Научная статья на тему 'Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений'

Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕФОРМА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / ЦЕЛЕВЫЕ СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / УСЛУГИ / РАБОТЫ / ФУНКЦИИ / НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ / PUBLIC AGENCIES / BUDGET ORGANIZATIONS / BUDGET ORGANIZATIONS REFORM / INCOME GENERATION / PAID SERVICES / TARGETED SUBSIDIES / STATE TASK / PUBLIC SERVICES / WORK / FUNCTION / REGULATORY COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Вероника Владленовна

В статье рассматриваются правовые аспекты управления финансами бюджетных учреждений. Перечислен ряд неоднозначных положений, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений. сформулированы предложения по совершенствованию законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK AND CONTRADICTORY ASPECTS OF THE BUDGET ORGANIZATIONS REFORM

The article focuses on the legal aspects of the financial management of budget organizations. it contains a number of controversial provisions that are contained in the legal acts regulating the activities of government (municipal) institutions. The suggestions on how to improve the legislation are also formulated in the article.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений»

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 336.6:347.195.21 В. В. ЛИТВИНОВА

V. V. LITVINOVA

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

LEGAL FRAMEWORK AND CONTRADICTORY ASPECTS OF THE BUDGET

ORGANIZATIONS REFORM

Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты управления финансами бюджетных учреждений. Перечислен ряд неоднозначных положений, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательной базы.

Ключевые слова: бюджетные учреждения; казенные учреждения; автономные учреждения; реформа бюджетных учреждений; приносящая доход деятельность; платные услуги; целевые субсидии; государственное задание; услуги; работы; функции; нормативные затраты.

Abstract. The article focuses on the legal aspects of the financial management of budget organizations. It contains a number of controversial provisions that are contained in the legal acts regulating the activities of government (municipal) institutions. The suggestions on how to improve the legislation are also formulated in the article.

Keywords: public agencies; budget organizations; budget organizations reform; income generation; paid services; targeted subsidies; state task; public services; work; function; regulatory costs.

1 июля 2012 г. закончился переходный период по Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ). Принятие данного закона позволило разрешить существовавшее до этого противоречие между гражданским и бюджетным законодательством, когда доходы от приносящей доход деятельности в одном случае являлись доходами учреждения, а в другом — доходами бюджета, и исключить ситуацию, при которой на обязательства, принятые учреждениями за счет внебюджетных источников, распространялись обязательства публично-правового образования. Можно сказать, что Федеральный закон № 83-ФЗ — это первый шаг в изменении

самой парадигмы управления финансами бюджетных учреждений, увеличении степени их ответственности и самостоятельности.

Иными словами, как было отмечено в пояснительной записке к законопроекту, Федеральный закон № 83-ФЗ направлен на:

«1. Изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, и создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:

- изменение механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений: замена

сметного финансирования субсидиями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания;

- предоставление права бюджетным учреж-

дениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

- отмена субсидиарной ответственности государства (муниципального образования) по обязательствам бюджетных учреждений;

- расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению закрепленным за учреждением на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

2. Создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений — казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет»1. При этом казенные учреждения, по логике законодателей, должны функционировать в сферах национальной обороны и обеспечения безопасности государства, в отдельных областях оказания населению медицинской помощи (психиатрические больницы, лепрозории, противочумные учреждения), при выполнении управленческих функций и т. д.

Нужно отметить, что идея реформы государственных (муниципальных) учреждений возникла довольно давно. Еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год» (далее — Бюджетное послание) в качестве отдельного направления повышения эффективности бюджетных расходов указывалась оптимизация сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны. Было отмечено, что источники финансирования этих организаций нуждаются в уточнении, а прозрачность соответствующих финансовых потоков должна

быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Кроме того, в Бюджетном послании было отмечено следующее: «Необходимо ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы»2.

Согласно Принципам реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года3 направлениями реформирования бюджетной сферы являлись:

1) оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;

2) уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;

3) переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;

4) внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

Непосредственной основой комплексной реформы бюджетных учреждений стало принятие Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), который определяет порядок добровольного изменения типа бюджетных учреждений в секторах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Необходимо отметить, что на данный момент возможность создания автономного учреждения в сфере, не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, дают:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 49 — проведение государственной экспертизы проектной документации и

1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Справочноправовая система «КонсультантПлюс». иЯЬ: Ьі1р://Ьа8е.соп8икап1:.ш/соп8/сді/оп1іпе.сді?гед=сІос;Ьа8е=РЩ;п=73927

(дата обращения: 15.09.2012).

2 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год». Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». иЯЬ: Ьі1р://Ьа8е.соп8и11ап1.ги/соп8/сді/оп1іпе.сді?гед=^с;Ьа8е=ЕХР;п=234323 (дата обращения: 15.09.2012).

3 Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года (материал подготовлен Министерством финансов Российской Федерации). иЯЬ: ш«ггеЦЬгагу.ги/1МосМос8/рип18_ге81г_Ьу^2Ь.11:£

(дата обращения: 15.09.2012).

Таблица 1

Сравнение типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение

Субсидиарная ответственность государства по обязательствам учреждения Есть Отсутствует Отсутствует

Ответственность учреждения по своим обязательствам Находящимися в его распоряжении денежными средствами (в основе которых — бюджетные ассигнования, выделенные в соответствии с бюджетной сметой) Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником; б) любого недвижимого имущества Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником

Распоряжение имуществом Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества В праве распоряжаться всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником; б) любого недвижимого имущества Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником

Право на совершение крупных сделок Отсутствует С предварительного согласия учредителя С предварительного согласия наблюдательного совета

Особо ценное движимое имущество Не выделяется Выделяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»

Органы управления Руководитель, могут быть совещательные органы и органы самоуправления Руководитель (директор, ректор, главный врач и т. д.), могут быть совещательные органы и органы самоуправления Наблюдательный совет Руководитель Иные органы (ученый совет, художественный совет и т. д.)

Финансовое обеспечение На основе бюджетной сметы В форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственных (муниципальных) заданий, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций В форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственных (муниципальных) заданий, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций

Использование полученных доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности Полученные доходы зачисляются в бюджет Доходы поступают в самостоятельное распоряжение Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

План финансово-хозяйственной деятельности Отсутствует Есть Есть

ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ♦ 5’2012

Критерии сравнения Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение

Открытие счетов Только в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Только в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Вправе открывать счета в коммерческих банках

Распространение действия Федерального закона № 94-ФЗ Распространяется в полном объеме Распространяется в полном объеме Не распространяется (утверждают собственные положения о закупках)

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров Заключает от имени публично-правового образования Заключает от своего имени Заключает от своего имени

Привлечение заемных средств Не могут Могут с ограничением на крупные сделки Могут с ограничением на крупные сделки

Учет Бюджетный учет (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению») Бухгалтерский учет (приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению») Бухгалтерский учет (приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»)

Отчетность Бюджетная отчетность, статистическая отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность

Государственный финансовый контроль Проверка Федеральным казначейством соответствия всех операций кодам бюджетной классификации, доведенным лимитам бюджетных обязательств; контроль учредителя и финансовых органов за целевым расходованием средств Контроль выполнения государственного (муниципального) задания, отчета о плане финансово-хозяйственной деятельности, проверка Федеральным казначейством соответствия операций кодам бюджетной классификации (по целевым субсидиям) Контроль выполнения государственного (муниципального) задания, отчета о плане финансово-хозяйственной деятельности

Обязательный аудит Не требуется Не требуется Не требуется

Инициативный аудит Возможен (выбор аудитора в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ) Возможен (выбор аудитора в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ) Решение по вопросам проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации принимает наблюдательный совет большинством в две трети голосов

Возможность размещения временно свободных средств в финансовые активы, включая банковские депозиты От своего имени отсутствует Отсутствует Прямого запрета в законодательстве не содержится

Открытость Сведения размещаются на сайте www.bus.gov.ru (приказ Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»)

Источник: составлено автором на основе Справки Министерства образования и науки Челябинской области о Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». ІІКХ: http://fz-83.ru.

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

инженерных изысканий автономными учреждениями);

- Лесной кодекс Российской Федерации (ст. 53.8 — работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах);

- Кодекс внутреннего водного транспорта и Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (организации, которые уполномочены на классификацию и освидетельствование судов);

- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 2 — многофункциональные центры);

- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (п. 1, ст. 15.1 — государственные фонды);

- Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микро-финансовых организациях» (ст. 2 — микрофи-нансовая организация может быть зарегистрирована в форме учреждения, за исключением формы бюджетного учреждения).

С принятием Федерального закона № 83-Ф3 появился еще один тип государственного (муниципального) учреждения — казенное учреждение. Таким образом, в настоящее время существуют три типа государственных (муниципальных) учреждений, которые различаются

между собой той степенью свободы, которая им предоставлена (см. табл. 1).

Необходимо отметить, что по подготовке и проведению реформы бюджетных учреждений была проведена большая работа, однако в нормативных правовых актах все еще сохраняются неоднозначные положения и у руководителей учреждений остался ряд организационных вопросов.

В качестве примера можно привести вопрос соотношения понятий государственных услуг , работ и функций.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 6) государственные услуги — это услуги, оказываемые органами государственной власти, государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 2) дано иное определение: государственная услуга — это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — органы, предоставляющие государ-

Таблица 2

Характерные черты и отличия государственных услуг

83-ФЗ 210-ФЗ

Кто оказывает Федеральный орган исполнительной власти Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации Орган местного самоуправления Государственные учреждения Иные юридические лица Федеральный орган исполнительной власти Орган государственного внебюджетного фонда Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации Орган местного самоуправления Государственные учреждения Подведомственные организации

Основания для оказания услуги В соответствии с государственным заданием По запросам заявителей

Нормативное правовое закрепление Базовые и ведомственные перечни государственных услуг Реестры государственных услуг

Наличие административных регламентов Не предусмотрено Требуется, включая стандарт предоставления государственной услуги

Источник: Сизова О. Услуги и функции: найдите 10 отличий // Госуслуги: планирование, учет, налоги. 2012. № 3. С. 24.

132

ственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (см. табл. 2).

Таким образом, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», трактуя понятие государственной услуги, рассматривает его прежде всего как государственную функцию, соответственно, эти понятия смешиваются.

В Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» среди классификации государственных функций выделяются функции по оказанию государственных услуг — предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях4.

Определение понятию «государственная работа» также дано в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6). Согласно этому нормативному правовому акту государственная работа — это работа, оказываемая органами государственной власти, государственными учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами. Из этого определения нельзя сделать вывод о том, что же такое «работа» и каковы ее характерные черты.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством государственная услуга и государственная работа требуют формирования государственного задания, при этом на государственную функцию и государственную услугу должны формироваться административные регламенты5. Получается, что существует два вида государственных услуг: услуги, оказываемые в соответствии с государствен-

ным заданием, и услуги, предоставляемые в соответствии с административным регламентом.

Для преодоления возникших противоречий, можно предложить следующие критерии разграничения понятий «услуги», «работы» и «функции». Выгоду от государственной услуги получает конкретный потребитель (потребители), от работы же — неограниченный круг граждан (общество в целом). Можно сравнить услугу в сфере высшего профессионального образования (здесь бенефициаром является прежде всего студент, которому необходимо стать компетентным специалистом , чтобы в будущем зарабатывать на жизнь) и работу по обеспечению проведения обучающих курсов, семинаров по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности6 (очевидно, что бенефициар в таком случае — все общество).

Непосредственно такого разграничения в законодательстве нет, хотя данный принцип реализован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Так, в форме государственного задания на выполнение работы нет графы «Потребители», требований к объему и качеству работы, значений предельных цен (тарифов).

Государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие — в инициаторе взаимодействия:

1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т. д.), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;

2) если инициатором взаимодействия является гражданин или организация (например, получение паспорта, лицензирование своей деятельности, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то такое взаи-

4 Сизова О. Услуги и функции: найдите 10 отличий // Госуслуги: планирование, учет, налоги. 2012. № 3. С. 25.

5 Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

6 См.: Государственное задание на оказание работ Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению «Региональный центр энергосбережения» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (утверждено приказом управления ТЭК и ЖКХ области 24.01.2012 № 5).

модействие является государственной услугой7.

Далее, функция имеет более императивный характер, чем работа, поскольку реализуется органом исполнительной власти и часто связана с контролем, надзором (модель взаимодействия «подчинение»), тогда как работа по уровню императивности близка к услуге, оказываемой учреждением по заданию (модель взаимодействия «сотрудничество»).

Остается последний вопрос — как отличить услугу по заданию от услуги по регламенту? Здесь необходимо рассмотреть механизм возникновения потребности. Потребность в услугах, оказываемых учреждениями культуры, социальной защиты, в медицинских, образовательных услугах возникает вне зависимости от правовых условий, тем не менее в Конституции Российской Федерации закреплены соответствующие права, соответственно, такие потребности можно назвать потребностями, вытекающими из прав человека. Другие потребности, например, необходимость получить паспорт, заплатить штраф или налоги, очевидно, вытекают из обязанностей гражданина.

Следовательно, работу и функцию от услуги предполагается отличать с помощью ответа на вопрос, кто является бенефициаром. Услугу по госзаданию от услуги по административному регламенту — через механизм возникновения потребности, а функцию от работы — по уровню императивности. Данное предложение действует как в отношении государственных услуг, работ, функций, так и в отношении муниципальных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим вопросом, на котором хотелось бы остановиться, является проблема применения способов расчета нормативных затрат — нормативного, структурного экспертного8.

Для большинства учреждений социальной сферы натуральные нормативы расходования ресурсов на оказание услуг отсутствуют (исключения составляют, прежде всего, учрежде-

ния здравоохранения)9. Поэтому использование нормативного метода расчета (в терминах действующего законодательства) ограничено. Структурный метод, по сути, является не методом расчета затрат, который позволяет рассчитать реальную стоимость услуги, а рекомендацией распределять косвенные расходы пропорционально оплате труда и начислениям по оплате труда. При использовании экспертного метода, как ясно из названия, нормативные затраты определяются на основе экспертной оценки, что понижает точность и объективность указанного метода.

Получается, что единственный выход — без применения каких-либо методов «распределить исторически сложившееся финансирование между оказываемыми услугами и их объемами, определив таким способом фактическую стоимость оказания услуги конкретным учреждением по состоянию на определенный момент»10.

Много вопросов в ходе реформы возникало и по приносящей доход деятельности и платным услугам11. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Кроме того, любая некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку,

7 Официальный портал органов власти Республики Карелия. иЯЬ: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Reform/glos.html (дата обращения: 20.09.2012).

8 Приказ Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»

9 Карагодина Д., Сизова О. Отраслевая специфика при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг // Финансовый справочник бюджетной организации. - 2012. - № 1.

10 Карагодина Д., Сизова О. Указ. соч.

11 См. об этом: Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2011. - № 10.

поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, по мнению автора, нельзя приравнивать платные услуги к приносящей доход деятельности. Платные услуги могут оказываться учреждением:

- в пределах государственного задания как основной вид деятельности (например, билеты в музеи и театры);

- сверх государственного задания как основной вид деятельности (например, оказание платных образовательных услуг);

- как иной вид деятельности, не являющийся основным (например, реализация продукции, производимой в учебных мастерских).

Приносящей доход деятельностью данные услуги будут только во втором и третьем случае.

Ситуация осложняется тем, что в настоящий момент в законодательстве не существует критериев отличия основного вида деятельности от неосновного. Исчерпывающий перечень видов деятельности с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными, должен содержаться в уставе учреждения (п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539). Это вызывает дополнительные вопросы как у руководства учреждения, так и у органа, исполняющего функции и полномочия учредителя.

Нет в нормативных правовых актах и четких условий предоставления субсидий на иные цели (целевых субсидий). Перечень целевых субсидий на соответствующий год направляется в Федеральное казначейство органом, осуществляющим функции и полномочия учреди-

теля (приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н). По мнению экспертов Федерального каз-начейства12, затратами, финансируемыми субсидиями на иные цели , могут быть, например, затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации, затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ. Однако в таком случае неясной остается разница между субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями.

В заключение хочется отметить, что, действуя в рамках нового законодательства, государственным (муниципальным) учреждениям придется преодолеть не только упомянутые правовые сложности, но и справиться с противоречием, которое содержится в самой цели реформы — «повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети». Упомянутое противоречие заключается в том, что требуется повысить эффективность (и качество) услуг в условиях жесткой экономии бюджетных средств. Таким образом, в настоящее время растет роль внебюджетных источников в финансовом обеспечении деятельности учреждения и повышается уровень его ответственности за свою судьбу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2011. - № 10.

2. Камардина Ю. Что Казначейство нам готовит? // Госуслуги: планирование, учет, налоги. -2012. - № 2. - С. 8-9.

3. Карагодина Д., Сизова О. Отраслевая специфика при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг // Финансовый справочник бюджетной организации. - 2012. - № 1.

4. Сизова О. Услуги и функции: найдите 10 отличий // Госуслуги: планирование, учет, налоги. -2012. - № 3. - С. 23-27.

12 Камардина Ю. Что Казначейство нам готовит? // Госуслуги: планирование, учет, налоги. 2012. № 2. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.