Борознова А.М.1 , Веревкина И.Н.2
'Студент, 2старший преподаватель,
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт ТИПЫ «ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ» В РОМАНЕ МАМИНА-СИБИРЯКА «ПРИВАЛОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ»
Аннотация
В статье дано определение понятия «деловой человек», также определены и рассмотрены типы «деловых людей», представленные в романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы».
Ключевые слова: Мамин-Сибиряк, «Приваловские миллионы», деловой человек.
Boroznova A.M.1, Verevkina I.N.2
'Student, 2senior teacher,
Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University TYPES OF "BUSINESS PEOPLE” IN MAMIN-SIBIRYAKS NOVEL "PRIVALOVSKY MILLIONS"
Abstract
In article definition of the concept "businessman" is given, the types of "business people" presented in Mamin-Sibiryak's novel "Privalovsky millions" are also defined and considered.
Keywords: Mamin-Sibiryak, "Privalovsky millions", businessman.
Роман "Приваловские миллионы", замысел которого возник у писателя ещё в студенческие годы, и на воплощение которого Мамин-Сибиряк потратил около десяти лет, рассказывает о становлении буржуазии в России XIX века, где автором художественно воссозданы яркие образы сибирских промышленников, переданы типологические черты «деловых людей» эпохи. Сюжет романа основан на реальных фактах из жизни промышленного Урала XIX века. Автор описывает жизнь уездного города Узла в Сибири, прототипом которого стал Екатеринбург.
Уже в XIX веке зарождающийся класс буржуазии ясно осознавал и понимал, что в таком деле, как предпринимательство, купцу необходимо обладать деловыми качествами, если он ставит себе цель стать владельцем капиталов и частных предприятий.
Большинство героев романа являются представителями купеческой среды. Согласно толковому словарю И.С.Ожегова, купец -это владелец частного торгового предприятия[5, 277].
Современными синонимами понятия «купец» могут выступить понятия «предприниматель», «бизнесмен».
Чтобы стать владельцем капиталов и частных предприятий, безусловно, необходимо обладать деловыми качествами.
Деловым человеком называют человека, сориентированного на добросовестное, быстрое и качественное выполнение взятых на себя обязательств и не считающегося с личными отношениями с партнёрами. Это человек, обладающий качествами деловитости, владеющий технологией и умениями проявлять деловую активность. Деловой человек может проявлять как положительную, так и отрицательную нравственную направленность. Он может быть жестким и даже бессердечным из-за излишней «преданности дела» иррациональности» [1, 24].
Русская литература подарила читателям немало ярких образов, и деловой человек занимает в их ряду не последнее место. Образ делового человека, предприимчивого дельца, умело ведущего свои дела, встречается в целом ряде художественных произведений таких авторов как Гоголь, Гончаров, Некрасов, Островский, Тургенев, Толстой, Чехов.
В «Приваловских миллионах» Мамина-Сибиряка, подобно череде горных хребтов, предстают перед нами разнообразные образы деловых людей, которые мы классифицировали по типам «деловых людей» следующим образом:
- Люди дела (фанаты своего дела): Павел Гуляев, Василий Назарыч Бахарев, Константин Бахарев, Сергей Привалов.
- «Хищники»: Половодов, Ляховский, Оскар Филипыч.
- Деловые люди нового формата (с чувством социальной вины): Лоскутов, Привалов.
При создании художественных образов Мамин-Сибиряк использует не только портретные описания героев, но и дает им различные характеристики.
Люди дела не лишены диалектики души, так как их деятельность требует особого отношения не только к делу, но и к тому какими средствами оно будет осуществляться.
В учебном пособии «Этика и психология книготоргового предпринимательства» Е.А.Блоштейна даётся, пожалуй, наиболее подходящее описание черт характерных данному типу деловых людей: «Делового человека отличает целеустремленность и энтузиазм. Свободно ориентируясь в сфере своей деятельности, он постоянно изучает общественные потребности и запросы, следит за изменением и динамикой этих запросов и потребностей и строит свою деятельность с учетом этих изменений. Он обладает высокой профессиональной компетентностью во всех вопросах, касающихся его дела. Активно занимаясь своим делом, привлекает к нему других, развивает взаимовыгодные партнерские отношения. Он отличается постоянной готовностью к деловому общению, проявляя интерес к собеседнику, внимание к его мнению, непредвзятость» [2].
Например, Василий Назарыч Бахарев в ситуации, когда находится на грани разорения, не думает только о том, что лишился огромного состояния, он беспокоится о дальнейшей судьбе семьи. Его беспокоит и то, что, разорившись, он не сможет помочь Сергею Привалову и тем самым не исполнит долг перед своим опекуном Павлом Гуляевым: «Бахарев в интересах Сергея Привалова вступил в число опекунов, назначенных от правительства. Он много и энергично хлопотал, чтобы поднять упавшую производительность этих когда-то знаменитых заводов, и достиг своей цели только тогда, когда ему на помощь явился его старший сын Костя, который, кончив курс в университете, поступил управляющим в Шатровские заводы» [4, 43].
Именно Бахарев обладает высокой профессиональной компетентностью во всех вопросах, касающихся его дела, целеустремленностью и энтузиазмом, а также и положительными нравственными принципами. В отличие от других «деловых людей» он способен свободно ориентироваться во взаимовыгодных партнерских отношениях, его деятельность направлена на постоянное изучение общественных потребностей и запросов. Бахарев пристально следит за всеми переменами и динамикой развития Шатровских заводов.
Сергей Привалов не случайно является центральным персонажем романа. Привалов натура сложная и противоречивая, с одной стороны, это поистине деловой человек, знающий и любящий своё мельничное дело, с другой стороны, человек пытающийся изменить существующую систему, где капиталы одних строятся на тяжёлом и неблагодарном труде других.
Мамину близок и дорог тип общественного деятеля, который ставит перед собою высокие общественные задачи и способен в решении этих задач сблизиться с народом [3, 70-71].
Привалов отрицательно относился к возможности развития пролетариата в России. В заводском деле он видел лишь эксплуатацию одним классом другого, но отказаться от заводов он не может, так как чувствует на себе социальную вину за действия своих предков по отношению к заводчанам и крестьянам, на земле которых расположены Шатровские заводы: «Привалов очень подробно объяснил Бахареву, что он не любит заводского дела и считает его искусственно созданной отраслью промышленности. Но отказаться от заводов он не желает и не может - раз, потому, что это родовое имущество, и, во-вторых, что с судьбой заводов связаны судьбы сорокатысячного населения и будущность трехсот тысяч десятин земли на Урале» [4, 74]. Не интересуют Привалова и прибыли как средство обогащения. Доходы ему нужны только для выплаты "исторического долга" народу и отчизне: «Земля башкирская, а заводы созданы крепостным трудом. Чтобы не обидеть тех и других, я должен отлично
82
поставить заводы и тогда постепенно расплачиваться с своими историческими кредиторами. В какой форме устроится все это - я еще теперь не могу вам сказать, но только скажу одно, - именно, что ни одной копейки не возьму лично себе...»[4, 75].
Писателю удалось показать и буржуазное хищничество во всём его безобразии. Он безжалостно срывал маску внешней культуры с дельцов, которые во имя грубой наживы и личного благополучия цинично продают всё: знания, убеждения, честь своей семьи. [3, 75].
Важной особенностью описания «хищнического» типа деловых людей является отсутствие психологического анализа
внутреннего мира этих персонажей. Из этого мы можем сделать вывод о том, что лишая «хищников» «диалектики души», то есть движения внутренней жизни, автор хотел показать, что такие персонажи ограничены только внешним миром, мир же духовный им чужд. Если он и был у этих героев, то отмер из-за постоянной жажды наживы, которая не может сочетаться с чувствами долга, чести и совести, которые могут заставить человека засомневаться в правильности того, что и какими способами он достигает в своем деле.
Мысли Ляховского и Половодова, опекунов Шатровских заводов, сосредоточены только на умножении своих доходов. Совместные действия Ляховского и Половодова - сила страшная и непреклонная. Они не стесняют себя в выборе средств. Например, Половодов, земский деятель и славянофил, член опекунского совета Шатровских заводов, при внешней маске примерного семьянина и доброго хозяина, по существу является интриганом и авантюристом. Для него ничего не стоит использовать жену и Зосю Ляховскую для достижения своих корыстных целей. В итоге все поступки Половодова приводят к тому, что он становится международным преступником.
Страшной «язвой и прорехой на человечестве» изображён и Игнатий Ляховский. Несмотря на огромные капиталы, Ляховский жаден до такой степени, что ссорится со своей прислугой из-за каждой копейки. Будучи больным, он думает не о своём здоровье, а о мести бывшему управляющему: «А Пуцилло-Маляхинский?..Поверьте, что я не умру, пока не сломлю его. Я систематически доконаю его, я буду следовать, по его пятам, как тень...Когда эта компания распадётся, тогда, пожалуй, я не отвечаю за себя: мне будет нечего больше делать, как только протянуть ноги» [4, 309]. Ему чуждо чувство благодарности, это видно в сцене, где он отказывает Василию Бахареву в поручительстве по выдаче кредита в сложный для того жизненный период безденежья: «Нет, я слишком хорошо помню, как я явился на Урал беднее церковной мыши и как при вашей помощи я сделал первый крупный шаг...вы доверяли мне, и я всегда буду ценить ваше доверие...Но, нет, я не могу поручиться за вас» [ 4, 239-240]. Его дети, Давид и Зося -эгоистичные люди с болезненным самолюбием, смотрящие на жизнь только с материальной точки зрения.
«Деловые люди» нового формата также наделены «диалектикой души». В них резко обострено чувство социальной вины. Например: Максим Лоскутов, тридцатипятилетний молодой человек, который обладал «положительно некрасивой» внешностью, всегда запоминался окружающим своей «громадной эрудицией, оригинальным складом ума и замечательным даром слова». Для всех он был загадкой, но каждому нравился: «...он подкупал Привалова своей детской простотой, как подкупал Бахарева своим цельным характером, а Ляховского умом» [4, 208]. Многие воспринимали его как человека, родившегося не в своё время, например Костя Бахарев: «По-моему, это человек, который родился не в своё время. Да, ему негде развернуться, вот он и зарылся в книги с головой. А между тем в другом месте и при других условиях он мог бы быть крупным деятелем...В нём есть эта цельность натуры, известный фанатизм - словом, за такими людьми идут и в огонь и в воду»[4, 208]. Ляховский, в свою очередь, так отзывался об этом герое: «Он открыл свой прииск на Урале и работает довольно счастливо... О, если бы такой человек только захотел разбогатеть, ему это решительно ничего не стоит» [4, 158].
Говоря так о Лоскутове и ставя себя на его место, Ляховский судил исходя прежде всего из собственных интересов, которые заключались в накоплении капитала. Максим Лоскутов представляет собой натуру сложную, имея все возможности нажить огромное состояние, он ими не пользовался, так как это противоречило его убеждениям и стремлениям изменить существующий общественный уклад. Он мечтал о том, чтобы в обществе центр тяжести перемещался с экономических интересов на нравственные силы: «Необходимо обратить внимание на нравственные силы, какие до сих пор не принимались в расчёт новаторами. А между тем только на этих силах и можно создать что-нибудь истинно прочное и таким образом обеспечить за ним будущее»[4, 211]. И в книги он «зарылся с головой» не от того, что ему негде было развернуться, а потому, что именно в книгах он пытался найти пути и способы осуществления своей мечты.
Таким образом, основная мысль романа, которую хотел донести автор до своего читателя, прозвучала в словах Зоси Ляховской: « Конечно, не дурно быть богатым, но только не рабом своего богатства...» [4, 145].
Все «хищники» пали жертвой миллионов. Ляховский умер, а его богатства достались сыну, который ведет праздный образ жизни, не заботясь о завтрашнем дне. Половодов пустил пулю в лоб, чтобы уйти от преследования полиции. Хиония Заплатина осталась, как старуха в «Сказке о золотой рыбке», у разбитого корыта, с медведем Шайтаном. И только судьба «рыболова» Оскара Филипыча осталась неизвестной, но так как дядюшка был одинок, мы можем предположить, что его род также прервался на нём.
Автор намеренно уничтожает всех «хищников», не давая продолжения даже их роду, чтобы дать читателю понять, что путь, избранный такими героями, неверный и гибельный.
Но продолжения не получает и путь нового делового человека. Лоскутов умирает, не осуществив своих грандиозных планов, а Сергей Привалов лишается Шатровских заводов и тем самым теряет возможность искупить «исторический долг».
Вероятно, на том этапе развития общества идеи социальной справедливости не получили поддержки, поэтому автор не увидел их дальнейшего развития.
Наиболее стойкими среди деловых людей оказались люди дела, которые работают не столько для собственного обогащения, сколько для воплощения своего замысла: «... для отца (Василия Бахарева) золотопромышленность освящена гуляевскими и приваловскими преданиями, и, наконец, сам он фанатик своего дела, на которое смотрит как на священнодействие, а не как на источник личного обогащения» [4, 122].
В таких людях, которые не только не забыли своих истоков, но и прочно укоренились в общественной жизни Мамин-Сибиряк видит продолжение купеческого дела и дает ответ на один из ключевых вопросов: каким должен быть и может стать «деловой человек» в России XIX века.
Литература
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: 2000. - 119 с.
[Электронный ресурс]. УРЛ: хттп://ру.цонвдоцс.орг/доцс/индех-66107.хтмл?паге=24 (дата обращения: 14.03.14)
2. Блоштейн Е.А., Линчевский, Э.Э. Симонов, Р.А. Этика и психология книготоргового предпринимательства: учебное пособие [Электронный ресурс]. УРЛ: хттп://хи-еду.ру/е-боокс/хбоок126/01/парт-007.хтм. (дата обращения: 1.12.14)
3. Груздев А. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1958.
4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы М.: Вече, 2014. - 383 с.
5. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Словарь русского языка М.: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1983. - 816 с.
References
1. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury (jenciklopedicheskij slovar' pedagoga). Ekaterinburg: 2000. - 119 s. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ru.convdocs.org/docs/index-66107.html?page=24 (data obrashhenija: 14.03.14)
2. Bloshtejn E.A. Linchevskij Je.Je. Simonov R.A. Jetika i psihologija knigotorgovogo predprinimatel'stva: uchebnoe posobie [Jelektronnyj resurs]. URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook126/01/part-007.htm. (data obrashhenija: 1.12.14)
83
3. Gruzdev A. D.N.Mamin-Sibirjak. Kritiko-biograficheskij ocherk M.: GOSUDARSTVENNOE IZDATEL''STVO
HUDOZhESTVENNOJ LITERATURY, 1958.
4. Mamin-Sibirjak D.N. Privalovskie milliony M.: Veche, 2014. - 383 s.
5. Ozhegov S.I. Shvedova N.Ju. Slovar' russkogo jazyka M.: RUSSKIJ JaZYK, 1983. - 816 s.
Бритвин Д.В.
Аспирант,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко КОНЦЕПТУАЛЬНО-ФРЕЙМОВАЯ СТРУКТУРА ДОМЕНА МАРГИНАЛЬНАЯ СРЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ
ФРАНЦУЗСКИХ РОМАНОВ)
Аннотация
В статье делается попытка фреймового моделирования домена маргинальная среда как составляющей межфреймовой сети концептосферы маргинальность. Сеть домена среда имеет разветвленную структуру. Определены закономерности внутренней организации домена и его концептуальной структуры.
Ключевые слова: фрейм, маргинальная среда, домен, слот.
Brytvin D.V.
Post-graduate student,
Taras Shevchenko National University of Kyiv
FRAME MODELLING OF THE DOMAIN MARGINAL ENVIRONMENT(ON THE MATERIAL OF FRENCH NOVELS)
Abstract
The article deals with frame modelling of the domain Marginal Environment as a part of interframe net of the concept sphere of marginality. We found out that the domain net has a branched structure and determined the mechanisms of inner organisation of the domain and its conceptual structure.
Keywords: frame, marginal environment, domain, slot.
Новые тенденции моделирования информации, например фреймовое моделирование, позволяют четко структурировать представления об объекте [1]. В то же время, научных работ с применением фреймового моделирования при анализе художественной литературы не много, поэтому считаем, что наше исследование может быть актуальным. Основной целью статьи является анализ концептуальной структуры и фреймовой сети домена маргинальная среда как составляющей фреймовой сети концептосферы маргинальность. Материалом исследования стали романы французских писателей ХХ столетия: “Жизнь впереди” Ромена Гари, “Путешествие на край ночи” Л.-Ф. Селина, “Дневник вора” Ж. Жене.
Мы будем считать фрейм универсальным квантом знаний, который структурирован иерархично и репрезентирует в сознании человека стереотипные ситуации. Структура фрейма предусматривает наличие слотов (узлов) и их взаимодействие [2].
Анализ вышеупомянутых французских романов показал, что в реконструкции концептосферы маргинальность базовыми являются домены маргинальный человек и среда (место обитания и условия обитания), которые представляют когнитивное пространство маргинальности в романах французских писателей.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного исследования структуры домена маргинальная среда и структурации его вербальной реализации с использованием как концептуального анализа, так и фреймового моделирования с целью определения основных составляющих фрейма и выделения ключевых слотов. Структура данного домена может быть вариативной, базовой при исследованиях маргинальности в любых произведениях художественной литературы.
Использование концептуального анализа (анализ значения слов и их контекстуального употребления) в процессе исследования французских романов позволило выделить следующие парцеллы в составе домена маргинальная среда: место обитания / действия и условия обитания действия. В состав парцеллы место обитания / действия входят следующие мегаконцепты:
- место проживання (концепты: страна, район, дом, квартира, подвал);
- характеристики места проживання (концепты: нищета, бедность, безликость, опутошенноть, этажность);
- название места проживання (концепты: сумасшедший дом, тюрьма, госпиталь, гостинница, халупа, берлога);
- состояние места проживання (концепты: непригодность, необустроенность, изношенность);
- вид места проживання (концепты: внутренний вид, вид снаружи, наполненность, неординарность, нетипичность, артефакты);
- место нахождения (концепты: на периферии, на границе, отдаленно, изолированно, в выделенной Зоне);
- окружение места проживания (концепты: джунгли, бедные кварталы, театр военных действий, природные аномалии).
Парцелла условия обитания / действия включает следующие мегаконцепты:
• атмосфера обитания / действия (концепты: тьма, ночь, духота, паника, тревога, ненависть, враждебность, непонимание, недоверие);
• реальность (концепты: нищета, неопределенность, опасность, одиночество, бесправность);
• виртуальность (концепты: сон наяву, сновидения, воспоминания, мечтания);
• социально-экономические условия (концепты: в среде отверженных, на задворках, без работы);
• культурная среда (концепты: поликультурность, асоциализованность, нетрадиционность);
• кризисные и анормальные (концепты: война, путешествие, побег, за границей бедности).
Таким образом, анализ обозначенных выше романов позволил определить в структуре домена маргинальная среда основное концептуальное наполнение, которое может разворачиваться “вширь” и “вглубь”, обеспечивая наращивание и упорядочивание информации.
Репрезентацию семантической информации, которая эксплицирует домен маргинальная среда, будем проводить с использованием фреймового моделирования по методике С. Жаботинской [2]. Маргинальная среда и маргинал связаны между собой посессивными (маргинал является собственником жилья), акциональными (маргинал действует / существует ТАМ), таксономическими (маргинал исполняет роль хозяина жилья) связями.
Объект (домен маргинальная среда) представлен несколькими слотами в базовых фреймах следующим образом:
Предметный фрейм: Слот [НЕЧТО-объект есть СТОЛЬКО]: ...plusieurs maisons ...(38Ж); ...entre deux maisons... [4; 57].
Слот [НЕЧТО-объект есть ТАКОЙ]: Et que son logement est devenu une vraie infection! [4; 124]; ...quartiersfrangais... [3; 2].
Слот [НЕЧТО-объект существует ТАМ]: J’etaislemedecin du coin, a I’endroitou I’autobus s’arrete [5; 117].
Посессивный фрейм: Слот [НЕЧТО (объект)-контейнер имеет НЕЧТО - содержимое]: Cette batis.se etait exactement vide, sauf quelques ustensiles de cuisine et mon espece de lit... [5; 630]; Ily avait beaucoup d’autres Juifs, Arabes et Noirs a Belleville [3; 1].
Слот [НЕКТО - владелец имеет НЕЧТО (объект)- собственность]:
Les maisons vous possedent, toutes pisseuses qu ’elles sont, plates fagades, leur cwur est au proprietaire [5; 117]; Il avait de son vivant les meilleurs vingt-cinq metres de trottoir a Pigalle ... [3; 12].
84