Научная статья на тему 'Типовые показатели эффективности и результативности НИРС'

Типовые показатели эффективности и результативности НИРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / НИРС / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / CRITERIA / INDICATORS / RWS / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / ANDRELIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянников Виктор Васильевич, Посухова Татьяна Анатольевна, Халиман Жанна Николаевна

Предложены критерии для оценки уровня организации и результативности НИРС в системе высшего образования. Отмечено, что каждому из них соответствуют определенные показатели, позволяющие фиксировать состояние работы по данному критерию и динамику его развития. Данные показатели могут применяться как для составления (с помощью отчетных форм Базы данных талантливых студентов) рейтинга по результативности НИРС для уровней кафедра-институт-вуз, так и для выведения индивидуального рейтинга студента/молодого ученого, занимающегося НИР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянников Виктор Васильевич, Посухова Татьяна Анатольевна, Халиман Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical indicators of effectiveness and efficiency of RWS

The criteria for assessing the level of organization and efficiency of RWS in higher education, each of the criteria correspond to certain indicators to record the status of work on this criterion, and the dynamics of its development. In addition, the proposed indicators are divided into 4 groups, taking into account the level of preparedness of students to research. These indicators can be used as preparation for using the reporting forms Databases talented students rated the effectiveness of RWS for the department-level institute, university, and for the elimination of the individual rating of the student / young scientist engaged in research.

Текст научной работы на тему «Типовые показатели эффективности и результативности НИРС»

- для поддержания качества образования на высоком уровне педагогическому коллективу необходимо создать достойные условия;

- руководству вуза желательно проанализировать систему ценностей и обеспечить преподавателей достойной заработной платой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е.Е. Приемы эффективного повторения и запоминания. URL: http://dis.finansy.ru/a/post_1279096042.html (дата обращения: 15.03.2012).

2. Гуща Г.Н. Использование компьютера в процессе преподавания правоведческих дисциплин в вузе // Современные компьютерные технологии в системах правовой информации: международная научно-практическая конференция. URL: http:// ncpi.gov.by/conf/about.htm (дата обращения: 15.03.2012).

3. Дьяконов В.Н. Особенности организационно-управленческой модели управления образовательным учреждением в современных условиях // Совершенствование качества высшего профессионального образования в современных условиях: материалы всерос. науч.-метод. конф. / под ред. А.А. Фаткулина. Владивосток, 2007. С. 258-265.

X

УДК 378.147.88

В.В. Овсянников, Т.А. Посухова, Ж.Н. Халиман

ОВСЯННИКОВ Виктор Васильевич - кандидат технических наук, заместитель начальника научно-организационного управления Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: vikvas-o@yandex.ru, ПОСУХОВА Татьяна Анатольевна - заведующая сектором проектного менеджмента научно-организационного управления Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток), ХАЛИМАН Жанна Николаевна - кандидат социологических наук, ученый секретарь Научно-технического совета (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). © Овсянников В.В., Посухова Т.А., Халиман Ж.Н., 2012

Типовые показатели

эффективности и результативности НИРС

Предложены критерии для оценки уровня организации и результативности НИРС в системе высшего образования. Отмечено, что каждому из них соответствуют определенные показатели, позволяющие фиксировать состояние работы по данному критерию и динамику его развития. Данные показатели могут применяться как для составления (с помощью отчетных форм Базы данных талантливых студентов) рейтинга по результативности НИРС для уровней кафедра-институт-вуз, так и для выведения индивидуального рейтинга студента/молодого ученого, занимающегося НИР

Ключевые слова: критерии, показатели, НИРС, студенты, высшее образование, достоверность.

Typical indicators of effectiveness and efficiency of RWS. Victor V. Ovsyannikov, Tatiana А. Posuhova -School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok), Jeanne N. Khaliman (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The criteria for assessing the level of organization and efficiency of RWS in higher education, each of the criteria correspond to certain indicators to record the status of work on this criterion, and the dynamics of its development. In addition, the proposed indicators are divided into 4 groups, taking into account the level of preparedness of students to research. These indicators can be used as preparation for using the reporting forms Databases talented students rated the effectiveness of RWS for the department-level institute, university, and for the elimination of the individual rating of the student / young scientist engaged in research. Key words: criteria, indicators, RWS, students, higher education, andreliability.

Цель данной работы - предложить критерии и соответствующие им показатели, разделенные на группы в зависимости от уровня подготовленности студентов к научно-исследовательской работе (НИРС), для ее организации и результативности в системе высшего образования.

Разработкой, исследованием критериев и показателей, оценивающих научно-исследовательскую работу студентов, занимается ряд вузов и научно-исследовательских организаций РФ и СНГ, среди которых можно отметить: Тульский государственный университет, Федеральный институт развития образования, Тверской государственный технический университет, Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Технопарк «Метолит» Белорусского национального технического университета и др.

В нашей стране после перехода на двухуровневую систему высшего образования с разными требованиями к выпускнику изменились требования как к уровню подготовки студентов в области научно-исследовательской деятельности для разных ступеней образования, так и оценочные показатели НИРС.

Так, в работах [1, 2] предлагается ввести следующие обязательные требования для разных ступеней образования:

- для первой ступени высшего образования (бакалавр) - общетеоретические знания в области научной деятельности, позволяющие реализовать применительно к определенной отрасли науки разработанные методики и приемы научных исследований;

- для второй ступени высшего образования (магистр) - навыки организации и проведения научных исследований в конкретной отрасли науки, подтверждаемые самостоятельно подготовленной магистерской диссертацией и публикациями основных научных результатов.

В соответствии с этими требованиями предложены критерии для оценки уровня организации и результативности НИРС в системе высшего образования (см. таблицу). Каждому из них соответствуют определенные показатели, позволяющие фиксировать состояние работ по данному критерию и динамику его развития.

С помощью этих показателей (см. таблицу) можно проанализировать влияние тех или иных критериев на результативность НИРС в вузе.

Данные показатели также могут применяться как для составления с помощью отчетных форм внедряемой в вузе Базы данных талантливых студентов рейтинга по результативности НИРС для уровней кафедра-институт-вуз, так и для выведения индивидуального рейтинга студента/молодого ученого, занимающегося НИР.

Кроме того, все показатели, характеризующие активность студенческого коллектива отдельного вуза по степени участия в научно-исследовательской работе, можно разделить на 4 группы:

1-я гр. (входная или начальная) - уровень подготовленности студентов к научной работе выясняется при анкетировании на 1-м курсе в первом семестре;

2-я гр. - уровень участия студентов младших курсов (1-2-го) в НИРС;

3-я гр. - уровень участия студентов старших курсов в НИРС;

4-я гр. (выпускная) - уровень подготовки выпускника к научной работе.

Для объективной оценки состояния НИРС и ее сравнительной характеристики по разным вузам в рамках отдельного региона предлагаются следующие удельные показатели:

- число студентов, участвующих в конкурсах на лучшую НИР, на 1000 студентов дневной формы обучения;

- количество выигранных грантов на 100 поданных на конкурс проектов;

- награды, полученные студентами на выставках и конкурсах, на 1000 студентов дневной формы обучения;

- научные публикации на 1000 студентов дневной формы обучения;

- доклады студентов на научных конференциях на 1000 студентов дневной формы обучения;

- научные публикации студентов без соавторов (сотрудников вуза) на 100 всех студенческих публикаций;

- научные публикации, изданные за рубежом, на 100 всех студенческих публикаций

- количество экспонатов на выставках на 1000 студентов дневной формы обучения;

- количество заявок на ОИС (объект интеллектуальной собственности), поданных студентами, на 10 000 студентов дневной формы обучения.

Один из важнейших вопросов для объективной оценки показателей подразделений вуза - подтверждение достоверности результатов НИРС. В соответствии с принятыми формами ведения НИРС в вузах должны быть установлены формы отчетной документации/информации, свидетельствующие об участии студента в той или иной форме НИРС. Указанная информация прикладывается к отчету студента в виде сканированного файла или подтверждается ссылкой к доступному источнику. Только при соблюдении этого условия можно объективно подводить итоги работы отдельных структурных подразделений и вуза в целом, так как показатели НИРС будут носить обоснованный, документально зафиксированный характер.

Критерии и показатели НИРС вуза

Критерий Показатель

Управление и методическое сопровождение НИРС - наличие структуры управления НИРС на уровне вуза: - наличие структуры управления НИРС на уровне факультета (института); - наличие ответственных за НИРС на кафедрах; - наличие положения о НИРС; - наличие положений о проведении студенческих конкурсов, выставок и пр.; - наличие положений о работе СНИЛ (студенческих научно-исследовательских лабораторий), СКБ (студенческих конструкторских бюро) и др.

Активность вуза по НИРС - количество международных, всероссийских, региональных конкурсов на лучшую НИР студентов, организованных вузом; - количество международных, всероссийских, региональных студенческих научных и научно-технических конференций, организованных вузом; - общее количество конкурсов на лучшую НИР студентов, организованных вузом; - общее количество студенческих научных и научно-технических конференций, организованных вузом; - общее количество выставок студенческих работ, организованных вузом; - количество международных, всероссийских, региональных выставок студенческих работ, организованных вузом; - количество дипломных работ, выполненных с элементами НИР.

Активность студентов вуза в НИРС - численность студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР; - численность студентов, указанных в качестве исполнителей (соисполнителей) в отчетах по НИР; - численность студентов, участвовавших в НИР с оплатой труда из средств Минобрнауки; - численность студентов, участвовавших в НИР с оплатой труда из внебюджетных источников; - количество студенческих работ, поданных на открытый конкурс, проводимый по приказу Минобрна-уки России, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам; - количество студенческих докладов на научных конференциях всех уровней; - количество заявок, поданных студентами на объекты интеллектуальной собственности; - количество студенческих проектов, поданных на конкурсы грантов; - участие в конкурсах инновационных проектов; - количество экспонатов, представленных на международных, всероссийских, региональных выставках с участием студентов; - число студентов, принявших участие в программах СТАРТ, У.М.Н.И.К.; - число студентов, работающих в СБИ (студенческих бизнес-инкубаторах), СКБ; - количество поданных рационализаторских предложений с участием студентов.

Результативность НИРС - количество грантов, выигранных студентами; - количество студенческих работ, поданных на конкурсы на лучшую НИР; - медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные за участие в открытом конкурсе, проводимом по приказу Минобрнауки России, на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам; - медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные на конкурсах на лучшую НИР и на выставках; - охранные документы, полученные студентами на объекты интеллектуальной собственности; - проданные лицензии на использование интеллектуальной собственности студентов; - количество научных публикаций студентов; - количество научных публикаций студентов без соавторов - сотрудников вуза; - стипендии Президента РФ, получаемые студентами.

Качество руководства НИРС - число преподавателей, награжденных нагрудным знаком Минобрнауки РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов»; - число преподавателей, наиболее активно занимающихся организацией и руководством НИРС, премированных из внебюджетных средств институтов (факультетов); - объем финансовой и материально-технической поддержки кафедр, лабораторий, научных коллективов и т.п., активно работающих в системе НИРС; - число преподавателей, ответственных за НИРС от кафедр и факультетов, получающих доплаты к должностному окладу за расширение объема работ.

Финансирование НИРС - число студентов, отправленных в командировки для участия в студенческих мероприятиях; - включение во 2-ю половину индивидуального плана ППС научно-исследовательской работы со студентами; - наличие Фонда поощрения НИРС в вузе.

Информационная поддержка НИРС - наличие сайта (раздела на сайте вуза) по НИРС; - наличие печатного/электронного издания по НИРС; - проведение круглых столов и других мероприятий по НИРС.

Таким образом, необходимо создание системы оценки результативности и эффективности развития НИРС вуза, при которой наибольшую значимость приобретут те критерии и показатели, которые будут характеризовать реальный потенциал НИРС для системы подготовки кадров высшей квалификации: число студентов, поступивших в аспирантуру; количество публикаций в научных журналах, входящих в перечень ВАК, выполненных с участием студентов; наличие конкретных вузовских мероприятий, стимулирующих научных руководителей, эффективно ведущих подготовку кадров высшей квалификации, и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брестский государственный технический университет. URL: www.bstu.by (дата обращения: 10. 04.2012).

2. Информационно-маркетинговый центр молодежной науки в Беларуси. URL: www.metolit.by (дата обращения: 10. 04. 2012).

X

УДК 555. В.А. Смолин

СМОЛИН Владимир Александрович - доцент кафедры геологии, геофизики и геоэкологии Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E mail: v_smolin@mail.ru © Смолин В .А., 2012

Проблемы подготовки инженеров-геофизиков на Дальнем Востоке

Обосновывается необходимость расширения подготовки геофизиков на Дальнем Востоке, обусловленная развитием нефтегазовой отрасли (поиск новых и мониторинг действующих месторождений) и дефицитом специалистов этого профиля на предприятиях угольной промышленности, а также увеличением объемов в промышленном и гражданском строительстве.

Ключевые слова: геофизические исследования, нефтегазовая отрасль, угольная отрасль, промышленное строительство, гражданское строительство, сейсмическое районирование, подготовка кадров.

The problem of training geophysicist in the far east. Vladimir A. Smolin - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The need to expand the training of geophysicists in the Far East due to the development of oil and gas industry (search for new and existing monitoring deposits); deficit geophysicists in the coal industry, the increase in the volume of industrial and civil engineering, accompanied by geological and geophysical investigations, the necessity of detailed seismic zoning and development standards in industrial and civil construction. Key words: geophysical surveys, oil and gas industry, coal industry, industrial and civil construction, seismic zoning, training.

Дальний Восток богат различными видами полезных ископаемых, которые могут служить базой для появления новых производств, что, несомненно, скажется на положительной динамике освоения региона и закрепления населения. Главные виды полезных ископаемых территории - золото, алмазы, энергоносители (нефть, газ, уголь), драгоценные и поделочные камни, строительные материалы, минеральные удобрения, полиметаллы, редкоземельные, драгоценные, лигирующие, цветные и черные металлы. Однако месторождения находятся, как правило, в труднодоступной местности и зачастую на большой глубине, что делает невозможным их поиск традиционными геологическими методами. Современная геофизика располагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.