Научная статья на тему 'Детерминанты построения карьеры педагога дошкольного образования'

Детерминанты построения карьеры педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / CAREER / DETERMINANTS / TEACHER / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова Александра Викторовна, Рукавишникова Елена Евгеньевна

В статье рассматривается проблема построения карьеры как одной из актуальных проблем научного знания; представлены экспериментальные результаты исследования; актуализируется вопрос об изучении и понимании факторов, инициирующих построение карьеры современного педагога дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of the construction of the career of a teacher of preschool education

The article deals with the problem of building a career as one of the topical problems of scientific knowledge; The experimental results of the study are presented; The question of studying and understanding the factors initiating the career development of a modern teacher of preschool education is actualized.

Текст научной работы на тему «Детерминанты построения карьеры педагога дошкольного образования»

DETERMINANTS OF THE CONSTRUCTION OF THE CAREER OF A TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

ЪС

LU

u

UJ

68

Shumakova Alexandra Viktorovna, DScof Pedagogical sciences, Professor, Department of General Pedagogy and Modern Educational Technologies,

Rukavishnikova Elena Evgenievna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article deals with the problem of building a career as one of the topical problems of scientific knowledge; The experimental results of the study are presented; The question of studying and understanding the factors initiating the career development of a modern teacher of preschool education is actualized.

Keywords: career; determinants; teacher; professionalism.

УДК 336.221

© Шумакова A.B., 2017 © Рукавишникова ЕЕ, 2017

<

CI UJ

ШУМАКОВА Александра Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Общей педагогики и современных образова тельных технологий alex-2igiya.ru

РУКАВИШНИКОВА Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Психологии гее2014^@таН. ги

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема построения карьеры как одной из актуальных проблем научного знания; представлены экспериментальные результаты исследования; актуализируется вопрос об изучении и понимании факторов, инициирующих построение карьеры современного педагога дошкольного образования.

Ключевые слова: карьера; детерминанты; педагог; профессионализм.

I

Интерес ктеме карьеры определяется особенностями современной ситуации развития российского общества: она широко обсуждается в разных сферах - в экономике и бизнесе, науке и образовании. Такой интерес носит междисциплинарный характер и связан с пониманием того, как изменился человек труда в современном мире и какой профессионал будет востребован в ближайшем будущем.

Положительной тенденцией, наметившейся на рубеже веков, является изменение общественного отношения к самой категории "карьера", которое прошло путь от отрицания и/или негативного отношения к карьере и ее субъекту до принятия и активно/пассивно положительному интересу и отношению. При этом в производственной сфере труда рассмотрение карьеры, карьерного роста, особенностей, условий и механизмов их проектирования и осуществления, является предпочтительным по сравнению с непроизводственной сферой, к которой относится образование.

Эта тенденция была подтверждена результатами опроса с разными категориями педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ставропольского края. Большинство педагогов (до 70% участников опроса) выразили сомнения в возможности "сделать" карьеру в образовании, считая их достаточно ограниченными. Это является, на наш взгляд, проявлением одностороннего понимания карьеры и рассмотрения ее только как продвижение вверх по ступеням административной иерархии, т.е. должностной (вертикальной) карьеры [3]. Если рассматривать карьеру с этой позиции, то, безусловно, возможности реализации профессионала на разныхуровнях организации и управления дошкольным образованием, ограничены. Если рассматривать карьеру как определенную последовательность этапов развития личности в основных сферах ее жизнедеятельности, к которой относится и профессиональная деятельность, и при этом сущностной характеристикой категории "карьера" считать продвижение,™ карьеру следует понимать как активное продвижение личности к такому способу профессиональной деятельности, который обеспечивает ее успешность на социальном (признание), психологическом (удовлетворение), экономическом (качество жизни) уровнях. Такое понимание

карьеры определяет профессионалы-ю-лично-стную (горизонтальную) карьеру педагога [3].

Второй тип карьеры актуализируется динамично развивающимся обществом и образованием, которые предъявляют современные требования к личности педагога и его профессиональной деятельности [1; 2]. В контексте этих требований современный педагог дошкольного образования представляется как профессионал, отличающийся активностью, свободой и ответственностью в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. В этой связи встает вопрос о:

- соответствии педагога этим требованиям;

- создании условий для его профессионального развития и продвижения, отвечающих личностным, профессиональным ожиданиям и запросам, потребностям и перспективам развития дошкольного образования;

- изучении и понимании причин, инициирующих такое профессиональное развитие и позиционирование, т.е. детерминант построения карьеры педагога дошкольного образования.

Итак, построение карьеры в дошкольном образовании рассматривается нами как приоритетное условие развития личности в профессиональной деятельности.

Проведенный теоретический анализ (Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина,Л.М. Митина, Н. С. Пряж-ников, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.) [4; 6; 7; 9] и экспериментальное изучение личностной составляющей карьеры позволили определить детерминанты ее построения в условиях дошкольной образовательной организации. К ним были отнесены:

1. Объективные факторы:

- детерминанты, обусловленные производственной необходимостью. К ним были отнесены требования к качеству образования в ДОО и качеству работы педагога; стратегия развития образовательной организации; предполагаемые/планируемые изменения в организации, функционировании, направлениях и содержании деятельности ДОО;

- социально обусловленные детерминанты: степень открытости ДОО и ее конкурентоспособность; повышение престижа профессии педагога в обществе; приоритетные ценности в обществе; мотивационная среда и тип культуры в ДОО.

2. Субъективные факторы, обусловленные такими личностными проявлениями как система карьерных ориентаций, уровень развития интернальности, рефлексивности, мотива-

ции на обучение в процессе профессиональной деятельности.

Рассмотренные нами детерминанты определяют возможности построения карьеры современного педагога детского сада. По нашему убеждению, субъективно обусловленные детерминанты являются определяющими в этом процессе. Это подтверждают и полученные результаты экспериментального изучения представляемой проблемы, в котором участвовали 112 педагогов дошкольных образовательных организаций Ставрополя и Ставропольского края.

1. Изучение карьерных ориентаций осуществлялось с использованием методики Э.Шей-на "Якоря карьеры" (в модификации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер).

Карьерные ориентации являются одной из личностных детерминант, определяющих сущность построения карьеры. Ранжированный список карьерныхориентаций педагогов представлен ниже (в скобках - средний балл по выборке):

1 - служение-8,60,

2 - стабильность работы - 8,51,

3 - профессиональная компетентность - 8,45,

4 - стабильность места жительства - 8,32,

5 - автономия (независимость) - 8,10,

6 - менеджмент - 7,81,

7 - интеграция стилей жизни - 7,28,

8 - предпринимательство - 6,93,

9 - вызов -6,54

Полученные результаты показали, что в ценностях, которые связывают педагоги со своей карьерой в дошкольном образовании, доминируют служение, стабильность работы, профессиональная компетентность, стабильность места жительства и автономия.

Для педагога с карьерной ориентацией "Служение" значимым в построении карьеры будет опыт соотнесения своих целей и идеалов с общепринятыми социальными и профессиональными ценностями, поиск личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Таких педагогов оказалось большинство независимо от их стажа работы в образовании. С одной стороны, этот факт, можно объяснить выраженной потребностью педагога быть включенным в понимание тех изменений, которые происходят в обществе, образовании, науке и культуре, и находиться в поиске и выработке собственной жизненной и профессиональной позиции. С другой - наличием и проявлением и в обществе и в профессиональной среде стереотипов о высокой миссии и назначении педагога и его

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

70

деятельности, которым надо соответствовать. Возможно, объяснение этого станет предметом изучения в последующих исследованиях.

Стабильность работы и местожительства как карьерные ориентации более всего были выражены у педагогов со стажем работы более10 лет. Для них стабильность рассматривается как гарантия уверенности и успешности в ситуации "здесь и сейчас" и в перспективе. В этом случае построение карьеры будет определяться подтверждением и сохранением этой гарантии. Приоритет этой карьерной ориентации в рейтинге объективно обусловлен современной социально-экономической ситуацией, которая отличается ситуациями неопределенности и риска.

Значимым в построении карьеры является то, что наряду с другими приоритетами у педагогов оказались такие карьерные ориентации, как "Профессиональная компетентность" и "Автономия/независимость".

Первая - предполагает в построении карьеры опору на активное включение процессов получения и обновления знания как условия достижения уровня профессиональной компетентности, который отвечает современным требованиям к личности педагога и его профессиональной деятельности. Следует отметить, что данная карьерная ориентация была представлена в равной степени в каждой группе, распределенной по стажу работы.

Вторая - характеризует педагога, для которого реализации перспектив своего развития будет осуществляться при предоставлении возможности для проявления инициативности и самостоятельности в своей деятельности. Это предполагает создание в ДОО атмосферы доверия и уверенности педагогов в том, что инициатива и самостоятельность являются организационными ценностями. Среди педагогов со стажем работы до 5 лет и от 10 до 15 лет карьерная ориентация "Автономия/независимость" явилась одной из приоритетных.

Для решения сложных, творческих задач, стоящих перед современным педагогом дошкольного образования, к которым мы относим и построение карьеры, более эффективна внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация связана нес внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности и обеспечивается ее смыслом для педагога, уровнем его мастерства и предоставляемой педагогу автономии. В нашем случае это соответствует таким карьерным ориентациям, как "Служение", "Профессиональная ориентация" и "Автономия/независимость"

Предметом более глубокого изучения и осмысления должны стать карьерные ориентации педагогов, оказавшиеся в интервале 6-7,99 баллов: это "Вызов" -6,54, "Предпринимательство" - 6,93, "Интеграция стилей жизни" - 7,28, "Менеджмент" - 7,81. Данные карьерные ориентации были значимыми для педагогов со стажем до 7 лет. Считаем, что их актуализация для построения карьеры необходима педагогам независимо от стажа, т.к. их содержательное наполнение соответствует динамично развивающейся ситуации в образовании.

Таким образом, карьерные ориентации отразили субъективные представления педагогов о карьере и определили, какие из них станут базовыми при построении карьеры.

2. С помощью теста смысложизненных ори-ентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) нами были определены уровень интернального/экстерналь-ного локус контроля у педагогов и их мотивации на обучение.

Когнитивную ориентацию личности профессионала определяют ее восприятие, оценка и действия на разные стимулы: внешние или внутренние. При этом одним из результатов когнитивного оценивания является заключение педагога о том, подконтрольна ли ему ситуация, и может ли он ее изменить. В педагогической деятельности объектом анализа становится ее содержание. В процессе анализа формируется представление о себе и своем месте в профессии, самооценка, основанная на локус контроле личности. В зависимости от позиции, которую занимает педагог, вырабатывается его профессиональная стратегия: активная или пассивная. В зависимости от позиции определяется возможность или невозможность осуществления профессиональной деятельности и ее результативность. Мы признаем, что результат достигается при конкретном определении целей и осознания механизмов ее достижения (процесса). Показатели интернального и экстернального локус контроля рассматривались нами как личностные характеристики педагогов, позволяющие сделать вывод о включении в профессионально-личностное развитие. Результаты тестирования показали, что работающие в ДОО педагоги в своей деятельности ориентируются как на собственную активность, так и на внешние обстоятельства. Вместе с тем, у педагогов со стажем работы от 15 лет и больше была выражена тенденция к интернальному локус контролю: этот показатель у них составил 15,7 баллов. Такой показатель дает основание для предположения о том, что в ситуации целепо-

лагания, проектирования и реализации карьеры, педагоги будут проявлять активность, обусловленную внутренними факторами.

Показатели по шкалам "Цель", "Процесс", "Результат" позволили выявить мотивацию педагогов на обучение и развитие. Обобщая теоретические положения и результаты диагностики, нами были определены три группы педагогов:

- цель-ориентированный педагог - педагог, который конкретно знает, что ему надо. Все, что не входит в круг его запросов - им не воспринимается. У этих педагогов наблюдается прагматический подход, обусловленный их профессиональными, образовательными и личностными запросами и потребностями. Следует отметить, что этим проявлением по результатам диагностики, отличились педагоги со стажем работы до 5-7 лет;

- активность-ориентированный педагог -педагог, ориентированый на социальные контакты, которые использует для реализации своих целей и потребностей. Явной зависимости этого проявления от стажа работы педагога не было выявлено. В каждой группе, распределенной по стажу работы, такая ориентация педагога на взаимодействие и коммуникацию была представлена в равной степени;

- знания-ориентированный педагог - педагог, который интересуется всем, что повышает его когнитивный и личностный статус. Такие педагоги проявились в каждой группе по стажу, их отличительной особенностью являлась их профессиональная и образовательная мобильность.

Итак, 76% респондентов нами отнесены к активность-ориентированным и знания-ори-ентированным педагогам. Можно предположить, что они будут проявлять мотивацию на активное обучение, развитие и продвижение в профессии в условиях ДОО. Вместе с тем, независимо от группы, к которой были отнесены педагоги, их мотивация имеет свои особенности: она учитывает социальный и профессиональный опыт педагога; использует прагматичную направленность его мышления, сформированность его ценностных ориентации

3. Диагностика уровня рефлексивности проводилась по методике A.B. Карпова [5].

В структуре профессиональной деятельности рефлексия приобретает системообразующий характер, становясь личностной основой профессионализма педагога [8]. Полученные результаты подтверждают наличие у педагогов рефлексивного опыта. Надо отметить, что

уровни рефлексии проявились у педагогов вне зависимости от их стажа.

У 55% педагогов был определен высокий уровень рефлексии. Этих педагогов характеризует то, что осуществляемые ими рефлексивные процессы в максимальной степени организованы, их отличает способность к анализу и высокая мобильность в реагировании и адекватных действиях, поведении в изменившейся ситуации,т.е. проявления перспективной рефлексии.

32% педагогов со средним уровнем рефлексии, для которых характерной явилась ретроспективная рефлексия. Этих педагогов отличает одновременно достаточно устойчивая потребность в самопознании и личностном развитии, не менее устойчивая самостоятельность и творческая активность, при еще недостаточном владении технологиями рефлексии и затруднениями в решении стоящих перед ними задач.

Для 13% педагогов с низкий уровнем рефлексии были характерны следующие проявления: слабая выраженность рефлексии, как правило, ситуативной - "здесь и сейчас", которая позволяет обеспечивать актуальный самоконтроль и адекватность действий в конкретной ситуации. При этом не проявляются навыки анализа и самостоятельности в размышлениях и действиях, демонстрируется низкая активность во взаимодействии с другими, низкая степень проявлении эмоционального состояния и потребности в саморазвитии.

Таким образом, высокий и средний уровень рефлексии способствует проявлению у педагогов способности к аналитической позиции к планированию и осуществлению карьеры в педагогической деятельности и достижению в ней определенных результатов.

Обобщая содержание представленного в статье теоретического и экспериментального материала, можно сделать следующие заключения.

Проблема построения карьеры предполагает ее рассмотрение с позиции человека, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. В этой связи, выделенные субъективные факторы, несмотря на их разное содержательное наполнение и проявление у педагогических работников дошкольных образовательных организаций, оказывают влияние на процесс формирования педагога как саморазвивающейся личности и профессионала.

Система карьерных ориентаций, уровень развития интернальности, рефлексивности и мотивации на обучение детерминируют построение карьеры в дошкольном образовании.

При этом у педагогов в течение всей профессиональной деятельности происходит формирование внутренне обусловленной готовности рассматривать себя какличность, развивающуюся во времени и соответствующую требованиям времени, способную самостоятельно наполнять профессиональную деятельность личностными смыслами, определяющими перспективы ее развития в профессии.

Примечания:

1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. - М.: ФГАУФИРО, 2011.-73 с.

2. Долгоаршинных Н.В. Профессиональные стандарты в сфере образования : методическое пособие. - М.: Перспектива, 2016. - 300 с.

FEA TURES BREA ТН OF GOLFERS WHEN EXECUTING A PUTT

Yakovlev Boris Aleksandrovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Individual Gaming and Intellectual Sports, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

The article considers the peculiarities of the breath golfers and mini golfers of different qualifications when performing a hit putt. The change of phases of the respiration relative to the phases of hitting patt depending on the skill of the athletes. Observed two version of the hitting golfer. One is associated with the kinematics of the putter, and the second with the phases of breathing. The completion of the hitting for a golfer can be judge by the expiratory phase. Shown the need the general physical preparation for performing a hit putt.

Keywords: Golf; mini Golf; putt; breathing phase; strike phase; the le vei of sports skills; general physical preparation.

ТИПЫ ДЫХАНИЯ ГОЛЬФИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПА ТТА И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности дыхания гольфистов и мини-гольфис-тов различных квалификаций при выполнении удара патт. Выявлено изменение фаз дыхания по отношению к фазам удара при патте в зависимости от квалификации спортсменов. Наблюдались два варианта завершения удара гольфистом. Один связан с кинематикой клюшки, а второй с фазами дыхания. Завершение удара для гольфиста можно судить по фазе выдоха. Обосновывается необходимость общей физической подготовки для выполнения удара патт.

Ключевые слова: гольф; мини-гольф; патт; фазы дыхания; фазы удара; уровень спортивного мастерства; общая физическая подготовка.

Из источников литературы известно, что спортсмены задерживают дыхание при выполнении максимального мышечного усилия, т.к. это увеличивает максимальную силу на 7-10 % больше, чем на вдохе. Это происходит у гребцов во время гребка, разгибаясь, они вместо вдоха задерживает дыхание, прыгуны - во время отталкивания от земли, толкатели - в момент толчка ядра, штангисты - во время подъема штанги. На характер дыхания влияют специфика спорта, характер движений, ритмика, интенсивность и длительность работы, особенности спортивной позы, температура окружающей среды, барометрическое давление и многие другие факторы [1].

При выполнении патта в гольфе и мини-гольфе стортсмен не развивает максимальных усилий и задерживать дыхание при махе и взаимодействии паттера с мячем для увеличении силы нет необхо-

3. Долгорукова O.A. Построение карьеры. - СПб.: Питер, 2006-96 с.

4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. - М., 2013 - 432 с.

5. Карпов A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

6. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

7. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2012. - 338 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рукавишникова Е.Е. О формировании профессиональной рефлексии // Специалист. - 1998. - № б. -С. 21.

9. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

УДК 796.012.4 ВАК РФ 13.00.02

©Яковлев Б.А., 2017

ЯКОВЛЕВ Борис Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и методики

индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва т'т'/доМ! (cpyandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.