При этом у педагогов в течение всей профессиональной деятельности происходит формирование внутренне обусловленной готовности рассматривать себя какличность, развивающуюся во времени и соответствующую требованиям времени, способную самостоятельно наполнять профессиональную деятельность личностными смыслами, определяющими перспективы ее развития в профессии.
Примечания:
1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. - М.: ФГАУФИРО, 2011.-73 с.
2. Долгоаршинных Н.В. Профессиональные стандарты в сфере образования : методическое пособие. - М.: Перспектива, 2016. - 300 с.
FEA TURES BREA ТН OF GOLFERS WHEN EXECUTING A PUTT
Yakovlev Boris Aleksandrovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Individual Gaming and Intellectual Sports, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
The article considers the peculiarities of the breath golfers and mini golfers of different qualifications when performing a hit putt. The change of phases of the respiration relative to the phases of hitting patt depending on the skill of the athletes. Observed two version of the hitting golfer. One is associated with the kinematics of the putter, and the second with the phases of breathing. The completion of the hitting for a golfer can be judge by the expiratory phase. Shown the need the general physical preparation for performing a hit putt.
Keywords: Golf; mini Golf; putt; breathing phase; strike phase; the le vei of sports skills; general physical preparation.
ТИПЫ ДЫХАНИЯ ГОЛЬФИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПА ТТА И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности дыхания гольфистов и мини-гольфис-тов различных квалификаций при выполнении удара патт. Выявлено изменение фаз дыхания по отношению к фазам удара при патте в зависимости от квалификации спортсменов. Наблюдались два варианта завершения удара гольфистом. Один связан с кинематикой клюшки, а второй с фазами дыхания. Завершение удара для гольфиста можно судить по фазе выдоха. Обосновывается необходимость общей физической подготовки для выполнения удара патт.
Ключевые слова: гольф; мини-гольф; патт; фазы дыхания; фазы удара; уровень спортивного мастерства; общая физическая подготовка.
Из источников литературы известно, что спортсмены задерживают дыхание при выполнении максимального мышечного усилия, т.к. это увеличивает максимальную силу на 7-10 % больше, чем на вдохе. Это происходит у гребцов во время гребка, разгибаясь, они вместо вдоха задерживает дыхание, прыгуны - во время отталкивания от земли, толкатели - в момент толчка ядра, штангисты - во время подъема штанги. На характер дыхания влияют специфика спорта, характер движений, ритмика, интенсивность и длительность работы, особенности спортивной позы, температура окружающей среды, барометрическое давление и многие другие факторы [1].
При выполнении патта в гольфе и мини-гольфе стортсмен не развивает максимальных усилий и задерживать дыхание при махе и взаимодействии паттера с мячем для увеличении силы нет необхо-
3. Долгорукова O.A. Построение карьеры. - СПб.: Питер, 2006-96 с.
4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. - М., 2013 - 432 с.
5. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
6. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
7. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2012. - 338 с.
8. Рукавишникова Е.Е. О формировании профессиональной рефлексии // Специалист. - 1998. - № б. -С. 21.
9. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
УДК 796.012.4 ВАК РФ 13.00.02
©Яковлев Б.А., 2017
ЯКОВЛЕВ Борис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и методики
индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва т'т'/доМ! (cpyandex.ru
димости. Известны работы в которых исследовалась частота сердечных сокращений, артериальное давление, потребление кислорода, вентиляция легких гольфистов во время раунда [2]. Однако в доступных источниках не удалось найти данные о характере дыхания гольфистов и/или мини-гольфистов во время выполнения патта.
Техника выполнения удара паттером голь-фистами и мини-гольфистами схожа и отличается, в основном,амплитудой движения. Целью работы является определение особенности дыхания у гольфистов различной квалификации во варемя выполнения патта. Для достижения поставленной цели регистрировались фазы дыхания, фазы выполнения удара патт, время подготовки и выполнение удара.
В эксперименте приняли участие 10 спортсменов от новичков до 1 юношеского разряда включительно, 12 - от 3-го взрослого до 1-го взрослого разряда и 5 мастеров спорта мини-гольфистов. Каждый испытуемый выполнял по семь ударов на дистанцию два, четыре и шесть метров.
Для определения направления потока воздуха придыхании использовалось устройство, состоящее из маски с прозрачной трубкой, внутри которой размещалась мембрана на подвесе. Ребро мембраны было покрыто светоотражающей краской сбоку видимой как прямая перекрывающая трубку. Как продолжение этой прямой сверху и снизу прозрачной трубки были установлены светоотражающие маркеры. Маркеры и ребро мембраны при отсутствии движения воздуха в трубке представляли собой единую прямую линию. Даже при поверхностном дыхании мембрана отклонялась и в ту ли иную сторону в зависимости от фазы дыхания. Со стороны это воспринималось как появление разрыва линии, причем уход средней ее части в ту или иную сторону означал вдох или выдох спортсмена. Спортсмен надевал маску, принимал стойку и выполнял удар. Напротив спортсмена располагалась видеокамера и мощный источник света. Такая организация эксперимента существенно упрощало обработку, т.к. в одном кадре определялись и фазы дыхания, и поло жение клюшки (фазы удара).
На рисунках, представленных ниже, горизонтальная линия (О) обозначает задержку дыхания. Линия расположенная выше горизонтальной линии на максимальном расстоянии - вдох (В), на меньшем расстоянии (А) - поверхностное дыхание вдох. Линия, расположенная на большем расстоянии ниже горизонтальной линии (Е) выдох, на небольшом (Р) - поверхностное дыхание выдох. Заштрихованная площадь между линиями говорит о том, что в этой фазе удара у разных спортсменов, одной квалификации, наблюдалось два или три, как у спортсменов высокой квалификации перед замахом, варианта дыхания. Цифрами обозначены фазы удара, где:
1 - исходное положение клюшки передуда-ром,
2 - замах,
3 - крайнее положение клюшки при замахе,
4 - мах,
5 - контакт с мячом,
6 - проводка,
7 - завершение удара.
В результате проведенных исследований выявлено, что типы дыхания у спортсменов различных квалификаций существенно отличалась. У спортсменов одной квалификации тип дыхания на различных дистанциях не менялась. У новичков и спортсменов низкой квалификации непосредственно перед замахом регистрировалось поверхностный вдох (А) или задержка дыхания (рис. 1). При замахе они производили вдох (В). С остановкой клюшки перед махом (3) происходила задержка дыхания (С), которая длилась вплоть до касания головкой клюшки мяча (5). Сразу после касания происходил выдох (Е).
Рисунок 1 - Дыхание новичков и спортсменов низких разрядов при выполнения патта
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
74
Часто спортсмены-новички сразу после того, как только мяч начинал движение, следовали за ним, хотя мяч находился в движении и далеко от лунки.
У спортсменов от третьего до первого взрослого разряда непосредственно перед замахом регистрировалось поверхностный вдох (А) или задержка дыхания, как и у новичков и спортсменов до первого юношеского разряда включительно (рис. 2). При замахе (2) они производили вдох (В), но в отличие от новичков, некоторые спортсмены прекращают вдох еще до остановки клюшки в крайнем положении замаха (3). С остановкой клюшки перед махом происходила задержка дыхания (С), которая длилась вплоть до касания головкой клюшки мяча (5). Сразу после касания происходил поверхностный выдох (Р) или, у некоторых,это происходило с некоторой задержкой (фазы удара 5 - 6). После завершения удара (7) происходил выдох (Е). Гольфисты этой квалификации, как правило, не сходили с места после контакта головки клюшки с мячом подобно новичкам, но опускали клюшку, или отводили ее в сторону, или и то и другое вместе.
водилась при задержке дыхания. Выдох происходил лишь тогда, когда мяч попадал в лунку или в непосредственной близости проходил мимо нее (рис. 3). Как правило, спортсмены до выдоха оставляли клюшку в крайнем положении (7) или она незначительно отклонялась от него до того момента, когда мяч попадал в лунку или проходил рядом. Некоторые спортсмены задерживали дыхание, дожидаясь полной остановки мяча. Анализируя полученные данные фаз удара и фаз дыхания, становится очевидным, что в процессе совершенствования спортивного мастерства от новичков до спортсменов высокой квалификации постепенно происходит изменение дыхания в различных фазах удара.
Рисунок 2 - Дыхание спортсменов 3-1 взрослых разрядов при выполнения патта
У спортсменов высокой квалификации пред отведением клюшки могли наблюдаться поверхностное дыхание вдох, выдох (А, Р) или его задержка. Замах (2), мах (4), контакт с мячом (5), проводка (6) и завершение удара (7) про-
РисунокЗ - Дыхание спортсменов мастеров спорта при выполнения патта
По фазам дыхания можно определить, когда спортсмен считает для себя удар законченным. У новичков и спортсменов низкого разряда это происходит сразу после контакта с мячом. Косвенным подтверждением может быть то обстоятельство, что новички сразу после контакта головки клюшки с мячом, не дожидаясь его остановки, могут пойти за катящимся мячом. Спортсмены высокой квалификации всегда остаются на месте, пока мяч не попадет в лунку или не пройдет рядом с ней.
Анализа видеозаписей Чемпионатов Мира по мини-гольфу показал, что спортсмены высокой квалификации тратят время на удар от восьми до тридцати секунд, а иногда, и более.
Причем, чем выше требования к направлению, например, лунка находится на большом расстоянии, из-за неровностей поверхности мяч изменяет направление движения и т.п., тем больше времени спортсмен тратит на подготовку к удару. Время измерялось с момента готовности к удару до момента начала движения мяча. Если предположить, что оптимальное выполнение удара происходит при задержке дыхания, то гольфист должен быть готовым не дышать в течение полуминуты. А если учесть, что перед готовностью к удару у него было поверхностное дыхание, (отсутствовал глубокий вдох, отсутствие гипервентиляции легких), становится очевидным необходимость обратить особое внимание на физическую подготовку спортсмена направленную как на адаптацию к гипоксии, так и на увеличение жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода.
Исходя из полученныхданных, целесообразно новичков одновременно с обучением техники выполнения удара учить выполнять удар на задержке дыхания. Уделять большее внимание общей физической подготовке направленной на повышение общей выносливости.
Выводы:
1. Тип дыхания во время выполнения пат-та у спортсменов различных квалификаций отличаются.
2. У спортсменов одной квалификации тип дыхания практически одинаков.
3. Высококвалифицированные спортсмены выполняют удар на задержке дыхания при всех фазах дыхания.
4. Фазы дыхания могут свидетельствовать об окончании удара для спортсмена.
5. Целесообразно в подготовке гольфистов уделять большее внимание общей физической подготовке направленной на повышение максимального потребления кислорода, увеличению жизненной емкости легких.
6. При начальном изучении техники выполнения патта необходимо обучать начинающих выполнять удар на задержке дыхания.
Примечания:
1. http://apologetics.ru/index.php?option = com_content&view=article&id= 1347:2013-08-12-11-45-22&catid=69:2013-03-08-15-46-56<emid=109 [Электронный ресурс] 18.06.2017.
2. Magnusson G. Golf: Exercise for Fitness and Health. Department of Physiology, Karolinska Institute, and Department of Human Biology, College of Physical Education, Stockholm, Sweden // Science and Golf III Proceedings of the 1998 World scientific congress of golf. - Human Kinetics Printed in the United Kingdom, 1999. - C. 54-59.
METHODOLOGY FOR TEA CHING MA THEM A TICAL STA T/ST/CS IN MEDICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCA TION Yantser Lih'ya Vladimirovna, Associate Professor, Department of Physics and Chemistry, Russian National Research Medical University named after N. /. Pirogov, Moscow
The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of an effective method of teaching mathematical statistics in medical universities. The requirements for this method are designated, its structure is formalized. A special attention is paid to the prospects of using information technologies in the process of presenting this discipline.
Keywords: medicine; mathematical statistics; university; methodology.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯМ А ТЕМА ТИЧЕСКОЙ СТА ТИСТИКИ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Статья посвящена исследованию особенностей формирования эффективной методики обучения математической статистике в медицинских вузах. Обозначены требования к данной методике, формализована ее структура. Отдельное внимание уделено перспективам использования информационных технологий в процессе изложения данной дисциплины.
Ключевые слова: медицина; математической статистики;университет; методология.
В современных условиях учебный процесс очень динамичен, поскольку и в образовании, и в науке происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все боль-
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
© Янцер Л. В., 2017
ЯНЦЕРЛилия Владимировна, доцент, кафедра Физики и химии, Российский национальный исследова тельский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Москва
/'ап 15ег@уап dex. г и