Научная статья на тему 'Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры'

Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БАЗА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н.

В статье обобщены современные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры, раскрыты сущностные характеристики понятия «инновация», определен состав факторов, предопределяющих необходимость первоочередного развития региональных инновационных систем, выявлена взаимосвязь основных подсистем инновационной инфраструктуры, обоснованы функции и цели ее формирования и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры»

УДК 330.341.1

региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры *

е. ю. хрусталев,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru С. Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье обобщены современные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры, раскрыты сущностные характеристики понятия «инновация», определен состав факторов, предопределяющих необходимость первоочередного развития региональных инновационных систем, выявлена взаимосвязь основных подсистем инновационной инфраструктуры, обоснованы функции и цели ее формирования и развития.

Ключевые слова: наукоемкое производство, инновационная экономика, инфраструктура, регион, инвестиционный проект, научно-производственный потенциал, прогнозирование, системный подход, экономическая эффективность, технологическое развитие, база знаний.

Современные теории экономического роста учитывают не только своеобразие и масштабы различных национальных инновационных систем, связь темпов и объемов вложений инноваций с уровнем вложений в человеческий капитал, но и некоторые существенные факторы и механизмы инновационного развития. К ним относится в первую очередь учет действия рыночных сил и конкуренции между фирмами за преимущества, связанные с новшествами. Эти условия входят в число ключевых детерминант, определяющих объемы ресурсов, которые экономика выделяет на инновации, и имеют

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 10-02-00188а).

огромное значение для объяснения технико-технологических и производственных успехов, а также показателей роста в большинстве стран с рыночной экономикой.

Научно-технологические прорывы начала второй половины ХХ в. заставили говорить о влиянии на прирост валового продукта помимо труда, капитала и природных ресурсов, еще одного, но уже невещественного фактора, обеспечивающего воплощение передовых достижений научно-технического прогресса (НТ11) в жизнь. В современных условиях основой устойчивого экономического роста многих стран стали инновации. Именно они способствуют более полному удовлетворению все возрастающих потребностей общества в продуктах и услугах и повышению их разнообразия, экономному расходованию природных ресурсов, сырья и материалов, замещению устаревших технологических способов производства более современными. Новые теоретические концепции исходили из того, что центральным звеном экономического роста становились прогрессивные технологии и продуктовые новшества.

Поскольку понятие «инновация» является достаточно емким и многогранным, то на данный момент в экономической теории пока еще не сформировалось ее однозначного определения. Наибольшей популярностью пользуются объектный и процессный подходы к анализу сущности этого понятия

[9]. В соответствии с объектным подходом под инновацией понимается внедренный в производство и качественно отличный от предшествующего аналога конечный результат научного исследования или открытия. В соответствии с процессным подходом инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии или услуги.

Проблема развития наукоемкой промышленности находится в центре внимания многих исследователей, изучающих альтернативные стратегии интенсивного экономического роста и связанные с ним задачи совершенствования механизмов научно-технического развития экономики, взаимодействия институтов государства, научно-технической сферы и рыночных сил, заинтересованных в развитии научно-технического потенциала и его укреплении [1].

Повышенное внимание к проблеме обусловлено новым типом интенсивного экономического роста, активно формирующимся в настоящее время в мировом хозяйстве. Он имеет в своей основе систему наращивания знаний и воплощения их в инновации, а также механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики к созданию и реальному осуществлению диффузии новшеств в хозяйственной среде.

Поскольку переход к инновационному типу роста является всемирным, т. е. глобальным, процессом, то он влияет и на формирование потенциала экономического роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения. В настоящее время для успешного развития наша страна должна встраивать свою экономику в мирохозяйственные связи не только на сырьевом, но и на высоком научно-техническом и технологическом уровне. Эта сверхзадача определяет и качество роста, и необходимость ускоренного развития наукоемких отраслей российской экономики. Однако в условиях, когда качество роста определяют ориентированные на экспорт отрасли, максимально использующие благоприятную конъюнктуру, проводить необходимые преобразования пока сложно. Вместе с тем в стратегическом аспекте инновационный тип развития гораздо перспективнее и, следовательно, эффективнее, что проявляется в превосходстве рынков высокотехнологичных товаров над сырьевыми как с точки зрения объемов рынков в стоимостном выражении, так и с позиций складывающейся конъюнктуры. Это превосходство обеспечивает

в конечном счете долговременную устойчивость экономического роста. Так, только по объему вывоза высокотехнологичной продукции РФ уступает США примерно в 30 раз, Китаю — в 10 раз, Южной Корее — в 14 раз, Таиланду — в 5 раз.

Одним из главных механизмов реструктуризации экономики России, ее модернизации и устойчивого подъема должна стать национальная инновационная система, поскольку именно этот механизм создает необходимые условия и предпосылки для перехода экономики к ее новому технологическому укладу, обеспечивающему инновационный тип экономического роста [3].

Основные понятия и термины. В современном понимании слово «инновация» предстает сложной экономической категорией, имеющей определенный набор основных сущностных характеристик. Наиболее полно их можно отразить при помощи комплексного подхода, позволяющего учитывать, что инновация:

1) является важнейшим фактором экономического развития, способным к постоянному обновлению. (В результате внедрения новой техники и технологии, изменения организационных структур и методов управления, использования других прогрессивных новшеств экономическая система переходит на новый, более высокий, уровень развития.);

2) выступает воплощением конечного результата инновационной деятельности, в котором материализуются и воплощаются в практику новые идеи, открытия и изобретения, патенты и другие интеллектуальные новшества. (На практике он может проявляться в форме нового продукта, процесса, технологии или услуги.);

3) обладает способностями удовлетворения рыночного спроса. (При этом основной сущностной характеристикой инновации выступает ее товарная форма, которая позволяет воспринимать ее как рыночный товар.);

4) позволяет получать не только экономический, но и социальный эффект от внедрения.

С учетом основных сущностных характеристик понятия «инновация» инновационную деятельность можно определить как технологический процесс, направленный на реализацию результатов законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и иных достижений научно-технического прогресса в новом или усовершенствованном продукте, в новой или

усовершенствованной технологии, что используется в практике производства [5].

В современных российских условиях развитие инновационной деятельности имеет свою специфику. С одной стороны, в России имеются все необходимые предпосылки для успешного становления инновационной экономики:

• высокий уровень фундаментальной науки;

• достаточный научно-технический потенциал;

• высокообразованные кадры ученых, инженеров

и других специалистов;

• квалифицированная рабочая сила.

С другой стороны, российская экономика пока еще не может окончательно освободиться от влияния административных методов управления, что существенно ограничивает ее способности к эффективному освоению результатов законченных НИОКР и внедрению других достижений НТП. Дальнейшие перспективы развития российской экономики во многом будут зависеть от степени адаптации прикладных исследований к условиям рынка, использования возможностей практической реализации передовых промышленных технологий на российских предприятиях, уровня производства наукоемкой продукции и эффективности ее реализации на рынке. Для их достижения необходимо достаточно оперативно провести качественное преобразование производственного потенциала страны на основе широкого внедрения и распространения результатов законченных НИОКР, отражающих современный уровень развития науки и наукоемких технологий.

Региональные инновационные системы. Современные исследования в теории инноваций позволили выявить растущее значение регионального уровня инновационных систем. В настоящее время в пользу самостоятельности регионального уровня инновационных систем выступают В. А. Бородин, Е. Аутио, Д. Арчибучи, А. Кауфман, Дж. Ми-чи, Р. Стернберг, Ф. Тодлинг, Дж. Ховеллс и многие другие хорошо известные ученые-экономисты [4]. Однако для перехода региональной экономики на инновационный путь развития необходим новый методологический подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, учитывающий особенности функционирования ее основных элементов и определяющий стратегию управления, направленную на повышение инновационного потенциала и экономический рост региона. Применительно к современным российским реалиям

можно с высокой долей вероятности утверждать, что в большинстве регионов существует объективная потребность в развитии инновационной инфраструктуры.

Целесообразность переноса центра тяжести в формировании российской национальной инновационной системы на первоочередное развитие региональных инновационных систем (РИС) в российских регионах обусловлена рядом следующих факторов [6]:

1) формирование РИС с учетом специфических особенностей социально-экономической структуры региона обеспечивает сохранение и укрепление уже сложившейся в нем системы воспроизводства;

2) при формировании РИС более целенаправленно используются рычаги стимулирования инновационной активности экономических субъектов, что создает объективные предпосылки для коммерциализации научно-технических разработок;

3) создание благоприятных условий для развития инновационного бизнеса при формировании РИС позволяет решать многие социально-экономические проблемы, такие как создание новых рабочих мест, сокращение «утечки мозгов» и ряд других;

4) при формировании РИС открываются новые возможности для внедрения разнообразных форм взаимодействия экономических субъектов, обеспечивающих разработку и эффективную реализацию различных инновационных программ в рамках региональной инновационной политики;

5) функционирование РИС позволяет максимально эффективно использовать имеющийся инновационный потенциал и обеспечивает решение первоочередных задач социально-экономического развития региона;

6) выделение РИС в качестве самостоятельного объекта управления является определяющим условием переориентации экономических субъектов на реализацию программ социально-экономического развития региона.

В условиях инвестиционных ограничений общий эффект от инноваций в регионе зависит от распределения ресурсов между прямыми инновационными проектами и проектами, направленными на создание и развитие его инновационной инфраструктуры. При этом опережающее целевое и качественное развитие инновационной инфраструктуры региона можно рассматривать как один из перспективных механизмов, обеспечивающих

достижение значимого социально-экономического эффекта [10].

Инновационная инфраструктура. Эффективное становление и развитие РИС в аспекте реализации всех этапов жизненного цикла инноваций, включая процесс их коммерциализации, в существенной степени зависит от наличия в границах территории региона эффективной инновационной инфраструктуры. По мнению авторов, инновационная инфраструктура региона представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления инновационной деятельности. Посредством инновационной инфраструктуры обеспечивается доступ всех хозяйствующих субъектов региона к инвестиционным, материальным, информационным, кадровым и другим ресурсам, а также базам знаний о существующем в информационной системе региона механизме инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, функционально направленном на эффективное функционирование РИС и социально-экономическое развитие региональной экономики в целом. Таким образом, инновационная инфраструктура региона представляет собой комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов экономическими субъектами на основе принципа экономической эффективности в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

Анализ российской практики подтверждает, что несбалансированное развитие различных подсистем инновационной инфраструктуры является фактором, сдерживающим реализацию инновационных возможностей региона. Поэтому главной задачей управления развитием инновационной инфраструктуры является создание механизма, обеспечивающего сбалансированное развитие основных подсистем инновационной инфраструктуры региона, к которым относятся:

1) информационная подсистема — включает:

— средства массовой информации;

— специализированные выставки, конференции и т. д.;

— региональные базы данных;

— центры изучения спроса и конъюнктуры рынка;

— Интернет и другие информационные ресурсы [7];

2) консалтинговая подсистема—включает инновационных посредников (инновационные агентства, консультационные центры, в том числе юридические, патентно-лицензионные центры и др.);

3) финансово-кредитная подсистема — включает:

— бюджетные ресурсы;

— ресурсы бюджетных и внебюджетных фондов поддержки;

— различные венчурные фонды;

— коммерческие банки и частных инвесторов [11];

4) организационная подсистема — включает:

— структурные подразделения органов государственного и местного управления;

— научно-исследовательские центры;

— технопарки и бизнес-инкубаторы.

Все составляющие инновационной инфраструктуры находятся в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. В совокупности они образуют инновационную инфраструктуру региона, которая различается по секторам, типам организаций, их территориальной принадлежности и ряду других признаков. В качестве ее системообразующего фактора выступает информационное пространство, которое формируется вследствие возникновения связей и взаимодействий (прямых и обратных) между функциональными сферами и их элементами. При этом характер и формы организации связей и взаимодействий должны обеспечивать эффективность процесса управления инновационной инфраструктурой региона за счет свободного обмена информацией между всеми участниками инновационной деятельности.

Основными целями формирования и развития инновационной инфраструктуры региона являются:

1) обеспечение среды для трансфера и коммерциализации технологий за счет привлечения выдающихся ученых и предпринимателей;

2) создание интеллектуальных решений на основе обеспечения хозяйствующих субъектов знаниями и возможностями для управления интеллектуальной собственностью;

3) повышение эффективности сотрудничества в сфере научных исследований между образовательным и производственным секторами;

4) активизация использования инновационных технологий российскими компаниями;

5) создание сети бизнес-инкубаторов для поддержки новых компаний через лицензирование и капитализацию технологий в долях этих компаний.

С позиций функционального подхода инновационную инфраструктуру региона можно определить как организационно-экономический комплекс, непосредственно обеспечивающий необходимые условия для эффективного внедрения и реализации нововведений в хозяйственной практике экономических субъектов. К основным функциям инновационной инфраструктуры региона относятся следующие:

1) создание необходимых условий для эффективной организации инновационного процесса;

2) стимулирование инновационного развития за счет эффективной организации цикла «возникновение новшества — внедрение новшества—распространение новшества — совершенствование новшества»;

3) организация эффективного взаимодействия научно-исследовательских и предпринимательских структур для внедрения инноваций и ускорения их реализации в условиях рынка;

4) решение социальных, экологических и других проблем на основе использования возможностей для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния населения региона.

Успешное развитие инновационной инфраструктуры в России возможно на основе ускоренного и широкомасштабного осуществления инновационных процессов в реальном секторе экономики, что связано с преодолением экономического спада и проведением структурных преобразований в национальной экономике. Для продуктивного взаимодействия потребителей и производителей инновационного продукта на региональном уровне необходимо сформировать устойчивые макрострук-турные сферы совместных интересов субъектов коммерциализации инновационной деятельности, стимулирующие сближение интересов инвесторов и субъектов инновационной деятельности на основе определения рыночного спроса хозяйствующих субъектов.

Особенностью российской ситуации является то, что инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве имеющихся для коммерциализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Реализация государственной инновационной политики может ускорить процесс коммерциализа-

ции инноваций на рынке и проведения инфраструктурных преобразований, поскольку она направлена на определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализацию, развитие механизмов государственно-частного партнерства, построение инновационной инфраструктуры в регионах, а также на укрепление материально-технической и совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы.

На региональном уровне инновационная политика представляет систему действий по созданию условий для разработки, освоения производства и реализации потребителям новых видов продукции, технологий и услуг в целях ускорения роста валового регионального продукта, обеспечения конкурентоспособности региона и улучшения качества жизни его жителей.

Роль государства. Следование по инновационному пути развития региональной экономики требует создания системы взаимодействия всех участников инновационной деятельности и механизмов ее функционирования, адекватных поставленным целям. Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого являются [2, 12, 13]:

1) определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных средств;

2) выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;

3) непосредственное бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций, т. е. проведения крупномасштабных исследований и разработок и доведение их результатов до практического применения в промышленности;

4) создание условий для эффективного функционирования инновационного рынка.

Однако система поддержки развития инновационной деятельности и ее финансирования, включающая концептуальные положения, целевые ориентиры, меры законодательного регулирования, порядок ресурсного обеспечения и др., находится пока еще в стадии формирования. По этой причине, а также в силу различных нестационарных процессов, свойственных переходной экономике, в стране пока нет четкого и эффективного экономического механизма, который бы стимулировал разработчиков новой техники в создании и распространении нововведений.

Государство должно содействовать целесообразному присоединению к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European Business Network, EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers, IRC). Переход к инновационному типу роста — это глобальный процесс, и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения в той мере, в какой Россия встроена в мирохозяйственные связи и их инновационные контуры.

Методы стимулирования инновационной деятельности. Представляется необходимым формирование источников средств (региональных и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе частно-государственных венчурных фондов, банков реконструкции и развития и т. п.), осуществляющих прямое и венчурное инвестирование в высокотехнологичные компании, финансирование фундаментальной и прикладной науки, скоординированное с развитием ресурсной базы других составляющих национальной инновационной системы. Не менее важно также формирование схемы финансирования фундаментальных исследований за счет средств, полученных в процессе реализации научных результатов, в том числе технологической ренты. Государственный сектор НИОКР должен вносить существенный вклад в формирование общих условий, необходимых для инновационного развития. С продолжающимся формированием в РФ инновационной системы он будет оцениваться не столько с точки зрения непосредственного участия в преумножении научно-технического потенциала, сколько с позиции создания благоприятных условий для мобилизации инвестиций частного сектора на инновационные цели.

Государственные учреждения обладают возможностью привлечения иностранных инвестиций, в частности, осуществляя концентрацию научно-исследовательских ресурсов на реализации наиболее значимых и дорогостоящих инновационных проектов. Эти проекты, обладая высоким потенциалом для развития международного сотрудничества, должны служить центрами притяжения для частных инвестиций. Предоставляя доступ к научной и технической информации, государственные ведомства должны содействовать передаче и диффузии технологий, формируя, таким образом, дополнительный спрос на инвестиции в исследо-

вания и разработки со стороны государственного и частного секторов. Генеральным направлением совершенствования государственного сектора НИОКР в ближайшей перспективе должно стать повышение статуса научных работников, а также устранение административных и законодательных барьеров, препятствующих усилению сотрудничества науки с частным бизнесом.

Меры по формированию целостной инфраструктуры инновационной системы и поддержке деятельности составляющих ее элементов должны дополняться так называемыми инструментами концентрированного воздействия, формирующими финансовую и налоговую поддержку прямого, косвенного и инициирующего воздействия.

Прямое государственное поощрение является существенной составной частью набора инструментов, используемых для поддержки инновационного развития, активизации инвестиций в новации частных компаний и формирования необходимого инфраструктурного обеспечения. Прямые меры оказываются особенно эффективными, когда они «прозрачны», доступны для компаний и ориентированы на запросы частного сектора. Они менее результативны в случае их недостаточной целевой и содержательной структуризации и адаптации к меняющимся условиям. Наилучшие результаты достигаются при использовании компактного комплекса мероприятий, отличающихся высокой гибкостью.

Меры «инициирующего» воздействия. Стимулирование венчурного (рискового) финансирования и гарантирование заемного и акционерного финансирования выступают в качестве главных инструментов так называемого инициирующего воздействия на инновационное развитие.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности компаний, особенно мелких и средних, происходит в настоящее время преимущественно за счет внешних источников, главным образом, в форме инвестиций в акционерный капитал или заемных средств, привлекаемых с рынков рискового капитала (заметим, что это само по себе уже позитивное явление, поскольку позволяет этим компаниям осуществлять финансирование инноваций и/или технического перевооружения без ущерба для их социальной функции, например для заработной платы всего персонала). В этой ситуации рисковое финансирование является в настоящее время одним из важнейших инструментов реализации инноваци-

онных проектов и должно служить приоритетным объектом государственного и интеграционного регулирования с использованием широкого комплекса мер как косвенного, так и прямого воздействия.

Меры государственного лоббирования. На базе существующих российских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции, целесообразно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с государственными органами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы обеспечения более широкого присутствия такой продукции страны на мировых рынках.

Зарубежный опыт. Показательным является зарубежный опыт финансовой поддержки развития инновационной инфраструктуры региона со стороны государства. Его анализ позволил выделить две основные модели программ:

1) прямая инвестиционная поддержка государством инновационных компаний. (В качестве примера можно указать американскую государственную программу развития малого инновационного бизнеса (Small Business Innovation Research - SBIR) [14]);

2) инвестиционная поддержка, осуществляемая государством через специальные фонды. У этой модели существуют два подвида. Первый предусматривает создание государственного фонда, осуществляющего прямое инвестирование в инновационные проекты, а второй - создание так называемого фонда фондов, осуществляющего инвестиции в частные венчурные фонды. Примером практического применения такого подхода является израильская программа развития рынка венчурного капитала Yozma [15].

В ряде стран используется сочетание указанных ранее подходов государственной поддержки рынка венчурного капитала. Наиболее ярким примером подобного синтеза выступает действующая в Финляндии государственная программа SITRA [8]. В ее рамках вполне успешно сосуществуют как прямое финансирование инновационных предприятий, так и вложение денег в региональные фонды их поддержки. Отдельную роль выполняют фонды и программы предоставления гарантий.

Существенную роль в финансировании инновационных исследований за рубежом играют также различные формы поддержки инновационного биз-

неса как со стороны государства, так и со стороны университетов и других научно-исследовательских организаций, которые организуют «инкубаторы бизнеса», позволяющие поисковым предпринимателям получать довенчурное финансирование за счет неприбыльных научных фондов по грантам и контрактам.

Обобщая изложенное, следует признать необходимым активное участие государства в регулировании инновационной инфраструктуры в переходной или рыночной экономике на региональном уровне, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и частного бизнеса следует перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. Особую значимость в этом процессе приобретает создание финансовой системы поддержки научно-технического предпринимательства, составные части которой могут иметь различное экономическое содержание. В нее могут быть включены как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и венчурные фонды, которые способны обеспечить финансирование инновационной деятельности в весьма значительных объемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом основании можно сделать вывод о том, что практическая реализация в рамках инновационной инфраструктуры организационно-экономических механизмов управления взаимодействием инновационно активных хозяйствующих субъектов будет способствовать интенсификации инновационных процессов как на уровне отдельных предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные технологии, продукты и услуги, так и отдельных регионов и экономики страны в целом.

Список литературы

1. БендиковМ. А., Фролов И. Э., Хрусталев Е. Ю. О теоретических основах исследования инновационной сферы экономики. М.: ЦЭМИ РАН. 2006.

2. БендиковМ. А., Хрусталев Е. Ю. Основы государственной политики инновационного развития российской экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 3.

3. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука. 2006.

4. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. Гранберга А. Г., Валентея С. Д. М.: Наука. 2006.

5. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах России». URL: http:// regions. extech. ru/.

6. Ларин С. Н., Хрусталев Е. Ю. Качество экономического роста и темпы развития региональных инновационных инфраструктур (на примере Краснодарского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30.

7. Ларин С. Н., ХрусталевЕ. Ю. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32.

8. Монахов И. А. Зарубежный опыт формирования региональных инновационных систем // Инновации, 2009, № 6.

9. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России. Теоретко-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: Либроком. 2009.

10. Россия в 2008—2016 гг.: сценарии экономического развития. М.: Научная книга. 2007.

11. Рудцкая Е. Р., Хрусталев Е. Ю., Цыганов С. А. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.

12. Славянов А. С., Хрусталев Е. Ю. Методология формирования инвестиционной стратегии инновационно ориентированного экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15.

13. Тихонов И. П., Хрусталев Е. Ю. Инновационный механизм научно-технологического развития экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 5.

14. Cooke Ph., Heidenreich M., Braczyk H. -J. Regional Innovation Systems: the Role of Governance in a Globalized World. London, New York, 2004.

15. Science, Technology and Innovation for the 21st Century. Meeting of the OECD Committee for Scientific and Technological Policy at Ministerial Level, 29-30 January 2004. Final Communique. OECD. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.