Типы бюджетных учреждений в России и особенности грантовой поддержки научной деятельности федеральных казенных образовательных учреждений *
Н.В. Кандыбко начальник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Е.О. Муравьева младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (качества военного образования) Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)
Наталья Викторовна Кандыбко, nataliya_v_@mail.ru
Государственные организации, получающие необходимые для их деятельности средства из бюджета соответствующего уровня (в современной терминологии -бюджетные учреждения), как существовали в Советском Союзе, так и сохранились в России после его распада. В начале 2000-х годов в Российской Федерации для повышения самостоятельности, конкурен-
тоспособности и эффективности функционирования бюджетных учреждений была проведена реформа нормативной правовой базы, регулирующей их финансово-хозяйственную деятельность. Условно ее (реформу), по нашему мнению, можно разделить на три этапа (см. табл. 1).
До вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)
Таблица 1
Этапы реформирования нормативной правовой базы учреждений бюджетного
сектора экономики России
Этап и его начало Содержание этапа
I этап 01.01.2000 С 1 января 2000 года введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации (см. [1]) Введен государственный контроль внебюджетных источников доходов бюджетных учреждений
II этап 03.11.2006 Принят Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Введен второй тип бюджетных учреждений - автономные учреждения Регламентирована самостоятельность автономных учреждений при расходовании финансовых средств из внебюджетных источников и в части использования имущества, находящегося на праве оперативного управления
На примере военных образовательных организаций высшего образования.
*
Окончание таблицы 1
Принят Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Введен третий тип бюджетных учреждений - казенные учреждения
Определены механизмы ведения финансово-хозяйственной деятельности всех трех типов бюджетных учреждений (бюджетных, автономных и казенных)
внебюджетные доходы, полученные от деятельности бюджетного учреждения (далее -БУ), оставались в распоряжении самой организации. Одной из основных новаций БК РФ стало изменение статуса таких доходов БУ. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 БК РФ (в ее первоначальной редакции) эти доходы учитывались в смете доходов и расходов БУ и отражались в доходах соответствующего бюджета. Таким образом, была сформирована позиция государства в отношении БУ - неся финансовую ответственность по его обязательствам, государству необходимо было контролировать и его расходы (см. [5, с. 8]).
Для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений 3 ноября 2006 года был принят Федеральный закон № 174-ФЗ, согласно которому было определено, что «автономное учреждение (далее - АУ) - это самостоятельное юридическое лицо, создаваемое только Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием. Автономные учреждения могут быть созданы для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных областях. Собственник наделяет автономное учреждение имуществом, режим пользования которым совпадает с правом оперативного управления». Это был второй этап реформирования правовой базы учреждений бюджетного сектора.
И, наконец, итогом реформы на сегод-
няшний день стало принятие Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 [3] (далее - Федеральный закон № 83-Ф3), который определил еще один тип учреждений - казенные учреждения (далее - КУ). Финансово-хозяйственная деятельность КУ весьма ограничена. Прежде всего это касается невозможности распоряжения средствами, полученными от приносящей доход деятельности. В отличие от АУ и БУ в случае казенных учреждений указанные средства поступают в доходы соответствующего бюджета. То есть мнение о том, что КУ не могли и не могут оказывать платные услуги, неверно, они могут это делать, однако полученные средства поступают в доходы соответствующего бюджета (см. [2]).
С принятием Федерального закона № 83-Ф3 изменились основные финансовые механизмы функционирования бюджетных учреждений. Необходимо отметить, что реформирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений коснулось сферы управления такими учреждениями. По мнению Т.Г. Нестеренко, «основные положения Федерального закона № 83-Ф3 создавали инструменты и механизмы, которые давали уникальную возможность формировать эффективную систему управления деятельностью того или иного учреждения» [5, с. 9].
Основной новеллой Федерального закона № 83-Ф3 являлось то, что в установленный законом переходный период с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года всем бюджетным учреждениям предстояло определиться с организационно-правовой формой (бюджетной, автономной или казенной).
Таблица 2
Сравнение финансово-хозяйственных характеристик бюджетных, автономных и
казенных учреждений [6]
Показатель Характеристика показателя Применение показателя для организационно-правовых форм учреждений
БУ АУ КУ
Наличие задания на оказание услуг (выполнение работ) Формирование задания учредителем обязательно + + -
Формирование задания необязательно, оно может быть сформировано по решению учредителя - - +
Финансовое обеспечение государственного задания Бюджетная смета - - +
Субсидия + + -
Открытие и ведение счетов (лицевых счетов) Открытие лицевых счетов только в Федеральном казначействе + - +
Возможность открытия и ведения счетов как в кредитных организациях, так и в Федеральном казначействе - + -
Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом Зачисление доходов от такой деятельности в федеральный бюджет - - +
Сравнение финансово-хозяйственных характеристик бюджетных, автономных и казенных учреждений представлено в таблице 2.
В настоящее время все государственные образовательные учреждения в России финансируются из федерального бюджета, и практически во всех таких учреждениях ведется серьезная научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность. В связи с этим представляется интересным обсудить источники финансирования этого направления их деятельности. В подавляющем большинстве случаев государственные образовательные организации имеют бюджетный, реже автономный, тип учреждений, однако в случае военных образовательных организаций высшего образования (далее - ВОО ВО) подавляющий тип учреждений - казенный.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года № 1404-р «О перечне
военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования» подведомственными Министерству обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) являются 28 ВОО ВО, которые согласно пункту 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2022 года № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны, а также в соответствии со своими уставами. Уставом ВОО ВО устанавливается форма военного образовательного учреждения - либо федеральное казенное, либо федеральное бюджетное учреждение.
В настоящее время 25 ВОО ВО являются федеральными казенными организациями и только 3 имеют форму бюджетных организаций (Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Черноморское высшее военно-морское ордена Красной 3везды училище им. П.С. Нахимова).
В ВОО ВО реализуются 73 федеральных государственных образовательных стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО), из них 13 ФГОС ВО - по направлениям подготовки магистратуры (18%) и 60 -по специальностям высшего образования (82%). Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 72 научным специальностям, действуют 92 диссертационных совета, эффективность адъюнктуры составляет 86 процентов, докторантуры - 58 процентов 1. В период с 2018 по 2020 год соискателями из ВОО ВО защищены 1 418 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук (см. [10]).
Высшие учебные заведения Минобороны России обладают большим конкурентоспособным на международном уровне научным потенциалом, в них сосредоточены 75 процентов научного потенциала министерства - 1 745 докторов наук, 9 704 кандидатов наук (оставшиеся 25 процентов научного потенциала приходятся на органы военного управления, научные организации и научно-исследовательские институты Минобороны России), действуют 304 научные школы. Ежегодно в высших учебных заведениях проводится большое количество научных мероприятий (конференции, форумы, семинары, заседания круглых столов), постоянно ведутся фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Очевидно, что как научная, так и образовательная деятельность ВОО ВО нуждаются в первую очередь в финансировании. Помимо выделения средств на научно-исследовательскую деятельность из феде-
рального бюджета, одной из форм государственной поддержки научных исследований являются гранты.
В действующих нормативных правовых актах отсутствует унифицированное понятие «грант». Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые безвозмездно и безвозвратно предоставляются грантодателем грантополучателю в виде субсидии на проведение научных исследований, открытие стартапов или реализацию новых проектов, способных принести пользу обществу, с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта [11]. В то же время очень часто под термином «грант» подразумевают и само техническое задание на исследовательский проект, для выполнения которого выделены средства. Решение о выделении средств по гранту принимается по следующим основаниям:
• по итогам проведения конкурсных процедур или с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей;
• на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта.
В случае если автономное или бюджетное учреждение становится грантополуча-телем, то грантодатель в срок, определяемый соглашением, перечисляет средства гранта непосредственно на счет автономного или бюджетного учреждения. В случае же федеральных казначейских учреждений, которыми в подавляющем большинстве случаев являются ВОО ВО, порядок получения средств грантов в форме субсидии совершенно иной.
С одной стороны, законодательство Российской Федерации не ограничивает право юридического лица, созданного в форме федерального казенного учреждения (да-
Под эффективностью адъюнктуры, докторантуры понимается процент защищенных диссертаций от общего числа соискателей.
лее также - ФКУ), на участие в конкурсе на получение гранта. С другой стороны, если ФКУ побеждает в таком конкурсе, то ему не представляется возможным получить денежные средства гранта непосредственно от грантодателя в форме субсидии, так как пунктом 10 статьи 161 БК РФ определено, что субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются, и в соответствии со статьей 161 БК РФ любые доходы КУ подлежат зачислению в соответствующий бюджет, а согласно статье 38.1 БК РФ «следуя принципу подведомственности расходов бюджетов, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителей) бюджетных средств, в ведении которого они находятся».
Следовательно, соглашением (договором), заключаемым по итогам конкурса между грантодателем и федеральным казенным учреждением-грантополучателем, должно быть предусмотрено условие о перечислении средств гранта в доход федерального бюджета.
После зачисления средств гранта в доход бюджета в сводную бюджетную роспись могут быть внесены соответствующие изменения. При этом в соответствии с положениями статьи 217 БК РФ увеличиваются бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для финансового обеспечения реализации целей, на достижение которых был предоставлен грант. Все
расходы по гранту должны осуществляться ФКУ в пределах бюджетных ассигнований, определенных в статье 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, установленных статьей 161 БК РФ.
Таким образом, порядок доведения средств грантов до ФКУ предусматривает 4 этапа (см. рис.).
Следует отметить следующее: несмотря на то, что получение грантовой поддержки научной деятельности образовательных организаций, созданных и действующих в форме казенных учреждений, регламентируется рядом нормативных актов и законодательно не запрещено, на практике реализация возможности предоставления ФКУ грантов весьма затруднительна.
Во-первых, многие грантодатели исключают казенные учреждения из числа организаций, претендующих на получение гранта. Это обосновывается тем, что «согласно положениям части 7 статьи 78 и части 4 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимате-
I. Договор с грантодателем о
Зачисление
Расходное расписание на доведение ЛБО в _размере гранта. Внесение изменений в бюджетную
смету ФКУ-грантополучателя
ФКУ - федеральное казенное учреждение
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ЛБО - лимиты бюджетных обязательств
Порядок доведения средств грантов до ФКУ
лям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и соответственно некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе» [12].
Во-вторых, если порядком проведения конкурса не установлено такое ограничение, то участие казенных учреждений в конкурсе возможно только при согласии и контроле учредителя [12]. В случае ВОО ВО Министерства обороны Российской Федерации - это очень сложная процедура.
В-третьих, сама процедура получения средств грантов казенными учреждениями, в отличие от бюджетных и автономных, является весьма длительной, что зачастую приводит к тому, что наступает время, когда уже нужно отчитываться за выполненные работы по гранту, а средства для их проведения на счет ФКУ еще не поступили.
Перечисленные обстоятельства приводят к отказу казенных учреждений от участия в конкурсах на получение грантовой поддержки.
Выходом из сложившейся ситуации является совершенствование нормативного правового обеспечения получения грантов казенными учреждениями. Представляется необходимым внесение изменений в пункт 29 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 141н «О Порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений» в части определения особенностей отражения в показателях бюджетной сметы информации о грантах. Такие изменения сделают государственную поддержку в форме грантов федеральным казенным образовательным учреждениям драйвером развития научно-технического потенциала России в целом, а гранты, предоставленные военным образовательным казенным учреждениям, позволят повысить эффективность исследований по направлениям строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, стимулировать развитие
военной теории и практики, а также эффективно использовать новые знания в интересах повышения их боевой готовности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 159-Ф3 : в редакции от 26 апреля 2007 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об автономных учреждениях : Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-Ф3 : в редакции Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 : в редакции Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-Ф3 : в редакции от 14 марта 2022 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон № 83-Ф3: основные положения, механизмы и инструменты / Министерство финансов Российской Федерации; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / под ред. М. Ю. Алашкевича, Б. Л. Рудника. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 79 с.
6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2019 года № 02-05-11/98052. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О перечне военных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования : распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 года № 1404-р : в редакции от
18 марта 2022 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2022 года № 308. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Международный военно-технический форум «Армия-2021». Военное образование в цифрах. и^: https://mil.ru/army2021.
* *
htm?ysclid=l2ezonxmyq
11. Энциклопедия решений. Гранты, предоставляемые учреждениям (для бюджетной сферы). URL: https://base.garant. ru/58070493/
12. О порядке предоставления грантов в форме субсидий юридическим и физическим лицам : письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 02-13-09/35843. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О Порядке составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 июня 2018 года № 141н. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Окончание. Начало на с. 27
• выписку из ЕГРН;
• проектную документацию здания или сооружения, в которых расположено машино-место;
• акт о присвоении адреса объекту с указанием номера машино-места;
• разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
• кадастровые или технические паспорта;
• технические планы;
• вступившее в силу судебное постановление, в т.ч. обязывающее провести перерасчет налога в отношении объекта, признанного машино-местом;
• иное.
Одновременно ФНС России направило в нижестоящие ИНФС для учета в работе и предотвращения причин возникновения налоговых споров Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.12.2021 №4-КАД21-57-К1. В данном деле оспаривался отказ Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г. Москве в перерасчете налога на имущество физических лиц, признании незаконными налоговых уведомлений. Гражданин не согласился с налоговыми ставками, установленными в отношении нежилых помещений, поскольку, по его мнению, парковка по своему назначению является гаражом с машино-местами, в связи с чем должна быть применена пониженная налоговая ставка, установленная в отношении гаражей и машино-мест. Судебная коллегия ВС РФ встала на сторону гражданина, указав в качестве доказательств, что объект недвижимости является машино-местом и имеются данные, указанные в кадастровым паспорте (экспликация помещений, план расположения помещений с указанием номеров и площади машино-мест).
Также ФНС России признает утратившим силу письмо ФНС России от 07.12.2016 №БС-4-21/23301@ «О налогообложении машино-мест», а Росреестр приказом №П/0316 от 23.07.2021 установил минимально допустимые размеры машино-места.
Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru