быстро структурно перестраиваться, формировать новые точки роста. Наличие многообразной, многовариантной среды РЭ позволяет его субъектам оптимизировать проблему принятия решений и инновационного выбора.

3. Более интенсивно развиваются интрапренерские звенья инновационных компаний. Так, на ОАО НПО «НЭВЗ» по интрапренерским программам реформирования предприятия создано 15 крупных проектов, направленных на освоение выпуска новых видов продукции и диверсификацию производства. При этом реализована стратегия лидерства в минимизации издержек, что позволило по отношению к четырем основным конкурентам достичь значительных запасов конкурентоспособности цены. Именно в интрапренерских звеньях формируются новые конкурентные преимущества субъектов РЭ. Интрапренерские процессы приводят к таким изменениям, как развитие структуры РЭ, улучшение ее финансово-экономических показателей, развитие регионального рынка труда (новые знания, умения, компетенции). Не менее важны последствия интрапренерской деятельности, которые не поддаются формализации (развитие организационной культуры, предприимчивости).

4. Происходит демилитаризация инновационного сектора экономики, его большая открытость и прозрачность. Все большую роль приобретает диффузия нововведений, распространяющаяся на основные сферы региональной экономики. В этом плане формируются новые институты трансферта технологий. На раннем этапе они курировали движение «двойных технологий», «технологий двойного применения». В настоящее время приобрели сетевой многомерный характер.

5. Бюджетные инновационные фонды все более поворачиваются лицом к регионам. Речь идет о Федеральном фонде производственных инноваций, Российском фонде фундаментальных исследований, Российском гуманитарном научном фонде, Фонде содействия развитию малых форм предприятий в НТС, Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства, Российском фонде технологического развития МНТРФ.

6. Постоянно усовершенствуются венчурные схемы финансирования.

7. По экспоненте растет разнообразие инфраструктурных элементов.

8. Возрастает роль институтов защиты интеллектуальной собственности. Усложняются процессы движения интеллектуальной собственности в инновационном пространстве региона. Примером данного процесса является создание Информационного центра технологий и патентов (ИЦТиП) в РО.

9. Усовершенствуется, усложняется проектный тип организации ИД. На региональном уровне конкурсный отбор инновационных проектов предполагает установление соответствующих критериев актуальности и эффективности. Данные критерии на каждом этапе существенно обновляются.

Критериями выбора инновационных приоритетов развития РЭ являются: степень научной и технической новизны; совокупная коммерческая эффективность проекта; макроэкономическая, социальная значимость нововведений; направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области и другие.

Экономический анализ регионального воспроизводства третьего типа предполагает выделение основных инновационных параметров регионального развития и их группировку. Речь идет, прежде всего, о следующих блоках параметров:

1. Инновационный потенциал региона (ИПР). ИПР является мерой способности и готовности региона инициировать и реализовывать кластер инновационных проектов. Данные проекты формируют новые технологические уклады, превращая их в динамическую доминанту, выводят структуру экономики региона на новый уровень. ИПР оценивается через совокупность показателей, таких как, удельный вес инвестиций в инновационные проекты к общему объему инвестиций, уровень отраслевых расходов на оплату труда ИТР, научных работников и высококвалифицированных рабочих, затрат на содержание региональной системы высшего и среднего специального образования, академических и отраслевых НИИ.

2. Уровень развития регионального научно-технологического комплекса (НТК).

Для расчета данных параметров необходимо создание постоянно действующей региональной системы мониторинга. Важно провести экспертную оценку потребности основных отраслей региональной экономики в инновациях, определить приоритетные научно-технические направления и базовые технологии.

Литература

1. Гуманитарно-экономические закономерности модернизации регионального развития: монография / науч. ред. В. М. Белоусов. Ростов н/Д: ЗАО «Ростиздат», 2011. 222 с.

2. Управление региональными социально-экономическими системами: сущность, проблемы и пути развития: монография / науч. ред. В. М. Белоусов. Ростов н/Д: МАРТ, 2013. С. 329.

3. Александров Г.А., Вякина И.В., Кандауров М.А. Коррупция и формирование инвестиционной привлекательности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 24. С. 15.

4. Кулыгин В.В., Месропян К.Э., Патракеева О.Ю. Методика оценки крупномасштабных инвестиционных проектов межрегионального характера // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 22. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.